Социальная политика – это политика государства, направленная на смягчение неравенства в распределении доходов, неизбежно присущего рыночной экономике, как, впрочем, и другим экономическим системам. Социальная политика направлена на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.
Поэтому важнейшей задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь слабозащищенных слоев. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов. В социальной защите беднейших слоев населения имеет место развитая система денежных и натуральных пособий, социальной помощи. Такая система служит амортизатором, смягчающим многие негативные последствия развития.[1, стр.544]
Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Социальный минимум помимо минимальной нормы удовлетворения физиологических потребностей включает в себя затраты на минимальные социальные и духовные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для приемлемого уровня жизни; при этом предполагается, что бедные имеют более-менее нормальные жилищные условия. Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого промежутка времени (без приобретения одежды, обуви, и других непродовольственных товаров).
В зависимости от соответствия доходов прожиточному минимуму нуждающаяся часть населения имеет право на получение социальной помощи. При этом в странах с рыночной экономикой практикуется строго избирательный подход к определению лиц, действительно нуждающихся в этой помощи. В основе этого подхода лежат различные процедуры проверки, средние критерии уровня дохода, размеры личного имущества, состояние здоровья, семейное положение и т.д.
В странах с рыночной экономикой применяются весьма разнообразные формы социального вспомоществования, в том числе различные денежные пособия, неденежные формы помощи, дома престарелых и т.д.[1, стр.538]
В условиях переходной экономики происходит резкое увеличение дифференциации доходов населения. В дополнение к различиям в степени адаптации к рыночным условиям отдельных групп населения неравенство в доходах усиливается трансформационным спадом, высокой инфляцией, массовой вынужденной безработицей, которая вызывает значительное снижение уровня жизни преобладающей части населения, особенно в самом начале переходного периода.
В этих условиях государство вынуждено (даже вопреки логике, по которой нужно сокращать вмешательство государства в экономику) активно участвовать в перераспределении доходов.
Как уже отмечалось, главными средствами перераспределения доходов населения служат прогрессивное налогообложение доходов и система трансфертных платежей. Однако, возможности государства в этот период весьма ограничены. Этому способствует как приватизация, которая ведет к сокращению государственных доходов так и повышение налоговых ставок, ослабляющее стимулы к получению высоких доходов и, соответственно, к высокопроизводительному труду и инвестициям. Не последнюю роль играет и рост объемов социальных трансфертов, также снижающих стимул к труду. Поэтому социальная политика в переходной экономике призвана сократить разрыв доходах различных категорий населения, при этом не подорвав заинтересованности в труде, включая предпринимательскую деятельность.
Социальная политика государства включает гармонизацию отношений между участниками рыночной экономики в форме социального партнерства, которое предполагает заключение правительством, национальным объединением работодателей и профсоюзами как равноправными партнерами «общественного договора» в области экономики и социальной политики.
Социальное партнерство в текущее время активно используется в промышленно развитых странах для выработки и проведения политики доходов. Инструментом такого взаимодействия является трехсторонние комиссии с участием правительства, работодателей и профсоюзов, которые ежегодно заключают соглашения, регулирующие динамику зарплат и некоторых социальных выплат.
Соглашения о социальном партнерстве регламентируют деятельность работодателей (своевременную выплату и индексацию зарплат, создание новых рабочих мест, соблюдение техники безопасности) и наемных работников.[1, стр.545]