школ Сормовского района на 2021-2022 учебный год»




 

 

Панкратова Надежда Константиновна,

руководитель РМО по курсу ОРКСЭ

Заставка на начало собрания
В ходе своего выступления я представлю анализ деятельности районного методического объединения педагогов, преподающих курс «Основы религиозных культур и светской этики», расскажу о содержании данного курса.
Наш родной Сормовский район имеет богатое историческое прошлое, культурные традиции, самобытность. Именно эти составляющие являются основой в вопросе духовно-нравственного и гражданского воспитания юных сормовичей. В районе успешно реализуется просветительский православный проект «Сормовская слобода». Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является одним из направлений деятельности по этому проекту.
Что же представляет собой данный курс? Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» - культурологический курс, он направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества. Изучая данный курс, ребята смогут узнать об истории и культуре основных религий.
ОРКСЭ является связующим звеном между предметами «Окружающий мир» (начальная школа) и «История древнего мира» (средняя школа).  
Наше государство всегда было многонациональным. Мы все с вами, конечно, разные, но живём в одной стране и, соответственно должны учиться уважать ценности представителей всех культур. Цель учебного курса ОРКСЭ определена так – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Из цели вытекают следующие задачи.
Задачи учебного курса ОРКСЭ: Вы их видите на экране. Я назову первые. 1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; 2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; 3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; 4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой и включает 6 модулей (Основы православной культуры, Основы исламской культуры, Основы буддийской культуры, Основы иудейской культуры, Основы мировых религиозных культур, Основы светской этики).
Осуществляется в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.
Каждый модуль имеет общую структуру и связан общими методологическими принципами. Образовательный процесс формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике
и базируется на таких национальных ценностях, как Отечество, семья, религия. Что касается модуля «Светская этика». Под содержанием подразумевается не этикет, который означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Этика представляет собой философскую науку, объектом изучения, которой, является мораль.
Давайте обратим внимание на основные подходы в изучении курса ОРКСЭ. В чем же они определены: • все модули курса основаны на культурологическом подходе к их преподаванию. Даётся представление об устройстве мира, месте человека в нем, нормах взаимоотношений между людьми, но при этом курс не предполагает религиозной практики; • курс носит светский характер; • при изучении применяется безотметочная методика преподавания; • каждый учитель учитывает психологические особенности младшего подросткового возраста в преподавании курса.
Предмет направлен на совместную деятельность семьи и общества в решении возникающих нравственных и моральных проблем. Уроки курса выстраиваются в форме диалога самих детей и взрослых, тем самым развивая эмоциональную сферу ребёнка.
Модуль курса ОРКСЭ выбирается: А. родителями (законными представителями); Б. исходя из возможностей школы (специально обучены педагоги для ведения данного курса, приобретены учебные пособия, раздаточный материал и др.) Хотелось бы заметить, что в нашем государстве проживают люди разных национальностей. В каждом регионе страны выбирают свой модуль, исходя из своих традиций. Если, к примеру, взять Дальний Восток, то 70% родителей выбирают модуль «Основы буддийской культуры», а в Казани преобладающее большинство 90% – модуль «Основы исламской культуры», в нашем регионе для изучения выбирают модуль «Основы православной культуры».
Наши педагоги уверены, что изучение модуля «Основы православной культуры» имеет важное значение для воспитания школьника, живущего в России, поскольку именно Православие, как известно, стало государственно-образующей религией для нашей страны. Обратите внимание на проценты выбора модуля ОПК в Сормовском районе. Модуль ОПК, начиная с 2012-13 учебного года выбирают свыше 90%, в 2020-2021 уч.г. – 91,7%. Эти данные, на наш взгляд, означают согласие и желание родителей, чтобы их ребенок изучал историю и традиции Православия, имел возможность свободно и добровольно приобщаться к православной культуре, традиции.
По благословению и при финансовой поддержке митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия и в рамках реализации районного проекта «Сормовская слобода» более 100 педагогов имеют
удостоверение на право преподавания модуля «Основы православной культуры». Сормовские педагоги прошли курсовую подготовку в Нижегородском институте развития образования, в
Нижегородской Духовной семинарии, в Нижегородском педагогическом университете по специальности «Теология», в Сергиево-Троицкой лавре.
С целью оказания методической поддержки и непрерывного совершенствования уровня педагогического мастерства преподавателей, создано районное методическое объединение.
Семинары, мастер-классы, представление педагогического опыта в формате «Панорамы творческих идей», «Педагогической мастерской», тематические заседания
стали своеобразной формой повышения квалификации учителей, обмена опытом, стимулом профессионального роста, школой передовых методических идей.
Анализ проведённых семинаров и мероприятий позволяет сделать вывод о том,
что учителя активно применяют новые технологии в ходе реализации модуля «Основы православной культуры»».  
Важно, что урочные и внеурочные мероприятия в рамках данного курса
носят культурологическую направленность, что способствует духовно-нравственному развитию обучающихся.
В основе деятельности каждого учителя определены такие ценности: любовь к детям,
желание открыть в каждом ребенке самое лучшее, научить его думать и рассуждать и, конечно же, творить и создавать новое вместе с детьми.
Деятельность школьника на уроке стимулируется не только посредством интересного материала,
но и разнообразными методами и технологиями. В ходе изучения модуля «Основы православной культуры» ребенок получает    
много интересных уникальных знаний. Главная задача этого модуля определена так: ребенок должен
научиться реагировать не только на боль в теле, но и на боль в душе. Понимать, что такое совесть и уметь прислушиваться к ней в своей жизни.
Вот, к примеру, какие темы будут рассматриваться на уроках: «Милосердие и сострадание», «Совесть и раскаяние», «Золотое правило этики», «Подвиг», «Зачем творить добро?».
Все уроки построены на диалоге учителя и ученика. Материал насыщен примерами из жизни людей, притчами, историями, стихами, иллюстрациями.
Урок за уроком одна проблема нанизывается на другую, идет поиск ответов, — таким образом, выстраивается система духовно-нравственных знаний.
Этот курс построен на обретении самостоятельного умения думать, размышлять, делать свой выбор.
Получив эти умения, ребенок приобретает знания, помогающие ему ориентироваться в жизни. Подумайте, как это важно для него в наше время!
На уроках модуля «Основы православной культуры» вовлекаем учеников в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы они
учились исследовать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и осознавать свои возможности и успешно реализовывать их.
Подводя итоги за прошлые учебные года, мы видим, что в целом изучение курса ОРКСЭ учащиеся и родители 4 классов оценивают, как интересный предмет, познавательный, который прививает духовно-нравственные ценности нашим детям. Об этом свидетельствуют результаты проведенного мониторингового исследования, который проводился среди обучающихся, родителей и учителей. Одним из положительных моментов введения курса ОРКСЭ является то, что изучение модуля «Основы православной культуры» привело к усилению интереса школьников к прошлому своей страны, её культуре, традициям своей семьи. Данные диаграмм об этом свидетельствуют. Мы наблюдаем высокий процент выбора обучающихся, что им понравился модуль, который они изучали.
Ребята отмечают, что на уроках им понравилось участвовать в беседах о нравственных качествах человека, поступках людей, изучение православных праздников и традиций.
  О больших изменениях, происходящих с ребятами, после изучения курса ОРКСЭ говорят ответы, искренне трогающие и свидетельствующие о том, что дети смогли заглянуть в глубины своей души, проанализировать свои поступки, осмыслить свое поведение: у детей возникает желание дарить людям добро, счастье, любовь; они серьезно задумываются прежде, чем совершить поступок.
Учителя увидели положительное значение введения курса в следующем: это и духовно-культурное развитие детей, расширение их кругозора, повышение нравственности и др.  
  Так же педагоги наблюдают положительную динамику в развитии навыков общения, нравственных качеств, духовности учащихся.
  По результатам семи лет изучения курса можно заметить, что родители положительно относятся к введению курса (84% в 2012-13 уч. г., 88% в 2013-14 уч.г., в 2014-15 уч.г. и в 2015-16 уч. г. – составило 90%, в 2016-2017 уч.г. -85%, в 2017-2018 уч.г. – 89% и в 2018-2019 уч.году – 88%).
  Высокий % родителей утверждает, что их ребенку нравится изучаемый модуль ОПК курса ОРКСЭ.  
  Свыше 60 % за 3 прошлых года, а с 2015-16 уч.г.- этот процент приблизился к 70% родителей, которые наблюдают положительную динамику в духовно-нравственном развитии своего ребенка. Также результаты свидетельствуют и о том, что в ходе курса ОРКСЭ осуществляется сотрудничество семьи и школы, что является необходимым условием для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребёнка.
Такое осмысленное отношение к семье, детям, жизненным ценностям произошло всего лишь через один учебный предмет. Один урок в неделю и многие часы сотрудничества всех участников образовательных отношений, затронутых данным предметом. Курс ОРКСЭ способствует воспитанию в детях доброты, щедрости души, уверенности в себе, умению наслаждаться окружающим миром, дарить людям радость. В каждой школе имеется учебно-методический комплекс по модулю «Основы православной культуры», приобретены мультипликационные и художественные фильмы, раздаточный материал.
Желаем вам успехов в изучении предстоящего курса. Благодарим за внимание.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: