Основными видами аудиторной работы студентов, обучающихся по программе подготовки бакалавров, являются лекции, семинарские и практические занятия. Студенты не имеют права пропускать без уважительной причины аудиторные занятия, в противном случае они могут быть не допущены к зачету.
Формы освоения учебного материала по дисциплине «Основы теории национальной безопасности» достаточно традиционны и не имеют каких-либо специфических особенностей по сравнению с другими учебными дисциплинами.
На лекцияхпреподаватель излагает и разъясняет основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции студентам следует внимательно слушать и конспектировать лекционный материал; в конспекте рекомендуется оставлять поля для заметок для последующей самостоятельной работы над темой.
Изучение ряда тем учебной дисциплины завершаетсясеминарскими занятиями.Они служат для контроля преподавателем подготовленности студентов, закрепления изучаемого материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений по правовой проблематике, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссий, в том числе приемов аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов.
Семинару предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением лекционного материала и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также в литературе, рекомендованной преподавателем. По согласованию с преподавателем или его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. В процессе подготовки к семинару студент может обратиться за консультацией к преподавателю. Примерные (рекомендованные) темы рефератов и вопросов для обсуждения приведены в настоящих методических указаниях.
|
Семинары могут проводиться и в форме учебных конференций, которые включают в себя выступления студентов с докладами по отдельным государственно-правовым темам. Основу докладов, как правило, составляет содержание подготовленных студентами рефератов. Желательно предварительно представить текст доклада преподавателю для ознакомления.
Практические занятия служат для закрепления знаний и выработки навыков. Это активная форма занятий под руководством преподавателя, на которых детально изучаются вопросы, указанные в планах практических занятий. Практическому занятию предшествует самостоятельная работа студентов, связанная с освоением лекционного материала и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также литературе, рекомендованной преподавателем. По желанию студенты подготавливают доклады по конкретным проблемам дисциплины с возможностью выбора формы преподнесения материала (доклад, обсуждение, деловая игра, презентация и т. д.). В процессе подготовки к практическому занятию студенты могут воспользоваться внеаудиторными консультациями преподавателя. В отдельных случаях на практических занятиях преподавателями сообщаются дополнительные знания.
Качество учебной работы студентов преподаватель может оценивать, выставляя текущие оценки в рабочий журнал. Студент имеет право ознакомиться с выставленными ему оценками.
|
Важным видом работы студентов и слушателей при изучении дисциплины «Административная ответственность» является самостоятельная работа. Она должна носить творческий и планомерный характер. Студенты не должны ограничиваться лишь той информацией, которая была получена ими в ходе лекций или семинарских занятий, необходимо закрепить и увеличить ее объем в результате самостоятельной работы. Наибольший эффект при этом достигается при использовании «системы опережающего чтения», т. е. предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции.
Ошибку совершают те студенты, которые надеются освоить весь материал только за время подготовки к зачету или к экзамену. Опыт показывает, что уровень знаний у таких студентов, как правило, низок, а сами знания недолговечны.
В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальные, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций преподавателей студенты должны иметь возможность ознакомиться на кафедре.
Для студентов и слушателей, обучающихся по заочной форме обучения, самостоятельная работа являетсяосновной. Она включает изучение лекционного материала и рекомендованной литературы, выполнение заданий преподавателя (домашних контрольных заданий, рефератов). Особое внимание следует обратить на выполнениеконтрольной работы.
Самостоятельную работу над темой дисциплины следует начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам студентов. Обязательно следует использовать рекомендации преподавателя, данные в ходе установочных занятий.
Получив представление об основном содержании темы, необходимо изучить материал, используя конспект лекции и соответствующий раздел учебника. Затем желательно изучить первоисточники (или выдержки из них). Полезно также составить их краткий конспект (оставляя поля в тексте для своих пометок).
Одним из видов самостоятельной работы является подготовка реферата. Реферат – это самостоятельная письменная работа, обобщающая и анализирующая публикации по заданной теме, а также предполагающая выработку и обоснование собственной позиции автора в отношении рассматриваемых вопросов.
Подготовка реферата – один из видов исследовательской деятельности. Его написанию предшествует изучение и осмысление первоисточников, монографий, статей, возможно обобщение личных наблюдений. Работа над рефератом активизирует развитие самостоятельного творческого мышления.