Профессиональная пригодность и профессиональный отбор




Главной задачей организации любой профессиональной деятельности и центральной проблемой человековедческих областей знания, обеспечивающих ее решение, является установление оптимального соответствия человека как субъекта труда, с одной стороны, и объективных требований профессиональной деятельности – с другой.

Эта идея соответствия роли и исполнителя настолько сообразна природе, что воспроизводится у людей спонтанно, без всякой подготовки.

Как же происходит нахождение оптимального соотношения между субъектом деятельности и самой деятельностью? Возможны два принципиальных пути: от особенностей субъекта к подбору деятельности (профессиональный подбор) и от деятельности к отбору субъекта (профессиональный отбор).

Профессиональный подбор – процесс подбора профессий, профессиональных сфер и специальностей к конкретному человеку, его индивидуально–психологическим особенностям с тем, чтобы он смог полноценно реализовать себя и свой потенциал в трудовой деятельности и полу-чить профессиональное удовлетворение.

Профессиональный подбор – процесс подбора профессий, профессиональных сфер и специальностей к конкретному человеку, его индивидуально–психологическим особенностям, достижению в них требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и нестандартных профессиональных ситуациях. В основе профотбора и профподбора лежат особенности потенциального субъекта труда и самой профессиональной деятельности. Проблемами изучения, диагностики особенностей человека занимается ряд наук – общая психология, психология личности, психофизиология, психодиагностика и др.

Обратимся к требованиям, предъявляемым профессией к человеку. Для того чтобы обосновать эти требования, необходимо:

1. Раскрыть внутреннюю структуру деятельности, показать целостную картину взаимосвязи необходимых для выполнения данной деятельности психических процессов.

2. Подобрать комплекс психологических методик, направленных на диагностику наличия и степени развития профессионально важных, значимых качеств, свойств, особенностей личности.

3. Провести профориентационную и профессиональную диагностики.

Информация о профессиональной деятельности может быть получена из разных источников (изучение инструкций, документов, в которых регламентируется деятельность; наблюдение за деятельностью соответствующих специалистов; беседа со специалистами об особенностях профессии, фотографирование, киносъемка, хронометраж профессиональной деятельности) и обобщена в профессиограмме.

В профессиограмме указываются:

– особенности данной профессиональной деятельности, основные действия, операции, их последовательность;

– необходимая специальная подготовка, требующиеся знания и умения;

– режим труда и отдыха, санитарно–гигиенические условия, характерные психофизиологи-ческие состояния (монотонность, утомление, эмоциональная напряженность);

– объем и характер перерабатываемой информации, физическая и интеллектуальная тяжесть труда, используемое оборудование, алгоритмы и психологическая структура выполняемых человеком действий.

Определение степени значимости различных психических свойств и качеств личности для эффективного выполнения данной деятельности может быть реализовано несколькими способами в психограмме:

Психограмма позволяет:

– выделить свойства личности, которые обеспечивают реализацию каждого профессиональ-ного действия, и определить степень важности различных психических функций для достижения конечного эффекта трудового процесса и продолжительность загрузки психической функции в течение всего трудового процесса. Результатом становится средняя оценка значимости каждой психической функции, необходимая для ранжирования функций по степени их важности для изучаемой деятельности, и сформулированные требования к профессионально важным качествам, функциям личности;

– определить один или несколько интегральных показателей, характеризующих способности человека по выполнению наиболее ответственных сторон профессиональной деятельности. Например, для машиниста поезда метрополитена – это способность в условиях длительного, моно-тонного воздействия сохранять высокий уровень готовности к экстренным действиям, сохранять бдительность.

2. Оценка профессиональной пригодности проводится различными психодиагностическими методами на основании ряда принципов:

– аналитический принцип предусматривает изучение и оценку отдельных психологических показателей (например, внимания, памяти, двигательной координации и т.п.), важных для успеш-ности обучения и деятельности в избранной профессии;

– синтетический принцип предусматривает изучение целостной деятельности или ее важных элементов, и поэтому в рамках этого метода применяются различные аппараты, с помощью которых моделируются такие элементы и целые профессиональные операции;

– комплексный принцип заключается в изучении некоторых психических процессов как в раздельном их проявлении, так и в условиях целостной деятельности, где они могут выступать с иными качественными и количественными показателями (объединение аналитического и синтетического принципов).

3. Профориентационная и профессиональная диагностики. В ряде случаев целесообразно проводить двухэтапный отбор:

– вначале проводят отбор по тестам, который, как правило, не требует больших затрат времени,

– кандидаты, успешно прошедшие отбор по тестам, проходят отбор на рабочих местах, где в течение нескольких часов или дней выполняют профессиональные обязанности и ведется контроль за изменениями показателей качества деятельности человека через каждые два часа.

В связи с проблемами профессионального самоопределения важную роль приобретает психо-логический аспект, связанный с установлением границ профессиональной пригодности.

Одной из задач диагностики профессиональной ориентации является определение професси-ональной предрасположенности человека к той или иной деятельности или профессии. Основой предрасположенности является не только наличие определенных устойчивых свойств и качеств личности, но прежде всего устойчивой мотивации осваивать тот или иной вид деятельности. Предрасположенность лишь определенная потенциальная возможность, предполагающая возмож-ность успешного овладения определенным видом деятельности.

Безбарьерная среда

ООН настоятельно подчеркивает, что люди с ограниченными возможностями имеют право на независимую жизнь, включая те же самые права, что и все остальные жители.

При рассмотрении проблем инвалидов в этой теме основной упор делается на детях с ограниченными возможностями, нуждающихся в профессиональной реабилитации и абилитации.

Абилитация и реабилитация включают в себя идею о том, что ограничения, связанные со средой, создают или вызывают проявления нарушений.

Взгляд на инвалидность как на ограничения, связанное со средой, делает более реалистичным решение задачи обеспечения тесной интеграции.

Профессиональная реабилитация инвалидов включает в себя:

1.профориентацию;

2.обучение;

3.содействие в трудоустройстве.

Для детей, подростков и взрослых, имеющих инвалидность, образование имеет особое значение. С одной стороны, оно открывает перед ними, как и перед не инвалидами возможности для самостоятельного развития личности, с другой стороны, их шансы на успех в профессии и в жизни в большей степени зависит от качества образования.

Первейшей задачей системы образования является развитие максимально возможной способности усваивать знания и приобретать новые навыкну каждого инвалида в отдельности, принимая во внимание специфику его недуга, при необходимости с применением учитывающих инвалидность вспомогательных средств.

Кроме того, инвалиды должны научиться общению в среде, совершенно не приспособленной к имеющейся у них дисфункции, признать и принять ее такой, какой она есть. Поэтому, кроме обучения как такого, образование должно оказать имеющую значение в практической жизни индивидуальную и направленную на интеграцию в социальной среде помощь, при чем как на этапах дошкольного воспитания, обучения в школе, профессиональном училище и в вузе, так и в ходе дальнейшего повышения квалификации.

Во избежание совершенно ненужной щадящей атмосферы и изоляции инвалида следует руководствоваться принципом оказания максимально необходимого содействия при максимально возможном совместном обучении.

Потребность в учебе сопутствует всю жизнь как инвалидам так не инвалидам. Уже сейчас имеются широкие возможности для продолжения образования и повышения квалификации инвалидов.

Профессиональная ориентация

Смена школьной парты на место в учреждении профессионального образования определяет путь дальнейшей интеграции в жизни общества и поэтому является особенно важным шагом для молодого инвалида. Выбор профессии нуждается в основательной и начинающейся как можно раньше подготовке.

Решающее значение имеет квалифицированная профессиональная ориентация.

В НГТТК есть богатый опыт проведения профессиональной ориентации инвалидов. С 1992 года работает отделение выбора профессии. Открытие отделения стало итогом совместного проекта «Консультативная помощь и содействие в создании современной системы профессиональной реабилитации молодых инвалидов в Российской Федерации» по преобразованию системы социального обеспечения стран центральной и восточной Европы, подписанного представителями правительств России и ФРГ. Для реализации этого проекта Министерство ФРГ выбрало г.Новокузнецк Кемеровской области и Новокузнецкий колледж-интернат (1992г. - ПУ-интернат), так как область является крупным промышленным центром России.

С немецкой стороны участником проекта стал Евангелический Фонд Фольмарштайн, расположенный на земле Рейнвестфале, аналогичной по своей инфраструктуре.

Программа по внедрению немецкого опыта была реализована в течение 3 лет. За основу взята европейская модель определения профессиональной пригодности инвалидов. С 1992 — 1995 гг. проходил обмен делегациями Евангелического Фонда Фольмарштайн ФРГ и Новокузнецкого училища-интерната по ознакомлению с опытом работы и определению основных направлений сотрудничества.

Опыт был успешен, и НГГТК-интернат, адаптировав европейскую модель к российским условиям, работает по этой системе до сегодняшнего дня. Инвалид имеет возможность получить квалифицированную помощь специалистов выбора профессии, которые определяют:

• физические возможности;

• уровень знаний;

• способности к обучению;

• профессионально-важные качества;

• личностные особенности.

оказывают помошь:

• в составлении профессионального маршрута;

• дают рекомендации по выбору профессии и месту обучения. Реабилитант имеет возможность пройти тестирование ежемесячно в течение года. Срок обследования - 21 день.

Направления тестирования:

- медицинский аспект;

- психологическое обследование;

- социально-педагогические пробы;

- общие пробы: русский язык, математика и моторика;

- профессиональные пробы по направлениям:

• электротехника,

• металлообработка,

• декоративно-прикладное творчество,

• предпринимательство и бизнес.

 

Отделение выбора профессии располагает кабинетами со специализированным оборудованием, приспособленным для лиц, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата.

Связь с управлением занятости В соответствие с законом о содействии в трудоустройстве и профессиональному образованию вопросы профессиональной ориентации, обучения, трудоустройства граждан находятся в ведении агентства по труду и занятости Росздрава.

Отделы профессиональной ориентации для инвалидов созданы при всех управлениях по трудоустройству и занятости населения.

Служба занятости города Новокузнецка, а в последствии и все службы Кемеровской области гоже являются ориентирами и финансовыми менеджерами функционирования и информационного обеспечения для НГГТК.

Начиная с 1993 года, ежегодно заключаются договора, в соответствии с которыми инвалиды направляются на профессиональные пробы на отделение выбора профессии со всех городов Кемеровской области. Расходы на содержание испытуемых на ОВП оплачивает Управление занятости населения.

Кроме того, управление занятости является заказчиком, определяющим содержание, а иногда и методические основы работы колледжа.

Именно благодаря этой структуре стало возможным расширение диапазона тестирования на ОВП. В 1992 году на профотборе абитуриенты могли определить свою пригодность к 9 профессиям, в 1995 году - к 30, а к 1998 году - к 44, т.е. сегодня испытуемые могут получить помощь специалистов в определении пригодности не только к профессиям, открытым в НГГТК — интернате, но и к тем. которые можно получить в других учебных заведениях по направлениям:

• электротехника;

• металлообработка;

• предпринимательство и бизнес;

• декоративно - прикладное творчество.

 

Обучение.

Только при максимально хорошей профессиональной квалификации инвалид способен противостоять конкуренции со стороны не инвалида. Поэтому первоочередной задачей во взаимодействии с политическими мерами в сфере образования и социального обеспечения при реабилитации инвалидов является именно решение проблем на рынке труда путем предоставления инвалидам широких возможностей для получения профессионального образования, всемерно обеспечивающих равенства инвалидов с не инвалидами в конкурентной борьбе за постоянное рабочее место.

Задачей профессионального образования инвалидов является приобретение ими официально зарегистрированной профессии (специальности) в соответствии с законом об образовании.

Работа по профессиональной реабилитации в Новокузнецком колледже строится согласно следующим принципам:

1. Основная цель образовательного учреждения - содействовать наиболее полной интегращщ инвалида в общество, как конкурентоспособного специалиста.

2. Для того чтобы специалист был востребован, требования к его квалификации должны быть определены работодателем (работополучателем).

3. Современные производственные технологии требуют не только практических навыков на уровне исполнителя, что приобретается практикой производственного обучения, но и в большей степени знаний, которые позволяют выработать необходимые умения.

4. Специальность должна быть востребована на рынке труда и мобильна. Выпускник не должен переучиваться на другую специальность в течение своей трудовой жизни, только повышать квалификацию.

На сегодняшний день в колледже ведется обучение по 4 специальностям среднего профессионального образования (СПО) и 6 профессиям начального профессионального образования (НПО).

 

За последние 10 лет в колледже произошли большие изменения, изменился статус учебного заведения (ПУ-интернат стал колледжем), изменился перечень профессий. Нововведения происходили при содействии Государственной службы занятости и немецких коллег Центра Фольмарштайн. Сотрудничество по международному проекту в рамках программы «Восток» в области реабилитации инвалидов во многом определило направление работы и выбор новых специальностей.

Сотрудничество проходило с профессиональным училищем г.Фольмарштайн по трем специальностям:

• Специалист коммерческого сервиса 19931 1997 гг.

• Механик-инструментальщик и

• Техник информационных систем - 1997 - 2001 гг.

Поскольку в нашей стране с 1996 года начали вводится в действие образовательные стандарты специальности были выбраны по аналогии с вышеперечисленными, а именно:

• Коммерсант:

• Слесарь-инструментальщик;

• Радиомеханик.

При выборе новых специальностей СПО учитывали востребованность на рынке труда сегодня и в перспективе и сохранение наработок по программе сотрудничества.

Были выбраны специальности:

- Менеджмент;

- Автоматизированные системы обработки информации и управления;

- Технология машиностроения;

- Реклама.

Работа в рамках проекта позволила оснастить перечисленные профессии хорошей производственной базой, что дает возможность совместить теоретические занятия с практическим обучением.

Практика для получения первичных профессиональных навыков проходит в стенах колледжа в специально оборудованных мастерских. Например, базой производственной практики специальности «Менеджмент» служат виртуальные учебные фирмы. Учебная фирма — это модель коммерческого предприятия с внутренней структурной градацией на отделы. Отделы, существующие на учебной фирме, соответствуют отделам реального предприятия. Это сбыт, снабжение, кадры, бухгалтерия, склад. Студенты играют роль сотрудников, мастер с первого дня составляет график передвижения по отделам, в соответствии с которым в течение двух лет обучающиеся отрабатывают во всех структурных подразделениях учебной фирмы.

В настоящее время в колледже наряду со специальностями СПО сохранены рабочие профессии: Портной, Художник (роспись по дереву), Изготовитель художественных изделий из дерева, Слесарь-ремонтник (бытовые машины и приборы), Слесарь-ремонтник (швейное производство), Часовщик. Что делает возможным обучение инвалидов с различными ограничениями.

Социальная реабилитация

Разрыв между личностными особенностями инвалида и предъявляемыми профессиональными требованиями делает проблемы вступления в профессиональную жизнь многоплановыми и сложными. В связи с этим особое внимание в колледже уделяется социальной реабилитации и интеграции инвалида в четво. В штате социально-педагогической службы есть социальные педагоги, психологи, воспитатели, педагоги дополнительного образования. Сотрудниками создана программа социальной реабилитации, для реализации которой используются разнообразные формы и методы воспитательной деятельности. Направления программы определены особенностями временного пребывания в колледже: период адаптации, стабилизации, подготовка к выпуску и степенью дезадаптации реабилитанта.

Содействие в трудоустройстве

Ежегодно колледж выпускает 90-110 дипломированных специалистов. Из них 67% трудоустраивается, 15 - % работает на дому.

Говоря о содействии в трудоустройстве, нельзя не отметить, что специфика нашего образовательного учреждения не позволяет работать в рамках программы «специалист по заказу», но работу в этом направлении осуществляем через организацию технологических практик и квалификационных стажировок, которые проходят на предприятиях города.

 

Анализируя проблемы, возникающие в период обучения и трудоустройства, можно выделить наиболее важные:

1. Государственные стандарты обучения, как по программам НПО, так и СПО, рассчитаны на среднестатистического ученика, не предусматривают комплексный подход, реабилитационные и абилитационные воздействия, между тем опыт показывает, что процесс становления профессионалов из числа лиц с ограниченными физическими возможностями значительно отличается от обучения не инвалидов.

2. Рабочие места, как правило, не адаптированы для инвалидов, слабо решен вопрос о безбарьерной среде. Все это уменьшает шансы инвалида в конкурентной борьбе со специалистом не инвалидом при трудоустройстве.

3. НГГТК-интернат является учреждением федерального значения, абитуриенты обращаются к нам из различных регионов Российской Федерации. Однако не следует забывать, что инвалиды - самая социально не защищенная категория граждан. Необходимо продумать механизмы позволяющие компенсировать расходы, иногда значительные, связанные с затратами на проезд.

4. Действующие учебные планы оставляют за бортом такую категорию, как «взрослые инвалиды» (приобретенная инвалидность), поэтому в настоящее время особо остро стоит вопрос о внедрении интегрированных, многоступенчатых учебных планов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: