Междунар. страховой бизнес. Отдельные виды страхования внешеэкономич. деят-ти. 7 глава




30. Косвенный и прямой методы торговли. Типы торгово-посреднич. фирм, функции компаний-посредников. Метод торговли – способ осуществ-ния торгового обмена (торг. операции, торг. сделки). 2 метода торговли: • Прямой (совершение операции непоср-но между производителем и потребителем); • Косвенный (совершение операции через посредника). Прямой метод - установление прямых связей между производителем и потребителем товара, услуг, минуя посреднич. звенья. Продавец выходит на потребителя, т.к. число покупателей небольшое. Метод исп-ся в торговле машинами, оборудованием, приборами и др., спрос на кот. не носит массового хар-ра. Напр., предприятие, производящ. оборудование для ремонта железнодорожного полотна, не нужен посреднике, т.к. число покупателей ограничено. Метод исп-ся в осущ-нии производствен. кооперации между неск. предприятиями, при продаже сырья крупными партиями на основе долгосрочных контрактов (нефти, газа), при продаже стандартного крупносерийного оборудования через филиалы, дочерние компании. Косвенный метод – осущ-ние коммерч. операций через посредника. Посредник принимает на себя функции распространителя товаров, взимая за это плату с заказчика. Применяется при торговле товарами массового спроса. Преимущ-ва и недостатки. Выбор метода зависит от специфики товара, рынка, спроса, каналов распространения. Прямой метод дает возможность: - установить прямой контакт производителя с потребителем; - обеспечить фирму стабильными договорами на сбыт продукции, на обеспечение себя сырьем; - принять участие в производственно-сбытовой кооперации; - осущ-лять бартерные сделки. Недостатки:- необходимость создания собственных коммерч. служб, привлечения коммерсантов, финансистов; - дополнит. риски с зарубежной деят-тью. Преимущ-ва косвен. метода: - возможность реализовать товар быстро и выгодно, чем самому производителю; - получить с рынка ценную информацию; - повысить уровень рекламы; - организовать технич. обслуживание товаров на высоком уровне; - получить дополнит. выгоду за счет привлечения посредника, повышения конкурентоспособности товаров и ускорения товарооборота. Недостатки: - производитель или поставщик товара отдаляется от потребителя; - престиж поставщика на рынке зависит от посредника; - посредник может затормозить реализацию товара; - часть средств производителя идет на оплату посредника. Виды торгово-посреднич. операций,совершаются по поручению экспортера, импортера независимыми фирмами-посредниками на основе поручений, соглашений, охватывают подыскание иностран. партнеров, подготовку документации для совершения сделок, их совершение, транспортно-экспедитор. операции, кредитно-финанс. обслуживание, страхование, рекламирование товаров, послепродажное обслуживание, анализ рынков сбыта, выполнение таможен. формальностей и др. Ч ерты операций: • кому принадлежит товар; • от чьего лица реализуется; • за чей счет реализуется. Комиссионные операции - одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению др. стороны (комитента) за вознаграждение (комиссию) заключить сделку от своего имени, но в интересах и за счет продавца или покупателя (комитента), кот. несут коммерч. риски. Комиссионер – торг. посредник, кот. продает и покупает товары от своего имени, но за счет и по поручению поручителя (комитента) за вознаграждение (комиссию). Он дейсв. в пределах предоставленных ему полномочий, или поручитель может расторгнуть договор и взыскать убытки. Комиссионер обязан передать поручителю все полученное по заключенной сделке. Но он не несет ответственности перед поручителем за неисполнение сделки третьим лицом. Комитент – сторона, от кот. исходит поручение на совершение сделок комиссионером. Комитент возмещает комиссионеру расходы, связанные с выполнением поручения, уплачивает вознаграждение. Экспортные и импортные комиссион. фирмы. Экспортные – представители продавца или покупателя. Представитель продавца выполняет поручения отеч. производителя-экспортера по продаже его товаров на загранич. рынке и получает комиссион. вознаграждение. Фирма - ответственность за своевременность поставки товара покупателю, транспортировку, финансирование, документаль. оформление сделки, выполнение формальностей в стране покупателя, осущ-ет гарантий. обслуживание, хранение товаров в своей стране, за границей. Представитель покупателя выполняет поручение иностран. покупателя по закупке товаров на рынке своей страны. Комиссион. фирма размещает заказы у производителей своей страны. Импортные - представитель покупателей своей страны. Крупные комиссион. фирмы имеют за границей своих представителей, поддерживающих контакт с поставщиками и информирующ. конторы об изменениях на рынке. Простая консигнация - экспортер (консигнант) поставляет товар на склад посредника (консигнатора) для реал-ции на рынке в теч. опред. срока. Консигнатор осущ-ет платежи консигнанту по его реализации со склада. Не проданные к устан. сроку товары консигнатор имеет право вернуть консигнанту. Реализуют товары массов. спроса. Условие - сохранение за комитентом права собств-ти на товары до их реализации покупателям. Частично возвратная консигнация консигнатор обязуется по окончании срока купить у консигнанта согласован. кол-во из нереализован. к этому сроку товара. Безвозвратная - консигнатор лишен права возврата и весь непродан. товар должен быть им куплен. Агентские операции - оговариваются полномочия посредников по наиб. существен. условиям внешнеторг. сделок, дополнит. обязат-ва агентов, напр. исследование рынков, реклама, предпродажная доработка товаров, технич. обслуж-ние и т.д. Агенты не покупают прод-цию и не перепродают, они уполномочены принципалами продавать ее как представители. Право определять условия реализации товаров и уровень цен у принципалов. Агенты в стране принципала (экспортный, импортный агент, агент-резидент) и агенты в иностр. госуд-ве. Экспорт. и импорт. агентыфирмы, нах-ся в стране принципала и осущ-щие экспорт. или импорт. операции по поручению принципалов своей страны на основе агентского договора. Заграничный сбытовой агентфирма, кот. предоставлено право компанией дан. страны действовать от ее имени и за ее счет на опред. территории в иностран. госуд-ве по установл. номенклатуре товаров. Иностран. закупочные агент. фирмы выполняют операции по закупке товаров за границей для своих принципалов. Вознаграждение, выплачив. принципалом агенту не явл. его заработной платой. Агенту возмещаются расходы, кот. он несет, выполняя обязат-ва. оценивается его активность на рынке и обеспечивается запланированная агентом прибыль на вложен. им капитал. Операции перепродажи "Купцы " – торг. посредник реализует товар на любом рынке и по любой цене. Отношения между дилером и продуцентом прекращаются после выполнения контракта купли-продажи. "Торговцы по договору" – дистрибьюторынезависим. торг. фирмы, занимающ. перепродажей товаров. Они от своего имени и за свой счет заключают договоры купли-продажи, с одной стороны, с продавцом, с другой – с покупателями. Обязат-ва: • Изучение рынка и доведение информации до экспортера; • Реклама товаров и самого экспортера; • Создание и содержание складов запасов товаров; • предпродажн. сервис и доработка товаров; • Создание сбытовой сети; • Послепродажный сервис. Дистрибьюторы более самостоятельны, чем агенты: • сам-но выступает на рынке; • несет финанс. риски при порче, потере товаров, приобретенных у продавца; • предоставляя покупателям кредиты, берет на себя риски; • имеет право по закупленным у продавца товарам назначать цены, скидки, сроки реализации и др. Брокерские операции. Простые посредники (брокеры, маклеры) подыскивают и сводят заинтересован. продавцов и покупателей, но сами не принимают участия в сделках. Действует по опред. направлениям, напр., фрахтование, страхование. Торгуют крупными партиями товаров, недвижимостью большой стоим-ти, что позволяет им предлагать за свои услуги более низкие ставки вознаграждения. Брокеру предоставл. спец. полномочия на заключение сделки, он обязан действовать в пределах полномочий. Могут закл-ться соглашения, расширяющие обязат-ва, напр., кредитование торг. операций, гарантирование платежеспособности покупателей за доп. плату. Брокер продавец и брокер покупатель, получает вознаграждение только от одного, если в договоре не оговорено другое. Между 2-мя брокерами м. быть брокер - джоббер. Права и обяз-ти посредников на рынках. Простое (неисключит.) право продажи, т.е. продуцент, и торговый посредник и др. посредники имеют право реализации товара. Исключит. (монопольное) право продажи, т.е. только посредник имеет право реализации товара. Первое право продажи - у дистрибьютора, но в нек. случаях у продуцента: • Оплата по компенсационным сделкам; • Поставки государст. организациям; • Если условия продуцента не устраивают торг. посредника; • Комплектующ. и расходные мат-лы преимущ. право на продажу: новинку продуцент сначала предлагает посреднику, если это оговорено в договоре.

 

31. Биржевые операции. Биржевая информация в государст. регулировании ВЭД. Биржа - классический институт рыночной экономики, формирует оптовый рынок товаров. Биржа - оборудованное рыночное место, предоставляемое брокерам, дилерам, профессионалам биржевого дела. Операции биржевые — операции, проводимые на товарных и фондовых биржах, заключение сделок купли-продажи на биржах. Виды биржев. операций. При проведении сделки на товар закл-ся биржевой контракт. В нем оговариваются сроки поставки товара, цена, качество, кол-во. Наличие товара на бирже в момент заключения сделки не явл. необх. условием. 2 глав. типа сделок: 1)сделки на реальный товар; 2) фьючерсные сделки. 1) С делки на реаль. товар продавец должен располагать товаром и предъявить его к поставке в срок, предусматриваемый в биржев. контракте. Подразделяются - "кэш» - сделки ("спот"); "форвард"- сделки. " Кэш" - сделка на наличный товар. Продавец должен сдать товар на биржевой склад и получить складское свидетельство - варрант. К покупателю варрант переходит после заключения сделки, по нему он получает товар с биржев. склада. Срок поставки товара со склада покупателю - 1-15 дн. "Форвард » - поставка реального товара в будущем. При заключении контракта оговаривается цена товара, срок поставки. Продавец поставляет товар на склад, получает варрант, оплачивает страхование товара, хранение на складе. При истечении срока поставки, продавец передает варрант покупателю в обмен на чек. 2)Фьючерсные (срочные) сделки осущ-ся с товарами, кот. в момент заключения сделки в наличии нет. происходит акт купли-продажи права на будущий товар. фиксируются цена товара, сроки поставки. Цель сделки - получение разницы между ценой контракта в момент заключения и ценой в день истечения контракта. Если за этот период цена повысится, то продавец проиграет. Чтобы уплатить разницу между ценами, продавец заключает офсетную или обратную сделку на покупку такой же партии товаров по новой цене на момент истечения сделки. Покупатель тоже заключает офсетную сделку на продажу такой же партии товара по новой цене и получает выигранную разницу. При заключении офсетного контракта фьючерсный контракт ликвидируется. Фьючерсные сделки регистрируются в Расчетной палате. С момента регистрации продавец и покупатель перестают быть прямыми субъектами акта купли-продажи, осуществляя свою деят-ть с Расчетной палатой. Фьючерсные сделки исп. для страхования от потерь при изменении рыноч. цен. Страховочная операция – хеджирование: хеджирование продажей и хеджирование покупкой. При первом фьючерсные контракты продают. Применяют для обеспечения продажной цены реального товара, кот. есть или будет нах-ся в собственности фирмы, добывающей или перерабатывающей сырье. Хеджирование покупкой - фьючерсные контракты покупают и исп. как ср-во, гарантирующего закупочную цену для фирм, потребляющих сырье. Если в сделке одна сторона теряет как продавец реального товара, то она выигрывает как покупатель фьючерсов на то же количество товара, и наоборот. Поэтому покупатель реального товара осущ-ет хеджирование продажей, а продавец реального товара - хеджирование покупкой. Виды хеджирования: - обычное, чтобы избежать ценовых рисков и совершается в балансовом соответ-вии со встречными обязат-вами на рынке реаль. товара и фьючерсном рынке; - арбитражное, учитывающее затраты на хранение, осущ-ся для извлечения выгоды из ожидаемого благоприятного изменения в соотн-нии цен реального товара и биржевых котировок с различ. сроками поставки. При избытке товара это соотношение цен позволяет за счет хеджирования финансировать расходы по хранению товара; - селективное проводится, если сделка на фьючер. рынке осущ-ся не одновременно с заключением сделки и не на адекватное количество. Осущ-ние сделки основывается на ожидаемом направлении и степени изменения цен реального товара; - предвосхищающее - покупка или продажа фьючерсного контракта до того, как совершена сделка с реальным товаром. Опцион - вид биржев. операций, предполагает заключение договор. обязат-ва купить или продать вид ценностей или финанс. прав по заранее установленной в момент заключения сделки цене в пределах согласован. периода. 3 вида опциона: - с правом покупки дает право, но не обязывает покупать фьючерсный контракт, товар или нетоварную ценность по дан. цене; - с правом продажи дает право, но не обязывает продавать фьючерсн. контракт или нетоварную ценность по дан. цене; - двойной опцион дает право покупателю купить либо продать контракт или другой вид ценностей по базисной цене. Исп-ся при чрезвычайно неустойчивой рыночн. конъюнктуре. Опционы применяют для страхования части выручки в условиях неопределенности итогов производства (в случае будущих поставок зерна), для защиты от потерь с рисками. Биржев. операция - спекулятивные сделки, осущ-ся с целью получения прибыли в условиях колебания цен. Спекулятив. прибыль получается из разницы между ценой биржевого контракта в день его заключения и ценой в день его исполнения. Виды спекулятив. операций. 1) Спекулянты могут скупать биржев. контракты для их перепродажи по более высокой цене - игра на повышение цен. Спекулянтов наз. "быками », покупку биржев. контракта - длинной позицией. Продажу куплен. контракта - ликвидацией. 2) игра на понижение цен. Спекулянты продают биржев. контракты для послед. их откупа по более низким ценам. спекулянты - "медведи », продажу контракта - короткая позиция, последующий откуп - покрытие. 3) спекуляция на соотношении цен одного или связанных товаров или цен на товары с различн. сроками поставки. Операция спрэд (стрэдл) – одновремен. покупка и продажа фьючерс. контрактов с различ. сроками поставки для получения выгоды от разницы в котировках цен этих позиций. 2 гр. спекулянтов. 1) скальперы, или джобберы, - изучают незначит. колебания цен и ликвидируют контракты через неск. минут или часов после приобретения, обеспечивая ликвидность рынка. 2) позишн-трэйдер, или фло-трэйдер - вкладывают деньги в спекулятив. операции на длитель. период (дни, недели, месяцы). Способствуют переливу капитала с одного рынка на др. и опред-ют уровень спекулятив. активности на товар. биржах. Государст. регулирование ВЭД – меры, принимаемые госуд-вом и призванные совершенствовать ВЭД в интересах националь. экономики, защищать ее от «чрезмерной» внешней конкуренции. Биржевая и финанс. информация - информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке товаров и капиталов, инвестициях, о ценах контрактов на покупку стандартных партий товаров или пакетов ценных бумаг и т.д. Государст. регулирование включает: а) разработку и реализацию специаль. нормативно-правовых актов; б) создание обязательных требований к участникам биржевого рынка и т п; в) регламентацию осн. процедур и государствен. контроль за соблюдением действующего законодат-ва со стороны участников рынка. Задачи государствен. регулирования: 1) реализация государствен. политики развития биржевого рынка; 2) обеспечение равных прав и безопасности для участников и клиентов; 3) создание информационной системы о биржевом рынке и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка. Государствен. регулирование не должно носить запретительного хар-ра. Информацион. ресурсы биржев. информации - справочники и базы данных по организациям, оказывающим услуги (эмитентам, регистраторам и депозитариям, биржам, брокерским фирмам, инвестицион. компаниям, банкам), справочники и базы данных по выпускам ценных бумаг, финансовым услугам, печатные справочники и базы данных о состоянии рынка ценных бумаг и коммерч. предложения, базы текстовой информации. Производители информацион. продукции на росс. рынке: 1) поставщики «сырой» финансовой информации - финансовые институты и службы, дающие первичную и оперативную биржевую и др. информацию; государствен. органы управления – Центрбанк РФ и Министерство финансов РФ; банки, биржи. 2) информационные, консультационные агентства, центры и отделы финанс. институтов и объединений - Агентство экономич. новостей (ЭН), Междунар. агентство финансовой информации (МАФИ) и др. 3) издательс. дома, газетные объединения и информацион. службы - «Финансовая газета», издат-кий дом «КоммерсантЪ», газета «Экономика и жизнь» и др.

 

32. Междунар. аукцины и тендеры. Междунар. товарные аукционы - специально организованные, периодически действующие в определ. местах, рынки. Путем проведения публичных торгов в заранее обговорен. время и в специально назначенном месте осущ-ся продажа предварительно осмотренных покупателем товаров, кот. переходят в собственность покупателя, предложившего наиб. цену. На аукционах произв-ся продажа товаров, обладающ. индивидуаль. св-ми. Это исключает возможность замены партий одинаковых по названию товаров, т.к. они могут иметь различ. св-ва - качество, внешний вид, вкус и т.д. Поэтому аукцион. товары до продажи на аукционе должны быть осмотрены или дегустированы покупателем. Предварит. осмотр явл. обязательным условием аукцион. торговли, т.к. устроители аукциона, продавцы после продажи товара не принимают никаких претензий по качеству товара (кроме скрытых дефектов). Осн. предметы торга на междунар. аукционах - пушно-мехов. товары (сырье, переработанные), немытая шерсть, щетина, чай, табак, овощи, фрукты, цветы, рыба, тропич. породы леса, скот. Через междунар. аукционы в США Канаде реал-ся свыше 70 % продаваемой этими странами пушнины, в бывш. СССР - 80% в Дании 90% в Швеции и Норвегии - 95%. Через междунар. аукционы реал-ся 70 % чая, продав. на миров. рынке, 90-95 % немытой шерсти, из Австралии, Нов. Зеланд. Отличит. черты аукцион. торговли: 1) продажа массовых и единич. товаров со строго определен. индивидуаль. хар-ми, кот. не поддаются стандартизации; 2) обязателен предварит. осмотр аукцион. товаров; 3) добровольная форма торговли, кот. имеет публичный хар-тер. Аукционы дают возможность: 1) создать открытую конкуренцию, определить цену на товар, быстро его реализовать по выгодной покупателю цене; 2) дают возможность покупателю самост-но проверить качество товара; 3) гарантируют поставку товара, кот. уже нах-ся на складе аукциона. Классиф-ция междунар. аукционов. По времени проведения: 1) регулярные проводятся специаль. аукционными фирмами в месте, в определ. время; 2) нерегулярные проводятся, когда возникает необх-сть продажи товара. По форме организации торговли: 1) открытые организовываются акционерным товариществом, кот. монополизирует торговлю определ. видом товара и диктует закупочные цены; покупатели явл. непосредст. участниками аукциона; 2) закрытые организовываются специаль. брокерскими фирмами, кот. занимаются перепродажей товаров; покупатели и продавцы непосред-но не принимают в них участия. По источнику получения прибыли: 1) аукционы, получающие прибыль за счет разницы между ценой перепродажи и покупатель. ценой; 2) аукционы, кот. осущ-ют перепродажу товаров независимых производителей на условиях комиссии; размер комиссии зависит от суммы соглашения и типа товара; 3) смешанная модель, по кот. фирма выполняет одноврем-но операции по перепродаже и комиссион. операции. По функцион. направленности: 1) торговые (фирмы) имеют соответств. помещение, оборудование, квалифициров. персонал; 2) торгово-производствен. (фирмы) имеют собствен. произв-во, что позволяет завершать процесс подготовки товара к продаже. По хар-ру деят-ти: 1) специализирован. фирмы; 2) брокерско-комиссионные фирмы; 3) аукционные фирмы, принадлежащ. кооперативам, союзам фермеров. Специализир. фирмы занимаются организацией аукционов и продажей на них аукционных товаров за свой счет, так и на комиссион. началах и выполняют все функции по подготовке и проведению аукционов. Специализир., аукционные, брокерско-комиссионные фирмы играют ведущ. роль в торговле чаем, шерстью, табаком, пушно-мех. изделиями и др. Одним из наиб. эффективных и распространенных в междунар. практике методов размещения заказов явл. торги (тендеры ). Торги — метод заключения сделок купли-продажи или договоров подряда, при кот. покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (подрядчиков) на поставку товара или предоставление услуг с заранее определен. хар-ками и после сравнения получен. предложений выбирает наиб. выгодное. Через торги размещаются заказы на крупные поставки машин, оборудования, в т.ч. комплектного, выполнение научно-исследоват., изыскательских и проектно-конструкторских работ, сооружение объектов «под ключ», осущ-ся отбор участников концессионных соглашений на разработку полезных ископаемых. Законодат-во промышленно развитых и развивающ. стран предусматривает, что государст. заказы на приобретение товаров и услуг в объемах, превышающих определен. лимит, могут размещаться только через торги. Исключение – уникаль. оборудование, не имеющее аналогов, закупка запчастей к имеющемуся оборудованию, экстренные закупки товаров для ликвидации последствий стихий. бедствий, закупки в рамках специаль. Межправительствен. соглашений. Особен-ти междунар. торгов – одновремен. привлечение к участию ряда соискателей, офферентов, общие требования к участникам торгов, многоэтапный механизм реализации тендеров. Гл. преимущество - возможность достижения наиб. выгодных условий для заказчика по сделке благодаря острой конкуренции между участниками и обеспечение непредвзятого выбора поставщика, подрядчика. Жесткий регламент проведения торгов и единообразие требований к участникам, позволяет избежать коррупции и др. действий фирм и компаний, борющихся за получение заказов. Виды междунар. торгов. Законодат-ва ряда стран предусматривают предоставление определ. льгот для местных поставщиков и подрядчиков. Напр., в США, Канаде для местных поставщиков и подрядчиков установлены ценовые преференции в размере 6%. Если цены предложений иностран. участников торгов ниже цен местн. участников менее чем на 6%, то предпочтение отдается местным участникам торгов. Торги - открытые и закрытые, гласные и негласные. Открытые торги объявления о проведении публикуются в газетах, специал. журналах. В них могут принимать участие все заинтересован. поставщики и подрядчики. Закрытые торги приглашения к участию направ-ся устроителями торгов наиб. известным поставщикам и подрядчикам. Круг организаций, фирм, кот. могут принять участие в торгах, ограничивается. Иногда применяются открытые торги с предквалификацией участников. На 1-ом этапе к торгам допускаются все заинтересован. участники, кот. обязаны представить в тендерный комитет информацию, подтверждающую их высокую компетентность, опыт в выполнении подоб. заказов и надежность. Это - информация об объектах, в сооружении кот. они принимали участие, о наличии необх. техники и труд. ресурсов, о финанс. положении, отзывы покупателей, заказчиков об их деят-ти и т. д. При проведении торгов на сложное технологич. оборудование, сооружение комплектных объектов при значит. объемах поставок и работ соискатели организуют консорциумы — временные объединения фирм одной или неск. стран, создаваемых для решения конкрет. задачи. Информация представляется лидером консорциума в обобщенном виде как суммарные показатели всех членов консорциума. На основе представлен. материалов осущ-ся отбор и определяется организации, фирмы, кот. допускаются к участию во 2-ом этапе торгов. Гласные торги - цены, предложен. соискателями, объявляются публично в присутствии представителей всех участников торгов. Решения о победителях, информация о ценах др. участников публикуется в печати, сообщается заинтересован. лицам. Негласные торги не объявляются состав участников, ни предложенные ими цены. Решение о победителях торгов сообщается конфиденциально. Проводятся, когда планируется последующее размещение аналогич. заказов и нецелесообразно информировать поставщиков и подрядчиков об уровне приемлемых для заказчика условий. В ряде стран проведение неглас. торгов обусловлено в законодат. порядке.

 

33. Конъюнктура товарного рынка. Показатели конъюнктуры товарного рынка. Конъюнктура — конкретный процесс циклического воспроизводства, кот. проявляется в динамике промышлен. производства и капиталовложений, в колебаниях цен и учетного процента, в изменениях внутрен. и внешней торговли и др. экономич. показателях. Конъюнктура — временное, приходящее состояние факторов и условий, влияющих на развитие миров. экономики, экономическое развитие отдель. страны, также развитие какой-либо сферы воспроизводства. Различают общехоз-ную конъюнктуру, конъюнктуру отдель. отраслей экономики, отдельных товарных рынков. Общехоз-ная конъюнктура хар-ет состояние всего миров. хоз-ва или экономики отдель. страны на конкретный период времени — рассматривается в совокупности весь процесс воспроизводства. При анализе конъюнктуры товарных рынков изучаются текущие изменения и колебания в сфере произв-ва и сбыта отдель. товаров. Конъюнктура отдельных товарных рынков - изменение конъюнктуры того или иного товар. рынка, усиление или ослабление воздействия на него колебаний общехозяйствен. конъюнктуры или изменений на др. рынках происходит в процессе развития циклов. Цикл — совокупность среднесрочных конъюнктуро-образующих факторов. 4 стадии: 1. Кризис — противоречие между общественным характером произв-ва и способом присвоения его результатов. Возникает ситуация, когда объем произв-ва больше объема потребления, сл-но, начинает падать объем произв-ва, увеличиваются неиспользованные производствен. мощности, безработица, падает спрос. Кризису предшествует падение товарных цен, курса акций, объема торговли, максималь. рост процента и др., т. е. симптомы начала кризиса проявл-ся в сфере обращения и кредита, затем в сфере произв-ва; 2. Депрессия — застой в экономике. Цепочка зависимостей: Сокращение производства=»Уменьшение поступления товаров на рынок => Прекращение падения цен => Уменьшение товарных запасов. Гл. элемент перехода от кризиса к застою — нет ни падения произв-ва, ни его роста; не наблюдается повышения цен; прекращаются увольнения, нет увеличения кол-ва рабочих мест; отсутствует рост товарных запасов. 3. Оживление — нарастающее обновление основ. капитала. Происходит за счет снижения издержек: • либо манипулируя рабочей силой; • либо интенсивно приобретая капиталь. товары. Поступление крупных инвестиций в осн. отрасли =» Модернизация => Увеличение спроса=>Рост цен =>Увеличение потребности в ссудном капитале => Рост прибыли. 4. Подъем — достижение уровня произв-ва, превосходящего уровень предшествующего пика произв-ва, — появление новых предприятий. Для конъюнктуры необх. учитывать моменты: 1) в силу роста НТП уменьшается период обновления осн. капитала; 2) современным циклам присуща постепенность прихода к фазе кризиса, т. е. «вползание» в кризис; для современных циклов характерным явл. рост избыточных мощностей; 3) изучение конъюнктуры требует анализа ряда факторов, нециклического хар-ра (государствен. регулирование, природно-климатич. условия, милитаризация экономики, организованность работников (склонность к забастовкам), менталитет, деловая культура), кот. определяют специфику произв-ва и избыток товаров; 4) факторы циклич. и нециклич. хар-ра оказывают прямое и косвенное воздействие на конъюнктуру; 5) сущ. 2 вида изучения конъюнктуры — изучение общехозяйствен. конъюнктуры и конъюнктуры отдельных рынков; 6) важно знать фирменную структуру рынка, т. е. степень концентрации производственного капитала на конкретном рынке, межфирменные связи, т.к. это оказывает влияние на цены, условия платежа и условия поставки; 7) при экспорте надо дать ответ на вопрос — может ли быть реализован наш товар на конкретном товар. рынке, в каком колич-ве, на каких условиях; 8) важным элементом изучения любого товар. рынка для экспортера явл.: ♦ оценка емкости рынка (в стоимостном и физич. выражении); ♦ рассмотрение позиций конкурента; ♦ особенности каналов распределения; ♦ информация о покупателях; ♦ особенности спроса; ♦ товарная номенклатура; ♦ формы и методы междунар. торговли; ♦ особенности инфляционных процессов и т. д.; 9) изучение конъюнктуры должно носить постоянный хар-тер, люди должны иметь соответствующ. знания и квалификацию.Между конъюнктурой миров. товарных рынков и внешнеэкономич. деятель-тью сущ. связь. Чтобы получить от внешнеторговых сделок максимальный экономич. эффект, надо знать, в какой момент и на каком рынке лучше всего выступать в кач-ве экспортера или импортера товара. С этой целью необходимо изучать общеэкономич. положение капиталистич. стран и ситуацию в отдель. отраслях экономики, на различных товар. рынках. Надо понимать причины, под влиянием кот. происходят быстрые изменения в объеме производства, внешней торговли или ценах на тот или иной товар. Таков комплекс вопросов, кот. необходимо включать в конъюнктурное исследование при рассмотрении необх-ти заключения внешнеторговых сделок с фирмами и организациями зарубеж. стран.Между всеми явлениями, определяющими развитие конъюнктуры, сущ-ет связь. Изменение положения на одном товарном рынке оказывает влияние на др. рынки, не имеющие отношения к первому. Развитие конъюнктуры различ. товарных рынков хар-ся неравномерностью. Одни и те же показатели, в одно и то же время, но на разных рынках свидетель-ют о наличии противоположных тенденций — роста и сокращения. Такие расхождения в развитии конъюнктуры требуют тщательного анализа и учета особенности произв-ва и сбыта изучемого товара. Конъюнктуры нет вне движения и изменений. Непрерывное конъюнктурное наблюдение позволяет корректировать составляемые прогнозы в соответствии с происходящими на рынках изменениями. Изучение конъюнктуры включает круг вопросов товароведческого характера. Надо знать, какие отрасли экономики и в каком объеме явл. потребителями дан. товара, каковы особенности спроса и предложения отдель. видов и сортов товара. А удельный вес дан. товара в общем объеме потребления той или иной отрасли с течением времени может меняться. Учет изменений, выявление причин, вызвавших их, позволяют правильно оценить конъюнктуру рынка. При проведении конъюнктурного исследования следует определить, какие страны на дан. товарном рынке играют решающую роль в качестве производителей и потребителей, экспортеров и импортеров.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: