Методические рекомендации по изучению курса




Курс органически связан с такими дисциплинами, как Священное Писание Нового и Ветхого Заветов, Патрология, Догматическое богословие, Литургическое богословие, Церковная археология и Церковное искусство.

Важной особенностью православного восприятия Церковной истории является осознание Боговоплощения как ее центра и средоточия и начала нового, финального этапа ее прохождения. Студенты должны понять, как Церковь живет и развивается в этом мире, выявляя все новые грани вечно существующего в ней Предания. Оно выражается в формулах, изреченных отцами, сформулированных на Соборах, отраженных в литургической гимнографии и т. п. Студенты должны знать обстоятельства появления этих формулировок, жизнь тех людей, с которыми они связаны, исторические события, которые этому сопутствовали.

Изучение каждой темы подразумевает чтение соответствующих глав и разделов основного учебного пособия «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви» и знакомство, хотя бы беглое, с соответствующими данному периоду историческими источниками.

Каждая тема снабжена ссылками на дополнительную литературу. В силу ограниченности своего объема, учебное пособие дает лишь общее представление, поэтому чтение всей этой литературы крайне важно для полноценного изучения.

Перед началом работы с литературой рекомендуется ознакомиться с содержанием изучаемой темы и вопросами для самопроверки: занятия будут более эффективными, если при прочтении предложенной литературы акцентировать свое внимание на моментах, относящихся к вопросам.

При очном обучении существенно важным моментом является активное участие в аудиторных занятиях. Это позволяет перевести знания из пассивной (услышал – запомнил) в активную форму (умею об этом думать, говорить, понимать собеседника, высказывать свои суждения).

 

Условия аттестации по курсу

Итоговая аттестация проводится в форме устного экзамена. На аттестации поверяется знание материала курса в объеме программы, понимание взаимосвязи основных понятий, умение оперировать этими понятиями.

 

Требования к уровню освоения курса:

Слушатель, изучивший дисциплину, должен:

— знать хронологическую последовательность событий церковной истории до середины XV века и, прежде всего, даты, место проведения, повестку дня и решения Вселенских соборов; имена главнейших церковно-исторических деятелей и уметь охарактеризовать их роль в истории Церкви; основные вехи эволюции церковно-государственных отношений; иметь представление об основах церковного строя и церковного законодательства; иметь четкое представление о политических, канонических, литургических и догматических расхождениях между западным и восточным христианством к середине XI века.

— уметь изложить содержание и охарактеризовать суть догматических движений и споров, указав на принципиальное отличие церковного взгляда на проблему от еретического;

— обладать навыками пользования церковной терминологией и работы с источниками;

— уметь давать консультацию по данному предмету в приложении к разным предметным областям с использованием специальной литературы.

 

Критерии оценивания:

Оценка «отлично» выставляется слушателю, который обнаружил на экзамене всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, усвоение основной и знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется слушателям, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины, а также их значение для других богословских дисциплин. Ответ должен быть исчерпывающим, полным, не содержащим излишней, не относящейся к вопросу информации.

Оценка «хорошо» выставляется слушателю, который на экзамене обнаружил полное знание программного материала, усвоил основную литературу, рекомендованную в программе. В ответе должно быть представлено правильное понимание вопроса, дано достаточно подробное описание предмета ответа, приведены и раскрыты в тезисной форме основные понятия, относящиеся к предмету ответа и должны отсутствовать ошибочные положения. При этом могли быть допущены некоторые неточности или дана и информация, не относящаяся к предмету ответа.

Оценка «удовлетворительно» выставляется слушателю, обнаружившему знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется слушателям, допустившим погрешности в ответе, давшим неполное, неточное описание предмета ответа и относящихся к нему понятий.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется слушателю, обнаружившему пробелы в знаниях основного программного материала, допустившему в ответе ошибки принципиального характера, не раскрывшему базовые понятия, не ознакомившемуся с основной литературой, предусмотренной программой, и не овладевшему базовыми знаниями, предусмотренными по данной дисциплине и определенными соответствующей программой курса.

Также оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае нарушения процедуры проведения экзамена, повлекшего за собой удаление с экзамена.

 

 

Вопросы к экзамену

1. История Церкви - древние источники, современное научное изучение.

2. Начало истории Церкви, предпосылки быстрого распространения христианской проповеди.

3. Первые проблемы Церкви, объединившей христиан из палестинских иудеев, иудеев рассеяния и язычников. Роль святого апостола Павла в решении этих проблем. Апостольский собор.

4. Церковная иерархия первого века. Служение епископов, пресвитеров и диаконов в сравнении с современным.

5. Ненависть общественного мнения к христианам в I-IV веках. Ее причины. Состояние языческой религии.

6. Римская Церковь в I веке. Нероново гонение.

7. Гонения на христиан как государственная политика римских императоров. Периодизация гонений.

8. Гностицизм. Истоки, основы учения. Докетизм.

9. Монархианство и его направления. Субординационизм.

10. Ересь Маркиона. История формирования и утверждения канона Священного Писания.

11. Монтанизм. Покаянная дисциплина первых веков. Вопрос о допустимости второго покаяния. Споры о приеме в Церковь падших и о крещении еретиков.

12. Политическая обстановка в Римской империи на рубеже III-IV веков Диоклетианово гонение.

13. История обращения в христианство императора Константина Великого. Миланский эдикт.

14. Арий, его учение. I Вселенский собор. Принятие Символа веры. Понятие единосущия Сына Отцу.

15. Император Константин Великий. Значение его деятельности в истории христианской Церкви. Понятие о Константиновом периоде в истории Церкви.

16. Арианские споры в период между I и II Вселенскими соборами. Святитель Афанасий Великий. Участие в спорах императоров Константина Великого, Констанция и Валента.

17. Разные направления в арианстве. Аномеи (евномиане). Омиусиане. Омии.

18. Правление Юлиана Отступника. Проблема отношения христианства к языческой культуре.

19. Правление императора Феодосия Великого. Второй Вселенской собор. Никео-Константинопольский Символ веры. Возвышение Константинопольской кафедры.

20. Возникновение монашества и его распространение по всему христианскому миру. Отшельническое и общежительное монашество. Особенности положения монашества в Церкви.

21. Споры о наследии Оригена в конце IV века. Евагрий, его учение о спасении. Святитель Иоанн Златоуст. Борьба против него александрийского архиепископа Феофила.

22. Возникновение несторианской ереси, ее истоки. Позиция святителя Кирилла Александрийского. III Вселенский собор и соглашение 433 года.

23. Возникновение монофизитства. “Разбойничий” собор.

24. IV Вселенский собор. Вероопределение собора и Томос папы Льва Великого. 28 правило собора и отношение к нему Рима.

25. Монофизитство после IV Вселенского собора и различные течения в нем. Попытки компромисса с монофизитством в конце V века и их последствия.

26. Император Юстиниан Великий. Правление. Законодательство. Теория симфонии. Церковная политика императора, участие в ней императрицы Феодоры.

27. V Вселенский собор. Осуждение трех глав. Осуждение Оригена. Позиция папы Вигилия и Западной Церкви.

28. Попытка компромисса между православием и монофизитством при императоре Ираклии. Моноэнергизм. Монофелитство.

29. Святитель Софроний Иерусалимский. Преподобный Максим Исповедник. Святой Мартин Исповедник. Их житие, участие в богословских спорах. VI Вселенский собор и его вероопределение.

30. Император Юстиниан II; Пято-Шестой Трулльский собор. Корпус канонов. Правила 37-39, 82, 95.

31. Причины возникновения иконоборчества и первоначальная аргументация против иконопочитания. Иконоборческая политика Льва III и отношение к ней в христианском мире. Выступление в защиту иконопочитания преподобного Иоанна Дамаскина.

32. Император Константин V и его церковная политика. Развитие иконоборческого богословия и собор 754 года Гонения на иконопочитателей.

33. Восстановление иконопочитания при императрице Ирине. История созыва VII Вселенского собора. Вероопределение собора и отношение на нем к епископам - иконоборцам.

34. Внутренние проблемы византийской Церкви в конце VIII - начале IX веков Возобновление иконоборчества при императоре Льве V, его причины. Преподобный Феодор Студит и патриарх Никифор – защитники иконопочитания. Соборы 815 года

35. Церковная политика императоров Михаила II и Феофила. Гонения на иконопочитателей в их правление. Воцарение императрицы Феодоры и окончательное восстановление иконопочитания.

36. Отношение Западной Церкви к VII Вселенскому собору. Карловы книги и Франкфуртский собор 794 года Создание западной империи, реакция Византии.

37. Позиция Карла Великого и Рима в вопросе filioque.

38. Состояние византийской Церкви в середине 9 века. Святые патриархи Игнатий и Фотий. Противостояние их сторонников.

39. Святитель Фотий и его противостояние Риму. Соборы, бывшие при Фотии.

40. Христианская миссия при святителе Фотии: святые Кирилл и Мефодий, крещение Болгарии и Руси.

41. События церковной жизни при императоре Льве Мудром. Патриарх Николай Мистик. Его взаимоотношения с Римом и императорской властью.

42. События церковной жизни при императорах Романе Лакапине и Константине Багрянородном.

43. Византийская церковь при императорах Никифоре Фоке, Иоанне Цимисхии и Василии II. Их взаимоотношения со славянским миром.

44. Христианский мир в первой половине XI века. События 1053-1054 года

45. I – IV Крестовые походы: причины возникновения, особенности, историческое значение.

46. Византия в период правления императоров Феодора II, Михаила VIII, Андроника II. Лионская уния.

47. Церкви балканских народов в XIV в. Интеллектуальная жизнь в Византии.

48. Свт. Григорий Палама как защитник исихазма. Полемика с Варлаамом Калабрийцем. Константинопольские соборы 1341, 1351 гг.

49. «Авиньонское пленение» папства. Великий западный раскол. Куриалисты и консилиаристы.

50. Ферраро-Флорентийский собор. Подготовка, проведение, итоги. Личность свт. Марка Эфесского.

51. Византийская Империя после Ферраро-Флорентийского собора. Состояние общества. Падение Константинополя в 1453 г. Причины гибели Империи.

52. Единство Церкви, соборность, поместность. Автокефалия и автономия, условия предоставления.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: