Проблемы направления развития социального партнерства в реализации социальной политики Республики Беларусь




Социально-экономические реалии переходного периода объективно подталкивают к дальнейшему развитию социального партнерства в республике Беларусь, упрочению и совершенствованию его нормативной правовой базы.

Особенность нынешнего этапа состоит в неустойчивости социально-экономической ситуации, неотработанности всеобъемлющего организационно-правового обеспечения проводимых преобразований, относительной неразвитости правового статуса субъектов трудовых отношений, незавершенности организационной структуры системы социального партнерства.

На эффективность функционирования системы коллективно-договорных отношений и ее дальнейшее развитие в республике существенно влияют следующие обстоятельства:

¾ недостаточно активно протекает процесс становления субъектов партнерских отношений. не завершено формирование объединений нанимателей как стороны социального партнерства. органам государственного управления приходится брать на себя часть их функций;

¾ на отраслевом и местном уровнях объединения нанимателей еще не сформировались. профсоюзы на отраслевом уровне предпочитают при заключении соглашений вести переговоры с отраслевыми министерствами, которые практически не связаны с предприятиями негосударственного сектора;

¾ в законодательстве республики Беларусь не в полной мере раскрыты полномочия и функции органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также нанимателей и их объединений в области регулирования социально-трудовых отношений;

¾ слабо развито коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений в негосударственном секторе экономики, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, финансируемых из бюджета.

Учитывая важную роль социального партнерства в проведении реформ, сохранении социальной стабильности в обществе и с целью координации действий органов государственного управления, республиканских объединений нанимателей и профсоюзов при решении проблем экономического и социального характера считают:

¾ развитие системы социального партнерства в Республике Беларусь считается одной из важнейших государственных задач.

¾ субъектами социального партнерства выступают:

· на республиканском уровне - республиканские объединения нанимателей и профсоюзов, а также Кабинет Министров Республики Беларусь, уполномоченные им органы;

· на отраслевом уровне - отраслевые профсоюзы (их объединения) и объединения нанимателей, республиканские отраслевые органы государственного управления;

· на местном уровне - профсоюзы (их объединения), наниматели (их объединения), местные исполнительные и распорядительные органы;

· на уровне организации - наниматель либо уполномоченный им представитель и профсоюз (профсоюзы) или иные представительные органы работников, уполномоченные в соответствии с актами законодательства представлять их интересы.

Особенность переходного периода в Республике Беларусь состоит в неустойчивости социально-экономической ситуации, необработанности всеобъемлющего организационно-правового обеспечения проводимых преобразований, неразвитости правового статуса субъектов трудовых отношений, незавершенности организационной структуры системы социального партнерства.

На эффективность функционирования системы коллективно-договорных отношений и ее дальнейшее развитие в Республике Беларусь существенно влияют следующие обстоятельства:

¾ недостаточно активно протекает процесс становления субъектов партнерских отношений. Не завершено формирование объединений нанимателей как стороны социального партнерства. Органам государственного управления приходится брать на себя часть их функций;

¾ на отраслевом и местном уровнях объединения нанимателей еще не сформировались. Профсоюзы на отраслевом уровне предпочитают при заключении соглашений вести переговоры с отраслевыми министерствами, которые практически не связаны с предприятиями негосударственного сектора;

¾ в законодательстве республики не в полной мере раскрыты полномочия и функции органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также нанимателей и их объединений в области регулирования социально-трудовых отношений;

¾ слабо развито коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений в негосударственном секторе экономики, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, финансируемых из бюджета.

Изучение причин этих и других явлений, снижающих возможности социального партнерства, разработка методов и путей их преодоления поможет в ближайшее время создать действенную систему социального партнерства.

Дальнейшее развитие системы социального партнерства в республике будет самым тесным образом взаимосвязано с темпами перехода к рыночной экономике и демократизации общества.

Первейшей задачей социального партнерства на нынешнем этапе социально-экономического развития является создание нормативно-правовой базы и формирование на этой основе сильных, независимых объединений нанимателей и профсоюзов, а также развитие коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в негосударственном секторе экономики.

Необходимо усилить роль местных соглашений, а также теснее увязывать содержание договоров и соглашений с результатами деятельности отраслей и предприятий.

В дальнейшем по мере социально-экономического развития целесообразно:

¾ постепенно осуществлять мероприятия по сокращению непосредственного участия государства в трехсторонних переговорах и усилению роли двусторонних соглашений нанимателей и профсоюзов;

¾ на уровне отраслей и территорий развивать отношения между объединениями нанимателей и профсоюзов;

¾ постепенно функции отраслевых производственных министерств как субъектов социального партнерства передавать отраслевым объединениям нанимателей;

¾ уточнить функции органов государственной власти на местах как субъектов социального партнерства;

¾ активно развивать систему участия работников в управлении предприятиями;

¾ совершенствовать организационные формы социального партнерства (процедуры проведения переговоров и консультаций, присоединения к заключенному соглашению, порядка распространения действия договоров и соглашении и т.п.);

¾ учитывать происходящие интеграционные процессы в рамках СНГ, особенно между Беларусью и Россией, способствовать осуществлению интеграции правовых систем стран содружества, введению единых стандартов социальной защиты.

Вывод: интересы развития системы социального партнерства в Республике Беларусь требуют комплексного подхода к разработке и осуществлению мер, направленных на совершенствование механизмов регулирования социально-трудовых отношений. Научно-методическое обеспечение социального партнерства предполагает глубокую и всестороннюю проработку и научное обоснование подходов сторон к оценке и прогнозированию социально-экономической ситуации, выбору приоритетов при подготовке и заключении коллективных договоров, соглашений.

Необходима выработка научно-методической основы для формирования правового, экономического и других механизмов, заинтересовывающих стороны вступать в партнерские отношения, проводить согласованную политику в области социально-трудовых отношений, выделять соответствующие финансовые и материально-технические ресурсы для реализации соглашений и коллективных договоров.

Развитие системы социального партнерства напрямую зависит от полноты и своевременности информационного обеспечения этой работы. информационно-пропагандистская работа должна строиться на основе широкого использования средств массовой информации.

Функционирование системы социального партнерства, как и любой организационной системы, связано с определенными финансовыми затратами. источниками ее финансирования могут быть средства, выделяемые сторонами социального партнерства, а также средства из бюджета.

Решение перечисленных выше и других вопросов позволит повысить эффективность системы социального партнерства, поможет мобилизовать имеющийся потенциал социального партнерства для эффективного социально-экономического развития нашей страны.


Заключение

Социальное партнерство - это особый вид социальных отношений, обеспечивающих разрешение (смягчение) противоречий между основными социальными партнерами на основе равноправного взаимного учета их интересов в переговорно-договорном процессе в целях оптимально возможной сбалансированности их действий и достижения социального согласия.

Модель социально ориентированной рыночной экономики, которая формируется в Республике Беларусь, не сможет реализоваться в полном объеме без согласия органически связанной с ней системы социального партнерства.

Формирование социального партнерства - задача достаточно сложная. Она предполагает не только экономические компромиссы, но и психолого-аксиологическое его восприятие, умение быть партнером: работодателю - с наемным рабочим, профсоюзу - с государством; государству - с частными собственниками. В больших открытых экономиках на это ушло больше столетия.

В нашей стране решение этих задач, хотя социальное партнерство и закреплено в ст. 14 Конституции Республики Беларусь, находится на начальной стадии. В связи с этим полезно видеть. Знать и учитывать все позитивные и негативные явления в его развитии. Важно помнить, что социальное партнерство не «довесок», а внутренняя составляющая, атрибуты социально ориентированной экономики в современном мире.

В настоящее время в индустриально развитых странах с рыночной экономикой сложились свои национальные модели социального партнерства. идея социального партнерства закреплена в конституциях и законодательстве многих государств, активно проводится в жизнь на практике на всех уровнях экономики - от отдельного предприятия до масштабов страны. например, в Бельгии идея социального партнерства была законодательно закреплена в 1948 году, в ФРГ - в 1952, в Австрии - в 1957, в странах Северной Европы - в 1970-х гг., во Франции - в 1958 году и т. д.

Организационные формы и методы регулирования социальных отношений служат предметом непрекращающегося экспериментирования. Эффективность различных моделей, их прочность неоднократно проверялись в периоды тяжелой депрессии и застойной безработицы.

Модели социального партнерства различаются по уровням ведения коллективных переговоров для достижения согласия по основным проблемам социально-экономического развития.

В настоящее время в западном обществе наблюдаются три модели социального партнерства, каждая из которых опирается на различные варианты взаимодействия основных субъектов:

¾ согласительная модель;

¾ антипрофсоюзная модель;

¾ плюралистическая модель.

Многообразный опыт развития социального партнерства в зарубежных странах Запада подтверждает его эффективность. Социальное партнерство все больше играет роль эффективного фактора социальной стабилизации и устойчивости. А это главное, непременное условие всех других успехов человеческого сообщества, особенно с учетом условий и тенденций начавшегося нового, ХХI века.

Интересы развития системы социального партнерства в Республике Беларусь требуют комплексного подхода к разработке и осуществлению мер, направленных на совершенствование механизмов регулирования социально-трудовых отношений. Научно-методическое обеспечение социального партнерства предполагает глубокую и всестороннюю проработку и научное обоснование подходов сторон к оценке и прогнозированию социально-экономической ситуации, выбору приоритетов при подготовке и заключении коллективных договоров, соглашений.

Необходима выработка научно-методической основы для формирования правового, экономического и других механизмов, заинтересовывающих стороны вступать в партнерские отношения, проводить согласованную политику в области социально-трудовых отношений, выделять соответствующие финансовые и материально-технические ресурсы для реализации соглашений и коллективных договоров.

Развитие системы социального партнерства напрямую зависит от полноты и своевременности информационного обеспечения этой работы. информационно-пропагандистская работа должна строиться на основе широкого использования средств массовой информации.

Функционирование системы социального партнерства, как и любой организационной системы, связано с определенными финансовыми затратами. источниками ее финансирования могут быть средства, выделяемые сторонами социального партнерства, а также средства из бюджета.

Решение перечисленных выше и других вопросов позволит повысить эффективность системы социального партнерства, поможет мобилизовать имеющийся потенциал социального партнерства для эффективного социально-экономического развития нашей страны.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: