В 60-е годы активизировалась психологическая драма. Эта психологическая драма тяготела и к социальности. В 70-е годы, на небольшой кусочек времени популярность завоевала производственная пьеса. Она связывается с двумя именами: Анатолий Гельман «Протокол одного заседания» и Игнатий Дворецкий «Человек со стороны». Внимание к социальным проблемам в рамках производства. Начало 70-х ряд дискуссий: «Современный герой на сцене», «Как живешь, комедия», «Пьесы Шатрова».
На смену производственной пьесе приходит театр Вампилова. Речь здесь идет о человеке в контексте времени и в контексте быта. Огромное значение имеет деталь. Для произведений характерно сочетание конкретных жизненных реалий с нравственно-философской обобщенностью.
Драматургия Перестройки. «Возвращенная драматургия»: пьесы Булгакова, ОБЭРИУтов, инсценировки произведений перестроечного характера.
Политический или публицистический театр (Шатров). Авторов было не так много: Шатров, Боровик, Зубков. Пьесы-набаты, ведут споры к мировым проблемам, горячим точкам.
Черты публицистического театра:
- Публицистичность как злободневность проблематики.
- Конфликтная острота.
- Борьба противоположных сил и мнений.
- Стремительность и напряженность диалога действия
- Монологи, обращенные в зрительный зал
- Включенность документального материала
- Открытый финал.
Просчеты:
- Заштампованность сюжетных ходов
- Позиционность
- Сиюминутность содержания.
Пьесы Шатрова: «6 июля», «Диктатура совести», «Брестский мир», «Дальше…Дальше…Дальше…»
Дискуссия вокруг театра Шатрова: Перевезенцев: «Шатров перекраивает историю по собственному усмотрению». Поддерживали Овруцкий, Горбунов, Журавлев. Антиисторизм Шатрова видят в главном приеме. Это разрушение хронологической логики и соединение в пределах сценической реальности событий, происходивших в разные годы. Это прием отнюдь не новый. Овруцкий упрекает в том, что Шатров идет от ленинской цитаты, пытаясь извлечь из него больше, чем в ней содержится. Кунецкую возмущает язык персонажа, он груб и однообразен.
|
В пьесах Шатрова отказ от хрестоматийного изображения событий, жанр драмы – это история в людях и документах. Сам Шатров говорил, что он дает авторскую версию истории. Главный вопрос дискуссии – историчен ли Шатров. Однако все критики и историки все же признают талант Шатрова.
Новаторство Шатрова.
· Основная идея –коллективность исторической ответственности
· Воображаемый разговор, происходящий в сценической реальности
· Впервые на сцене не просто Ленин, но Ленин и Сталин и они противопоставлены. Сталин – есть искажение ленинской программы
· Впервые на сцене появляются Троцкий, Бухарин,. Зиновьев
· Психологизм исследования
· Прием отстранения актера от образа
Своей задачей Шатров считал привлечь внимание к истории.
Интеллектуальная драма.
Свидетельствовала о тяготении искусства к философскому осмыслению жизни. Внутри интеллектуальной драмы два поднаправления или два канала. Это комедии в формах самой жизни и пьесы нравственного эксперимента. Для этих пьес характерна притчевость. Достигается разными приемами:
- Прием трансформации легендарного сюжета.
В развитии интеллектуального театра большую роль сыграли прибалтийские и молдавские драматурги.
|
- Чтобы было, если бы вернуть к жизни легендарных героев. (Дон Жуан). «Самый правдивый» Григория Горина. Для этих пьес характерна тенденция к гротеску и использование фантастики и реализованных метафор.
Драматургия Новой Волны. Петрушевская, Галин, Владимир Арро, Виктор Славкин. Семен Злотников, Анатолий Дударев, Алексей Ремез. Критики отмечают отличное владение профессиональным мастерством и особенно нравственно заостренное ощущение жизни.
Черты:
· Жанр – социально –бытовая драма, или комедии в форме самой жизни.
· Стремление показать бытие через быт.
· Драматическая ситуация, не требующая внешних параметров масштабности.
· Леонид Малюга: статичный конфликт противостояния и неприятия.
· Большие споры вызвал тип героя. Александр Фоменко такого героя называет становящийся герой, Малюга – размытый герой, Максимова – человек с моей улицы.
· Узость круга действующих лиц
· Почти исчезло действие, очень много разговоров
· Нет трепетного отношения к языку. Легкий треп (Фоменко), Максимова подчеркивает метафоричность диалога, а Смелков называет магнитофонной речью.
· Фоменко считает, что объединяет новую волну отсутствие идеала, неспособность видеть человека в человеке. Все герои испытывают душевный кризис.
Театр Виктора Славкина. Виктор Славкин одним из первых создает русский театр абсурда. Абсурдные элементы – есть правда жизни. Герой пьесы «Стрижка» парикмахер. Больше всего ему хочется зарезать человека. У него есть все, но нет человеческого тепла. Свою любимую хрустальную вазу разбивает молотком, потому что она холодная и бездушная.
|
Герои Славкина одиноки и бесхозны.
Герои нуждаются в исповеди, и в пьесе происходит их исповедь.
Любопытное свойство героев Славкина заключается в том, что они мечтают попасть в загадочный и волшебный мир, который придумывают сами. Все герои мечтают. Есть такая мечта и у Бемса («Взрослая дочь молодого человека»). Бемс - это ребенок, который заблудился в дебрях взрослых отношений.
У каждого из героев своя правда, свое представление о том, как надо жить. И автор никого не осуждает.
«Попугай Жапо». Только в этой пьесе герой попытается противостоять действительности, что-то изменить. Решает сменить образ жизни, квартиру, жену. Евгений совершает попытку обмануть судьбу. У героя есть желание обмануть судьбу, но нет ни воли, ни сил.
Через все творчество Славкина проходит лейтмотив – поиски дома, где можно герою отдохнуть.
Лидерами по количеству постановок оказались: Владимир Константинов, Михаил Задорнов «Последняя попытка», Галин «Звезды на утреннем небе», Виктор Мерешко «Женский стол в охотничьем зале», Николай Коляда «Мурлин Мурло», Григорий Горин «Чума на оба ваши дома», Нина Садур «Панночка», Птушкина «Пока она умирала», Олег Данилов «Мы идем смотреть «Чапаева».
Драматургия 90-х отражает мифологемы времени.
· Изменение судьбы. В 90-е годы изменение судьбы фатально. И не связано с трудом и волей. Очень часто поворот происходит к худшему.
· Вариант хэппи-энда. Происходит чудо ни за что. Птушкина «Пока она умирала».
· Деньги. В 90-е годы любовь совсем другое. Любовь - это та мечта, которую достигнуть невозможно. Любовь неразрывно связана с деньгами. Любви нет, но есть тоска по любви. Семья с деньгами не связана, и семья – это единственное спасение.
· Дети. Вся литература построена на сострадании и сочувствии, а дети – это святое. В пьесах 90-х дети – сироты, брошенные.
· Мифологема дома. Традиционно дом, как крепость. В пьесах 90-х первое восприятие дома – это интерьер. Дом разрушен.
Главные мифологемы 90-х годов вполне соответствуют традиционным архетипам. Но только внешне. Происходит смена ценностных ориентиров в жизни 90-х годов.
Драматургия 90-х.
К концу 90-х годов наметился театральный кризис. В 00-е годы произошла революция в театре. Классическому театру остались попытки осовременить классику. «Новый театр начинается с борща». Начинаются поиски нового театра. Новый театр стали называть неосентиментализмом, постреализмом и т.д. Критики заявляют об исчерпанности новой драматургии.
Начались ремейки. Борис Акунин написал ремейк «Чайки». Театр идет дальше. Школа современной пьесы ставит «Чайку» как оперетту. Таким образом, театр превращается в бизнес – искусство. Главная примета нового бизнес - театра в емкости и сокращенности пьесы. Жанр срединный, маргинальный жанр – мюзикл.
Примета театра 90-х – смещение жанров. Огромное количество фестивалей и акций. «Золотая Маска», «Любимовка», «Новая драма». Приходит в театр новая плеяда драматургов.
ü Евгений Гришковец.
ü Максим Курочкин.
ü Василий Сигарев.
ü Владимир и Олег Пресняковы.
ü Алексей Вдовин.
ü Иван Вырыпаев.
ü Родион Белецкий.
ü Олег Багаев.
ü Ярослава Пуленович.
ü Братья Дурненковы.
Сайты: www.newdrama.ru, www.teatrdoc.ru