Краткое содержание темы. Экономическое содержание и сущность доходов бюджетов.
Классификация доходов. Налоговые и неналоговые доходы. Доходы федерального бюджета, доходы бюджетов субъектов федерации и доходы местных бюджетов. Собственные и регулирующие доходы.
Доходы федерального бюджета. Собственные налоговые и неналоговые доходы. Безвозмездные перечисления. Нефтегазовые доходы. Нефтегазовый трансферт.
Доходы бюджетов субъектов РФ. Налоговые и неналоговые доходы.
Доходы местных бюджетов. Собственные доходы. Поступления от регулирующих доходов. Финансовая помощь. Средства по взаимным расчетам.
3.1. Экономическое содержание и виды доходов бюджетов
Доходы бюджетов - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством страны в распоряжение органов государственной и местной власти. Как установлено БК РФ, доходы бюджета — поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
Основным источником этих доходов является национальный доход, а именно та его часть, которая составляет доходы хозяйственных субъектов, полученные при первичном их распределении. К ним относятся предпринимательская прибыль, заработная плата работников сферы материального и нематериального производства, рента, ссудный капитал (прибыль банков и вкладчиков). Пропорции распределения налогов и порядок бюджетного регулирования между бюджетами различных уровней утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Доходы бюджетов можно классифицировать по следующим основаниям.
|
1. По методам поступления:
Ø Налоговые доходы, которые поступают в бюджет через взимание различных видов налогов
Ø Неналоговые доходы, которые формируются за счет использования государственной и муниципальной собственности, средств, размещенных в банках и других кредитных учреждениях, различных платежей, которые в обязательном порядке уплачиваются государственным и муниципальным учреждениям.
2. В зависимости от государственного устройства страны:
Ø в унитарном государстве: доходы государственного бюджета и доходы местных бюджетов.
Ø в федеративном государстве: доходы федерального бюджета, доходы бюджетов субъектов федерации и доходы местных бюджетов.
3. В зависимости от доходных полномочий органов власти:
Ø собственные
Ø регулирующие
4. По конкретным объектам обложения:
Ø с имущества
Ø с дохода
Ø и др.
Доходы бюджетов бюджетной системы РФ формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах, законодательством об иных обязательных платежах. К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления (рис. 3.1.).
Рис. 3.1. Виды доходов бюджета.
К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним (рис. 3.2.).
Рис. 3.2. Перечень налогов РФ
К налоговым относят и доходы, получаемые от специальных налоговых режимов. К специальным налоговым режимам относятся:
|
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
5) патентная система налогообложения.
К неналоговым доходам бюджетов относятся:
Ø доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства;
Ø доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства;
Ø доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
|
Ø средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
Ø средства самообложения граждан;
Ø иные неналоговые доходы.
К безвозмездным поступлениям относятся:
Ø дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;
Ø субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);
Ø субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;
Ø иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;
Ø безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
В БК РФ установлены перечни налоговых и неналоговых доходов для каждого уровня бюджетной системы РФ, в том числе - в разрезе видов бюджетов муниципальных образований (муниципальный район, городской округ, поселение). Установлены полномочия:
Ø федерального уровня по формированию доходов бюджетов;
Ø субъектов РФ по установлению нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты и формированию доходов бюджетов субъектов РФ;
Ø муниципальных образований по формирования доходов местных бюджетов и муниципального района по установлению нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов в бюджеты поселений.
Стабильное распределение доходов по уровням бюджетов способствует развитию среднесрочного финансового планирования в субъектах РФ и муниципальных образований. Задачи по укреплению собственных доходов бюджетов РФ заключаются в дальнейшем осуществлении налоговой реформы, усилении мер налогового администрирования, стабильности схемы распределения доходов между бюджетами различных уровней, повышении эффективности использования государственной и муниципальной собственности.
Закрепление налоговых и неналоговых доходов за бюджетами бюджетной системы РФ в порядке разграничения осуществляется в соответствии с БК РФ.