Терминологический словарь. Аккомодация (или коартикуляция, т.е




Аккомодация (или коартикуляция, т.е. совместная артику­ляция) — комбинаторное изменение звуков, частичное приспо­собление артикуляций смежных гласного и согласного (рекур­сия одного накладывается на экскурсию другого): так, в слове пять — [п’äт’] — у гласного звука изменяется ряд артикуля­ции и подъем языка под влиянием соседних мягких согласных.

Акустическая теория речи, АТР (авторы Г. Фант, Р. Якоб­сон, М. Халле, работа «Введение в анализ речи» опубликована в 1955 г.) — научная концепция, рассматривающая речевую вол­ну как продукцию линейной системы, состоящей из голосового тракта в соединении с одним или несколькими источниками звука. Качество звука (спектральный состав) зависит от типа источника (источников) и типа фильтра (фильтров) в передаю­щем тракте. В A TP разработана дихотомическая акустическая классификация звуков речи.

Акустическая фонетика — раздел фонетики, изучающий физические характеристики звуков речи, структуру речевого сигнала и процесс речеобразования с физической точки зрения.

Акустические признаки русских звуков — 9 парных харак­теристик, лежащих в основании акустической классификации русских звуков: вокальность — невокальность, консонантность — неконсонантность, высокая тональность — низкая тональность, компактность — диффузность, бемольность — небемольность, диезность — недиезность, прерванность — непрерывность, рез­кость — нерезкость, звонкость — глухость.

Аллитерация — повтор однородных согласных звуков в ре­чевой цепи: Неподражаемо лжет жизнь (М. Цветаева). Особен­но существенно изучение А. в художественной речи.

Аллофон — звуковой вариант фонемы. Типы аллофонов (по МФШ): основной вариант (доминанта), вариация и вариант (во 2-м знач.) фонемы. По СПФШ, аллофоном является оттенок фонемы.

Алфавит — совокупность букв, используемых для письма на данном языке и расположенных в определенном порядке.

Артикуляционная фонетика — раздел фонетики, изучаю­щий работу произносительного аппарата человека и звуки речи с анатомо-физиологической точки зрения.

Архифонема — 1. Совокупность смыслоразличительных признаков, общих для двух фонем (ПФШ); 2. Языковая едини­ца, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, составляющих общую часть нейтрализованных фонем; слабая фонема (JI. JI. Касаткин, МФШ).

Ассимиляция — артикуляционное уподобление звуков друг другу в потоке речи; происходит между звуками одного типа, гласными (что для русского языка нехарактерно) или согласны­ми: сделка — [з’д’элка] (А. по звонкости и мягкости).

Ассонанс — 1. Повтор однородных гласных звуков в рече­вой цепи (Мело, мело по всей земле, во все пределы) (Б. Пас­тернак). Особенно существенно изучение А. в художественной речи. 2. (В стиховедении) неточная рифма, основанная на совпа­дении ударных гласных рифмуемых слогов, причем финали слогов не совпадают: сердца — тереться (В. Маяковский).

Вариант фонемы — 1. То же, что аллофон. 2. (По МФШ) Звук, реализующий фонему в сигнификативно слабой позиции; В. ф. может быть аллофоном нескольких фонем: звук [л] — В. ф. <а> и <о>.

Вариация фонемы — (по МФШ) звук, реализующий фоне­му в сигнификативно сильной, но перцептивно слабой позиции; В. ф. является аллофоном только одной фонемы: звук [а] — В. ф. <а>.

Веляризация — дополнительная артикуляция согласных, в результате которой задняя часть спинки языка сближается с мягким нёбом; в русском языке твердые согласные (кроме зад­неязычных велярных [г], [к], [х], для которых эта артикуляция является основной) веляризуются.

Вершина слога — см. Слог.

Восприятие речи — механизм, включающий первичный анализ звуков слуховым аппаратом и дальнейшую интерпрета­цию их как определенных единиц системы языка. Свойства че­ловеческого восприятия: категориальность (необходимая сег­ментация плавного звукового потока) и нелинейность (оценка качества звука речи в зависимости от оценки характеристик последующего звука, т. е. ретроспективность).

Выдержка звука — см. Звук речи.

Гиперфонема — слабая фонема, не приводимая в данных морфемах однозначно к одной из нейтрализованных фонем (МФШ).

Гласные звуки — класс звуков речи, образующихся с обя­зательным участием голоса и при отсутствии преграды в над­гортанных полостях; акустически это звуки с голосовым источ­ником и четко выраженной формантной структурой; Г. з. обыч­но являются вершинами слогов.

Графема — 1. Минимальная единица письменной формы языка; буква. 2. Единица письменного текста, обозначающая фонему (фонема может обозначаться двумя буквами: <т'> — ть, <ш'> — сч и т.п., — представляющими одну графему, т. е. буква может быть частью Г. 3. Совокупность отношений между фонемой и буквой (буквами), т. е. в Г. входят и фонема, и буква (буквы): графема А = <а> / а, я; таким образом, Г. фактически является графофонемой. Термин Г. предложен И. А. Бодуэном де Куртенэ для объединения разнообразных начертаний буквы в один тип.

Графика — 1. Совокупность начертательных средств того или иного письма. 2. Система отношений между графемами и фонемами в фонематическом письме. 3. Раздел лингвистики, исследующий соотношение между графемами и фонемами, а также небуквенные средства письма.

Графический слог — сочетание согласной и гласной буквы, компоненты которого взаимообусловлены: так, в Г. с. ля мяг­кость <л'> обозначена последующей буквой я.

Диссимиляция — расподобление артикуляции одинаковых или подобных друг другу звуков: мягко — [м'ахкъ] (Д по спосо­бу образования: смычный согласный —> щелевой согласный).

Дифференциальные признаки фонем — признаки, необхо­димые и достаточные для описания каждой конкретной фонемы как функциональной единицы.

Длительность звука — 1. Время звучания данного звука, измеряется обычно в миллисекундах (абсолютная Д. з.).2. Соот­ношение между временем звучания звуков в одной речевой це­пи (относительная Д. з.).

Единицы фонетики — звуковые средства языка; сегмент­ные Е. ф. (минимальные, нечленимые) — звук и фонема; супер­сегментные Е. ф. (крупные, комбинированные, строятся из сег­ментов) — слог, фонетическое слово (такт), синтагма, фонетиче­ская фраза. В организации последних участвуют просодические признаки — ударение и интонация.

Звук речи — минимальная единица речи, характеризующая­ся артикуляционными, акустическими и перцептивными свойст­вами. С точки зрения артикуляции 3. р. можно представить как последовательность трех фаз речевого тракта: 1) экскурсия (пе­реход речевых органов в состояние, необходимое для производ­ства данного звука), 2) выдержка (пребывание в этом состоянии), 3) рекурсия (переход к артикуляции следующего звука).

Звук языка — 1. То же, что фонема. 2. То же, что звуковой тип.

Звукобуква — синтетическая единица изучения фоносемантики; звукобуквенный психический образ, по А. П. Журав­леву, является носителем фонетического значения.

Звуковой повтор — повтор одинаковых звуковых сочетаний в речевой цепи: Ужас стужи уж и в них [занавесках] заронен (Б. Пастернак). Особенно существенно изучение 3. п. в художе­ственной речи.

Звуковой тип — множество звуков речи, близких друг дру­гу в артикуляционно-акустическом отношении и определяемых говорящими как тождество; 3. т. отражается в фонетической транскрипции.

Звукопись — форма звуковой организации речи (в первую очередь художественной), при которой звуковое строение фра­зы ассоциативно соотносится с воспроизводимой картиной, си­туацией действительности: Полночной порою в болотной глуши / Чуть сльшно бесшумно шуршат камыши (К.Бальмонт).

Значение буквы — соотнесенность буквы с фонемой, диф­ференциальными признаками фонемы, фонемой и дифференци­альными признаками другой фонемы, несколькими фонемами: так, в слове пять значение буквы я — три признака <п’> (без признака твердости/мягкости); значение буквы я — фонема <а> + признак мягкости фонемы <п’>; значение буквы т — три признака <т’> (без признака твердости/мягкости); значе­ние буквы ь — признак мягкости фонемы <т’>.

Инициаль слога — см. Слог.

Интегральные признаки фонемы — признаки фонемы, не участвующие в противопоставлении данной фонемы другим фонемам.

Интонационная конструкция (ИК) — тип соотношения компонентов интонации, способный противопоставить по смыслу высказывания с одинаковым звуковым составом. Е. А. Брызгунова (работа «Звуки и интонация русской речи») выделила 7 И. к., основные различительные признаки которых — направ­ление движения тона в центре и уровень тона в постцентровой части синтагмы.

Интонация — просодическое средство, при помощи которо­го говорящий выделяет в потоке речи высказывание и его смысловой масти. И. представляет собой различные соотношения мелодики (изменений тона), интенсивности, длительности, темпа и тембральных характеристик речи.

Источники звуков речи — генераторы звуков в произноси­тельном аппарате человека. Существует три типа И. з. р.: голосовой (воздушный поток модулирует в гортани при колебании голосовых связок) и 2 шумовых, турбулентный (звук возникает из-за завихрений в сужениях речеобразующего аппарата) и импульсный (звук возникает из-за изменения давления при резком раскрытии смычки при артикуляции). Возможны раз­личные комбинации И. з. р. Так, при образовании звонких аф­фрикат задействуются все три источника.

Классы букв — объединения букв в соответствии с их значениями. Русские буквы делятся на классы гласных (10), согласных (21) и не обозначающих звуки, или «безгласных» (ъ и ь).

Клитика — безударная словоформа. Безударная словофор­ма, которая находится перед ударной, называется проклитикой, после ударной словоформы — энклитикой. Выделяют абсолют­ные клитики (полностью утратившие фонетические признаки отдельного слова) и относительные клитики (напр., союз но, в котором обычно произносится безударный [о]).

Лабиализация — артикуляция звуков речи, сопровождае­мая округлением вытянутых вперед губ. JI. изменяет форму ро­тового резонатора и уменьшает его выходное отверстие. Для русских гласных ([у], [о]) JI. является основным, а для соглас­ных, произносимых перед ними, — дополнительным признаком артикуляции.

Метр — идеальная схема чередования сильных и слабых звуков (ударных и неударных слогов) в стихе. М. выражается в размере: двухсложный (ямб, хорей), трехсложный (дактиль, амфибрахий, анапест) и пр.

Морфонема — единица, объединяющая фонемы, историче­ски чередующиеся в данном месте данной морфемы. Основной вариант М. определяется по исторической первичности: в корне ДРУГ ([дрỳгъ], [дрỳжóк], [дрỳз’já]) чередуются фонемы <г>//<ж>//<з’>. Основной вариант М. — <г>. Понятие М. ввел Н. С. Трубецкой.

Морфонология — раздел языкознания, изучающий фоноло­гическую структуру морфем и использование фонологических различий в морфологических целях. Предметом М. считается исследование: 1) звукового состава морфем, 2) преобразований морфем при процессах формо- и словообразования, 3) фоноло­гических явлений, возникающих на стыках морфем.

Небуквенные средства графики — акцент, дефис, знаки препинания, апостроф, знак параграфа, пробелы между слова­ми, абзацами, главами, шрифтовые выделения (курсив, полу­жирный шрифт, подчеркивание, разрядка, выделение цветом и т.п.).

Нейтрализация фонем — неразличение дифференциальных признаков фонем в сигнификативно слабой позиции, т. е. совпа­дение их в одном аллофоне.

Оппозиции фонологические (смыслоразличительные) — звуковые противопоставления, которые могут дифференци­ровать значения двух слов данного языка. Метод построения О. ф., разработанный Н. С. Трубецким, решает в концепции ПФШ проблему описания системы фонем языка.

Орфограмма — написание, которое выбирается из ряда возможных, разрешенных графикой, при одном и том же про­изношении: сдесь, сдезь, здезь, сьдезь, зьдезь (верно: здесь). На месте орфограммы может быть допущена орфографическая ошибка. Типы орфограмм: 1) возможность более одной буквы, обозначающей фонему в сильной (шепот — шорох) или слабой (грипп — гриб) позиции; наличие или отсутствие буквы (свист­нуть — блеснуть, программка — оперетка), 2) слит­ность/раздельность/дефисность написания {в следствии — вследствие, полдома — пол-лимона и т.п.), 3) строч­ная/прописная буква в начале слова или в аббревиатуре (роди­на — Родина, бомж — ГИБДД), 4) верный/неверный перенос (под-ставить — по-дарить, пор-трет и порт-рет), 5) вер­ное/неверное графическое сокращение (СПб., а не С/П.Б., муж., а не му).

Орфография — 1. Исторически сложившаяся система еди­нообразных написаний, которая используется в письменной ре­чи. 2. Раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий систему правил, обеспечивающих единообразие написаний.

Орфоэпия — 1. Совокупность произносительных норм на­ционального языка, обеспечивающая сохранение единообразия его звукового оформления. 2. Раздел языкознания, изучающий произносительные нормы.

Основной вариант фонемы — звук, реализующий фонему в абсолютно сильной позиции, по МФШ; доминанта.

Оттенок фонемы — реально произносимый звук, т. е. ал­лофон фонемы, по концепции СПФШ. Теория О. ф. разрабо­тана JI. В. Щербой.

Палатализация — вид дополнительной артикуляции со­гласных, при котором средняя часть спинки языка поднимается iv твердому нёбу; вследствие П. образуются мягкие согласные. При этом палатализованным не может быть среднеязычный, палатальный по своей природе, [j].

Перцептивная фонетика — раздел фонетики, изучающий особенности восприятия звуков человеком.

Подъем языка — признак основной артикуляции гласных: вертикальное положение языка (расстояние между верхней точкой языка и нёбом). Выделяется верхний, средний, нижний, и также верхне-средний и средне-нижний П. я.

Позиции фонологические — условия реализации фонемы в речи. В соответствии с тем, как фонема выполняет свои функ­ции (сигнификативную и перцептивную — возможность разли­чать и отождествлять слова и морфемы), выделяются перцеп­тивно сильные/слабые и сигнификативно сильные/слабые по­зиции. Теория П. ф. детально разработана МФШ (см. также Ва­риант, Вариация, Основной вариант фонемы).

Позиционные изменения звуков — фонетические измене­ния, возникающие в результате влияния звуков друг на друга в потоке речи. Виды П. и. з.: аккомодация, ассимиляция, диссими­ляция. К П. и. з. можно относить также редукцию русских глас­ных.

Поэтическая фонетика — раздел фонетики, изучающий роль звукового строя для реализации поэтической (эстетиче­ской) функции художественного текста.

Поэтическое слово (слово-образ, слово-поэтема) — особый статус слова (как в плане содержания, так и в плане формы), приобретаемый в художественном тексте.

Проклитика — см. Клитика.

Просодические признаки — ударение и интонация, ком­плексные явления, характеризующиеся частотой, интенсивно­стью, длительностью, наличием пауз и т.п. В данном случае эти параметры свойственны не единичным звукам, а реализуются на протяжении определенной звуковой последовательности.

Просодия — 1. (В античной грамматике) раздел, посвящен­ный ударению (сначала музыкальному, а потом и речевому), а также долготе и краткости слогов. 2. (В лингвистике) система произношения ударных и неударных, долгих и кратких слогов в речи, а также общее название для всех суперсегментных ха­рактеристик речи; фонетика суперсегментных единиц. 3. (В ли­тературоведении) учение о соотношении слогов в стихе; стихо­сложение.

Разделы орфографии — 1) передача буквами фонемного состава слов, 2) слитные/раздельные/дефисные написания, 3) употребление прописных/строчных букв, 4) правила перено­сов слов с одной строки на другую, 5) правила графических со­кращений.

Редукция — фонетическое изменение возникающее в ре­зультате сокращения длительности звука или ослабления на­пряженности. Р. встречается в основном в сфере гласных, одна­ко встречается и Р. согласных и целых слогов: человек —> [ч’эк].

Резонанс — свойство полых тел и устройств, передающих звук, избирательно усиливать интенсивность звуковых колеба­ний, поступающих от какого-либо источника.

Рекурсия звука — см. Звук речи.

Ритм речевой — регулярное повторение сходных и соизме­римых речевых единиц, выполняющих структурирующую, текстообразующую и экспрессивно-эмоциональную функции. Осно­ва эстетической организации художественного текста — стихо­творного и прозаического. Единица ритма в прозе — синтагма, в стихе — слог, ритмическая группа (состоит из ударного слога и примыкающих к нему безударных), строка, строфа.

Ряд артикуляции — признак основной артикуляции глас­ных: горизонтальное положение языка (степень его продвинутости вперед/назад). Выделяется передний, средний, задний, а также передне-средний и средне-задний Р. а.

Синтагма — (термин JI. В. Щербы) интонационно-семанти­ческое целое, которое выражает в данном контексте единый понятийный блок и может состоять из одного слова или группы слов. Пример синтагматического членения фразы: Что такое счастье, / каждый понимал по-своему или: Что такое счастье, / каждый понимал / по-своему.

Слабая фонема — звуковая единица языка, находящаяся в позиции минимальной дифференциации и совпадающая по сво­ему составу с другими единицами в том же положении; слабые фонемы, по «Русской грамматике» (М., 1980), входят в состав фонологической системы.

Слог — фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом. Экспериментальные исследования показывают, что С. — мини­мальная единица произношения и восприятия. В структуре С. выделяются инициаль (начальная часть), ядро (вершина) и фи­наль.

Согласные звуки — класс звуков речи, образующихся с обязательным наличием преграды в речевом тракте; важную роль при образовании согласных играют шумовые источники.

Ударение — фонетическое выделение одного из слогов (слов) в потоке речи. Типы ударения: словесное, синтагматиче­ское, мы делительное (логическое и эмоциональное).

Физические характеристики звука — параметры акустическими фонетики: частота, сила, спектр (связаны с субъективны­ми характеристиками восприятия звука: высотой, громкостью, и тембром) и длительность (количественная характеристика).

Фильтры акустические речевые — резонаторы голосового тракта, формирующие частотный состав звуковой волны; Ф. а. р. являются надгортанные полости (полость глотки, ротовая полость и полость носа, которая задействуется при образовании носовых звуков).

Финаль слога — см. Слог.

Фонема — мельчайшая абстрактная функциональная еди­ница языка, инвариант звуков речи. Определение Ф. дается по-разному в различных фонологических школах: 1. «Языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков и служащая для отождествления и различения слов и морфем» (М. В. Панов, МФШ). 2. «Исторически сложившаяся мельчайшая линейно неделимая единица языка, противопос­тавленная всем другим фонемам, могущая иметь самостоя­тельное значение, входящая в состав звукового облика слов или их форм и способная их дифференцировать; она сущест­вует в речи в различных оттенках в зависимости от их фоне­тического положения» (М. И. Матусевич, СПФШ). 3. «Совокуп­ность фонологически существенных признаков, свойственных данному звуковому образованию. Фонемы реализуются в зву­ках речи» (Н. С. Трубецкой, ПФШ).

Фонемный ряд — ряд позиционно чередующихся звуков и исторически чередующихся фонем в данном месте данной мор­фемы.

Фонетическое слово — это либо одна словоформа, несущая на себе ударение, либо сочетание в потоке речи ударной слово­формы с соседней безударной словоформой (реже — с двумя): любил, не любил, любил бы, не любил бы.

Фонология (функциональная фонетика) — раздел фонети­ки, изучающий функции звуков речи в языке, фонемный состав слов, а также систему фонем языка.

Фоносемантика — раздел фонетики и графики, исследую­щий смысловые характеристики звуков и букв, а также сме­шанны, графико-фонетических, единиц (звукобукв).

Чередование (альтернация) — парадигматическое отноше­ние между звуками (фонетическое позиционное Ч.) или фоне­мами (нефонетическое историческое Ч), способными заменять друг друга в составе одной и той же морфемы; иначе говоря, Ч. — это мена звуков или фонем в данном месте данной мор­фемы.

Экскурсия звука — см. Звук речи.

Энклитика — см. Клитика.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: