Норвегия относится к числу стран, сильно зависящих от внешней торговли. Ее доля в ВВП страны составила к 2003 г. 69%. Норвегия экспортирует 90% нефти, почти весь природный газ на внешний рынок. Вывозится почти 100% продукции алюминиевой промышленности (при этом она целиком базируется на импортном сырье). Активно экспортируется продукция судостроения и ряда других отраслей.
Энергетика страны находится на очень высоком уровне. Норвегия занимает ведущее место в мире по таким показателям, как выработка электроэнергии на душу населения, добыча и экспорт нефти и газа, производство алюминия и ферросплавов, минеральных удобрений, бумажной массы, взрывчатых веществ промышленного назначения, улов рыбы, тоннаж торгового флота.
Экономическое развитие страны во многом связано с иностранными инвестициями, притоком иностранного капитала, в первую очередь из США, Великобритании и Швеции. Основные сферы его продвижения связаны с нефтедобычей, нефтехимией, судоходством, электроникой, химией, металлургией, пищевой промышленностью. Большинство норвежских предприятий относится к категории средних и мелких.
В силу перечисленных причин Норвегия активно участвует в мировых экономических отношениях и работает в 60 международных организация: в ВТО, МВФ, ОЭСР, в Международной организации труда (МОТ), в Европейской ассоциации международной торговли (ЕАСТ), является одной из сторон договора об Общеевропейском экономическом пространстве (ОЕЭП) и т. д.
ТЭК Норвегии — лидирующий комплекс страны. В его составе: сырая нефть и продукты ее глубокой переработки, природный газ и газовый конденсат, каменный уголь, энергетическое машиностроение, в том числе морские платформы, турбины, электротехническое машиностроение и электротехническое приборостроение, электростанции разных типов и электрические сети. Он является одним из мировых лидеров в строительстве новейших электростанций и энергосистем на возобновляемых источниках энергоресурсов. Страна уделяет огромное внимание экологическим проблемам сбережения биобогатств океанов и морей, охране окружающей среды и в этих вопросах также является одним из мировых лидеров. Норвегия, как и Финляндия, имеет непосредственную сухопутную и морскую границу с Северо-Западом России и её ТЭК.
|
Рассмотрим структуру топливно-энергетического комплекса Норвегии. Представленная на рис. 16.1 схема позволяет оценить приоритеты ТЭК Норвегии, а также дает возможность судить о задействованных в рамках энергетического комплекса производственных, технологических и специализированных составляющих, обеспечивающих выпуск широкого ассортимента продукции с высокими потребительскими свойствами.
Энергетическая система Норвегии имеет ряд принципиальных и важных особенностей.
За первую половину 1998 г. Норвегия добыла рекордное для своей страны количество углеводородного сырья (нефть и газоконденсат) — 3,3 млрд баррелей, не являясь при этом членом ОПЕК. Основная часть нефти в настоящее время добывается на шельфовых месторождениях Северного моря, потенциал которого еще очень велик. Запасы сырья Норвегии в Северном море в ближайшие годы могут возрасти на 7 млрд баррелей нефти и 26 трлн куб. футов газа.1 Норвежская нефть отличается низким содержанием серы.
|
Большая часть нефти добывалась на нескольких крупных месторождениях (Статфьорд, Озеберг, Гал Факс и Экофиск). Последним крупным открытием геологов стало месторождение Норн (1991 г., Норвежское море).
Добыча нефти в Норвегии началась с месторождения Экофиск в 1971 г., т. е. опыт активной добычи нефти у страны составляет более 35 лет. В августе 1998 г. консорциум, возглавляемый Phillips Petrolium (долевое участие 36,96%), при участии ряда норвежских компаний завершил четырехлетний проект «Экофиск-2», который предусматривал перестройку инфраструктуры этого месторождения. На проект было израсходовано $2,5 млрд. В результате на месторождении построены. Две новые платформы, которые позволят увеличить добычу нефти и газа на Экофиске примерно на 20%. Сырая нефть этого месторождения экспортируется в Великобританию, а газ — в Германию.
Рис. 16.1. Структура топливно-энергетического комплекса Норвегии
Ожидается, что активная добыча нефти и газа на этом старейшем для Норвегии месторождении может вестись вплоть до 2028 г., т. е. еще 23-25 лет. Описанный нами пример показывает, с каким тщанием и добросовестностью Норвегия относится к своим ценнейшим запасам сырья, расходуя большие средства на реконструкцию оборудования и рациональное извлечение сырья, что называется, до последней капли. Рациональное ведение бизнеса приносит, безусловно, немалый доход.
Норвежская нефтяная отрасль развивалась быстрыми темпами. Уже в 1982 г. в норвежском секторе Северного моря было выявлено 55 месторождений, из них 32 нефтяных и нефтегазовых и 23 газовых и газоконденсатных. В последние годы общее число месторождений увеличилось до 150 и продолжает расти. Отрасли, обслуживающие морскую промышленность в Норвегии, развивались достаточно быстро, и к 1975 г. группой Aker было построено 28 платформ (14 — непосредственно в Норвегии и 14 — по лицензиям в Финляндии, Сингапуре и Японии).
|
Хотя издержки добычи норвежской нефти существенно выше издержек добычи, например, иранской нефти ($12-14 за баррель против $3-4), но общий высокий спрос, высокое качество продукта, устойчивость и энергетическая безопасность поставок норвежской нефти определяют роль Норвегии на мировом и региональном рынках нефти и газа.
Развитие нефтегазовой отрасли естественно привело к переливу капитала и квалифицированной рабочей силы из таких традиционных для Норвегии старых отраслей, как рыболовство и судоходство.
Происходит бурный рост населения городов-портов Ставангер, Берген, Тронхейм и др., связанных с созданием и обеспечением газовой промышленности.
Парламентский отчет за 1974 г. сформулировал программу добычи нефти в Норвегии на ближайшие 15 лет. В ней указывалось, что на 1990 г. общий объем нефти и газа должен достичь уровня 90 млн тонн нефтяного эквивалента что оценивалось как пример «умеренного развития, не позволяющего перегреть национальную экономику и способного воспрепятствовать появлению нежелательных отраслевых диспропорций».2 Были поставлены основные цели: рост промышленного сектора, снабжение сырьем собственных нефтехимических производств, а также избавление от внешнего долга, достигшего к тому времени $20 млрд.
Главная цель норвежской экономической политики состояла в рациональном использовании поступлений от добычи нефти и газа. При уровне добычи в 50 млн тонн нефтяного эквивалента нефть и газ обеспечивают треть всех доходов от экспорта и 16% от ВНП, в то время как лесное хозяйство и рыболовство дают по 4,5%, судоходство — 3,6%, строительство — 7,2%. Нефтяная добыча давала государству очень важные налоговые поступления, составлявшие 20% всей доходной части бюджета. В 2001 г. эта доля достигла 30%. Важно отметить, что помимо корпоративного и социального налогов нефтегазовые компании выплачивают арендную плату на лицензионную площадь (более $9 тыс. за 1 км2) и налог на выбросы углекислого газа.3 Налоговая политика страны может быть хрестоматийным примером того, как надо пользоваться богатством страны, чтобы и капиталисты были не в убытке, и страна реально богатела.
Параллель 62° с.ш. была выбрана Норвегией и Великобританией как предел делимитации Северного моря по национальным секторам, хотя с точки зрения морской картографии граница между Северным и Норвежским морями проходит по 61о с.ш. Этой границе Норвегия придала смысл разделительной линии и в ресурсной политике страны. Выше 62° с.ш. право на поисково-разведочные и эксплуатационные работы на норвежском шельфе до 2002 г. предоставлялось только норвежским компаниям, хотя на условиях сотрудничества иностранные компании привлекались. В Норвегии действовали три компании — участника высокоширотных разработок: Statoil — полностью государственная компания, Norsk Hydro — во владении государства 51 % акций, Saga Petroleum — консорциум 80 небольших частных норвежских компаний.
Запасы нефти и газа в норвежском секторе Северного моря обеспечивали нормальное развитие отрасли, что не требовало немедленной экспансии в более северные районы. Районы Северного Ледовитого океана и Баренцова моря практически законсервированы до настоящего времени. Разумно и обоснованно избранная ресурсная стратегия страны направлена на использование нефти и газа в качестве долговременной и устойчивой экспортной базы нормального развития государства. Развивая обеспечивающие производства, строительные мощности, инфраструктуру, сопутствующие отрасли, Норвегия получает мультипликационный эффект промышленного развития и занятости, а не только 30-40 тыс. рабочих мест непосредственно в морской добыче и деньги от продажи сырой нефти и природного газа. В этом плане очень показательны, например, такие цифры. В 1980 г поступления от продажи нефти составили 7,5 млрд крон. Точно такую же сумму 7,5 млрд крон, страна получила от экспорта морского бурового оборудования. Это очень важный пример гармоничного развития экономики страны и сбалансированности ее стратегий. При взвешенной экономической политике мультипликационный эффект способствовал решению не одной какой-то безусловно важной задачи, но решал комплекс задач:
• успешное формирование бюджета страны с безусловным положительным сальдо;
• формирование резервного фонда, имеющего исключительное значение для небольшого северного государства;
• постоянное инновационное обновление отраслей и сохранение ими реальных конкурентных преимуществ;
• серьезное увеличение рабочих мест и минимизация безработицы;
• развитие диверсифицированного экспорта и получение бизнесом страны суммарного денежного эффекта.
Эти выводы подтверждаются следующими данными. К концу 1990-х гг. экспорт Норвегии составлял 40% ВНП, наполовину зависел от экспорта нефти и газа и на 14% — от экспорта машин и оборудования. Объемы капитальных вложений в морской промышленный комплекс страны постоянно растут, причем опережающе — из внутренних, норвежских источников. В настоящее время решаются вопросы развития нефтехимической и газохимической отраслей и газообеспечения Швеции. Эта задача требует увеличения поставок нефти на Норвежское побережье, что, в свою очередь, вызывает необходимость строительства новых нефтепроводов, например от месторождения Озеберг к г. Стуре, от месторождения Тролл — в г. Коллснес и г. Монгстад.4 Газ, поставляемый в Норвегию, кроме газохимического производства планируется использовать при выработке электроэнергии, в настоящее время практически полностью (99% в 1988 г.) вырабатываемой гидроэлектростанциями. Реализовано строительство теплоэлектростанций (ТЭС) на газе.5
Ввод в эксплуатацию ТЭС, в свою очередь, связан с переориентацией добывающих компаний на новые производства и изменением структуры производства и потребления энергии в стране, размещением новых производств в центральных и северных районах.
Стратегические планы развития нефтегазовой промышленности и всего ТЭК страны все более зависят от трех крупнейших нефтегазовых компаний (о которых мы уже упоминали), отражающих три формы собственности: государственную (Statoil), смешанную (51% у государства — Norsk Hydro) и частную (Saga Petroleum). Norsk Hydro является одной из старейших компаний страны, образованной в год получения Норвегией государственности (1905). Эта широко и глубоко диверсифицированная компания наряду с производством и переработкой сырой нефти и природного газа занимается алюминиевой промышленностью, агро-промышленностью и энергетикой (доля занятости энергетикой составляет порядка 10% от общей продукции страны). Крупнейший холдинг Statoil постепенно сокращает свою долю участия в разработках и добыче. В целом холдинг участвовал в 150 месторождениях и обеспечивал 40% общей добычи нефти и газа.6 После 2000 г. в новых лицензиях его доля сократилась до 15%. Правительство мотивирует это решение тем, что нефтегазовая отрасль, продвигаясь все дальше на север, в труднодоступные регионы, требует увеличения производственных издержек и привлечения крупного иностранного капитала. В 1985 г. был создан SDFI (State's Direct Financial Interest) — финансовый фонд прямого участия государства в нефтяных операциях. Эта мера увеличила поступления в бюджет и перевела «Statoil» из владельца ресурсов в управляющего. В 2001 г. парламент утвердил план продажи 10-25% компании Statoil частным инвесторам, а 15% SDFI — Statoil. В 2002 г. 6,5% SDFI продают компании Norsk Hydro и восьми другим операторам. Оставшиеся 78,5% SDFI реорганизованы в новую компанию Petoro, ставшую пятой крупнейшей в мире компанией по добыче нефти и газа (70 млн тонн нефтяного эквивалента в год).7
Проводимая в стране твердая и обоснованная макроэкономическая стратегическая политика позволила поддерживать высокий социальный уровень населения. Реальные расходы на душу населения у норвежцев одни из самых высоких в мире, а уровень безработицы в стране составляет 4,5% от экономически активного населения.
Норвегия имеет все основания считаться стабильно устойчивой и благополучной страной. Ее экономика укрепляется за счет высококвалифицированной рабочей силы, умелого государственного регулирования и хорошо организованного сектора бизнеса. В стране отсутствует коррупция, а ее экономика полностью прозрачна.
Высокий рост мировых цен на углеводородное сырье благотворно отразился на состоянии норвежской экономики. К концу 2003 г. рыночная стоимость ее активов возросла по сравнению с тем же периодом предыдущего года на 46%.
Благодаря нефте- и газодобыче страна смогла за последние три десятилетия создать мощные валютные накопления, которые гарантируют ее безбедное существование на последующие десятилетия, позволяя успешно преодолевать неблагоприятную конъюнктуру на мировых товарных рынках при возникновении таковой. Всей своей деятельностью Норвегия постоянно создает благоприятный климат для развития своей экономики, извлекая из существующих ресурсов максимум выгоды, обеспечивая таким образом доступ к товарам и услугам и создавая твердый фундамент для процветания общества.
В табл. 16.2 приводятся важнейшие экономические характеристики страны за период с 2001 по 2005 г.
В целом в топливно-энергетическом комплексе Норвегии, в который входят Добыча нефти и газа, поставщики оборудования, товаров, технологий и услуг, исследовательские организации и учебные заведения, работающие на этот комплекс, непосредственно занято 70 тыс. человек (3% экономически активного населения). Но опосредованно через связанные отрасли и иные механизмы ТЭК способствовал занятости 220 тыс. человек. Непосредственно в нефтедобыче заняты 16,4 тыс. человек.8
Таблица 16.2.
Экономика Норвегии за 2001-2005 гг. (в % к предыдущему году)
Источник: Nasjonalbudjettet 2004, Det Kongelige rinansdepartement, U9/ZUIW.
Вследствие высоких мировых цен на углеводородное сырье рыночная стоимость государственного нефтяного фонда Норвегии возросла, например, в 2003 г. на 39,7% и составила 845 млрд крон ($120,7 млрд).
Наконец, следует также заметить, что Норвегия вкладывает серьезные средства в развитие новых направлений энергетики, связанных с возобновляемыми источниками энергии. Речь идёт о приливных электростанциях, океанской, о ветряной, волновой, водородной энергетике и о других источниках. Ведутся теоретические и экспериментальные исследования, проектируются и устанавливаются станции, пока небольшой мощности, с целью апробации и практической эксплуатации принципиально новых решений. К числу таких электростанций относятся и ветряная станция в Квитфиле около Тормеё, и водородная станция в Утеире (Северная Норвегия), разрабатывается крупный проект строительства приливной станции в Северной Норвегии мощностью до 6 МВт, реализуемый компанией Hammefest Stroem, и ряд других проектов. Накапливается опыт и знания для нового прорыва науки в области энергетики и обеспечения условий жизнедеятельности в трудных условиях Севера Европы и мира. Все эти проблемы напрямую касаются и российского Севера (рис. 16.2).
Рис. 16.2. Факторы конкурентоспособности топливно-энергетического комплекса Норвегии (по М. Портеру)9