Примерные образцы практических заданий




I Теоретическая работа

  • Задание на знание теоретических вопросов
  • Задание на знание ступеней лада, на которых строятся аккорды
  • Задание на знание общих и модулирующих аккордов при модуляции в тональности первой степени родства.

· Решение гармонического построения по крайнему двухголосию с элементами цифровки (гармонические сложности: отклонения, модуляция, аккорды DD, отмеченные неаккордовые звуки, альтерированные аккорды и др.).

Примерный перечень вопросов

1. Каковы особенности голосоведения с проходящими квартсекстаккордами и доминантовым терцквартаккордом?

2. Какой тон удваивается в VI53 в прерванном обороте?

3. Что такое фригийский оборот?

4. Назовите варианты гармонизации фригийского оборота на мелодию.

5. Назовите варианты гармонизации фригийского оборота на бас.

6. Какая ступень лада является мелодическим признаком доминанты с секстой?

7. В чем заключается особенность доминанты с секстой?

8. Какая ступень является мелодическим признаком доминантового нонаккорда?

9. Через какой оборот чаще всего происходят отклонения?

10. Как чаще всего трактуется повышенная ступень при отклонении в родственную тональность?

11. Как чаще всего трактуется пониженная ступень при отклонении в родственную тональность?

12. Какова самая распространенная модуляция в классическом периоде?

13. В каком участке периода чаще всего происходит отклонение в доминанту?

14. Как называется секвенция по родственным тональностям?

15. Каковы признаки транспонирующей секвенции?

16. Как называется передача хроматического полутона из одного голоса в другой?

17. Какое общее правило регулирует голосоведение при введении аккордов DD в случае удвоения IV ступени?

18. Какое функциональное значение имеют аккорды с IV# ступенью в обороте II65 II65#1#3 К64?

19. Какое функциональное значение имеют аккорды с IV# ступенью в обороте DD7 D?

20. Какой аккорд DD может использоваться в качестве проходящего между Т и Т6?

21. Какой аккорд DD может использоваться в качестве вспомогательного между повторением Т53?

22. Как называется группа неаккордовых звуков на сильном времени?

23. Неаккордовый звук, помещенный между повторением одного и того же аккордового звука.

24. Назовите разновидности задержаний.

25. Какие аккорды произошли от задержаний?

26. Какие ступени – диатонические или хроматические – характерны для нижних вспомогательных?

27. В чем состоит особенность удвоения в неаполитанском секстаккорде?

28. Какая исключительная особенность голосоведения допускается при соединении N6 – D?

29. С чем связано название неаполитанского секстаккорда?

30. С какими неаккордовыми звуками связано происхождение альтерированных аккордов?

31. Какое свойство ладовых тяготений ярко проявляется в «прокофьевской» доминанте?

32. Какой звукоряд образуется при горизонтальной координации тонов в «скрябинской» доминанте?

33. С чем связано происхождение гармонического явления органного пункта?

34. К какой разновидности органного пункта относится бурдон?

35. Какой органный пункт характерен для кодовых построений?

36. Классификация органного пункта по функциональному признаку.

37. Классификация органного пункта по месту в форме.

38. Какой органный пункт характерен для предыктовых построений?

39. Родственны ли тональности D-dur и E- dur?

40. Какие тональности являются самыми далекими по степени родства?

41. Какое интервальное соотношение тональностей удобно использовать для энгармонические модуляции через УмVII7?

42. Какой гармонический эффект создает энгармоническая модуляция?

43. В каких разделах формы уместно появление энгармоническом перехода?

44. Назовите цифровку «именного» аккорда:

«шопеновский»

«аккорд Чайковского»

«григовский»

«рахманиновский»

«скрябинский»

«прокофьевский»

«шубертов»


II Устный экзамен по билетам

Структура экзаменационного билета:

  1. Игра на фортепиано:
  • схемы модуляции в тональности I степени родства;
  • аккордовой последовательности по цифровке, включая отклонение, аккорды альтерированной доминанты, аккорды двойной доминаты, гармонизацию фригийского тетрахорда на бас или мелодию, «именные» гармонии, обороты с проходящими и вспомогательными аккордами, каденционные обороты, в т.ч. прерванную каденцию, мелодизированные формы доминанты;
  • секвенции (хроматической, транспонирующей или диатонической).
  1. Гармонический анализ отрывка музыкального произведения, включающий изученные трудности.

Примерные образцы практических заданий

Модуляции (тональности до 3-х знаков):

Из мажора в доминанту, в параллельную тональность, в тональность III ступени;

Из минора в минорную доминанту, в мажорную доминанту, в параллель, в тональность VII ступени.

G-dur – D dur   d-moll – a-moll
D- dur – h-moll   g-moll – D-dur
F- dur – a-moll   c-moll – Es-dur
    e-moll –D-dur

 

Аккордовые последовательности (в тональностях до 3-х знаков):

T3 D D#5 T D2→S6 DDVII65 K64 D7 T   K64 D76 D7 VI N6 K64 D7 t
T3 D43 DDVII2 T6 D65→S II7гарм K64 D7 T   D25 t65 DD7 Ь5 D43Ь5 t D2→s6 D53 t
T5 DDVII43 T D43→VI D53 T   3t t2 s6 DDув65 D D2 t6
5K64 D9 D7 VI DDVII7 K64 D7н T1   5K64 D9 D7 VI DDув65 K64 D7н t1
5D2 T6 D64 D64Ь#5 Т D2→S6 D53 T   5t DDув65 t D7→III D43 t1
3K64 D76 УмVII7→VI II6 K64 D7 T   3t УмVII434-3t 5t6 DD7 D43Ь5t



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: