Активизация внимания учащихся.




Аннотация

Внеклассное мероприятие на тему «Преподобный Варнава Ветлужский» разработано для организации внеурочной деятельности по патриотическому и духовному воспитанию, адресовано детям 8-10 лет.

Цель данного мероприятия: познакомить детей с жизнью и духовными подвигами Варнавы Ветлужского.

Задачи:

· Воспитывать у детей любовь к родной земле, к её истории.

· Способствовать стремлению к потребности совершать добрые дела.

· Развивать творческие, коммуникативные, познавательные способности детей.

Ожидаемые результаты:

- овладение учащимися смысловой составляющей некоторых исторических событий района;

- проявление у младших школьников заинтересованности в изучении истории своей Родины, района;

- получение со стороны учащихся эмоционального отклика.

 

Форма проведения: нравственный игровой практикум.

Данное внеклассное мероприятие приурочено к празднованию 600-летия прихода Варнавы Ветлужского на варнавинскую землю.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………….4

2. Основная часть………………………………………………………………….. 5

3. Заключение…………………………………………………………………...…10

4. Список использованных источников информации…………………………..11

5. Приложения

 

 

Ведение

Прошлое русской земли богато великими героями, проявлявшими чудеса храбрости, жертвовавшими жизнью для родины. Богато оно выдающимися и по своим мирным заслугам личностями, богато крупными, беззаветно трудившимися на славу своего народа государственными деятелями.

Но русская история слагалась не только из подвигов героев и деяний государственных деятелей. В жизни русского народа, в ее судьбах, играли огромную роль и скромные подвижники, которые своим примером вдохновляли народные массы, укрепляли в них веру, облагораживали их нравы и, отдавая свою жизнь на служение высоким идеалам, оставили память - прочнее памяти многих героев, витязей и богатырей. И такие люди, по своей кончине, становились предметом благоговейного почитания всего русского народа, от царя до последнего простолюдина.

Признается полезным знакомить учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях с жизнью и деятельностью героев, государственных людей, ученых, писателей. Несомненно, следует считать не менее полезным ознакомление юного поколения, и с жизнью тех великих подвижников, деятельность которых тесно связана с историей родины и которых народ справедливо причисляет к своим богатырям - богатырям духа.

Этот праведник – Преподобный Варнава Ветлужский, бесспорно, одна из самых замечательных личностей нашего далекого прошлого, праведник, к гробнице которого ежегодно стекались миллионы русских людей, чтобы подкрепить себя молитвою, найти утешение в горе.

Основная часть

Тема: «Преподобный Варнава Ветлужский»

Цель: познакомить детей с жизнью и духовными подвигами Варнавы Ветлужского.

Задачи:

· Воспитывать у детей любовь к родной земле, к её истории.

· Способствовать стремлению и потребности совершать добрые дела.

· Развивать творческие, коммуникативные, познавательные способности детей.

Ожидаемые результаты:

- овладение учащимися смысловой составляющей некоторых исторических событий района;

- проявление у младших школьников заинтересованности в изучении истории своей Родины, района;

- получение со стороны учащихся эмоционального отклика.

Форма проведения: классный час,нравственный игровой практикум.

Методы и приемы: Игровой метод. Метод ИКТ, который позволяет проиллюстрировать путешествие, украсить его, сделать наглядным. Словесный метод – и ученики, и учитель проговаривают информацию, используется монолог, диалог и групповой ответ.

Необходимое материально-техническое обеспечение: проекционная система, презентация о Варнаве Ветлужском, мультфильм Варнава Ветлужский, мультфильм о храмах, церковная музыка.

Предварительная подготовка: готовится группа чтецов, оформляется электронная презентация, книжная выставка по теме, готовятся карточки для групповой работы, «символы» для рефлексии.

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент.

Активизация внимания учащихся.

Учитель: Посещая храмы, мы видим иконы с изображением святых. Кто такие святые?

(Ответы детей)

Учитель: Святые были такие же люди, как и каждый из нас. Но в какой-то момент они задумались: «Для чего я живу на свете? К чему стремлюсь?». Они начинали жить праведно, старались делать добро, давали людям мудрые советы, помогали в трудных жизненных ситуациях. Им пришлось много бороться со злом. Многие из святых ещё при своей жизни на земле творили чудеса. О том, как они жили, можно узнать из особых жизнеописаниях – житиях святых.

(Фрагмент Видео презентации проекта "Живой свет: преподобный Варнава Ветлужский" 0.40 сек.)

Учитель: Как вы уже поняли, сегодня мы поговорим о преподобном Варнаве Ветлужском. Кто он? Когда жил? Какие подвиги и во имя чего совершал? Почему так любим православным народом?

Основная часть.

(Слайд 1)

Учитель: Преподобный Варнава родился в последней четверти XIV века. Обстоятельства жизни его почти не известны. Варнава был священником, но овдовев, стал монахом.

Ребята, как вы представляете жизнь монаха? Чем они занимаются? (ответы детей)

Человек, который хочет стать монахом сначала испытывает свои силы – становится послушников, живёт в монастыре и выполняет самую тяжёлую работу. Если он понимает, что сделал правильный выбор, происходит пострижение в монахи. Это такое обрядовое действие, состоящее в пострижении волос в знак принадлежности церкви. Монах дает обещание посвятить жизнь Богу и начинает новую жизнь: он не имеет дома, семьи, он много молится и трудится. При постриге монах получает новое имя. Это в знак того, что его жизнь изменилась.

(Слайд 2)

Учитель: При пострижении святому было наречено имя Варнава («Сын утешения»). Около 1417 г. преподобный Варнава отправился в путь к далёкой реке Ветлуге для благовествования веры Христовой языческим народам.

Чтец 1. Ветлужский лес – глухой, дремучий,

Непостижимый для людей –

Могучих сосен стон скрипучий,

Дыханье ветра, средь ветвей.

Там жили только черемисы –

Языческие племена,

Да глухари, медведи, лисы –

Такие были времена.

Учитель: Преподобный Варнава поселился в нижнем течении Ветлуги, на возвышенности по правому берегу реки; впоследствии это место стали называть «Красная горка».

(Слайд 3)

Чтец 2. Срубил себе Варнава келью,

На Красной горке, средь тех мест,

А чтоб светить всю эту землю

Установил Голгофский крест.

Для многих непонятен подвиг,

Тот, что Варнава совершил,

Не каждый ведь готов на постриг,

А он готов был, так и жил…

(Слайд 4)

Учитель: Одному Богу известно, сколько страданий претерпел преподобный, питаясь травой и желудями. К нему приходили дикие звери, живущие близ его кельи, и он ходил между ними как между домашними животными и, утешаясь, благодарил Бога за то, что они были для него безвредны.

Монашеская жизнь особая тяжелая. Зачем человек добровольно отказывается от нормальной человеческой жизни, от своего имени? Что дает право называть жизнь монаха подвигом? Ребята, что вы считаете подвигом? (Ответы детей)

Учитель: Подвигом считается то, когда человек добровольно жертвует собою в интересах всего человечества, то есть из любви к другим людям. Монашеский подвиг совершается из любви к людям, к Богу, от страдания, от осознания того, как неправильно живут люди.

(фрагмент мультфильма про пр.Варнаву Ветлужского)

Чтец 1. Молился Господу с охотой,

Доволен был своей судьбой

И окружал большой заботой,

Тех, кто пришел к нему с бедой.

От помогал советом, словом,

Всех утешал, благословлял

И в мире непонятном, новом-

Людей заблудших направлял.

Святой заступник перед Богом,

Нижегородской всей земли,

Он жил в отшельничестве строгом,

Чтоб мы себя найти смогли.

Он не роптал, а просто верил,

Под плеск реки и шум лесной

И столько, сколько Бог отмерил,

Свершал великий подвиг свой.

(слайд 5)

Учитель: Людям, посещавшим Варнаву, он предсказал, что после смерти его на берегу реки Ветлуги будут жить люди. После 28 лет подвигов на Красной горе, преподобный Варнава скончался 11 июня 1445 г. в глубокой старости и был погребен наверху горы.

Вскоре необитаемый край на берегу реки Ветлуги сделался населенным людьми. Примерно во второй половине XV века люди построили на Красной Горе две церкви и основали общежительную обитель, которая получила название Варнавинской пустыни.

(Мультфильм про Троицко-Варнавинский монастырь)

Учитель: Здесь при гробе преподобного начали свершаться чудесные исцеления, о чем скоро разнеслась широкая слава в соседние места.

Чтец 2. Происходили исцеленья,

От праведных мощей его,

И исчезали без сомненья, -

У тех, кто веровал в него.

Учитель: Многие люди желали пойти и поклониться гробу преподобного.

(Слайд 6)

С этого времени началось прославление преподобного отца Варнавы, и он был причислен к лику святых Российской церкви, и положено службу ему править ежегодно 11 июня (24 июня) в день его кончины.

(Слайд 7)

Чтец 1. Мелькали дни, недели, годы,

Прошло с тех пор уж пять веков

И очень многие народы

Нашли в краю Ветлужском кров.

Сейчас там города, районы,

Там люди создают семью –

Туда стремятся миллионы:

Ветлуга, я тебя люблю!

Учитель: В 1778 г возник город Варнавин, один из уездных городов в Костромской губернии.

Чтец 2. Диковин много есть на свете,

И на Руси довольно их,

Но мы о том узнали, дети,

Как виден Бог в святых своих.

Учитель: Вот мы и пролистали жизненный календарь Варнавы Ветлужского, святого русской земли, который посвятил себя родной земле и ее людям.

А теперь, ребята, мы узнаем, хорошо ли вы запомнили житие преподобного Варнавы. Мы проведем игру. У меня на столе цветные фигуры, пусть каждый подойдет к столу и выберет себе фигуру. (Дети выбирают фигуру). Те, кто выбрал фигуры одного цвета, составляют одну команду .(Дети группируются в 2 команды по 7 человек)

Начало игры.

Задание 1. «Викторина». Сейчас я задам командам несколько вопросов. Та команда, которая быстрее поднимет руку, будет отвечать. За каждый правильный ответ команде дается одно очко.

Вопросы:

1. В каком городе родился Варнава Ветлужский?

2. Кем был Варнава Ветлужский?

3. Как назывались племена, которые жили в лесу, куда отправился Варнава?

4. Какое название получила гора, где поселился Варнава?

5. Сколько жил в одиночестве святой?

6. Какое название получил монастырь, основанный на Красной горке?

Задание 2. «Узнай храм по описанию». Каждая команда получает карточки с описание храма. Ваша задача, назвать храм. Кто быстро и правильно выполнит задание, получает одно очко.

Карточка1. Самая старая деревянная шатровая церковь. Её построили в конце 19 века над могилой Варнавы Ветлужского. Церковь стояла на крутом берегу реки Ветлуга. (Никольская церковь)

Карточка 2. Церковь с колокольней была построена в 1835 г. храм был каменный. В стиле высокого классицизма. Это был единственный зимний храм с печным отоплением. (Церковь Живоначальной Троицы)

Задание 3. «Собери пазл». Каждая команда получает конверт, в котором лежит изображение иконы. Изображение нужно собрать и назвать святого, который изображен на этой иконе. Кто быстрее соберет изображение и назовет святого, получит одно очко. (прп.Варнава Ветлужский, прп.Николай Чудотворец) Как связан Николай Чудотворец и Варнава Ветлужский?

Задание 4. «Добродетель». Перед вами чистый лист, на котором изображена рука. Ваша задача – подумать и написать, какие качества помогли Варнаве Ветлужскому прожить святую жизнь. Каждая команда получит очко.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: