Правовое положение феодалов в Древней Руси




Отдельно стоит выделить категории населения по «Русской Правде», их правовое положение и статус. Начать необходимо с привилегированных слоев. На Руси в начале второго тысячелетия таковыми являлись бояре и князья. Князьями в документе именуются лица, держащие власть в том или ином регионе. Великим князем выступает киевский правитель, в других русских городах заседают его сыновья или родственники. Князь обладает двумя основными функциями: вершить суд и собирать налоги. Несколько раз в документе употребляется выражение "княжьи мужи". Так на Руси называли людей, находящихся в окружении правителя. Это верные князю поданные, можно сказать, его агенты. Представленных лиц не получится выделить в качестве отдельного сословия. Хотя в "Русской Правде" правовое положение населения и подразумевает наличие "княжьих мужей", ни в одном другом древнерусском источнике эти лица не указываются.

Правовое положение феодалов всегда различно, ведь у каждого представителя привилегированного сословия есть свои функции и обязанности. В "Русской Правде" нередко встречается понятие "тиун". Это боярский или княжеский управляющий, который мог иметь разный правовой статус. Само понятие пришло из Скандинавии, где тиунами именовали феодалов. Они собирали дань, управляли волостями и даже вершили суд. На Руси положение представленных лиц было различным.

Структура класса феодалов была достаточно сложной и состояла из различных социальных групп. В него входили князья, бояре, дружинники, местная знать, наместники (посадники), тиуны и т.д. Феодалы, осуществлявшие гражданское управление и отвечавшие за военную организацию, были взаимно связаны системой вассалитета. Они собирали дань и судебные штрафы с населения, находились в привилегированном положении по сравнению с остальными социальными группами. Так, в «Русской Правде» устанавливалась двойная вира в 80 гривен за убийство княжеских слуг, тиунов, конюхов и огнищан. В то же время о боярах и дружинниках в ней ничего не говорилось. Тем не менее из летописных сводов следует, что за их убийство обычно применялась смертная казнь.

Наиболее привилегированной социальной группой класса феодалов были бояре, являвшиеся, как правило, советниками и старшими дружинниками князя. Об этом писал М.Ф. Владимирский-Буданов, указывая, что бояре формировались «из двух элементов: во-первых, из лучших людей среди жителей каждой земли, а во-вторых, из высших членов княжеского двора — дружинников»[4] В древнерусских источниках встречаются и другие категории феодалов: лучшие люди, нарочитые мужи, княжьи мужи, огнищане. В целом сложилось два пути формирования боярства.

Боярами становилась прежде всего родоплеменная знать, выделившаяся в процессе разложения первобытнообщинного строя. К этой категории следует отнести нарочитых мужей, старейшин градских и земских бояр, которые представляли интересы своего племени при княжеском дворе. Вместе с великим князем они участвовали в военных походах. Земские бояре получали из рук великих князей иммунитетные грамоты, согласно которым за ними закреплялись в качестве наследственной собственности (вотчин) находившиеся у них земельные угодья.

Вторую категорию составляли княжеские бояре, занимавшие высшие посты при дворе великого князя. Они были дружинниками князя, а во время военных походов составляли основу княжеского войска. В мирное время они выполняли различные поручения великого князя по управлению государством, становились его советниками по вопросам внутренней и внешней политики. В XI в. категория земских бояр начала сливаться с княжескими боярами, а различия между ними полностью исчезли.

Класс феодалов формировался постепенно. В него входили кня­зья, бояре, дружинники, местная знать, посадники, тиуны и т.д.

Князья выступали как верховные собственники и распорядители всей русской земли. Но в X в. начинается активное образование кня­жеского домена, т.е. земельных владений княжеской семьи, который складывается путем захвата общинных земель и пустошей, которых было еще достаточно много. Боярское землевладение формировалось как из земель, пожалованных князем, так и из владений родоплемен-ной знати. По мере укрепления власти киевских князей бояре получа­ли из рук князя иммунитетные грамоты, закреплявшие за ними в каче­стве наследственной собственности (вотчин) находившиеся у них зем­ли, податной и судебный иммунитет. В дальнейшем слой земских бояр полностью сливается с боярами княжескими, различия между ними исчезают.

Феодалы осуществляли гражданское управление и отвечали за во­енную организацию. Они были взаимно связаны системой вассалитета, собирали дань и судебные штрафы с населения, находились в привиле­гированном положении по сравнению с остальной массой населения. «Русская Правда» устанавливает наказание в виде штрафа за убийство княжеских слуг, огнищан, тиунов, конюхов. Однако о самих боярах и дружинниках она молчит, из чего ряд исследователей делает заключение, что, вероятнее всего, за посягательство на их жизнь пола­галась смертная казнь.

Представители православной церкви обладают особым правовым положением по «Русской Правде». Население древнерусского государства имело большой процент священнослужителей, церковников и монахов. Духовенство на Руси делилось на белое и черное. В белую категорию входили иереи (обычные священники - самая многочисленная группа), протоиереи, протопресвитеры, а также разные виды дьяконов. Особое место в русском православии занимали церковники, принявшие схиму - особый духовный статус. В черную же категорию входит монашество, также классифицирующееся по нескольким видам. Ярослав Мудрый активно способствовал развитию духовенства на Руси. В «Русской Правде» были зафиксированы отдельные нормы за убийство или причинение вреда представителям церкви.

В период Киевской Руси начали формироваться феодальные отношения. Происходит становление системы частного землевладения, усложняется иерархия господствующего класса, интенсивно проводится дифференциация феодально зависимого населения.

Ведущей отраслью экономики этого времени было сельское хозяйство, развитие которого опиралось на традиции и опыт предыдущих поколений. Но при этом все энергичнее шел поиск новых технологий обработки земли, постоянно совершенствовались орудия труда. Но в это же самое время начинается концентрация в городах ремесленников и различных мастеровых людей. Таким образом, отделение ремесла от земледелия, концентрация ремесленников в городах, активизация обмена и торговли способствовали становлению денежной системы.

Основным средством производства была земля, которая, однако, не находилась в частной собственности, и могла быть конфискована князем. С начала существования Киевской Руси даже церковные земле не находились в частной собственности, однако впоследствии церковь получила определенную экономическую самостоятельность, став владельцем земли и подаренного имущества. Князья платили на нужды церкви своеобразный налог - десятину.

Для Х-ХII вв. характерным было развитие вассальных отношений, феодального землевладения. Формировались феодальные хозяйственные отношения, экономической основой которых была земля, на которой работало феодально зависимое население. Кроме того, в пользу феодала крестьяне вынуждены были платить ренту.

Итак, сельское хозяйство, в частности земледелие, было основной отраслью хозяйства, хотя определенного развития достигли и промыслы.

Важное место в хозяйственной жизни древнерусского общества принадлежало ремеслу (гончарство, ювелирное, ткацкое производство, металлургия, обработка железа и т.д.). При этом сельское ремесло отличалось от городского.

Продолжающееся отделение ремесла от земледелия и дифференциация ремесленных специальностей, а также концентрация и организация ремесленников обусловили подъем торговли и рост городов, развитие международных торговых путей, а значит, и становление и развитие денежной системы.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: