Оценочные карты самоанализа и самооценки педагогических работников системы профессионального образования
Оценочная карта самоанализа и самооценки профессиональной компетентности педагога по реализуемым педагогическим функциям
№ | Педагогическая функция | Показатели профессиональной компетенции | Критерии | Шкала баллов | Оценка в баллах | Подтверждение результатами методической работы и достижениями учащихся |
Формирующая | 1.1.Свободно ориентируется в современных психолого-педагогичеких концепциях обучения и использует их как основу в своей практической деятельности; | - ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения; - использует их как основу в своей практической деятельности (перечисляются); | 0-1 | Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения иноязычному общению очень актуальна. Обучение и личностное развитие современного студента возможно в том случае, если деятельность (учебная, прежде всего) эмоционально окрашена. Как известно, большое значение при организации образовательного процесса иностранному языку играет мотивация учения. Она способствует активации мышления, вызывает интерес к выполнению того или иного упражнения. Интерес является главной движущей силой познавательной деятельности. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность студентов в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных нестандартных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, создание более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся. Именно поэтому все чаще на занятиях предпочтение отдается активным методам обучения. Большую роль в становлении и развитии активных методов обучения сыграли работы М.М. Бирштейна, Т.П. Тимофеевского, И.М. Сыроежина, С.Р. Гидрович, А.М. Смолкина и др Первоочередным условием повышения интереса к предмету “Иностранный язык” является формирование коммуникативной мотивации. Я считаю, что обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как: доброжелательная обстановка на уроке; положительный эмоциональный климат; доверительные отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися. | ||
1.2. имеет прочные разносторонние знания по предмету, по смежным дисциплинам; | - наличие прочных и разносторонних знаний по дисциплине; - наличие разносторонних знаний по смежным дисциплинам; | 0-1 0-1 | Имею два высших гуманитарных образования. Профессиональное мастерство повышаю посредством занятий на курсах повышения квалификации: в 2012 г. прошла дополнительную профессиональную подготовку по программе «Обучение для будущего», предметную подготовку по теме «Информационно-коммуникативные технологии в ОУ» на базе Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки, прошла кратковременное повышение квалификации по курсу «Коммерция атомной отрасли» в НИЯУ МИФИ г. Москва. Имеются прочные и разносторонние знания по смежным дисциплинам: русский язык, литература, история. В организации учебно-познавательной деятельности помогаю обучающимся увидеть изучаемый материал во всем его многообразии связей и отношений с другими дисциплинами, а также практической деятельностью человека. Приложения/файл 9,10, 13-19 | |||
1.3.стимулирует самостоятельную творческую деятельность обучающихся; | - используемые способы активизации самостоятельной творческой деятельности обучающихся; - эффективность используемых способов (определяется по достижениям обучающихся в творческой работе); | 0-1 0-2 | Основная задача заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи не возможно путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Использую такие формы и методы работы, которые способствуют организации диалога, живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимися, создают для каждого возможность самовыражения. Обучающиеся с разным уровнем знаний, разным уровнем развития мышления проявляют полностью себя, свой внутренний мир, свои способности на занятиях, требующих от них творчества, творческого поиска (урок- викторина, урок- игра). На таких занятиях можно сочетать коллективную, групповую, индивидуальную, поисковую деятельность студентов. Производится ознакомление обучающихся с элементарными формами познавательной деятельности, сообщаются определенные сведения, разъясняется, как можно получить их самостоятельно. С этой целью используется лекционная форма работы, рассказ, фронтальная беседа, а затем организуется самостоятельная деятельность учеников, состоящая в изучении доступного материала учебных пособий. Обучающиеся привлекаются к обсуждению различных способов решения практической задачи; поощряется самостоятельная деятельность студентов в сравнении способов. Мною используются различные методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: - Использование языковых игр (фонетических, лексических, грамматических, стилистических), проектной методики, участие детей во внеурочной деятельности по предмету способствуют лучшему усвоению тех или иных аспектов языка, повышению интереса учащихся к предмету, всё больше учащихся стараются быть охваченными самостоятельной творческой деятельностью Студенты активно принимают участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, неделях цикловых комиссий. см. Приложения 2, 7. | |||
1.4. обеспечивает владение обучающимися глубокими и прочными знаниями, умениями, навыками и способами познавательной информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности. | - приемы и методы обучения (анализируются); - наличие дидактических материалов (анализируются), используемых в учебном процессе для овладения обучающимися; - системой знаний по дисциплине; - предметными умениями; - опытом практической деятельности; - способами информационно-коммуникативной деятельности (какими); - способами рефлексивной деятельности (какими). | 0-1 0-1 0-2 0-2 0-2 0-1 | Метод – это сочетание способов и форм обучения, направленных на достижение определенной цели обучения. Метод содержит способ и характер организации познавательной деятельности студентов, т.е. представляет собой систему совместных действий преподавателя и студентов, которые вызывают специфические изменения в психике, в деятельности субъекта учения, обеспечивающие формирование у субъектов учения определенного вида деятельности. На уроках мною используются различные методы, но наиболее действенным является метод активного восприятия. Путём выполнения практических упражнений, самостоятельной работы с книгой, индивидуального и тихого опросов, написания сочинений, изложений учащиеся учатся анализировать, обобщать, систематизировать (т.е. учатся использовать способы познавательной деятельности); в результате использования монологической и диалогической речи, формулирования выводов по тому или иному вопросу, поиска информации с использованием различных источников учащиеся приобретают умения в информационно-коммуникативной деятельности. Многие учащиеся умеют организовать свою самостоятельную деятельность, спрогнозировать результат, найти и устранить причины возникших трудностей, т.е. владеют способами рефлексивной деятельности. Перечень дидактичеких материалов Тесты например | |||
Максимально возможное количество баллов | ||||||
Диагностическая функция | 2.1. Используемые методы диагностики успешности обучения, воспитания, развития обучающихся; 2.2. Умение всесторонне охарактеризовать личность обучающихся и коллектив; 2.3.Успешность использования конкретных методов диагностики на практике. | - анализ успешности используемых методов; - анализ успешности используемых приемов и методов; - эффективность использования применяемых методов диагностики | 0-1 0-1 0-2 | Контроль знаний – составная часть процесса обучения, осуществляемая путем систематического наблюдения за учебной деятельностью обучающихся с помощью устных, письменных, практических и других заданий и направленная на получение достоверных данных об уровне достижения планируемых результатов. Мною разработаны следующие диагностические материалы: - программа промежуточной аттестации по дисциплине «Иностранный язык»; КОС по дисциплине Иностранный язык по специальностям СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет», 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»,. 140102 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование», 260301 «Технология молока и молочных продуктов» КИМы по дисциплине Иностранный язык по специальностям СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет», 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»,. 140102 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование», 260301 «Технология молока и молочных продуктов» Диагностика успешности обучения, воспитания, развития учащихся осуществляется с помощью: комплекса методик, направленных на изучение проблем микроклимата занятия; комплекса методик, направленных на изучение проблем микроклимата группы; комплекса методик изучения учебной мотивации обучающихся. Очень важным показателем развития коллектива является сформированность физического потенциала личности обучающихся, удовлетворенность обучающихся процессом обучения в группе. Для изучения коллектива можно использовать следующие методики, которые являются весьма эффективными: - тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности; - методика М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся; - методика А.Н. Лутошкина для определения степени удовлетворенности обучающихся своим коллективом. Социометрия. Приложения/файл 67-79 | ||
Максимально возможное количество баллов | ||||||
Прогностическая функция | 3.1. Уровень владения знаниями в области закономерностей формирования личности и коллектива | - уровень владения теоретическими знаниями; | 0-2 | Владею знаниями об уровнях психического (умственного) развития: «уровень актуального развития и зона ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Возможности обучающегося могут быть реализованы в самостоятельной деятельности, и «зону ближайшего развития» обучающего т.е. его потенциальные возможности, которые могут быть реализованы в сотрудничестве со взрослыми. Своевременное проведение диагностики позволяет определить и зафиксировать результаты деятельности обучающихся, освоение материала, расширяющего и углубляющего опорный материал, что помогает планировать дальнейший учебно-воспитательный процесс, учитывая индивидуальные способности каждого обучающегося. | ||
3.2. Уровень умений на основе диагностических данных каждого обучающегося, перспектив его развития строить учебный процесс | - эффективность использования диагностических данных в определении перспектив развития каждого обучающегося | 0-2 | ||||
Максимально возможное количество баллов | ||||||
Конструктивная функция | Умение комплексно планировать свою деятельность на основе знаний теории управления, психологических и дидактических основ построения учебно-воспитательного процесса, ФГОС. Уровень разработанности ОПОП: | |||||
4.1. Рабочих учебных программ по дисциплине; | - уровень соответствия документа Федеральному Государственному Образовательному Стандарту. | 0-6 | Рабочая программа является нормативно-правовым документом, определяющим организацию образовательного процесса в образовательном учреждении по определённому учебному курсу (дисциплине).Я вхожу в рабочую группу по переходу на ФГОС. Мною разработаны следующие рабочие программы: «Рабочая программа дисциплины «Иностранный язык» для специальности 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», 2013год; «Рабочая программа дисциплины «Иностранный язык» для специальности: 080114 «Экономика и бухгалтерский учет», 2013год; «Рабочая программа дисциплины «Иностранный язык» для специальности 140102 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование», 2013 год; «Рабочая программа дисциплины «Иностранный язык» для специальности 260301 «Технология молока и молочных продуктов», 2013 год; «Рабочая программа дисциплины «Иностранный язык» для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет», 2011 год; «Рабочая программа дисциплины «Иностранный язык» для специальности 080501 «Менеджмент», 2011 год; «Рабочая программа дисциплины «Иностранный язык» для специальности 140102 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование», 2011 год; «Рабочая программа дисциплины «Иностранный язык» для специальности 150411 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», 2011 год; «Рабочая программа дисциплины 260303 «Технология молока и молочных продуктов», 2011 год. Приложения/файл 54-66 | |||
4.2. Междисциплинарных курсов и профессиональных модулей; | 0-6 | |||||
4.3. Поурочного планирования | - уровень целостности педагогической системы, представленной в поурочных планах | 0-4 | Планируя учебную работу, составляю поурочные планы, которые учитывают уровень группы, условия обучения, а также индивидуальные особенности обучающихся. Приложения/файл 89-90 | |||
4.4. Системы диагностики, контроля и оценки знаний, умений, опыта практической деятельности обучающихся. | Система диагностики обеспечивает выявление современными способами: - уровня сформированности систем знаний обучающихся; - уровень овладения предметными умениями в соответствии с ФГОС; - уровня овладения опытом практической деятельности | 0-2 0-3 0-3 | Разработанная система диагностики по предмету обеспечивает выявление уровня предметных умений и навыков, позволяет проследить динамику обученности обучающихся. Разработаны контролирующие комплексы по каждой теме для текущего, промежуточного и итогового контроля. На разных этапах занятия использую различные виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль преподавателя, контроль с применением ИКТ. Используются комплексы заданий по каждому разделу, что помогает формировать и отслеживать результативность сформированности системы знаний, умений, навыков и способов деятельности обучающихся, компетенций обучающихся. Диагностика проводится следующими методами обучения: -индивидуальные задания; -формирование мобильных групп; -творческие задания; -типовые и самостоятельные задания; - задания по образцу; -использование дополнительной информации; -дифференцированные виды заданий. В результате уровень обучающихся является высоким, что позволяет учителю спланировать свою деятельность на дальнейшее повышение уровня обучаемости. Из мониторинга успешности обучающихся мы видим, что степень обученности превышает 51% по всем дисциплинам. Приложения/файл | |||
Максимально возможное количество баллов | ||||||
Организаторская функция | 5.1. Уровень владения – знаниями в области теории и психологии организаторской деятельности; | - знание теории и психологии организаторской деятельности; | 0-1 | При выполнении организаторской функции преподаватель проявляет глубокие знания из области теории и психологии организаторской деятельности и на их основе организует практическую деятельность, оптимально сочетая фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы. Организаторская деятельность – это система взаимосвязанных действий, направленных на объединение групп людей для достижения общей цели. Владею достаточными знаниями и умениями в области организаторской деятельности. Уроки проходят на достаточно высоком методическом уровне. В основе структуры психологии организаторской деятельности лежат следующие цели: · усвоение задачи, установление соотношения организаторов и организуемых к условиям задачи; · подбор младших организаторов, ознакомление организуемых с задачей, принятие коллективного решения; · распределение обязанностей, определение формы организации, инструктаж; · внутренняя координация и взаимосвязь, работа с младшими организаторами, обеспечение внешних связей; · учет, контроль, анализ эффективности хода выполнения задачи; · итоговый анализ выполнения задачи и оценка индивидуальной и коллективной деятельности. Мною регулярно организуются и проводятся родительские собрания с приглашением заведующего отделением и преподавателей, работающих в группе. Принимаю участие в заседаниях цикловых комиссий, обсуждаем и решаем вопросы по подготовке и сдаче нормативной документации. Приложения/файл | ||
5.2. Уровень сформированности умений в организации учебно-познавательной деятельности обучающихся | - владение умениями организации продуктивной учебно-познавтельной деятельности обучающихся в соответствии с ФГОС; | 0-1 | ||||
5.3. Уровень сформированности организационной культуры обучающихся. | - уровень овладения обучающимися организационной культурой в учебно-познавательной деятельности | 0-2 | ||||
Максимально возможное количество баллов | ||||||
Коммуникативная функция | 6.1. Умения организовать учебно-воспитательный процесс на основе педагогики сотрудничества; | - применение педагогики сотрудничества в учебно-воспитательном процесс; | 0-1 | Под педагогикой сотрудничества понимаю направленность педагогического процесса на индивидуальное развитие нравственных и творческих качеств личности учащихся. Основа учебной деятельности - обучение учащихся методам и формам самообразования и самовоспитания, в процессе преимущественного выполнения творческих заданий. В этой модели обучения главное внимание уделяется развитию нравственных и творческих качеств личности за счет дифференцированного подхода с учетом интересов, возможностей и способностей учащихся. Коммуникативные действия: • планирование учебного сотрудничества с преподавателями и студентами; • разрешение конфликтов; • управление поведением партнёра; • владение диалогической и монологической формами речи. Психолого-педагогический такт - чувство меры в поведении и поступках преподавателя в процессе общения с обучающимися. Педагогический такт – это следование педагога своему стилю общения с обучающимися в разных сферах деятельности (на занятиях, в неформальной обстановке), не вызывающее у обучаемых сопротивления учебно-воспитательным действиям и не унижающее их достоинства. Педагогический такт в сочетании с индивидуальным подходом позволяет установить между педагогом и учащимися атмосферу взаимопонимания и духовной общности. Морально-психологический климат – это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся во всех многообразных формах их деятельности. Как классный руководитель считаю, что в группах 361 и 362, набранных в 2011 учебном году создан здоровый морально-психологический климат, так как члены группы доверяют друг другу, доброжелательно критикуют друг друга, свободно выражают своё мнение при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива. С моей стороны отсутствует давление на студентов и я признаю за ними права принимать значимые для группы решения. Студенты информированы о задачах коллектива и состоянии дел при их выполнении. Студенты не бояться принимать на себя ответственность за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр. Кроме того, поддерживаю тесные связи с родителями студентов для поддержания благоприятного климата в группе. (Приложение №) | ||
6.2.Уровень владения психолого-педагогическим тактом; | - проявление психолого-педагогического такта; | 0-1 | ||||
6.3. Умения создавать благоприятный морально-психологический климат в коллективе. | - уровень морально-психологического климата в коллективе. | 0-1 | ||||
Максимально возможное количество баллов | ||||||
Аналитическая функция | 7.1. Умения осуществлять самоанализ и самооценку своей деятельности; | - уровень объективности самоанализа и самооценки своей деятельности (указываются используемые методики самоанализа и самооценки); | 0-4 | Мастерство преподавателя во многом определяется степенью владения им умениями по анализу занятия. Анализ и самоанализ занятия должен быть направлен на сопоставление выдвинутых целей обучения, воспитания и развития с достигнутыми результатами. Самоанализ и самооценку своей педагогической деятельности я провожу по следующим компонентам: - самоконтроль (установление ассоциаций с ранее изученными и знакомыми фактами, явлениями, а также с новыми качествами предмета в целостности их связей и характеристик); - самодиагностика (выявление проблем и определение их приоритетности, а также причина возникновения); - осознание затруднений (предвидение возможных последствий принимаемых решений, установление причинно-следственных связей); - самооценка (критическая оценка педагогической проблемы и умения прогнозировать результаты своего труда). Как метод самоанализа деятельности использую проектирование по образовательной нацеленности, то есть для того, чтобы анализ был максимально точным я должна иметь четкое представление о личностных качествах, которые должны быть сформированы у обучающихся во время обучения (уровень обученности, воспитанности, образованности). Для проверки достижения целей и эффективности урока использую таблицу «Форма оценка качества и эффективности занятий» по Т.И. Шамовой; самоанализ по общей схеме анализа урока из книги Загидуллина Р.Р. «Технология урока» - памятка для самоанализа занятия; - технологическая карта целей, содержания педагогического взаимодействия и прогнозируемого результата в соответствии с этапами занятия. | ||
7.2. Умения вносить коррективы в учебно-воспитательный процесс (указываются основные коррективы). | - влияние вносимых в учебно-воспитательный процесс корректив на успешность обучения обучающихся. | 0-3 | ||||
Максимально возможное количество баллов | ||||||
8. | Исследовательская функция | 8.1. Применение оригинальных способов решения педагогических задач и эффективность их использования; | - применяемые оригинальные способы, приемы, техники обучения (их анализ); - эффективность их применения; | 0-3 0-7 | Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты. Основная задача заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Мой педагогический опыт базируется на применении следующих педагогических технологий: Технологии адаптирующего обучения. а) технологии, направленные на восприятие и усвоение готовых форм социального опыта носителей языка, б) технологии, направленные на игровое овладение социальными отношениями, одобряемыми формами поведения, общечеловеческими нравственными нормами. Технологии интегрирующего обучения. а) технологии, направленные на активное овладение социальными отношениями в коллективе на основе сравнения двух культур, б) технологии, направленные на интеграцию приобретенного социального опыта, его активное воспроизведение и использование для решения социально-коммуникативных задач. Технологии персонифицирующего обучения. Последняя группа технологий открывает возможности для реализации индивидуальных качеств учащихся старших классов, их собственных отношений, жизненных интересов и оценок. Сущностная специфика этой группы заключена в направленности на развитие творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном росте обучаемых и обучающего. Информационно-коммуникационные технологии (использование ИКТ на занятиях) Элементы технологии продуктивного обучения (проектная деятельность) (Составление и представление своего резюме) Технология оценивания достижения учащихся (технология «Портфолио»)(портфолио страны, например, Великобритании) Приложения | |
8.2. Применение современных педагогических технологий (указывается каких) и эффективность их использования; | - применяемые педагогические технологии (их краткий анализ); - эффективность используемых технологий; | 0-3 0-7 | Применение таких педагогических технологий как: уровневая дифференциация; метод проектов; компьютерные технологии; технология проблемного обучения позволяют повысить показатель степени обученности, повысить интерес к творческим заданиям, увеличить число выпускников, поступающих в ВУЗы с техническим уклоном | |||
8.3. Участие в исследовательской опытно-экспериментальной работе и эффективность использования наработанных материалов в педагогической деятельности. | - результаты участия в опытно-экспериментальной работе; - эффективность применяемых разработанных в ходе опытно-экспериментальной работы методических и дидактических материалов | 0-3 0-5 | Принимаю активное участие в опытно-экспериментальной работе в рамках самообразования. Мною написаны и опубликованы статьи: Межрегиональная научно-практическая конференция «Интеграция воспитания и обучения в системе среднего профессионального образования: отечественный и зарубежный опыт»; Межрегиональная научно-практическая конференция «Исследовательская деятельность – важный фактор становления компетентного специалиста»; Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы образования и науки» Приложения: | |||
Максимально возможное количество баллов | ||||||
Итого |