The principle of the formation of an international innovative scientific and innovative center in the structure of the Privolzhsky Aerospace Cluster.




Принцип формирования международного инновационного научно-внедренческого центра в структуре Приволжского аэрокосмического кластера.

The principle of the formation of an international innovative scientific and innovative center in the structure of the Privolzhsky Aerospace Cluster.

Ключевые слова: инновационный, аэрокосмический кластер, научно-внедренческийцентр, Самарская агломерация.

Keywords: innovative, aerospace cluster, scientific and inculcationcenter, Samara agglomeration.

Аннотация: вработе рассматриваются особенности внедрения научно-инновационных центров в структуре аэрокосмического кластера.

Abstract: in the articleare consideredfeatures of introduction of scientific and innovative centers in the structure of an aerospace cluster.

Ваэрокосмическойотрасли РФ наиболее активно действующими являются пять инновационных территориальных кластеров, находящихся на территории Самарской, Ульяновской, Калужской областей, Хабаровского и Пермского краев. Поволжье является одним из центров развития аэрокосмических технологий. Одним из лидеров здесь является Самарская область. Научно-внедренческий аэрокосмический кластер способен оказать значительное влияние на социально-экономическое развитие Самаркой агломерации.

Самарский кластер является наиболее перспективной территорией для развития аэрокосмических технологий. Данный кластер обладает высоким потенциалом роста, с наиболее мощной конструкторской и научно-технологической базой.Его ядро образуют несколько предприятий и учебных заведений, определяющих результаты эффективности его функционирования:

1) ФГУП «ГНПРКЦ “ЦСКБ-Прогресс” по производству ракет-носителей среднего класса и космических аппаратов зондирования Земли.

2) ОАО «Кузнецов» опытно-конструкторский комплекс по созданию ракетных и газотурбинных двигателей.

3) ОАО «Авиакор» ‒завод по производству, ремонту и обслуживанию самолетов Ту-154 и Ан-140, осуществляющий поставку компонентов для авиационной техники.В Самарской области сконцентрированы все необходимые ресурсы для эффективного развития аэрокосмического кластера. К основным участникам кластера относятся: якорные предприятия, учебные заведения (СГАУ, СамГТУ, НИИ «Экран»), местные органы власти (минэкономразвития СО, минпром СО, администрация г.о. Самара), малые инновационные предприятия и инфраструктура («ЭкоЭнерджи», «Аквил», «Разумные решения», центры трансферта технологий, центр кластерного развития).

4) Опытно-конструкторские и учебные заведения:ФГБОУ ВО «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет)», ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет», ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет» Поволжское отделение Российской инженерной Академии Кластерный инжиниринговый центр Самарской области ЗАО «Самарский научный центр космических технологий».[1]

Регион находится напересечении важнейших международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток». По территории области проходят федеральнаяавтомобильная трасса М-5 «Урал» и Куйбышевская железная дорога, которые обеспечивают движение грузов из Европы на Урал и в Сибирь, в Казахстан и Китай.Через территорию Самарской области проходят воздушные трассы российского и международного значения. В области расположен крупнейший в ПФО международный аэропорт «Курумоч», через который осуществляются внутрироссийские и международные авиаперевозки. Через Самарскую область проходит Волжский участок Единой глубоководной системы Европейской части России. В системе международного транспортного коридора «Север-Юг», что позволяетосуществлять перевозки грузов судами смешанного (река-море) плавания. Дорожно-транспортная сеть области по плотности автодорог общего пользования с твердым покрытием находится на 24 месте в России.[2]

В рамках четвертой промышленной технологической революции руководство страны неоднократно высказывается о необходимости развития цифровой инновационной экономики.[3] Для этогогосударство создает инновационные центры, такие как: Сколково в Новой Москве, Иннополис в Казанской области на удаленности в 40 км от Казани на правом берегу Волги. Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал указ о строительстве научно-исследовательского центра под Санкт-Петербургом.[4]Для инновационного развития всей страны необходимо создать такие центры во всех ее регионах.Президент аэрокосмической корпорации Игорь Комаров высказал свое мнение относительно участия частных инвесторов в развитии космической отрасли и формировании международных научно-внедренческих центров.[5]Их появление будет способствовать строительству высокоскоростной магистрали, котораябудет проходить через Самарскую область и соединит западный Китай, Казахстан, Россию, Европу.

На базе исследования аэрокосмических комплексов США(г. Хьюстон), Франция (г. Тулуза), Япония (г. Нагано) и др. предполагается выявить закономерности формирования аэрокосмического комплекса в Самарской области с детальной разработкой научно-внедренческого центра.В его состав войдут: комплекс аэрокосмического университета,научно-внедренческий центр, технопарк.

Для проектного предложения было выбрано место в Красноглинском районе (г. Самара), в районе Самарской Луки, Соколиных гор, на реке Сок, которая впадает в Волгу в заброшенном карьере. В 15 км от международного аэропорта «Курумоч». Он будет соединяться с другими городами Самаро-Тольяттинской агломерации: Самарской железнодорожной веткой, водным сообщением и двумя ветками скоростных магистралей.При разработке проекта предполагается использовать концепции энергоэффективных технологий, умного технологичного города нового урбанизма.

Новый урбанизм (англ.NewUrbanism) – градостроительная концепция, подразумевающая возрождение небольшого компактного «пешеходного» города (или района), в противоположность «автомобильным» пригородам. Движение возникло в начале восьмидесятых годов с США.[6]

Целью создания инновационного научно-внедренческого центра является объединение всех кластеров авиационной направленности в единую целостную сеть, которая будет отличаться преемственностью наукоемких технологий и обеспечит лидерство Самаро-Тольяттинской агломерации в производстве авиационной и ракетно-космической техники на мировом уровне.

 

Библиография

1. Курносова Е.А. Оценка эффективности функционирования аэрокосмических кластеров// Вестник Самарского государственного университета. Серия «Экономика и управление». 2015. № 9/2 (131). С. 97-105

2. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года. Утверждена постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2017 №441.

3. РБК:Медведев анонсировал аналог «Сколково» в Петербурге за 41 млрд руб.https://www.rbc.ru/technology_and_media/17/10/2017/59e5eabb9a79479d2bb0dca7

4. Интервью главы «Роскосмоса» Игоря Коморова ТАСС: https://tass.ru/vef-2017/articles/4539362

5. Стенограмма выступления Владимира Путина на ПМЭФ-2016: https://rg.ru/2016/06/17/reg-szfo/stenogramma-vystupleniia-vladimira-putina-na-pmef-2016.html

6. Е.В. Котлярова, Ю.Я. Дворников. Принципы проектирования городской архитектурной среды: учебное пособие. – Ростов н/Д: Рост.гос. строит. ун-т, 2014. – 93 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: