Раздел 3
ПАМЯТЬ
Что такое память
Благодаря ощущениям и восприятию человек получает различные знания об окружающем мире, или информацию. И самую важную информацию необходимо сохранить, чтобы затем использовать её в своей жизни. Для этого у человека есть замечательная способность запоминать то, что он узнаёт об окружающем мире.
Представим себе человека, который не мог бы ничего запомнить. Он не знал бы даже, как его зовут, когда родился, где он живёт. Он не узнал бы своих родителей.
У него не было бы друзей, так как через секунду он бы забывал о них. Этот человек не умел бы читать, писать, считать, то есть не мог бы ничему научиться. Он не помнил бы, что делал на прошлой неделе, вчера и даже минуту назад. Он не смог бы из школы вернуться домой, потому что не помнил бы, в какую сторону нужно идти. Этот человек был бы таким же беспомощным в окружающем мире, как новорождённый младенец.
Но, к счастью, такого не бывает. Все основные события нашей жизни не исчезают. Они сохраняются и остаются с нами. Мы их можем узнать, восстановить, воспроизвести заново. Это возможно потому, что у нас есть память.
Что же такое память? Память — это способность человека сохранять свои знания и опыт и использовать их в своей жизни.
Так же как ощущения и восприятие, память связана с мозгом человека. Мозг получает различную информацию, перерабатывает и сохраняет её.
Конечно, не всё, что с нами происходит, полностью запоминается. Предположим, что в памяти сохранялось бы всё, что человек видит, слышит, делает. Тогда мозг человека был бы очень перегружен и не мог бы работать быстро и точно. Чтобы такой перегрузки не происходило, существует процесс забывания. Забывание важно для обеспечения нормальной жизни человека.
Память есть не только у человека. Ты знаешь, что животные тоже способны что-то запоминать и часто надолго. Кошка всегда помнит, где стоит ее миска с едой. Собака помнит свою кличку и несколько команд.
Память — очень важная способность. Без неё невозможно чему-то научиться. Ведь научиться — это значит не только узнать что-то новое, но и уметь это повторить. А для этого необходимо запомнить, сохранить то, что узнал.
Память необходима не только одному отдельному человеку, но и всем людям вместе. Свои знания и опыт люди передают из поколения в поколение: от старших — младшим, от родителей — детям, от учителей — ученикам.
Поэтому мы, современные люди, знаем, что происходило в далеком прошлом. Мы на каждом шагу пользуемся открытиями и изобретениями, которые сделаны задолго до нас. Например, мы смотрим телевизор и слушаем радио, пишем ручкой, читаем книги, играем в разные игры, носим одежду и обувь ит. д.
Всё это, так необходимое в жизни, нам не приходится изобретать заново! Мы можем пользоваться этими достижениями потому, что у людей есть память. Память сохраняет всё самое важное и ценное и помогает передать это другим людям.
Уже в далёком прошлом люди очень почтительно относились к своей памяти и понимали, что без использования прошлого опыта для человека невозможно никакое творчество. В Древней Греции существовала даже богиня памяти Мнемозина. Мнемозина по-гречески значит «воспоминание». Поэтому процессы памяти называют также мнемическими процессами.
Что и как мы запоминаем
Помнишь ли ты, что было сегодня в школе на первом уроке? Какой фильм ты на днях смотрел по телевизору? Как выглядит дом, в котором ты живёшь? Что ты ел сегодня на завтрак?
Скорее всего, ты легко сможешь ответить на все эти вопросы. Но ты же не старался специально запомнить всё это! Оно сохранилось в твоей памяти просто так, само собой, без специальных усилий. Это работала твоя непроизвольная память.
Запоминание, происходящее без специальных усилий, само собой, называется непроизвольным запоминанием.
Многое в своей жизни человек запоминает непроизвольно: окружающие предметы, происходящие вокруг события, поступки других людей, содержание кинофильмов и прочитанных книг и многое другое.
Прежде всего, непроизвольно запоминается что-то важное, или интересное, или то, что понравилось человеку. Безразличное, неинтересное в памяти обычно не сохраняется.
Важным и интересным для каждого человека может быть что-то свое.
Поэтому разные люди, наблюдая одно и то же событие, могут запомнить его по-разному. Например, после просмотра кинофильма один человек хорошо запомнит его сюжет (последовательность происходящих событий), другой — трюки каскадёров, а третий лучше всех сможет рассказать, как были одеты герои фильма.
Но человек способен запоминать не только то, что для него интересно или производит яркое впечатление. Человек может управлять своей памятью, прилагать специальные усилия для запоминания. При этом он ставит перед собой цель что-то запомнить, выучить и старается это сделать. Такая память называется произвольной.
Запоминание, которое происходит с помощью специальных усилий, по желанию человека, называется произвольным запоминанием.
Когда человек рождается, он ещё не умеет управлять своей памятью. У маленького ребенка память непроизвольная. Но постепенно вместе с непроизвольным у человека появляется и произвольное запоминание.
У тебя уже тоже есть произвольная память. Особенно быстро произвольная память стала развиваться с твоим поступлением в школу. Это происходит потому, что при обучении в школе нельзя полностью полагаться на случайное, непроизвольное запоминание. Поэтому приходится ставить перед собой специальные цели и задачи запоминать то, что ты изучаешь. В этом случае запоминание превращается в особую деятельность - заучивание. А значит, становится всё более произвольным. При этом можно использовать специальные приёмы и средства заучивания. Они помогают запоминать лучше и быстрее.
Точное запоминание, заучивание тоже может быть разным. Ведь у нашей памяти есть одна существенная особенность. Мы лучше запоминаем то, что хорошо понимаем. Это можно показать на одном очень простом примере.
По порядку прочти, постарайся запомнить и повтори следующие два предложения:
Каждый вечер в шесть часов Марина гуляет во дворе со своей любимой собачкой Тузиком.
Непрерывным аналогом дискретной переменной с равновероятным распределением является равномерно распределенная переменная.
Получилось? Какое предложение тебе было легче повторить? Наверное, первое. Это потому, что смысл первого высказывания тебе близок и понятен. А второе высказывание будет непонятно даже взрослому человеку (если он, конечно, не специалист-математик). Поэтому при заучивании любого материала каждому человеку необходимо в первую очередь понять смысл того, что он хочет запомнить.
Запоминание, которое основано на понимании материала, называется осмысленным запоминанием. Осмысленное запоминание позволяет тебе передать суть того, что ты узнал. Например, ты можешь кратко пересказать основное содержание довольно объёмной книги, которую прочитал, или сюжет многосерийного фильма. При этом рассказывать ты будешь «своими словами», с пониманием того, о чём говоришь.
Однако человек может запоминать что-то и без понимания. В этом случае он действует как машина и просто бездумно повторяет материал. В результате материал «впечатывается» в память. Такое запоминание без понимания называется механическим запоминанием, или зубрёжкой.
В школе на уроках тебе многое приходится запоминать специально и даже заучивать наизусть. Это и стихи, и правила правописания, например «ЖИ-ШИ пиши с буквой И», и таблица умножения, и слова иностранного языка, и еще многое другое.
Самый распространенный способ заучивания — это многократное повторение материала. Тебе, наверное, приходилось слышать поговорку: «Повторение — мать учения»? Она как раз об этом способе запоминания. Не забывай только, что перед заучиванием нужно постараться хорошенько вникнуть, понять то, что ты собираешься запомнить. Повторять надо с умом. Тогда повторение не станет для тебя бессмысленной зубрежкой и поможет закрепить в памяти нужные знания.
Ведь в учении очень важно именно осмысленное запоминание. Чтобы запоминание стало осмысленным, необходимо подумать над тем, что нужно запомнить.
Для этого можно мысленно представить себе то, о чём идет речь, проанализировать это.
Если нужно запомнить большой текст, следует разбить его на части, выделить главную мысль в каждой части, составить и записать план текста. План будет служить основой для запоминания материала и последующего изложения. Ведь мы запоминаем не просто для того, чтобы сохранить что-то в памяти, а чтобы вспомнить это в нужный момент.
Удобные способы запоминания
Для того чтобы лучше что-то запомнить и потом легче вспомнить, люди используют различные вспомогательные средства.
Из древних времен к нам дошло выражение «узелок на память». Люди, не знавшие грамоты, завязывали узелки на одежде, платочках, верёвочках. Эти узелки напоминали о том, что нужно не забыть сделать что-то важное.
С возникновением письменности у людей появилась возможность записать то, что необходимо запомнить. В нашей повседневной жизни для этого служат записные книжки, ежедневники, дневники.
Часто человеку бывает сложно запомнить что-либо специально, и нет возможности воспользоваться записями. Для облегчения запоминания люди придумали разные способы. Они называются приёмами запоминания, или способами запоминания.
Вот некоторые из них.
1. Приём рифмы. Любой человек лучше запоминает стихи, чем прозу.
Так, ты никогда не забудешь, как правильно вести себя на эскалаторе в метро, если запомнишь шутливое четверостишие:
Тростей, зонтов и чемоданов
Ты на ступеньки не клади,
Не облокачивайся на перила,
Стой справа, слева проходи.
2. Составление фраз. Чтобы лучше запомнить разрозненный материал, его можно объединить в одну общую фразу. Например, в русском языке есть такое правило: после буквы «ц» пишется буква «и», а не буква «ы». Но, как и во многих правилах русского языка, есть слова-исключения, которые надо специально запомнить. Их можно объединить в одну фразу:
«Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул: «Цыц!»
Легко запоминается, верно?
Еще один пример. Чтобы разучить все цвета радуги, запомни весёлое предложение:
«К аждый о хотник ж елает з нать, г де с идит ф азан».
Здесь каждое слово и цвет начинаются с одной и той же буквы, например, к аждый – к расный, о хотник – о ранжевый и т. д.
3. Приём «мест». Этот приём позволяет запомнить список вещей, поместив каждую из них на своё
место. Для того чтобы не забыть купить нужные продукты в магазине, можно мысленно разместить их на кухне. Мясо кладут в холодильник, крупу — в шкаф, чай — на полку, фрукты — на стол. Потом останется лишь представить себе кухню, чтобы вспомнить список нужных продуктов.
Дни недели удобно запомнить в виде странички дневника. Тогда какое-нибудь важное дело можно мысленно записать в этот «дневник» в нужное место.
4. Приём «группировки». Можно легко запомнить, какие предметы надо положить в Портфель. Для этого нужно мысленно объединить их в несколько групп: учебники, пенал, тетради, всё для рисования.
Использование этих приёмов помогает запоминать важную информацию легко и прочно.