Социальное партнерство: сущность, причины, элементы




Введение

Теорией и практикой давно доказано, что социально-трудовые отношения в социально ориентированной рыночной экономике являются важнейшими для постоянного поступательного развития страны и создания устойчивого политического климата.

В свою очередь, решение социально-экономических проблем должно производиться с учетом уровня социально-трудовых отношений, их правового обеспечения, соответствия целям и задачам социальной политики государства.

Законодательство является объектом постоянного внимания как со стороны законодателей, так и его потребителей.

Мировая практика хозяйствования и практика Международной организации труда (МОТ) привела, наконец, к отказу от радикальных способов решения проблем, возникающих в социально-трудовой сфере, к необходимости ведения социального диалога, учету интересов всех субъектов производственно-трудового процесса.

Цель социального партнерства - это достижение социального мира и дальнейшее продвижение по пути практической реализации важнейшего постулата. В современных условиях именно социальное партнерство должно выступить как способ цивилизованного согласования интересов различных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращения конфликтов в социально-экономической сфере, что определяет важность и актуальность рассматриваемого вопроса.

Целью написания курсовой работы является изучение роли социального партнерства в реализации социальной политик Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

¾ изучить сущность, принципы и элементы социального партнерства;

¾ изучить и проанализировать модели социального партнерства, на примере зарубежного опыта;

¾ определить проблемы направления развития социального партнерства в реализации социальной политики Республики Беларусь на современном этапе

Предметом исследования является социальное партнерство как фактор воздействия на реализацию социальной политики Республики Беларусь.

Объектом исследования является анализ социального партнерства при реализации социальной политики Республики Беларусь, проблемы в направлении развития социального партнерства.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы изучения (познания):

¾ общенаучные:

· анализ;

· синтез;

· индукция;

· дедукция и др.

¾ частные:

· графический анализ;

· статистический анализ и др.

В основу написания курсовой работы положено учебное пособие Лутохиной Э. А. «Макроэкономика: социально ориентированный подход» по общей редакцией Лутохиной Э. А. В данном учебном пособии достаточно лаконично и доступно изложен материал по тематике курсовой работы.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

В введение описаны цели, задачи, методы исследования, а также указан придемте и объект исследования курсовой работы.

В первой главе описывается сущность социального партнерства, предпосылки обусловившие его возникновение, принципы на которых оно базируется. Составные элементы и механизм функционирования.

Во второй лаве рассмотрена модели социального партнерства на пример таких зарубежных стран, как США, Германия, Франции и др. стран

В третьей главе очерчены основные проблемы развития социального партнерства в Республики Беларусь на современном этапе.

Заключение содержит основные выводы по трем выше описанным главам курсовой работы.


Социальное партнерство: сущность, причины, элементы

 

К концу XIX - началу XXвв. Социальные конфликты, забастовочное движение были практически постоянными явлениями в мире. Широко известен в этом отношении, к примеру, 1905г. в России. Общее число забастовок тогда составило 13 955. одна из них переросла в кровопролитное Декабрьское вооруженное восстание. И в крупных западных странах в ХХ в. забастовочное движение имело значительный размах.

В США, например, в период 1948 - 1957гг. ежегодно число забастовок составляло 3 - 5 тыс. с числом бастующих по 2 - 4 млн. чел. Большой размах забастовки получили и в Европе, особенно во Франции и Италии. Скажем, в 1948г. во Франции в забастовках участвовало больше 6 млн. человек. По сути каждый год был по 1,5 - 3 тыс. забастовок. Такая ситуация создавала социальную и экономическую нестабильность.

Социальная конфликтность, возникшая намного раньше, давно привлекала внимание мыслителей. В числе первых на эту проблему обратил внимание английский философ Ф.Бекон (1561 - 1626). В своих работах он показал, что к возникновению конфликтов в обществе ведет пренебрежение интересами и мнениями разных социальных сословий. Известный философ-просветитель Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778) широко развил идеи об «общественном договоре», сутью которого была необходимость договариваться, а не конфликтовать. Такой договор, по мысли философа, способен вернуть людям общее согласие и мир. Немецкий философ И. Кант (1724 - 1804) был активным сторонником компромисса в общественно-экономических отношений. Человеческие отношения он рассматривал как взаимные действия, полезные для обеих сторон, и поэтому требующие взаимных уступок, компромиссов. В Росси идеи социального мира, «товарищества» распространял в свои трудах экономист и социолог В. В.-Берви-Флеровский (1829 - 1918). В работе «Положение рабочего класса в Росси» он резко критиковал полный произвол хозяина по отношению к работнику, ужасающие условия быта рабочих и их детей. Однако выход он видел не в противостоянии, а в солидарности, в товариществе. Он писал, что «борьбе за существование» нужно противопоставить «союз за существование». Развитие этих идей находим у российского экономиста М. И. Туган-Барановского (1865 - 1919), в которых он выделял особую роль правовой базы во взаимоотношениях предпринимателей и работников.

Итак, теоретической основой социального партнерства явилось углубляющееся понимание того, что процесс производства и воспроизводства капитала, поэтому производство невозможно при столкновении интересов его сторон - работодателей и работников. Напротив, он возможен и успешен только при их взаимодействии, при сближении и взаимном учете интересов. Любое противостояние, всякая борьба работодателей и работников прекращает и разрушает производственный процесс создания национального продукта и, следовательно, богатства. При этом беднее становятся обе стороны - и представители капитала, и представители труда, значит, все общество. Однако это понимали в то время только теоретически. Резкое нарастание реальных противоречий и противостояний привело к тому, что в начала ХХ в. произошло разветвление теории на две. Они оказались непримиримыми:

¾ первая доказывала необходимость революционного переустройства капитализма;

¾ вторая обосновывала необходимость его реформирования на основе компромиссов.

Понятие «социальное партнерство» в литературе все еще определяется по разному. Одни исследователи рассматривают социальное партнерство достаточно четко и узко - как метод регулирования конфликтных трудовых отношений. Тем не менее и при разбросе мнений очевидно то, что социальное партнерство - это, во-первых, определенные взаимоотношения между людьми; во-вторых, субъектами этих отношений являются работодатели, работники и государство; в-третьих, объектами таких отношений обычно служат условия труда, уровень доходов, социальное положение субъектов, их место, роль и права в создании и распределении производства продукта. В-четвертых, целью отношений социального партнерства являются учет и сбалансированность интересов основных его субъектов ради социального согласия и мира.

Необходимость возникновения и развития социального партнерства обусловлена объективно. Она связана с тем, что у основных субъектов - работодателей и наемных работников - разные роли как в производстве, так и в обществе в целом. Вместе с тем эти субъекты не могут вести производство. Реализовывать свои интересы друг без друга, без взаимодействия. Ни собственник средств производства (работодатель), ни работник не смогут получить: одни прибыль, а другие - средства для жизни, если не объединятся в одном процессе производства. При этом субъектов объединяет общий интерес. Вместе с тем их роли и функции разные, что вносит существенные различия в их положение и личные (групповые) интересы, которые могут разрастись до масштабов серьезных противоречий и даже вооруженных конфликтов. Здесь-то и возникает осознание необходимости оптимального сбалансирования интересов субъектов, т.е. выхода на пути социального партнерства.

Возможность же отношений социального партнерства обеспечивается тем, что при различии конкретных собственных интересов субъектов объективно взаимосвязанные общим делом, целью и интересом. Эта общность создает возможность с учетом интересов сторон пойти на определенный компромисс и прийти к согласию интересов на взаимоприемлемой основе. Чем выше ущерб от создавшегося противоречия сторон, тем сильнее необходимость и возможность его взаимовыгодного разрешения на основе партнерских отношений.

Основные черты социального партнерства:

¾ социальное партнерство строится на сочетании необходимости и возможности согласования интересов участвующих сторон;

¾ та или иная степень сбалансированности интересов сторон служит мерилом, критерием партнерства сторон;

¾ обсуждение спорных, конфликтных вопросов и их решении путем переговоров с участием всех заинтересованных сторон этих отношений;

¾ равноправие сторон, т.е. в равной силе их голосов при решении важного или спорного вопроса [8, с. 343]

На рисунке 1.1 отражены основные субъекты и принципы социального партнерства:

 

Рисунок 1.1 ― Субъекты и принципы социального партнерства

 

Насколько долго и трудно складывались в истории сами партнерские отношения, настолько же непросто и небыстро формировались принципы социального партнерства.

Главная цель социального партнерства - это достижение социального согласия, а значит, и мира.

Социальное партнерство базируется на пяти основных принципах, которые отражены также на рисунке 1.1:

¾ взаимное признание интересов сторон (партнеров) как важных и правомерных;

¾ паритетность (равенство, равноправие) на всех стадиях партнерских отношений, в том числе и при принятии решений;

¾ социальная справедливость при регулировании интересов и действий, особенно в сфере труда и распределения доходов;

¾ нахождении компромисса при решении спорных и конфликтных вопросов, так как главная цель партнерства - достижение социального согласия;

¾ взаимную ответственность сторон за исполнение (и неисполнение) согласованных действий. [8, 342]

Практическая реализация принципов социального партнерства - трудная задача. Она требует учета не только своих интересов, но в равной степени и интересов партнеров. А это требует немалых условий, терпения, умения идти на компромисс. Достижение же такой согласованности интересов и действий приносит весьма ощутимые и ценные плоды:

¾ сглаживание поляризации общества;

¾ повышение экономической активности всех участников созидательного проекта;

¾ обеспечение политической, экономически и социальной устойчивости.

Достижение социального согласия требует решения ряда соложеных задач, и прежде всего формирования системы социального партнерства.

Первой составляющей системы социального партнерства является выделение и четкие определения субъектов партнерских отношений, а также тех институтов (учреждений), которые могут их представлять. Исторически первая структура субъектов партнерства представлена только двумя сторонами: работниками - работодателями (собственниками средств производства). Такое двустороннее партнерство впоследствии получило название «бипартизма». Затем структура субъектов-партнеров претерпевает существенные изменения, так как в переговорном процессе начинает участвовать и государство. Возникшие трехстороннее партнерство стало называться «трипартизмом». Модель трехстороннего соглашения была затем закреплена в Конвенции Международной организации труда (№144). По этой Конвенции государство становится также социальным партнером и подписывает общенациональное партнерское соглашение (договор) наряду с союзами работников и работодателей. Наконец, субъектная структура социального партнерства еще более усложнилась - было введено многоуровневое сотрудничество. Оно означало, что принцип «трипартизма» должен соблюдаться не только на общенациональном уровне, но и на отраслевом, и на уровне субъектов хозяйствования. Это ведет к тому, что, скажем, при заключении договора на предприятии партнеры должны учитывать содержание отраслевого договора, а, принимая отраслевой договор, следует учитывать позиции, закрепленные в общенациональном договоре о социальном партнерстве. [8, с. 343]

Вторая структурная часть системы социального партнерства - объекты партнерских отношений. Кроме субъектов структуры, социальное партнерство в целом, т.е. как особая система, включает в себя и определенную структуру объектов, по поводу которых достигается социальное партнерство. Выше отмечалось, что вначале объектом было только тарифы заработной платы, затем объектами становились условия труда, занятость, безработица, социальная защита и др. [8, с. 344]

Третьей составляющей системы социального партнерства на современном этапе следует считать стратегию и тактику его достижения. Это означает необходимость выработку долговременной основой его направленности, т.е. стратегии, соответствующей общей социально-экономической цели, а также разработку тактики ее достижения. [8, с. 344]

Четвертую структурную часть системы социальных партнерских отношений представляет их механизм. Эта составляющая системы достаточно важна и специфична. [8, с. 344]

Наконец, пятой составляющей современной системы социального партнерства следует признать культуру и этичность поведения партнеров. Под культурой здесь понимаются взаимная уважительность партнеров, их честность, доверие, высокая ответственность, без чего невозможна реализация истинно партнерских отношений в обществе. В без них в сложном современном мире, когда достаточно много не только внутренних, но и внешних проблем и угроз, экономике, стране трудно обеспечить свою устойчивость и независимость. [8, с. 344]

Все названные элементы социального партнерства в отдельности не могут обеспечить выполнение его задач. Только все вместе, в системном единстве они способны достичь главной цели социального партнерства - социального согласия и мира в обществе. Общая структура системы социального партнерства изображена на рисунке 1.2:

 

Рисунок 1.2 ― Структурные элементы социального партнерства

Механизм социального партнерства как элемент его системы - особо важное звено. Он понимается как совокупность методов и институтов, с помощью которых обеспечивается достижение партнерского взаимодействия сторон. Как всякий механизм, и этот имеет ряд составляющих рычагов, взаимодействие которых приводит к достижению целевой функции.

Главным элементом рассматриваемого механизма является переговорный процесс между сторонами - партнерами. Этот стержневой элемент настолько важен, что остальные, по сути, обслуживает его, обеспечивая эффект его функционирования.

Следующие элементом механизма социального партнерства служит процедуры (технологии) выявления и согласования позиций партнеров. Еще одним важным элементом следует считать экспертную работу по анализу и оценке предполагаемых положений в общем договоре партнеров. В социальном партнерстве большая роль принадлежит созданию соответствующих законов и других нормативных документов, которые бы фиксировали юридические рамки партнерства.

Система законов - это еще одни важный элемент механизма социального партнерства. В рассматриваемом механизме социального партнерства должен быть и контрольный элемент, главной функцией которого является отслеживание выполнение согласованного и принятого договора партнерства, выявление его нарушений и нарушителей. Наконец, в этом механизме для обеспечения его эффективности должен найти место и элемент выполняющий функции арбитража.

Механизм социального партнерства отражен на рисунке 1.3:


Рисунок 1.3 ― Механизм социального партнерства

 

Социальное партнерство - это прежде всего цивилизованная форма общественных отношений, обеспечивающая защиту интересов сторон путем заключения соглашения и договоров. С развитием экономики и общества эта форма становится все более необходимой, ибо глубинной особенностью социального партнерства, т.е. тем, ради чего оно возникло и развивается, является разрешение конкретных социальных противоречий. Такие противоречия между основными субъектами в экономике. Не будучи разрешенными или хотя бы смягченными, способны затормозить, прервать и даже остановить не только воспроизводство, но и социально-экономическое развитие. Более того, они могут вызвать социальное напряжение, социальный конфликт или противоречие, что в условиях современного уровня вооружений чрезвычайно опасно. социальное партнерство политика

Выводы: социальное партнерство - это особый вид социальных отношений, обеспечивающих разрешение (смягчение) противоречий между основными социальными партнерами на основе равноправного взаимного учета их интересов в переговорно-договорном процессе в целях оптимально возможной сбалансированности их действий и достижения социального согласия.

Модель социально ориентированной рыночной экономики, которая формируется в Республике Беларусь, не сможет реализоваться в полном объеме без согласия органически связанной с ней системы социального партнерства.

Формирование социального партнерства - задача достаточно сложная. Она предполагает не только экономические компромиссы, но и психолого-аксиологическое его восприятие, умение быть партнером: работодателю - с наемным рабочим, профсоюзу - с государством; государству - с частными собственниками. В больших открытых экономиках на это ушло больше столетия.

В нашей стране решение этих задач, хотя социальное партнерство и закреплено в ст. 14 Конституции Республики Беларусь, находится на начальной стадии. В связи с этим полезно видеть. Знать и учитывать все позитивные и негативные явления в его развитии. Важно помнить, что социальное партнерство не «довесок», а внутренняя составляющая, атрибуты социально ориентированной экономики в современном мире.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: