Повестка
Рассмотрение дела о мелком хулиганстве, совершенном несовершеннолетними Федотовым Ю.М. и Стрелковым Б.В. (ст. 20.1 КоАП РФ).
Цели деловой игры
- закрепление у студентов теоретических знаний по дисциплине «Административная ответственность»;
- привитие им умения свободно ориентироваться в законодательстве по делам об административных правонарушениях и правильно применять его;
- приобретение ими навыков проведения заседаний комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и принятия основанных на законе решений.
Вариант ситуации, предлагаемой для обсуждения на занятии
1 октября2016 года учащиеся 2 курса техникума несовершеннолетние Федотов Ю.М. (17 лет) и Стрелков Б.В. (16 лет) употребили по случаю дня рождения Стрелкова Б.В. у него дома спиртные напитки и решили пойти на дискотеку в Дом культуры.
Войдя в зал, где звучала музыка и танцевали молодые люди, Федотов и Стрелков, увидев сидящих на скамейке незнакомых им ранее девушек Белову Н.И. и Васину Е.П., стали настойчиво предлагать им знакомство. Белова ответила, что ни она, ни ее подруга Васина не желают с ними знакомиться, и пересели на другое место.
В свою очередь Федотов и Стрелков снова подсели к названным девушкам. Федотов обратился к Беловой со словами: «Сударыня, не желаете ли сбацать со мною ламбаду?», на что Белова ответила, что с пьяными не танцует, и направилась к выходу. Возмутившись отказом девушки, Федотов громко выразился нецензурной бранью в ее адрес.
В это время Стрелков подхватил на руки также пытавшуюся уйти вслед за подругой Васину, внес ее в круг танцующих и крепко удерживая девушку за руки, стал показывать ей различные «па», требуя повторять за ним. Васина вырвалась и пыталась бежать от Стрелкова, но последний схватил ее за рукав платья, снова потащил в круг танцующих, в результате чего рукав платья Васиной порвался.
|
Возмущенные поведением нетрезвых Федотова и Стрелкова девушки обратились к администратору Дома культуры Андреевой Н.И., которая вызвала из ближайшего отделения внутренних дел наряд милиции в составе Дмитриева К.Н. и Кузьмина П.Я., которые и доставили несовершеннолетних в дежурную часть. Дежурный ст. лейтенант Михайлов С.Д. на основании рапорта Дмитриева К.Н. и Кузьмина П.Я. опросил правонарушителей, потерпевших и свидетелей, составил протокол о совершенном Федотовым и Стрелковым мелком хулиганстве и все материалы дела для разрешения по существу передал начальнику ОВД Еремину О.Е.
Рассмотрев представленные материалы дела об административном правонарушении, совершенном Федотовым и Стрелковым и усмотрев в действиях указанных правонарушителей признаки состава правонарушения, предусмотренного ст. 20.1 КоАП РФ, начальник ОВД Еремин с учетом возраста правонарушителей направил собранные материалы в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
И связи с ним надлежит ответить на вопросы:
1. Соответствует ли закону решение начальника ОВД?;
2. Вправе ли комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривать подобные дела?;
3. Какое решение может быть принято председателем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при подготовке этого дела к рассмотрению?
Примерный состав участников деловой игры
1. Председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав — ведущий заседание.
|
2. Заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
3. Члены комиссии по делам несовершеннолетних и защитe их прав в количестве 3-4 человек.
4. Ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, ведущий протокол заседания.
5. Лица, в отношении которых ведется производство - Федотов Ю.М. и Стрелков Б.В.
6. Сотрудники полиции ст. лейтенант полиции Михайлов С.Д., сержант полиции Дмитриев К.Н., рядовой полиции Кузьмин П.Я.
7. Законные представители несовершеннолетних — матери Федотова М.В. и Стрелкова Ю.М.
8. Потерпевшие Белова Н.И. и Васина Е.П.
9. Свидетели администратор Дома культуры Андреева Г.И.,
10. Товаровед, проводивший товароведческую экспертизу порванного платья Грачевой Е.П.
11. Прокурор Ворошилин С.Д.
12. Защитник Смирнов А.В.
13. Представитель Иванов М.И.
14. Два эксперта-наблюдателя, оценивающие деловую игру.
15. Преподаватель, выполняющий роль научного консультанта.
Состав участников игры, в зависимости от количества обучаемых, может меняться. В частности, не исключено введение роли адвоката.
Подготовка к деловой игре
Преподаватель — руководитель игры, не позднее чем за неделю до ее проведения, собирает учебную группу и разъясняет студентам цели, задачи, процедуру, время и место ее проведения, характер и содержание подготовительной работы. Необходимо, чтобы студенты имели на руках сценарий деловой игры и, внимательно ознакомившись, вникли в предлагаемую для обсуждения ситуацию (дело).
|
Студенты могут предложить для обсуждения свой вариант административного правонарушения, совершенного несовершеннолетними.
Распределяются, тщательно прорабатываются с участием студентов основные характеристики и особенности предложенных ролей. С учетом того, что роли эти соответствуют административному законодательству, студентам надлежит понять назначение и правовое положение каждого участника предстоящего процесса (председателя комиссии, ее членов, лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевших, свидетелей, представителей несовершеннолетних и других).
Студентам предстоит тщательно изучить необходимые законы, иные нормативные правовые акты, а также предложенную для обсуждения ситуацию (дело), подготовить протокол об административном правонарушении и другие документы. Необходимо также подготовить для участия в заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав участников процесса.
Как правило, члены комиссии при подготовке к рассмотрению дела разрешают следующие вопросы:
1. Относится ли к компетенции комиссии рассмотрение данного дела?
2. Правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие материалы?
3. Извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения?
4. Истребованы ли необходимые дополнительные материалы?
5. Рассмотрены ли ходатайства участников процесса?
Студентам настоятельно рекомендуется предварительно подготовить тезисы выступлений, проект постановления комиссии, сформулировать вопросы к участникам административного процесса, использовать их в процессе игры.
Непосредственно перед проведением игры преподаватель поверяет готовность студентов и, при необходимости, консультирует, оказывает помощь в подготовке. Ориентирует студентов на то, чтобы деловая игра носила творческий характер, с тесным участием всей группы. Со студентом, который будет вест заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, преподаватель встречается отдельно, обговаривает еще раз порядок проведения заседания, дает необходимые рекомендации.
Примерный план проведения деловой игры
1. Преподаватель объявляет тему, проверяет наличие студентов, получивших роли, их готовность к игре, проводит краткий инструктаж, направляет ход игры.
2. Председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав объявляет заседание открытым, оглашает состав комиссии, какое дело слушается; секретарь докладывает о присутствующих правонарушителях, потерпевших, свидетелях и других участниках игры.
3. Председатель, убедившись, что присутствуют правонарушители и другие участники процесса, зачитывает протокол об административном правонарушении. Затем предоставляет слово правонарушителям, потерпевшим, свидетелям, товароведу, работнику полиции, которые говорят по существу административного правонарушения, совершенного Федотовым и Стрелковым.
4. Выступают члены комиссии, обмениваются мнениями по делу. Они могут задавать вопросы участникам процесса.
5. С разрешения председательствующего, вопросы друг другу могут задавать и участники процесса.
6. Комиссия исследует доказательства по делу об административном правонарушении (протокол, акт товароведческой экспертизы, показания участников процесса).
7. Председательствующий предоставляет слово прокурору, который дает заключение по существу представленных в материалах дела доказательств и высказывает свое мнение о необходимости принятия решения по делу.
8. Председательствующий предлагает комиссии проект решения по делу Федотова и Стрелкова, признав их виновными в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 20.1КоАПРФ.
9. Комиссия приступает к голосованию, принимает решение. Председательствующий зачитывает документ, разъясняет участникам процесса сроки и порядок обжалования принятого решения. Заседание объявляется закрытым.
Разбор деловой игры, подведение итогов
Преподаватель поочередно предоставляет слово экспертам-наблюдателям.
Первый эксперт в течение 5-8 минут оценивает подготовленность студентов к деловой игре, активность и компетентность ее участников, конструктивность и грамотность выступлений, принимаемых решений. Кратко анализирует действия участников административного процесса, качество подготовленной ими юридической документации и дает им оценку (по пятибалльной системе). При этом учитывается активность студентов, знание ими законов, в особенности процессуальных норм административного права, обоснованность вынесенного комиссией постановления по рассматриваемому делу.
Экспертом выставляется также оценка учебной группе в целом.
Второй эксперт может согласиться с первым или высказать иную точку зрения по всем вопросам занятия, дополнить его.
Преподаватель, не повторяя сказанного экспертами, подводи г и точение 5-6 минут итоги занятия, кратко анализирует заключении экспертов. Обращает внимание на полноту достижения поставленных перед студентами задач, на недостатки и положительные стороны, высказывает, что, по его мнению, могло бы способствовать совершенствованию в дальнейшем деловой игры, повышению ее результативности.
Преподаватель обычно соглашается с оценками, выставленными экспертами участникам игры и в целом учебной группе.
Можно только выслушать мнение студентов о проведенной игре, что, как правило, способствует совершенствованию этой формы занятия.
В заключение преподаватель благодарит присутствующих за участие в деловой игре.