Я горжусь своей бабушкой




Введение

«Гордиться славою своих предков, не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»- эти слова принадлежат великому Александру Сергеевичу Пушкину, но они очень актуальны и в наше время.

Время стремительно идёт вперёд. Уже история Великая Отечественная война. В 2015 году исполнилось 70 лет со дня её окончания. Многие мои сверстники мало знают о событиях Великой Отечественной войны, а если не знать своего прошлого, то в будущем мы ничего не сможем рассказать об истории Родины нашим детям, не сможем противостоять новым войнам. Сейчас всё чаще звучит слово «война», с экрана телевизора на нас смотрят полные страдания и слёз глаза детей XXI века. Какой след в жизни маленького человека оставляет война? Как она меняет его жизнь, его судьбу?

Мы и не задумывались над тем, что детство наших бабушек и прабабушек прошло в тяжёлые военные годы. А каким же было их военное детство? Так появилась тема исследовательской работы. Захотелось больше узнать о военном времени, о том, как повлияла война на истории наших семей.

Актуальность: Во-первых: изучение биографии человека, как части его родословной является одной из актуальных задач современности. Через историю людских судеб мы узнаём о важнейших моментах развития нашей Родины.

Во-вторых: в 2016 году у моей бабушки юбилей, связи с этим данная работа будет интересна членам семьи. Эта исследовательская работа так же является теоретической основой видеоклипа посвящённого моей бабушке, который является моим подарком на юбилей.

Разработанность исследования проблемы: существует достаточное количество научно-исторических и литературных источников посвященных проблеме военного детства, но в них мало сведений о детях районов советского тыла, в частности Чувашии, а о детстве моей бабушки их просто нет.

 

 

Основное содержание

По официальной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но нет точных данных о том, сколько детей погибло, сколько искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство.

Объект: жизнь Зайцевой Агнии Прокопьевны во время Великой Отечественной войны.

Предмет: детство Зайцевой Агнии Прокопьевны во время Великой Отечественной войны.

Цель: изучение военного детства Зайцевой Агнии Прокопьевны.

Задачи:

1. Изучить семейный архив, фотографии, научно-историческую литературу по данной теме

2. Побеседовать с бабушкой на предмет образа жизни детей военного времени

3. Обобщить собранный материал.

Методы: интервьюирование, анализ и синтез, описательный метод, проблемно-хронологический.

Новизна: тема, связанная с исследованием родословной, очень специфична. С одной стороны, она выстраивается на субъективных воспоминаниях и суждениях людей; с другой стороны, на объективных источниках, к которым, в первую очередь, относятся различного рода документы (трудовая книжка, выпуски газеты «Красная Чувашия», наградные документы, свидетельство о рождении и др.).

Практическая значимость: данная работа будет использована на классных часах, при проведении внеклассных мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне и труженикам тыла, пополнит архив семьи. На уроках истории, литературы и географии мы изучаем историю нашей Родины. Теперь с этой информацией я могу познакомить как можно больше людей.

Годы, опаленные войной

Зайцева (Прокопьева) Агния Прокопьевна, родилась 26 января 1936года, в деревне Напольное Тугаево, Вурнарского района республики Чувашии. (прил.1, 2) Агния Прокопьевна утверждает, что свою добрачную фамилию она получила от имени своего отца Прокопия. Он был трудолюбивым колхозником и пытался сделать все для благополучия своей семьи. Семья была не большая по деревенским мерам того времени. В семье было четверо детей, два мальчика и две девочки. Родители любили своих детей и заботились о них.

Война застала сельчан врасплох. Они были заняты сенокосом, обычным сельским трудом, подготовкой к уборке урожая. С началом войны сразу все изменилось. [1] Впервые же недели более ста молодых мужчин были призваны в ряды Красной Армии. Из деревень Янгорчино, Хорнзор и Напольное Тугаево на фронт ушли 518 человек. Из них 223 погибли, защищая Родину.[6]

С началом войны в Чувашской АССР, представлявшей собой индустриально-аграрный район с многоотраслевой структурой промышленности, в тяжелейших условиях проводилась перестройка народного хозяйства на военный лад, для чего потребовалось перераспределение всех материальных, финансовых и трудовых ресурсов для обеспечения нужд фронта. [5]

На фронт также отправили лошадей. К рабочим местам, вместо ушедших на фронт, встали женщины и подростки. Жизнь стала в стократ тяжелее. Почти все выращенное на полях, получаемое на животноводческих фермах отправлялось на фронт.

В годы войны трудящиеся Чувашии внесли в фонд помощи семьям фронтовиков и инвалидов войны более 18 миллионов рублей; 101,5 тысяч пар обуви; 142 тысячи комплектов одежды; более 590 тысяч пудов продовольствия; собрали сотни тысяч рублей на строительство танковых колонн и авиационных эскадрилий; отправили на фронт 253 вагона с подарками. В колхозах Чувашии в 1941-1942 годах было выработано почти столько же трудодней, сколько в 1940 году, при сокращении числа трудоспособных почти вдвое. Одним из основных источников могущества нашей армии была связь фронта с тылом. На передний край шло оружие, боеприпасы и снаряды для фронта. Нелегко было перестроить промышленные предприятия на военный лад и наладить производство эвакуированных заводов, но люди отдавали этому делу все свои силы.[3]

К этому времени в семье пятилетней Агнии Прокопьевны уже произошли трагические события. Отец, Егоров Прокопий Егорович, и старший брат, Прокопьев Иван Прокопьевич, погибли до войны. Но причину Агния Петровна не знает. Младшего брата, Макара, забрали после смерти отца, причину Агния не знает, так как была маленькой девочкой, мама об этом особо не говорила. И больше его никто не видел. О его судьбе тоже ничего не известно. Поэтому в тяжелое военное время в доме остались только женщины: мать Миронова Пелагея Мироновна и две дочери Анна и Агния. Агния Прокопьевна была самым младшим ребёнком в семье. Анна Прокопьевна была старше её на три года. Не смотря на все это, у Агнии остались радостные воспоминания о своей семье, но она совсем не помнит отца и братьев. Из-за этого она очень переживала. И даже сейчас разговор на эту тему никогда не поднимается, эти воспоминания для неё очень тяжелы.

Ведь никакой мужской защиты и помощи она с матерью и сестрой в то время не ощущала. Иногда чувствовала себя беззащитной и весь мужской труд ложился на них.

Дом, как и все деревенские домики, был не богатый и без мужских рук быстро приходил в удручающее состояние. Агния вспоминает, что крыша дома была покрыта соломой. Летом с такой крышей еще можно было жить, но зимой, а особенно в метель жить становилась тяжкой. В сильный ветер и метели они с сестрой залазили на крышу и держали солому, чтобы она не разлеталась. Внутри изба тоже была очень проста, так как изнутри была бревенчатая ничем не крашенная, чтобы держать стены в чистоте их приходилось мыть водой. Мебели было не много: спали летом на лавках, а зимой на печи. В комнате стоял стол. Вещи хранили в сундуке. Пол был земляной. Зимой от него в доме было очень холодно, поэтому приходилось накрывать его самоткаными половиками, чтобы было теплее. По дому ходили чаще босиком. Вечерами свет зажигали поздно. Освещение давала керосиновая лампа. Посреди не большого домика стояла большая русская печь. Она давала тепло и кормила всех домочадцев. Чаще всего готовили картошку. После того как еда была приготовлена, ее перекладывали в одну большую чашку, которую ставили на середину стола. Затем все рассаживались за стол вокруг этой большой чаши и приступали к трапезе. Но ели не столько, сколько хочется или сколько влезет, а мысленноделили, сколько картошек каждому можно съесть, то есть поровну. Иной раз делали драники из гнилой или замороженной картошки.

Но, не смотря на все эти трудности, Агния в положенный срок отправилась получать образование в местную школу. Поскольку в период, когда она должна пойти в школу, была война, она получила только начальное образование. У ребят хватало учебников, тетрадей. Писали ученики чернилами. У них были белые сумки, сшитые своими руками, которые они стирали каждые выходные. Каждый день ребята брали собой кусочек хлеба и делились друг с другом им. В некоторых семьях дети не могли ходить в школу, так как им нечего было одеть и обуть.

Под школу была отведена обычна изба. В классах было холодно. Но, несмотря на всё это, каждое утро дети шли в школу, писали, читали, учили стихи. Бабушка вспоминала, что школа представляла собой обыкновенный однокомнатный бревенчатый домик, отапливаемый печью.

Агния Прокопьевна рассказывает, что она хорошо училась. Она очень любила учиться. Но после окончания начальной школы в Напольном Тугаево, нужно было ходить пешком в соседнюю деревню Янгорчино, путь до которой составлял более 3-х километров. Связи с этим она была вынуждена отказаться от продолжения обучения в школе, так как нужно было помогать матери по хозяйству, так же нужны были финансовые средства для приобретения школьных принадлежностей и одежды.

Агния Прокопьевна вспоминает: «Когда тепло на улице ходили босиком, потому что из обуви были только лапти и их оставляли на осень и зиму».

Дети войны совмещали учебу с работой на полях, фермах нашего родного края. Организовывая тимуровские отряды, дети помогали семьям военнослужащих, писали на фронт письма, собирали посылки.

В 1942 году пионеры и школьники Чувашии вновь оказали большую помощь в уборке урожая. На сельскохозяйственных работах было занято 193 тысячи учащихся. Вместе с учителями они выработали около двух миллионов трудодней, заработали 800 тысяч рублей. Дети войны. Все они были родными для фронта. Дети войны верили в победу и, как могли, приближали ее. Родина, теряя в смертельной схватке с врагом их отцов, верила в светлое, счастливое будущее своего юного поколения.[6]

Летом легче выжить, в деревне у всех были огороды, небольшое хозяйство. Огород был на плечах детей. Чаще вручную копали 10-15 соток лопатами. Сами сажали, пололи, воду для полива носили с речки на коромыслах. До прихода матери сестры Прокопьевы старались управиться по хозяйству. Так как девчонки старались помочь уставшей на колхозном поле матери. Несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети: голод, холод им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим родным.

Самоотверженной работой на колхозных полях и фермах ответило на кровавую гитлеровскую авантюру колхозное крестьянство Чувашии. На элеваторы и заготовительные пункты потянулись обозы с хлебом из старых запасов, мясом, маслом, шерстью и другими сельскохозяйственными продуктами. К началу уборочных работ многие колхозы план хлебозаготовок выполнили более чем наполовину, а колхозы Вурнарского района – на 82 процента.[4]

Вместе с родителями дети выходили на поля: сажали и убирали картофель, серпами жали пшеницу. Те, кто был постарше садились за штурвалы комбайнов. Работали на тракторах – пахали, бороновали землю. Бригадир ходил по домам и собирал детей – подростков на работу. Посильное участие в сельскохозяйственных работах принимали и младшие школьники. Они занимались в основном сбором колосьев на полях после механизированной уборки хлебов, вели борьбу с сорняками и вредителями сельскохозяйственных культур.

Так же учащиеся создавали посты по охране хлеба, проводили рейды проверок готовности в колхозах к полевым работам, собирали колосья, удобрения, срезали верхушки клубней картошки для посадки, ухаживали за молодняком на животноводческих фермах, за рабочими лошадьми, протравливали зерно, поверяли его на всхожесть, делали щиты для снегозадержания.

Игры и праздники

Дети есть дети, и, не смотря на тяжелое военное время, они все равно находили время для игры. Любили подвижные игры: догонялки, лапта, чижик. Прыгали через веревочку, играли в выжигало.

Но игры были на деревне под неофициальным запретом, так как нужно было много работать. Если играющих детей видел председатель колхоза, он очень сильно их за это ругал. Поэтому дети не так часто играли в подвижные игры на улице.

Когда привозили кино, дети бежали в дом, в котором крутили его. Так как денег не было, дети ставили лавки или кирпичи и смотрели его через окно.

Когда было тяжело на душе, женщины собирались вместе и вечерами пели. Песня помогала забыть все тягости, все те страдания, что выпало на их плечи. Матери пели, а ребятишки сидели рядом с ними и молча слушали. К сожалению, бабушка уже не помнит эти песни.

На первое мая дети ходили по улице и кричали: «Здравствуй, Первый май, завтра будет второй и третий». Все жители села в обязательном порядке должны были ходить на демонстрации в этот день. Это была некая демонстрация силы и общности советского народа.

Любимой игрой Агнии Прокопьевны была игра в домик и семью. Она вспоминает, что она играла в посудку. Ее она делала из подручных материалов, чаще всего она была из дерева.

Послевоенная жизнь

Агния Прокопьевна рассказывала, что хорошо училась, и если бы она продолжила учиться дальше, то могла получить более значимую профессию. Поэтому она всю жизнь проработала в колхозах или телятнице, или свинаркой.

Таким образом, можно сделать вывод, что война повлияла на дальнейшую судьбу моей бабушки.

В 1951 году вступила в колхоз «Янгорчино» Янгорчинского сельсовета Вурнарского района Чувашской АССР. (прил.3) С 1946 по 1971 года рядовая колхозница. В 1970 году получает юбилейную медаль «за доблестный труд в ознаменование 100- летия со дня Владимира Ильича Ленина». (прил.4)

В послевоенное время продолжалась миграция чувашей в Красноярский край из Чувашской АССР по организационным наборам в леспромхозы, на промышленные предприятия, освоение целинных земель. Многие молодые чуваши прибыли на великие стройки края по направлению комсомола. Молодые специалисты после окончания техникумов и институтов в Чувашской АССР направлялись на работу практически во все сферы народного хозяйства Красноярского края. По данным переписи населения 1959 года в крае проживали (без Республики Хакасия) - 21.1 тыс. чувашей, 1970 года – 28.6, 1979 – 27.1, 1989 – 23.4, 2002 - 16.9 тыс. чувашей во всех районах и городах края. Среди всех национальностей Красноярья чуваши занимают седьмое место, уступая по численности русским, украинцам, татарам, немцам, азербайджанцам, белорусам.[6]

Агния Прокопьевна так же решается переехать в Красноярский край. В 1971 году приезжает в село Бартат Большемуртинского района Красноярского края. По приезду вступает в члены колхоза «Красная заря» Бартатского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края. (прил. 5,6)

С 1972 году разнорабочая, затем телятница. В 1972 году у Агнии родились сын Андрей и дочь Лариса. В 1975 году дочь Галина. (прил.7)

В 1976 стала разнорабочей. В том же году была исключена из-за смены места жительства.25 декабря 1976 года была принята в члены колхоза им. Калинина. С 1976года по 1977 год телятница. В 1977 году дочь Ирина. С1978 года доярка. Уволена из членов колхоза по собственному желанию.

С 1979 года принята в колхоз «Дружба». С 1979-1980гг. свинарка, затем с 1981 года по 1985 год разнорабочая, а с 1986 года по 1991 год опять перешла работать свинаркой.

18 февраля 1992 года была уволена в связи с уходом на пенсию.

После выхода на пенсию воспитывала младшую дочь. Затем занималась воспитанием внуков. В 2016 году встретила 80-летие.

На каждый юбилей собирается вся родня вместе.

Я горжусь своей бабушкой

Начну с того, что я очень люблю свою бабушку. Мы живём с бабушкой и моей мамой в уютном, красивом, чистом и светлом доме. Там комфортно устроившись на диване, я с любопытством слушаю рассказы Зайцевой Агнии Прокопьевны о прожитых годах. А рассказывать она мастерица! Она приветливая, добрая, всегда скажет, что хорошо, а что – нет, ободрит и даст дельный совет. А ещё у моей бабушки много фотографий и я с удовольствием их разглядываю и задаю множество вопросов, на которые она с радостью отвечает.

В 2015 году страна отметила 70-летие Великой Победы. Мы должны брать пример стойкости убеждений и высокой идейности у наших предков; так же горячо любить свою родину и защищать ее интересы, должны строить созидательную жизнь во благо нашей Родины. Поэтому я горжусь своей бабушкой. (прил.8)

Как уже было сказано выше, Агния Прокопьевна очень хорошо училась и ей это нравилось. Она и своим детям и внукам прививала эту любовь. Так как она считает, что образование очень важно. Некоторые внуки, в том числе и я, хорошо обучаются в школе.

Заключение

1. После изучения семейного архива были выявлены фотографии, где Агния Прокопьевна работает на колхозной стройке в с. Бартат, фотопортрет и др. Так же свидетельство о рождении Агнии Прокопьевны и его дубликат, трудовая книжка, наградное удостоверение о вручении медали за доблестный труд в ознаменование 100- летия со дня Владимира Ильича Ленина.

Из литературных источников выявлена информация, касающаяся чувашской республики в период Великой Отечественной войны и после нее. Были сопоставлены факты и субъективные воспоминания Агнии Прокопьевны.

2. Были проведены беседы с Агнией Прокопьевной по теме военного детства. Больше всего она рассказывала о доме, в котором жили, о том какой деятельностью занималась, что больше всего нравилось. Было мало воспоминаний о ее семье, так как эта тема была болезненная для нее.

3. Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод: детям в военное время в тылу тоже пришлось нести тяготы и лишения. Деревенский дом, в котором жила Агния Прокопьевна был в удручающем состоянии, соломенная крыша, которая не защищала не от непогоды.

Пол был земляной, а стены ничем не зашиты и пропускали ветер. В доме главная ценность это печь, которая обогревала его и помогала в приготовлении пищи. Еды было не много, можно утверждать, что она была скудная (картошка и каша).

Деревенские дети учились в школе, а в свободное от учебы время помогали в колхозе. Из-за тяжелого военного положения Агния Прокопьевна получила только начальное образование, и не имела возможности продолжать обучение. Но это не мешало ей трудится в колхозе и браться за любую работу.

Мы - внуки детей войны, тех, кто подарил нам мирное небо над головой, должны помнить и чтить память дорогих нам людей.

Я считаю, что современным школьникам нужно больше знать о Великой Отечественной войне, о военном прошлом своих семей, никогда не забывать о том, какою ценой завоёвана Победа. Вот тогда не поднимется рука взять оружие и идти убивать мирных людей, повторять фашистские злодеяния.

Изучив основные события и этапы её жизненного пути, особенно, что касается трудовой деятельности. Последнее объясняется тем, что сохранилось много документов, хранящихся в домашнем архиве. Гораздо меньше удалось узнать о детских и юношеских годах бабушки, так как документальные источники практически отсутствуют, а многие события и факты уже забылись моими собеседниками. Несмотря на это, я считаю, что цель моей работы достигнута. На сегодняшний день я четко представляю себе биографию бабушки, что помогает мне лучше сохранять память о ней, а возможно даже, и передать ее следующим поколениям.

Список использованной литературы

1. Белявский И.П. Шла война народная. Чувашское книжное издательство, 1985.

2. Великая Отечественная война 1941-1945г. Энциклопедия. М.: Современная энциклопедия, 1995. – 520-527 с.

3. Красная Чувашия. Газета. № 145 (6340) от 22 июня 1942; №102 (6297) от 1 мая 1941 г.; №146 (6341) от 23 июня; № 88 (7410) от 9 мая 1945

4. Михайлов, В.М. Великая Отечественная война 1941–1945 гг. / В.М. Михайлов // Чувашская энциклопедия: [в 4 т.] / Чуваш. гос. ин-т гуманитар. наук; [редкол.: Ю. Н. Исаев (гл. ред.) и др.]. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2006 - 2011.

5. Харитонова С.Б. Женщины в сельском хозяйстве Чувашии в годы Великой Отечественной войны//Вестник Чувашского университета. – Чебоксары - 2011. -№2. С.126-133

6. Храмов Г.И. Книга «Чуваши на берегах Енисея», ЧАСТЬ 1 (https://www.chuvashpeople.com/article/index.php)

7. Семейный архив семьи Зайцевых.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: