Этапы разработки программы развития туризма




Планирование туризма: понятие и инструменты

Туризм, как и любая форма экономического развития, требует тщательного управления для успешного достижения целей, лежащих в основе его развития, которое невозможно без определенного набора инструментов. Под инструментами понимается совокупность средств и методов, способствующих осуществлению функций управления, среди которых особая роль принадлежит планированию.

Планирование туризма со стороны государства на уровне страны и ее регионов представляет собой основу для управления туризмом.

Проблеме планирования необходимо уделять первостепенное значение, поскольку развитие туризма находится в прямой зависимости от тех конкретных усилий, которые предпринимаются

органами власти в целях увеличения потенциала приёма туристов.

Основными инструментами управления при реализации функции планирования являются программы, планы, прогнозы, стратегии.

Любая программа, имеющая целью создание стратегии развития

отрасли народного хозяйства, должна опираться на два основных

принципа:

1) учет основных целей и потребностей, которых общество хотело

бы достичь или удовлетворить своей хозяйственной деятельностью в

данной отрасли;

2) учет основных факторов, действие которых существенно для

функционирования и развития отрасли.

При разработке программы развития того или иного сектора эти

цели и факторы должны быть увязаны в единый комплекс, внутренняя

логика которого характеризуется полнотой, непротиворечивостью,

отражает объективную реальность текущего состояния и доступный

для управления потенциал развития данного сектора региональной

экономики.

Подходы к планированию туризма

В отечественной практике используются различные подходы к

планированию туризма, которые для наглядности представим в

табличной форме (табл. 11.1).

Таблица 11.1

Подходы к планированию туризма в отечественной практике

Подход и Характеристика

1. Ресурсный

Сбор и систематизация данных о туристском потенциале

региона. Оценка туристских ресурсов по доступности,

безопасности и т.д., дифференцированная для различных

форм и видов туризма

2. Маркетинговый.

Определение места региона на отечественном и

международном рынках. Определение приоритетов

туристского развития. Оценка существующего и

перспективного туристского предложения региона на основе

потребностей и спроса, расходов туристов и др.

3. Социально-экономический

Систематизация и оценка вариантов развития туризма в

регионе по их эффективности. Оценка влияния развития

туризма на регион

4. Политико-управленческий

Выбор наиболее эффективных вариантов развития туризма.

Модификация законодательной базы. Совершенствование

управленческой структуры в регионе

 

5. Проектный

Выработка конкретных территориально-планировочных

решений в рамках инвестиционных проектов

 

Рассмотренные подходы имеют свои особенности, достоинства и

недостатки, однако общим для всех является то, что результатом их

использования является программа развития туризма.

Сегодня планирование туризма уже нельзя рассматривать как

проблему, ограниченную рамками одной отрасли, поскольку доказано,

что туризм представляет собой межотраслевой комплекс. Назрела

необходимость обеспечить взаимодействие различных подходов и

интегративный характер самого развития. При планировании развития

туризма на региональном уровне целесообразно использовать всю

совокупность подходов, наработанную мировой и отечественной

практикой.

Этапы разработки программы развития туризма

Готовый документ (программа) представляется контрольной

проектной комиссии и другим заинтересованным сторонам для

изучения и получения заключения экспертов.

По мнению экспертов, для того чтобы запустить необходимый

механизм программы, требуется около года. Маловероятно, что уже на

первом году в результате предпринятых усилий и затрат на программу на

территории региона появится хотя бы один дополнительный турист. На

втором году заработавший механизм начнет давать результаты, но

фактические данные должны быть рассмотрены и проанализированы

прежде, чем появятся дополнительные туристы. Практически лишь на

третьем году можно будет ощутить реальную отдачу от программы.

Существенные же результаты начинают появляться лишь на четвертом и

пятом годах. Если к середине пятого года значительный рост туризма не

отмечается, то программу следует приостановить, проанализировав

статистические результаты и выяснив причину.

Финансирование подобной программы потребует крупных

финансовых вложений, потенциальными источниками которых могут

быть:

– общие налоговые поступления от статей в бюджете,

предназначенные для поддержания благосостояния местного

населения (дороги, транспорт, музеи и др.) на долгосрочной основе;

– налоги с гостиниц, включаемые в счета посетителей, которые

могут составлять 5–15 % от стоимости номера, а также другие виды

налогов, ориентированные на туризм (например, аэропортовый сбор);

– доходы от ежегодных и разовых мероприятий (ярмарки, выставки и

т.д.);

– доходы от лицензирования деятельности по производству

официальных сувениров, путеводителей, карт и т.д.

С учетом дефицита регионального бюджета ресурсное

обеспечение программы может обеспечиваться в основном за счет

внебюджетных источников, включая собственные средства

предприятий сферы туризма, кредиты банков, средства фондов и

общественных организаций, ресурсы отечественных и зарубежных

инвесторов. Параллельно можно создать региональный

внебюджетный фонд, пополняемый за счет отчислений от туристской

деятельности, прироста сбора налогов или их реструктуризации в

задолженность фонда, а также за счет внешних займов.

 

Прогнозирование.

 

Прогнозы необходимы в финансировании, маркетинге, подборе кадров и различных производственных областях, коммерческих организациях. Вот несколько примеров вопросов, для получения ответов на которые необходимы процедуры прогнозирования.

Как повлияет на объемы продаж увеличение финансирования рекламы на 10%?

Сколько единиц продукции необходимо продать, чтобы возвратить планируемые капиталовложения в производственное оборудование?

Как определить факторы, которые помогут объяснить изменчивость в ежемесячных объемах продажи продукции?

Будет ли экономический спад? Если да, то когда он начнется, насколько сильным он будет и когда он окончится?

 

Типы прогнозов

 

Какие существуют типы прогнозов для менеджера, столкнувшегося с необходимостью принятия решения в условиях неопределенности? Прогнозы могут классифицироваться как долгосрочные и краткосрочные.

Долгосрочные прогнозы необходимы для того, чтобы наметить основной курс предприятия на длительный период, поэтому именно на них акцентируется основное внимание менеджеров высшего звена. Краткосрочные прогнозы используются для разработки безотлагательных стратегий. Они чаще всего применяются менеджерами среднего и низшего звена для удовлетворения потребностей ближайшего будущего.

Процедуры прогнозирования могут также классифицироваться как количественные и качественные.

Качественные, не требуют математического оперирования данными. Используется только "оценка", предоставляемая составителем прогноза. Конечно, даже в этом случае "оценка" составителя прогноза в действительности является результатом мысленного анализа данных. Количественные, не требуют никакой дополнительной оценки. Это чисто механические процедуры, которые на выходе дают количественные результаты.

 

Этапы прогнозирования

Все формальные процедуры прогнозирования предусматривают перенос прошлого опыта в неопределенное будущее. Таким образом, все они построены на предположении, что условия, породившие полученные ранее данные, неотличимы от условий будущего. Исключение составляют только те переменные, которые точно распознаны моделью прогнозирования. Например, если кто-то строит прогноз показателей производительности служащих, исходя только из множества оценок, выставленных им при испытаниях в процессе приема на работу, то он, очевидно, предполагает, что показатель производительности каждого работника зависит только от них. В действительности же подобное предположение о неразличимости прошлого и будущего не выполняется в полной мере. Поэтому полученный прогноз будет неточен, если только он не будет модифицирован на основании оценки, выполненной составителем прогноза.

Можно выделить следующие пять этапов в процессе прогнозирования.

Сбор данных

Редукция или уплотнение данных

Построение модели и ее оценка

Экстраполяция выбранной модели (фактический прогноз)

Оценка полученного прогноза

 

Этап 1, сбор данных, предполагает получение корректных данных и обязательную проверку того, что они верны. Этот этап часто является наиболее сомнительной частью всего процесса прогнозирования и в то же время наиболее сложен для проверки, поскольку последующие этапы с одинаковым успехом могут производиться с использованием данных, как соответствующих изучаемой проблеме, так и не соответствующих ей. Всякий раз, когда возникает необходимость получить в организации определенные данные, их сбор и проверка обязательно сопровождаются множеством различных проблем.

Этап 2, редукция или уплотнение данных, часто оказывается необходимым, так как для выполнения прогнозирования может быть собрано как слишком много исходных данных, так и слишком мало. Некоторые данные могут не иметь прямого отношения к рассматриваемой задаче, а будут лишь снижать точность прогнозирования.

Этап 3, построение модели и ее оценка, состоит в подборе модели прогноза, наиболее соответствующей особенностям собранных данных в смысле минимизации ошибки прогноза. Чем проще модель, тем лучше она будет воспринята менеджерами фирмы, ответственными за принятие решения, и тем выше будет их доверие к полученному прогнозу. Часто следует отдавать предпочтение не более сложному подходу к прогнозированию, предлагающему немного больше точности, а более простому, понятному руководителям компании. Когда выбранный метод получает поддержку у менеджеров, то и результаты прогнозирования активно ими используются.

Этап 4, экстраполяция выбранной модели, предусматривает фактическое получение требуемого прогноза, поскольку необходимые данные уже собраны и, возможно, редуцированы, а соответствующая модель прогноза определена. Часто для проверки точности получаемых результатов применяется прогнозирование на недавно прошедшие периоды, для которых исследуемые величины уже известны. Наблюдаемые ошибки затем определенным образом анализируются. Эта процедура обсуждается ниже, при описании этапа 5.

Этап 5, оценка полученного прогноза, состоит в сравнении вычисленных величин с действительно наблюдаемыми значениями. Для этой цели часть наиболее свежей фактической информации обычно исключается из множества анализируемых данных. После того как модель прогноза будет подобрана, выполняется прогноз на эти периоды и полученные результаты сравниваются с известными наблюдаемыми значениями. Некоторые процедуры прогнозирования предусматривают суммирование абсолютных значений ошибок и представляют либо эту сумму, либо частное от деления ее на число прогнозируемых значений, представляющее собой значение средней ошибки прогноза. Другие процедуры используют сумму квадратов ошибок, которая затем сравнивается с аналогичными числами, полученными для альтернативных методов прогнозирования. Некоторые процедуры отслеживают и отмечают величину пределов ошибки за период прогнозирования.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: