Социальная политика государства.




Социальная политика – это политика государства, направленная на смягчение неравенства в распределении доходов, неизбежно присущего ры­ночной экономике, как, впрочем, и другим экономическим системам. Соци­альная политика направлена на ослабление дифференциации доходов и иму­щества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.

Поэтому важнейшей задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная под­держка со стороны государства, в первую очередь слабозащищенных слоев. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между до­ходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан че­рез механизм налогов и социальных трансфертов. В социальной защите бед­нейших слоев населения имеет место развитая система денежных и нату­ральных пособий, социальной помощи. Такая система служит амортизато­ром, смягчающим многие негативные последствия развития.[1, стр.544]

Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, опреде­ляющие уровень бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Социальный минимум помимо минимальной нормы удовлетворения физиологических потребностей вклю­чает в себя затраты на минимальные социальные и духовные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимост­ной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для приемлемого уровня жизни; при этом предполагается, что бедные имеют более-менее нормальные жилищные ус­ловия. Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в тече­ние относительно короткого промежутка времени (без приобретения одежды, обуви, и других непродовольственных товаров).

В зависимости от соответствия доходов прожиточному минимуму ну­ждающаяся часть населения имеет право на получение социальной помощи. При этом в странах с рыночной экономикой практикуется строго избира­тельный подход к определению лиц, действительно нуждающихся в этой по­мощи. В основе этого подхода лежат различные процедуры проверки, сред­ние критерии уровня дохода, размеры личного имущества, состояние здоро­вья, семейное положение и т.д.

В странах с рыночной экономикой применяются весьма разнообразные формы социального вспомоществования, в том числе различные де­нежные пособия, неденежные формы помощи, дома престарелых и т.д.[1, стр.538]

В условиях переходной экономики происходит резкое увеличение дифференциации доходов населения. В дополнение к различиям в степени адаптации к рыночным условиям отдельных групп населения неравенство в доходах усиливается трансформационным спадом, высокой инфляцией, мас­совой вынужденной безработицей, которая вызывает значительное снижение уровня жизни преобладающей части населения, особенно в самом начале пе­реходного периода.

В этих условиях государство вынуждено (даже вопреки логике, по ко­торой нужно сокращать вмешательство государства в экономику) активно участвовать в перераспределении доходов.

Как уже отмечалось, главными средствами перераспределения доходов населения служат прогрессивное налогообложение доходов и система транс­фертных платежей. Однако, возможности государства в этот период весьма ограничены. Этому способствует как приватизация, которая ведет к сокра­щению государственных доходов так и повышение налоговых ставок, ослаб­ляющее стимулы к получению высоких доходов и, соответственно, к высо­копроизводительному труду и инвестициям. Не последнюю роль играет и рост объемов социальных трансфертов, также снижающих стимул к труду. Поэтому социальная политика в переходной экономике призвана сократить разрыв доходах различных категорий населения, при этом не подорвав заин­тересованности в труде, включая предпринимательскую деятельность.

Социальная политика государства включает гармонизацию отношений между участниками рыночной экономики в форме социального партнерства, которое предполагает заключение правительством, национальным объедине­нием работодателей и профсоюзами как равноправными партнерами «обще­ственного договора» в области экономики и социальной политики.

Социальное партнерство в текущее время активно используется в про­мышленно развитых странах для выработки и проведения политики доходов. Инструментом такого взаимодействия является трехсторонние комиссии с участием правительства, работодателей и профсоюзов, которые ежегодно за­ключают соглашения, регулирующие динамику зарплат и некоторых соци­альных выплат.

Соглашения о социальном партнерстве регламентируют деятельность работодателей (своевременную выплату и индексацию зарплат, создание но­вых рабочих мест, соблюдение техники безопасности) и наемных работни­ков.[1, стр.545]




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: