Бюджетным кодексом РФ (гл. 7 БК РФ) состав доходов федерального бюджета установлен как совокупность собственных налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений.
В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ. К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ. Пропорции распределения налогов в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ.
Установление новых налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство РФ. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом РФ. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах в соответствии с НК.
К неналоговым доходам федерального бюджета кроме общего перечня неналоговых доходов относятся:
|
- прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральными законами;
- доходы от внешнеэкономической деятельности.
Федеральные органы власти могут устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять или изменять действующие только путем внесения изменений в БК РФ.
С 2008 года доходы федерального бюджета подразделяются на нефтегазовые и ненефтегазовые.
К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:
- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);
- вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
- вывозных таможенных пошлин на газ природный;
- вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.
Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета.
Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
|
Порядок формирования фондов, нормативная величина фондов в абсолютном выражении определяются Бюджетным кодексом. В связи с кризисной ситуацией часть средств, которые по БК РФ должны направляться в эти фонды, будет напрвляться на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.
Налоговые доходы занимают лидирующее место в доходах федерального бюджета. Основную массу налоговых доходов образуют косвенные налоги: НДС, акцизы. Но в последнее время существенно увеличивается доля прямых налогов, в том числе налога на прибыль организаций и налогов, взимаемых с физических лиц
В неналоговых доходах существенную роль играют доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций.
Статистика по доходам в динамике по данным Министерства Финансов РФ представлена в табл.3.1.
Таблица 3.1. Динамика доходов федерального бюджета РФ.
Доходы, всего | 8 305,4 | 11 367,7 | 12 855,5 | 13 019,9 | 14 496,9 | 13 659,2 | 13 460,0 | 15 088,9 | 19 454,4 |
Нефтегазовые доходы | 3 830,7 | 5 641,8 | 6 453,2 | 6 534,0 | 7 433,8 | 5 862,7 | 4 844,0 | 5 971,9 | 9 017,8 |
Ненефтегазовые доходы | 4 474,7 | 5 725,9 | 6 402,4 | 6 485,9 | 7 063,1 | 7 796,6 | 8 616,0 | 9 117,0 | 10 436,6 |
Связанные с внутренним производством | 1 697,7 | 2 327,6 | 2 603,8 | 2 681,5 | 3 113,6 | 3 467,6 | 3 780,6 | 4 741,9 | 5 430,9 |
НДС (внутренний) | 1 328,7 | 1 753,2 | 1 886,1 | 1 868,2 | 2 181,4 | 2 448,3 | 2 657,4 | 3 069,9 | 3 574,6 |
Акцизы | 113,9 | 231,8 | 341,9 | 461,0 | 520,8 | 527,9 | 632,2 | 909,6 | 860,7 |
Налог на прибыль | 255,0 | 342,6 | 375,8 | 352,2 | 411,3 | 491,4 | 491,0 | 762,4 | 995,5 |
Связанные с импортом | 1 787,1 | 2 236,7 | 2 445,8 | 2 418,0 | 2 474,3 | 2 404,4 | 2 539,6 | 2 728,6 | 3 211,5 |
НДС на ввозимые товары | 1 169,5 | 1 497,2 | 1 659,7 | 1 670,8 | 1 750,2 | 1 785,2 | 1 913,6 | 2 067,2 | 2 442,1 |
Акцизы на ввозимые товары | 30,1 | 46,6 | 53,4 | 63,4 | 71,6 | 54,0 | 62,1 | 78,2 | 96,3 |
Ввозные пошлины | 587,5 | 692,9 | 732,8 | 683,8 | 652,5 | 565,2 | 563,9 | 583,2 | 673,0 |
Прочие | 990,0 | 1 161,6 | 1 352,7 | 1 386,4 | 1 475,2 | 1 924,6 | 2 295,8 | 1 646,5 | 1 794,2 |
|