Панкратова Надежда Константиновна,
руководитель РМО по курсу ОРКСЭ
![]() | Заставка на начало собрания |
![]() | В ходе своего выступления я представлю анализ деятельности районного методического объединения педагогов, преподающих курс «Основы религиозных культур и светской этики», расскажу о содержании данного курса. |
![]() | Наш родной Сормовский район имеет богатое историческое прошлое, культурные традиции, самобытность. Именно эти составляющие являются основой в вопросе духовно-нравственного и гражданского воспитания юных сормовичей. В районе успешно реализуется просветительский православный проект «Сормовская слобода». Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является одним из направлений деятельности по этому проекту. |
![]() | Что же представляет собой данный курс? Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» - культурологический курс, он направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества. Изучая данный курс, ребята смогут узнать об истории и культуре основных религий. |
![]() | ОРКСЭ является связующим звеном между предметами «Окружающий мир» (начальная школа) и «История древнего мира» (средняя школа). |
![]() | Наше государство всегда было многонациональным. Мы все с вами, конечно, разные, но живём в одной стране и, соответственно должны учиться уважать ценности представителей всех культур. Цель учебного курса ОРКСЭ определена так – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Из цели вытекают следующие задачи. |
![]() | Задачи учебного курса ОРКСЭ: Вы их видите на экране. Я назову первые. 1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; 2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; 3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; 4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. |
![]() | Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой и включает 6 модулей (Основы православной культуры, Основы исламской культуры, Основы буддийской культуры, Основы иудейской культуры, Основы мировых религиозных культур, Основы светской этики). |
![]() | Осуществляется в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников. |
![]() | Каждый модуль имеет общую структуру и связан общими методологическими принципами. Образовательный процесс формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике |
![]() | и базируется на таких национальных ценностях, как Отечество, семья, религия. Что касается модуля «Светская этика». Под содержанием подразумевается не этикет, который означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Этика представляет собой философскую науку, объектом изучения, которой, является мораль. |
![]() | Давайте обратим внимание на основные подходы в изучении курса ОРКСЭ. В чем же они определены: • все модули курса основаны на культурологическом подходе к их преподаванию. Даётся представление об устройстве мира, месте человека в нем, нормах взаимоотношений между людьми, но при этом курс не предполагает религиозной практики; • курс носит светский характер; • при изучении применяется безотметочная методика преподавания; • каждый учитель учитывает психологические особенности младшего подросткового возраста в преподавании курса. |
![]() | Предмет направлен на совместную деятельность семьи и общества в решении возникающих нравственных и моральных проблем. Уроки курса выстраиваются в форме диалога самих детей и взрослых, тем самым развивая эмоциональную сферу ребёнка. |
![]() | Модуль курса ОРКСЭ выбирается: А. родителями (законными представителями); Б. исходя из возможностей школы (специально обучены педагоги для ведения данного курса, приобретены учебные пособия, раздаточный материал и др.) Хотелось бы заметить, что в нашем государстве проживают люди разных национальностей. В каждом регионе страны выбирают свой модуль, исходя из своих традиций. Если, к примеру, взять Дальний Восток, то 70% родителей выбирают модуль «Основы буддийской культуры», а в Казани преобладающее большинство 90% – модуль «Основы исламской культуры», в нашем регионе для изучения выбирают модуль «Основы православной культуры». |
![]() | Наши педагоги уверены, что изучение модуля «Основы православной культуры» имеет важное значение для воспитания школьника, живущего в России, поскольку именно Православие, как известно, стало государственно-образующей религией для нашей страны. Обратите внимание на проценты выбора модуля ОПК в Сормовском районе. Модуль ОПК, начиная с 2012-13 учебного года выбирают свыше 90%, в 2020-2021 уч.г. – 91,7%. Эти данные, на наш взгляд, означают согласие и желание родителей, чтобы их ребенок изучал историю и традиции Православия, имел возможность свободно и добровольно приобщаться к православной культуре, традиции. |
![]() | По благословению и при финансовой поддержке митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия и в рамках реализации районного проекта «Сормовская слобода» более 100 педагогов имеют |
![]() | удостоверение на право преподавания модуля «Основы православной культуры». Сормовские педагоги прошли курсовую подготовку в Нижегородском институте развития образования, в |
![]() | Нижегородской Духовной семинарии, в Нижегородском педагогическом университете по специальности «Теология», в Сергиево-Троицкой лавре. |
![]() | С целью оказания методической поддержки и непрерывного совершенствования уровня педагогического мастерства преподавателей, создано районное методическое объединение. |
![]() | Семинары, мастер-классы, представление педагогического опыта в формате «Панорамы творческих идей», «Педагогической мастерской», тематические заседания |
![]() | стали своеобразной формой повышения квалификации учителей, обмена опытом, стимулом профессионального роста, школой передовых методических идей. |
![]() | Анализ проведённых семинаров и мероприятий позволяет сделать вывод о том, |
![]() | что учителя активно применяют новые технологии в ходе реализации модуля «Основы православной культуры»». |
![]() | Важно, что урочные и внеурочные мероприятия в рамках данного курса |
![]() | носят культурологическую направленность, что способствует духовно-нравственному развитию обучающихся. |
![]() | В основе деятельности каждого учителя определены такие ценности: любовь к детям, |
![]() | желание открыть в каждом ребенке самое лучшее, научить его думать и рассуждать и, конечно же, творить и создавать новое вместе с детьми. |
![]() | Деятельность школьника на уроке стимулируется не только посредством интересного материала, |
![]() | но и разнообразными методами и технологиями. В ходе изучения модуля «Основы православной культуры» ребенок получает |
![]() | много интересных уникальных знаний. Главная задача этого модуля определена так: ребенок должен |
![]() | научиться реагировать не только на боль в теле, но и на боль в душе. Понимать, что такое совесть и уметь прислушиваться к ней в своей жизни. |
![]() | Вот, к примеру, какие темы будут рассматриваться на уроках: «Милосердие и сострадание», «Совесть и раскаяние», «Золотое правило этики», «Подвиг», «Зачем творить добро?». |
![]() | Все уроки построены на диалоге учителя и ученика. Материал насыщен примерами из жизни людей, притчами, историями, стихами, иллюстрациями. |
![]() | Урок за уроком одна проблема нанизывается на другую, идет поиск ответов, — таким образом, выстраивается система духовно-нравственных знаний. |
![]() | Этот курс построен на обретении самостоятельного умения думать, размышлять, делать свой выбор. |
![]() | Получив эти умения, ребенок приобретает знания, помогающие ему ориентироваться в жизни. Подумайте, как это важно для него в наше время! |
![]() | На уроках модуля «Основы православной культуры» вовлекаем учеников в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы они |
![]() | учились исследовать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и осознавать свои возможности и успешно реализовывать их. |
![]() | Подводя итоги за прошлые учебные года, мы видим, что в целом изучение курса ОРКСЭ учащиеся и родители 4 классов оценивают, как интересный предмет, познавательный, который прививает духовно-нравственные ценности нашим детям. Об этом свидетельствуют результаты проведенного мониторингового исследования, который проводился среди обучающихся, родителей и учителей. Одним из положительных моментов введения курса ОРКСЭ является то, что изучение модуля «Основы православной культуры» привело к усилению интереса школьников к прошлому своей страны, её культуре, традициям своей семьи. Данные диаграмм об этом свидетельствуют. Мы наблюдаем высокий процент выбора обучающихся, что им понравился модуль, который они изучали. |
![]() | Ребята отмечают, что на уроках им понравилось участвовать в беседах о нравственных качествах человека, поступках людей, изучение православных праздников и традиций. |
![]() | О больших изменениях, происходящих с ребятами, после изучения курса ОРКСЭ говорят ответы, искренне трогающие и свидетельствующие о том, что дети смогли заглянуть в глубины своей души, проанализировать свои поступки, осмыслить свое поведение: у детей возникает желание дарить людям добро, счастье, любовь; они серьезно задумываются прежде, чем совершить поступок. |
![]() | Учителя увидели положительное значение введения курса в следующем: это и духовно-культурное развитие детей, расширение их кругозора, повышение нравственности и др. |
![]() | Так же педагоги наблюдают положительную динамику в развитии навыков общения, нравственных качеств, духовности учащихся. |
![]() | По результатам семи лет изучения курса можно заметить, что родители положительно относятся к введению курса (84% в 2012-13 уч. г., 88% в 2013-14 уч.г., в 2014-15 уч.г. и в 2015-16 уч. г. – составило 90%, в 2016-2017 уч.г. -85%, в 2017-2018 уч.г. – 89% и в 2018-2019 уч.году – 88%). |
![]() | Высокий % родителей утверждает, что их ребенку нравится изучаемый модуль ОПК курса ОРКСЭ. |
![]() | Свыше 60 % за 3 прошлых года, а с 2015-16 уч.г.- этот процент приблизился к 70% родителей, которые наблюдают положительную динамику в духовно-нравственном развитии своего ребенка. Также результаты свидетельствуют и о том, что в ходе курса ОРКСЭ осуществляется сотрудничество семьи и школы, что является необходимым условием для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребёнка. |
![]() | Такое осмысленное отношение к семье, детям, жизненным ценностям произошло всего лишь через один учебный предмет. Один урок в неделю и многие часы сотрудничества всех участников образовательных отношений, затронутых данным предметом. Курс ОРКСЭ способствует воспитанию в детях доброты, щедрости души, уверенности в себе, умению наслаждаться окружающим миром, дарить людям радость. В каждой школе имеется учебно-методический комплекс по модулю «Основы православной культуры», приобретены мультипликационные и художественные фильмы, раздаточный материал. |
![]() | Желаем вам успехов в изучении предстоящего курса. Благодарим за внимание. |