Основные даты, имеющие отношение к кураю
И традиционному музыкальному искусству
1. 1972-1976гг. – учеба в Уфимском училище искусств на отделении народных инструментов по классу баяна (на третьем курсе переводится на отделение теории музыки). Одновременно занимается по классу курая у народного артиста Башкортостана Г.З.Сулейманова, по классу композиции у заслуженного деятеля искусств Российской Федерации композитора М.Х.Ахметова.
2. 1974г. – впервые создает многоголосые сочинения для ансамбля кураистов, исполненные в то время на тростниковых кураях.
3. 1976-1981гг. – учеба в Уфимском государственном институте искусств по классу композиции у народного артиста СССР профессора З.Г.Исмагилова.
4. 1978г. – создает первые образцы партитур ансамблей, с отдельной группой кураев, которые были прототипами оркестров башкирских народных инструментов.[1]
5. 1981г. – заказывает первую башкирскую думбыру курайному мастеру Шугаюпову В.Ш., затем и другим мастерам.[2]
6. 1981г. – разрабатывает и предлагает мастеру Шугаюпову В.Ш. систему кураев в шести размерах, охватывающие все тональности кварто-квинтового круга и позволяющие расширить возможности инструмента, как в сольном, так и в ансамблевом исполнении.
7. 1981–89г.г. – подготовительные работы и создание кафедры башкирской музыки и фольклора.[3]
8. 1989-2000гг. – создание и руководство хозрасчетной экспериментальной мастерской по изготовлению башкирских музыкальных инструментов, оказавший в дальнейшем огромное влияние на возрождение и ход развития традиционного музыкального искусства в республике.
9. 1992г. – разрабатывает состав и создает первый в истории оркестр башкирских музыкальных инструментов, который выступил на юбилейном концерте, посвященном 70-летию Уфимского училища искусств.
10. 1994г. – первый выпуск кафедры башкирской музыки и фольклора по специальности «Курай».[4]
11. 1996г. - основатель кафедры традиционного музыкального исполнительства (1996-2016г.г.- зав.кафедрой).
12. 1996г. – создание факультета башкирской музыки с кафедрами традиционного музыкального исполнительства, музыкальной фольклористики, композиции, с отделением народного пения и с другими структурными подразделениями (1996-2012г.г.- декан факультета башкирской музыки).
13. 1994-1997гг. – работа по созданию государственного учреждения «Центр народных музыкальных инструментов Республики Башкортостан».
14. 1998г. – разработка Устава и других необходимых документов, создание общественной организации «Союз кураистов Республики Башкортостан».[5]
15. Инициатор проведения ежегодно проводимых конкурсов «Праздник курая» в г. Октябрске, исполнителей народных песен «О6он к0й» в г. Туймазы, конкурса исполнителей на башкирских музыкальных инструментах (курай, башкирская думбыра, кыл-кубыз) среди учащихся средних музыкальных учебных заведений республики.
Некоторые документы, отражающие историю развития курая и
традиционного музыкального искусства
Ректору Уфимского государственного
института искусств, профессору
З.А. Нургалину
Справка-предложение [6]
На основании ознакомления с опытом обучения на народных музыкальных инструментах в Алма-Атинской государственной консерватории имени Курмангазы, вносятся следующие предложения:
1. Открыть в 1989 году кафедру башкирской музыки и фольклора в Уфимском государственном институте искусств, где будут готовиться кадры по следующим специальностям:
а) фольклорист-исследователь;
б) организатор музыкальной жизни;
в) классы курая и башкирской думбры;
г) класс народного пения.
2. Открыть при кафедре башкирской музыки и фольклора
подготовительное отделение (2-х годичное), куда будут
приниматься талантливая молодежь, со средним образованием без музыкальной подготовки (или неполным музыкальным образованием), после окончания, которого продолжат обучение на основном курсе по вышеназванным специальностям.
3. Открыть при Министерстве культуры Башкирской АССР эстрадную студию (2-х годичную), где будут обучаться по специальностям:
а) классы курая и башкирской думбры;
б) класс народного пения;
в) руководитель фольклорных коллективов.
По окончании эстрадной студии наиболее подготовленные могут быть рекомендованы для поступления на основной курс или подготовительное отделение кафедры башкирской музыки и фольклора УГИИ.
4. В средней специальной музыкальной школе при УГИИ открыть спецклассы курая и башкирской думбры.
5. Преобразовать класс курая в Уфимском училище искусств в отделение башкирских народных музыкальных инструментов, с расширенным приемом учащихся, где вместе с кураем будет преподаваться башкирская думбра как вторая специальность.
Согласно современным требованиям пересмотреть программу и методику обучения на этих инструментах.
С целью использования отделения башкирских народных музыкальных инструментов как базы по подготовке национальных кадров для поступления по специальностям кафедры башкирской музыки и фольклора повысить качество и уровень преподавания музыкально-теоретических дисциплин на этих отделениях.
6. Открыть отделения башкирских музыкальных инструментов (курай, башкирская думбра) в Салаватском и Учалинском музыкальных училищах Башкирской АССР.
7. В музыкальных школах республики обратить внимание на изучение традиционного культурного наследия башкирского народа.
8. При Уфимском государственном институте искусств совместно с Министерством народного образования открыть на базе ГПТУ № 64 экспериментальную мастерскую по производству башкирских народных музыкальных инструментов.
9. На базе кафедры башкирской музыки и фольклора УГИИ, отделений башкирских народных музыкальных инструментов в музыкальных училищах республики, а также в сети художественной самодеятельности создать оркестры, ансамбли башкирских народных музыкальных инструментов.
10.Улучшить работу РНМЦ по НТ и КПР в плане правильного ведения кадровых вопросов как по республике, так и в самом РНМЦ, больше привлекая для этого компетентных специалистов, по-настоящему уважающих культуру и традиции народов, населяющих республику.
11.Провести анализ кадров в области культуры и искусства в республике.
А.М.Кубагушев. Зав фольклорным
кабинетом, преподаватель кафедры
теории музыки. Март, 1989 год
P.S. Данный документ стал основой создания нового направления в подготовке специалистов с высшим образованием, а также программой развития традиционного музыкального искусства в целом. До этого времени в учебных заведениях не велось обучение по башкирским музыкальным инструментам, кроме класса курая, открытого в 1971 году в Уфимском училище искусств. Окончившие училище по этой специальности не могли продолжать учебу в музыкальных вузах, и тем самым ограничились получением только среднего музыкального образования.