Трансальпийский марафон 2013

- 8 дней
- 260 км пробега
- 15 км набор высоты

Однажды листая журнал ВМ, я наткнулся на статью о том, как в Альпах бегают многодневный марафон дистанцией 250-300 км. Безумство - подумал я, даже немного усомнился, правда ли это.
Пролистнул страницу, но видимо меня уже зацепило и в подсознании отпечаталось: я буду в нем участвовать!

Прошло несколько лет, я стал постоянным участником Конжаковского марафона, приобщился к горному бегу, и идея участия в трансальпе стала вырисовываться в реальную поездку!
Достаточно долго обдумывал, сомневался, собирал информацию, и наконец, решил - надо ехать! Летом 12-го года, после лосиного забега я нашел единомышленников и мы начали подготовку.

Конечно, Конжаковский марафон – сложной забег, но я уже его хорошо знаю и могу распределить силы, спрогнозировать сложные участки, дотерпеть до финиша, но трансальп (русские ласково называют его трансальпайн) - многодневный забег, каково проснуться после тяжелого горного марафона и осознать, что через час будет повторение, и, вероятно, еще более сложная дистанция. Однако решение было принято, стартовый взнос отправлен, билеты куплены - отступать никак нельзя!

В качестве генеральной подготовки я выбрал акклиматизацию на высотах от 3-4 тыс в горах Кавказа - за неделю до старта трансальпа мы зашли на г. Казбек (5033 м). Восхождение было сложным, уже там проявились боли в коленях, которые мне позже жестко аукнулись.

29 августа, в 5 утра я сел на рейс до Мюнхена с пересадкой в Питере, а к вечеру мы уже собрались всем составом уральской делегации в уютном хостеле в 7 км от стартового городка Оберсдорф.

Наш состав:
команда Райндир-1 (riendeer - северный или русский олень): Воздвиженский Павел, Семенова Наталья (категория MIX)
команда Райндир-2: Чернов Павел, Мальцев Владимир (категория MAN)

На следующий день мы провели небольшую тренировку, сбегали на окрестную вершинку 2366 м, а вечером перебрались в кэмп, прошли регистрацию, получили стартовую футболку, здоровенную сумку, номера с чипом и множество мелких приятностей.
Кэмп представляет из себя какое-то большое помещение (спортзал, подземная парковка, бомбоубежище, концертный или конференц зал), где участники раскладывают коврики, спальники и ночуют, при этом очередей в туалет и душ почти не было, несмотря на количество участников. Проблемы были только с источниками электричества.

31-е августа. День старта! Праздник! Стартовые ворота раскинуты во дворе Оберсдорфхауса, все ходят счастливые, разминаются готовятся, фотографируются. Часы отсчитывают минуты до старта, над городком взлетает вертолет с оператором, из колонок доносится keep on running... выстрел! побежали!!! На улицы выходят все местные жители, смотрят, аплодируют, звонят в колокольчики, поддержка очень воодушевляет! Дорога сменяется лесной тропой, затем снова дорога, начинаются подъемы, наконец, первый пункт питания, и тропа уходит в широкий цирк, земля сменяется камнями, участники выстраиваются в нескончаемую нитку, которая закручивается серпантином и уходит на высокий скалистый перевал. С каждым шагом поднимаешься все выше, пейзажи все живописнее, а вместе с тем и сил становится меньше, чтоб насладиться ими. На перевале перевели дух, съели шоколадку и познакомились с харизматичной датской командой "белая борода" - или попросту борода. (Lobekompagniet - так они называли себя, что это значит, не выяснил.)

получили номерки

Финиш первого дня был в городе Лех (Австрия), промелькнули отметки 5, 4 и 3 km to go, и на горизонте появились заветные желтые ворота!

Организаторы очередной раз порадовали - здесь нас ждал талон на бесплатное пиво! Они как знали, чего я хотел последние 5 км!

Начало положено, результат невысокий, но пока мы разминаемся. На паста-пати отметили ДР Павла, организаторы вручили ему бутылку вина и талон на массаж!

В Лехе у нас не было кемпа, и мы размещались в гостиницах, пока не сезон они относительно недорогие, зато сервис на высоте, сауна с тремя разными парильными пришлась очень кстати!

2 и 3-й дни дистанции проходили по Австрии, мы привыкали к рельефу, вырабатывали технику и тактику. Стало ясно, что мы хорошо идем на подъемы, достаточно ровно, я совсем немного тянул Вову, на спусках же мне было тяжелее, и местами приходилось меня подождать. Здоровье пока особо не беспокоило, за вечер и ночь успевали отдохнуть.

Познакомились с еще двумя русскими командами. На одном из этапов, увидев нас, они радостно закричали: О! Олени! Привет!

На 4-й день проблемы начались. У меня заболели колени: сначала одно, потом другое - на спусках ковылял, опираясь на палки, либо переходил на шаг. Финиш 4-го этапа был длинным крутым спуском в городок Скуоль, сбежал вниз через боль и растянулся на зеленой лужайке под солнцем. Половина пройдена, завтра - день отдыха, нужно было пробежать всего-то 6 км с набором 1км (вертикальный километр). Я рассчитывал уложиться в 2 часа и минимально нагрузить колени.

5-й этап оказался совершенно спринтерским, я пересек створ через 53 минуты! Дистанция полностью шла вверх, никаких спусков, поэтому я налегал, не опасаясь ничего! В итоге мы хорошо поднялись в таблице, а целый день отдыха позволил достаточно восстановиться и накопить сил!

6-й день. Стартуем со свежими силами и чуть зализанными ранами. Этап потрясающей красоты, на 2-ом десятке км выбегаем в огромное узкое ущелье.
Тропа прижимается к скале, и вскоре мы оказываемся в полутоннеле шириной 1-1.5 м вырубленном в отвесной стене коньона. Переваливаем в Италию.

Тут у Вовы заболела нога, после третьего пункта питания хромаем уже оба. Финиш в городке ст. Валентин, в долине между 2-х озер, на горизонте светятся снежные 3-тысячники. Погода позволяет немного позагорать и посушиться. На паста-пати едем на подъемнике в горнолыжное кафе. Досидеть до конца ежедневной вечеринки сил нет, возвращаемся в кэмп - завтра самый тяжелый этап!

7-ой этап. Сначала почти 20 км по равнине, по асфальту. Все перед этим говорили, что будет мало приятного... Через полчаса началось... Боль в коленях то выстреливает, то долго ноет, то отпускает на несколько шагов, но радоваться долго не приходится, спасают небольшие подъемы. Пробегаем какие-то замки, крепостные стены, доты времен мировой войны, наконец, третий пункт питания, и тропа резко упирается в гору. Встаем на палки, боли отпускают, разум проясняется, теперь пару часов можно спокойно работать и иногда любоваться видами. Постепенно пересекаем границу леса, каменистая тропа зигзагом уходит за перевал, я уже совсем оклемался и широко улыбался встречающим колокольчикам на перемычке. Дальше - ад...

За острым ребром открывается долина городка Сулден, начал спуск короткими сдерживающими перебежками, каждый неудачный шаг отдавал болью, будто в колено вбили двухсотый гвоздь, иногда я даже вскрикивал. Внизу в крутой долине стал проглядываться финиш, я отсчитываю километры и шаги, успокаивает только одна мысль - завтра финиш. На этот этап ушло 7 часов, никогда столько не бегал.

Вместе с тем это был и самый веселый этап, Наташа была в ударе. Ей этот этап дался крайне тяжело. Уже на третьем десятке поравнялись с ними, и слышу такой диалог:
Павел: Наташа, посмотри! Начались белые камни - это Доломитовые Альпы!
Наташа: Да мне похрен какие тут камни!!!

Предпоследний день решил посмотреть весь брифинг, действительно очень здорово, особенно когда на большом экране показывают твое фото. Все вокруг уже порядком устали, но сквозь усталость светятся улыбки - осталось совсем чуток. Ведущий заканчивает свою речь: «Мы знаем, что вам очень тяжело, но потерпите, еще один день и все!»

8-ой день. По совету Наташи выпил обезболивающего, иначе не знаю, как бы добежал, а колеса очень помогли. Через час от старта, перевалили высоту 3100 м, за спиной светился массив горы Ортлер (3905 м), и я уже морально готовился к спуску - это слово стало для меня олицетворением боли и страданий... однако таблетки сделали свое дело, я даже смог порадоваться пейзажам, а они открывались весьма впечатляющие.

На этом этапе уже никто не спешил, все уже было доказано, места распределены, оставалось дело чести - добежать, стать финишером-2013! Последний пункт питания позади, последний отсчет финишных километров, тропа спускается в яблочную плантацию и выравнивается, мы порядком добавляем, практически спринтерски финишируем! Овации, крики, вспышки, поздравления!! Не передать словами эмоции, наворачиваются слезы - мы сделали это! Фантастика, это казалось полнейшим безумием, а сейчас уже за плечами!!!

ну вот и все!

Заключительный паста-пати - это праздник с подведением итогов. Мы собираемся под высоким шатром, вручаются кубки, подарки, все финишеры выходят на сцену и надевают заветную футболку с надписью "I DID IT".

В этот вечер уже никто не отказывает себе в кружечке пива, а затем и другой, а затем и вино… Я успел пообщаться с ребятами из разных стран, хотя свой английский считаю слабеньким, но с Питером из "бороды" я долго беседовал и звал его на Урал, побегать на Конжаке)))

Позавтракав в Латче, мы расселись по автобусам и отправились в Мюнхен. Дорога местами проходила рядом с маршрутом трансальпа, из окна автобуса он смотрелся таким безобидным.

Еще день провели в Мюнхене, поели баварских сосисок с баварским пивом, поднялись на самую высокую башню старого города.
Осознание того, что мы прошли трансальп, приходило постепенно, наплывами, да и до сих пор не верится, что такая громадина поддалась, такой невероятный опыт теперь за плечами.