Рассмотрим основные неисправности коробки передач. Во-первых, если у трактора появился большой свободный ход рычага переключения передач, частичный выход шестерен из зацепления, беспричинное выключение передач - стоит обратить внимание на поверхности трения вилок переключения (скорее всего есть следы износа), кулисы, пазы скользящих кареток. Возможно утеряна упругость пружин фиксаторов (рис. 2.6.1).
Ситуация следующая: сбой проявляется при включении или выключении I передачи и заднего хода. В таком случае снимают боковую крышку, вилку переключения. Если при осмотре выявлен износ и толщина щек вилки составляет менее 8,0 мм вилку I передачи и заднего хода нужно менять меняють. Попутно оценивают техническое состояние сопряжений вилок переключения и скользящих кареток. С этой целью снимают вилки и последовательно вставляют их в соответствующие пазы скользящих кареток, оценивая при этом зазор между ними. При превышении зазора в 1,5 мм, вилку нужно заменить. Блок шестерен подлежит замене при ширине паза больше 10,8 мм.
Возникновение при эксплуатации трактора инородних шумов в коробке передач, перегрев некоторых частей корпуса дают понять, что произошло разрушение либо заклинивание подшипников валов.
Для обнаружения и устранения этих дефектов, из коробки нужно слить масло, убрать пол кабины и крышку коробки передач. Иногда дополнительно снимают боковые крышки или раздатку. Далее ломиком прокручивают и проверяют все доступные для этого валы, оказывая на них воздействие в осевом и радиальном направлениях. При контроле обоймы подшипников они не должны прокручиваться в своих местах, а какие-либо сдвиги валов не должны чувствоваться. Если вы увидели намек на износ подшипников, их посадочных мест, легко ощущаемые передвижения валов, в таком случае коробку передач достают с трактора и разбирают для замены неисправных подшипников.
|
Стуки в коробке передач, которые прекращаются при включении другой передачи, могут появляться из-за поломки зубьев отдельных шестерен.
Диагностику зубьев шестерен можно провести при снятых крышках коробки передач и снятой раздатке. Для осмотра обычно поддомкрачивают одно из ведущих колес трактора и, проворачива его, осматривают зубья всех видимых шестерен. Если при этом выявлены поломки шестерен, коробку передач разбирают так, как продемонтрировано на рис. 2.6.2—2.6.30, неисправные детали, разумеется, подлежат замене.
После демонтажа механизма переключения (см. рис. 2.6.2), его осматривают на присутствие следов износа на наконечнике рычага переключения передач и проверяют соответствие размеров деталей - проверяют толщину щек вилок, зазор между планками переключения (рис. 2.6.31) и т. д.
При отчетливо визуально обнаруженных следах износа на наконечнике - рычаг переключения меняют. Вилки нужно менять при достижении толщины щек менее 8,2 мм. Пределы номинально (рабочего) зазора между планками переключения 0,3 — 1,6 мм.
Рис. 2.6.2. Снятие механизма переключения передач трактора МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — корпус вилок переключения; 2 — корпус коробки передач; 3 — болт | Рис. 2.6.3. Снятие стопорного кольца промежуточной шестерни понижающего редуктора трактора МТЗ-80, МТЗ-82: 1- стопорное кольцо; 2 — промежуточная шестерня |
Рис. 2.6.4. Выпрессовка промежуточной шестерни понижающего редуктора трактора МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — шестерня; 2 — корпус коробки передач; 3 — съемник | Рис. 2.6.5. Снятие стопорного кольца ведомой шестерни понижающего редуктора трактора МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — стопорное кольцо; 2 — ведомая шестерня |
Рис. 2.6.6. Выпрессовка стакана первичного вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — стакан первичного вала; 2 — первичный вал; 3 — технологический болт; 4 — болт | Рис. 2.6.7. Снятие стопорного кольца подшипника первичного вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — стопорное кольцо; 2 — подшипник; 3 — первичный вал; 4 — стакан первичного вала |
Рис. 2.6.8. Выпрессовка первичного вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — первичный вал; 2 — стакан; 3 — съемник | Рис. 2.6.9. Снятие вилки переключения редуктора трактора МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — вилка переключения; 2 — валик переключения |
Рис 2.6.10. Выпрессовка пружинного штифта внутреннего вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — гнездо внутреннего вала; 2 — корпус коробки передач | Рис. 2.6.11. Выпрессовка внутреннего вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — гнездо внутреннего вала; 2 — корпус коробки передач |
Рис. 2.6.12. Снятие гнезда внутреннего вала и замена шлицевой втулки трактора МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — гнездо внутреннего вала; 2 — болт | Рис. 2.6.13. Выпрессовка стакана подшипника ведущей шестерни II ступени редуктора трактора МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — стакан; 2 — крыльчатка; 3 — корпус коробки передач; 4 — технологический болт |
Рис. 2.6.14. Выпрессовка ведущей шестерни II ступени редуктора из стакана трактора МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — шестерня; 2 — стакан; 3 — съемник | Рис. 2.6.15. Выпрессовка подшипника ведущей шестерни II ступени редуктора трактора МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — ведущая шестерня |
Рис. 2.6.16. Отворачивание гайки крепления внутреннего вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — гайка; 2 — гнездо подшипника; 3 — корпус коробки передач | Рис. 2.6,17. Выпрессовка промежуточного вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — промежуточный вал; 2 — корпус коробки передач; 3 — съемник |
Рис. 2.6.18. Выпрессовка подшипника промежуточного вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — подшипник; 2 — гнездо подшипника; 3 — цанга; 4 — инерционный съемник | Рис. 2.6.19. Снятие стопорной планки оси промежуточной шестерни трактора МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — стопорная планка; 2 — ось промежуточной шестерни |
Рис. 2.6.20. Выпрессовка вала I передачи и заднего хода трактора МТЗ-80, МТЗ-82 | Рис. 2.6.21. Спрессовка подшипника с вала I передачи и заднего хода трактора МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — подшипник; 2 — вал I передачи и заднего хода; 3 — съемник |
Рис. 2.6.22. Снятие ведущей шестерни главной передачи трактора МТЗ-80, МТЗ-82; 1 — ведущая шестерня; 2 — болт | Рис. 2.6.23. Выпрессовка стакана подшипника вторичного вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — стакан подшипника; 2 — технологический болт |
Рис. 2.6.24. Снятие вторичного вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — вторичный вал; 2 — ведомая шестерня II ступени редуктора | Рис. 2.6.25. Спрессовка внутренней обоймы подшипника со вторичного вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — внутренняя обойма; 2— вторичный вал; 3 — съемник |
Рис. 2.6.26. Выпрессовка подшипника из вторичного вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82; 1 — подшипник; 2 — вторичный вал; 3 — цанга; 4 — инерционный съемник | Рис. 2.6.27 Запрессовка внутреннего вала в корпус трактора МТЗ-80, МТЗ-82 |
Рис. 2.6.28. Напрессовка промежуточной шестерни понижающего редуктора трактора МТЗ-80, МТЗ-82 | Рис. 2.6.29. Запрессовка подшипника во вторичный вал трактора МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — подшипник; 2 — вторичный вал; 3 — наставка |
Рис. 2.6.30. Напрессовка внутренней обоймы конического подшипника на вторичный вал трактора МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — внутренняя обойма подшипника; 2 — вторичный вал; 3 — наставка; 4 — съемник | Рис. 2.6.31. Проверка бокового зазора между планками переключения передач трактора МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — планки переключения; 2 — корпус вилок переключения; 3 — щупы |
Допустимые размеры деталей механизма переключения передач, мм
|
|
Диаметр валика механизма переключения передач.... | 24,85 |
Диаметр сферического наконечника рычага переключения передач | 14,85 |
Диаметр отверстия вилки переключения под валик | 25,08 |
Диаметр пазов в валике переключения под фиксаторы | 10,5 |
Толщина щек вилок переключения | 8,2 |
Ширина кольцевого паза скользящей шестерни под вилку переключения | 9,3 |
Осевой зазор в подшипниках вторичного вала контролируют специальным индикатором. С этой целью ножкой индикатора подпирают торец зуба шестерни, а ломиком прокручивают вторичный вал по оси (рис. 2.6.32).
Осевой зазор в конических подшипниках вторичного вала обычно не более 0,3 мм. Кстати, увеличение осевого зазора может получиться не только из-за износа подшипников, но из-за самопроизвольного выкручивания гайки крепления вторичного вала. Чтобы настроить осевой зазор, откручивают крепящие болты и выпрессовывают стакан подшипника вторичного вала. Подбирая толщину прокладок, настраивают осевое перемещение вала (рис. 2.6.33).
Затем нужно сверить высоту ведущей шестерни главной передачи (рис. 2.6.34). Ее величина должна находится в пределах 57,85 — 58,15 мм. Если не в этом диапазоне, извлекают ведущую шестерню и шлифовкой регулировочной втулки доводят до нужной установочной высоты ведущей шестерни главной передачи. Можно так же заменить на втулку потолще.
Рис. 2.6.32. Проверка осевого зазора в подшипниках вторичного вала МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — вторичный вал; 2 — индикатор; 3 — монтажный ломик; 4 — корпус коробки передач | Рис. 2.6.33. Регулировка осевого зазора в подшипниках вторичного вала МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — стакан вторичного вала, 2 — регулировочные прокладки; 3 — технологические болты |
Рис. 2.6.34. Проверка установочной высоты ведущей шестерни главной передачи МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — штангенглубиномер;
2 — линейка;
3 — ведущая шестерня