Многообразие культур по К.Леви-Строссу




В статье, которая была нам представлена, автор мы предпринимаем попытку изложить взгляды французского мыслителя и антрополога Клода ЛевиСтросса, на многообразие существующих в мире культур и связанных с ним межкультурных отношений, вопросов религии и общественного устройства и многое другое. Данной проблематике посвящена одна из работ К.Леви - Стросса – «Раса и история», вышедшая в 1952 году.

Клод Леви - Стросс (1908-2009) известен, прежде всего, как основоположник антропологии, в основном социальной, культурной структурной. Так же известен как создатель школы структурализма в этнологии.

Проведенное К.Леви - Строссом с 1935 по 1939 гг. в Бразилии полевое исследование позволило учёному применить к изучению жизни бразильских первобытных племён структурный метод, который помог выявить особенности их мышления и социальных отношений, определить понятие культуры, сделать ряд существенно важных выводов о структуре социальных культурных отношений в целом. Клод Леви-Стросс был почётным профессором 15 университетов, расположенных по всему миру: в Бразилии, в США, в Великобритании, в Канаде, Индии и т.д.

Одной из первых знаковых работ К.Леви-Стросса является изданная в 1949 году на материале его диссертации книга «Элементарные структуры родства». Наблюдения за особенностями брачных обычаев бразильских племён позволили учёному ввести понятия симметричного или по – другому асимметричного брака и выработать для описания жизни наблюдаемых сообществ универсальные элементарные структуры, обеспечивающие в дальнейших исследованиях систематизацию дифференциальных межкультурных различий. Значение «Структур» Леви-Стросса для дальнейшего развития сферы гуманитарных наук было действительно велико.

Один из последователей Леви-Стросса в гуманитарной сфере, философ Жак Деррида, анализируя и рассуждая о вкладе К.Леви-Стросса в развитие гуманитарной сферы, пишет об «особой весомости этнологической модели в современной расстановке теоретических сил». Структуралистские идеи Леви-Стросса получили развитие в его книгах «Структурная антропология» (1958) и «Структурная антропология 2» (1973), заслуживающих особого изучения.

Хотелось бы отметить, что у Леви-Стросса антропология из физической становится культурной и социальной. Культура в этнологическом понимании термина представляется в работе как совокупность основных характеристик социума – структуры, верований, языка и искусства.

Основываясь на данных параметрах культуры, при описании человеческих рас Леви-Стросс сосредотачивается на сходных, базовых, объединяющих их факторах – социальной структуре, религии и морали, а также эстетики.

Религия, по мнению исследователя, является прародителем культуры, государственных институтов, права и политики. Религиозные культы и ритуалы, даже такие жестокие, как жертвоприношение, уравнивают человеческие расы и сообщества на раннем этапе развития. Говоря об эстетике изучаемых им первобытных сообществ, К.Леви-Стросс отмечает также их развитую способность к созданию чего-либо руками, не уступающую навыкам представителей развитых цивилизаций. Таким образом, выделенные социокультурные параметры и некоторые сходные черты, свойственные различным расам, объединявшие их на определенных этапах, позволяют говорить об общих закономерностях развития рас, человеческого общества и цивилизации в целом.

Другой важный постулат К.Леви-Стросса касается особенностей развития различных культур (социумов) – они объясняются географическими факторами, обусловливающими наличие или отсутствие контактов с другими культурами, а вовсе не качественными отличиями представителей одной культуры от представителей другой.

Существенными факторами культурного многообразия, согласно К.Леви-Строссу, являются:

 

- соположение/несоположение культур во времени и пространстве;

- наличие/отсутствие общих корней;

- наличие/отсутствие контактов между культурами.

 

Надо заметить, что, руководствуясь данными критериями, можно проводить сравнительно-сопоставительный анализ двух и более культур в русле регионоведческих и культурологических исследований. Многообразие культур, как отмечает К.Леви-Стросс, не является статическим явлением и не представляет собой раз и навсегда установленный перечень, «каталог» культур. Культуры изменяются, развиваются, появляются и исчезают, в силу чего составить подобного рода исчерпывающий перечень не представляется возможным, тем более что изучение истории некоторых культур невозможно ввиду отсутствия у них письменности, как в случае с теми же южноамериканскими культурами доколумбовой эпохи.

В силу этой позиции К.Леви-Стросса двусмысленности и неоднозначной трактовки многообразия культур и межкультурных контактов, работа К. Леви-Стросса «Раса и история», вопреки ожиданиям ЮНЕСКО, так и не стала классикой антирасистcкой литературы. Он характеризует глобализацию как беспрецедентное для истории явление, в основе которого лежит, в первую очередь, демография. Таким образом, именно численное увеличение населения подталкивает человечество к необходимости занимать новые территории, в силу чего контакты между культурами, обусловленные географическими, экономическими, общественно-политическими факторами, становятся более плотными, происходят процессы ассимиляции, смешения. Подобные процессы, по мнению учёного, неизбежно нанесут удар по существующему в мире культурному многообразию.

Так же прогресс, по мнению К.Леви-Стросса, является неоднозначным понятием, поскольку, помимо периодов собственно развития, включает также периоды стагнации и даже регресса, то есть не имеет единого вектора. Это объясняет название одной из глав работы «Раса и история», посвященной понятию прогресса – «Le dоuble sens du progrès» («Двоякое значение (направление, смысл) прогресса»).

Понятие прогресса предполагает, что в определенный период одни культуры превосходят другие, поскольку они смогли создать то, на что последние оказались неспособны. Культурный релятивизм, который является одной из основ этнологического анализа, напротив, утверждает, что ни один критерий не позволяет расценивать какую-либо культуру как превосходящую другую. Леви – Стросс попытался сместить центр тяжести проблемы. Если в определенную эпоху одни культуры «развиваются», а другие нет, то это происходит не по причине превосходства первых, а, в сущности, потому, что в определенных исторических и географических условиях возникает возможность взаимодействия различных культур. Культуры развиваются путем заимствования друг у друга или путем противостояния друг другу. Это обоюдное обогащение и стимулирование. При этом существуют изолированные культуры, которые как замкнутые миры сохраняют неизменную жизнь.

К. Леви-Стросс выделяет два типа истории:

1) Историю стационарную, характеризующуюся замедленным ходом развития.

2) Историю кумулятивную – быстрое, скачкообразное развитие.

История западной цивилизации показала себя как кумулятивная, в силу чего западная цивилизация быстрее других прошла путь от неолита к современному состоянию. Так, описывая конкретные периоды развития западной цивилизации, автор отмечает своеобразный запуск цепной реакции, существенное ускорение темпа развития цивилизации, спровоцированное появлением отдельных наук, в частности, математики. Мы видим, что по мнению Леви-Стросса, появление отдельных научных дисциплин обусловило ход дальнейшего развития западной цивилизации и, позволило ей, несмотря на некоторые периоды застоя, шагнуть в сравнительно короткий срок к научно-технической революции, определившей путь развития западной цивилизации к её современному состоянию.

Если мы объединим всё вышеизложенное, то, несмотря на неоднозначность и дискуссионность некоторых постулатов Клода Леви-Стросса, его исследования как философа культуры и методолога пользуются широкой известностью и признанием во всём мире и оказывают существенное влияние на развитие гуманитарных наук. Приведённые в работе «Раса и история» факторы многообразия и взаимодействия культур могут иметь, на наш взгляд, существенное значение для дальнейших исследований в области регионоведения и культурологии – сравнительно молодых научных дисциплин, разработкой методологии которых занимается, в частности, научная школа МГУ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: