Ситуационные задачи к государственному экзамену
По дисциплине «Микробиология с микробиологическими исследованиями»,
специальность 2- 79 01 04 «Медико - диагностическое дело»
Задача № 1.
В инфекционную больницу поступил пациент с подозрением на
дизентерию.
Задания:
1. Какой материал необходимо взять для бактериологического исследования?
2. На какие питательные среды необходимо сделать первичные посевы
исследуемого материала? Укажите цели и режимы инкубации посевов.
3. Какие методы ускоренной диагностики можно использовать на I-ом этапе
бактериологического исследования?
Задача № 2.
При бактериологическом исследовании испражнений в
бактериологической лаборатории ООИ была выделена чистая культура
грамположительных капсульных стрептобацилл.
Задания:
1. Сделайте заключение о виде микроорганизма.
2. Наметьте ход дальнейшего исследования для окончательной
идентификации культуры.
3. На чем основаны специфическая профилактика и терапия данного
заболевания?
Задача № 3.
При микроскопическом исследовании мокроты пациента с клиническим
диагнозом «Бронхопневмония» выделена однородная культура
грамположительных диплококков ланцетовидной формы.
Задания:
1. Сделайте заключение о виде микроорганизма.
2. Какие тесты необходимо использовать для окончательной идентификации
культуры?
3. Какое исследование позволит подобрать данному пациенту этиотропную
терапию?
4. В чем его сущность?
Задача № 4.
В препарате «толстая капля», приготовленном из крови пациента Б., взятой
на высоте лихорадочного приступа, выявлены спиралевидные нити с
крупными неравномерными завитками и заостренными концами,
|
окрашенные в сине-фиолетовый цвет.
Задания:
1. Сделайте предварительное заключение по результату микроскопии.
2. Что необходимо сделать для окончательной идентификации возбудителя?
3. Какое исследование является решающим для дифференциации
возбудителей данных инфекций?
Задача № 5.
При бактериологическом исследовании выделена уринокультура со
следующими свойствами: не ферментирует лактозу и сахарозу,
ферментирует глюкозу, маннит и мальтозу до кислоты, не образует индол,
образует сероводород, утилизирует цитрат, не обладает оксидазной
активностью, на лакмусовом молоке образует кислоту.
Задания:
1. Проведите биохимическое типирование выделенной уринокультуры.
2. Наметьте дальнейшее бактериологическое исследование для
окончательной идентификации возбудителя.
3. Объясните, почему серологическую идентификацию сальмонелл проводят
на четвертом этапе культурального метода исследования?
Задача № 6.
3. В ходе бактериологического исследования ликвора на чашке Петри с 20%
сывороточным агаром выросли небольшие (2-3 мм в диаметре), нежные,
полупрозрачные, бесцветные с матовым центром колонии S-формы.
Задания:
1. Сделайте предположение о виде возбудителя.
2. Как провести выделение и накопление чистой культуры?
3. Какие тесты используют для окончательной идентификации возбудителя?
Задача № 7.
При бактериологическом исследовании крови роженицы с клиническим
диагнозом «Послеродовый сепсис» выделена чистая культура
грамположительных стафилококков, которая ферментирует короткий
|
«пестрый» ряд Гисса до кислоты, не образует индол и сероводород,
свертывает молоко, разжижает желатин, обладает лецитовителлазной
активностью.
Задания:
1. Проведите биохимическое типирование культуры.
2. Какие тесты необходимо провести для окончательной идентификации
возбудителя?
3. Как эти тесты ставятся?
Задача № 8.
При посеве крови пациента с предварительным диагнозом «Сепсис?» на
чашке Петри с 5% кровяным агаром отмечен рост колоний S-формы с
зоной β-гемолиза. При микроскопическом исследовании колоний
выявлены грамположительные овальной формы кокки, располагающиеся
в мазке в виде цепочек разной длины и диплококков.
Задания:
1. Сделайте заключение о виде микроорганизма.
2. Наметьте ход дальнейшего бактериологического исследования для
выделения и накопления чистой культуры.
3. Какие тесты необходимо провести для окончательной идентификации
возбудителя?
Задача № 9.
При бактериологическом исследовании органов трупа павшего грызуна
был сделан посев на среду Мак-Коя и Чепина. Через 10 дней инкубации
посева при 37оС на чашке Петри выросли мелкие колонии S-формы
молочно-белого цвета.
Задания:
1. Сделайте заключение о виде микроорганизма.
2. Наметьте ход дальнейшего бактериологического исследования для
окончательной идентификации выделенной культуры.
3. Какова специфическая профилактика данного заболевания?
Задача № 10.
При первичном серологическом обследовании работников свинофермы,
где были отмечены случаи бруцеллеза у животных, у 2-х рабочих был
|
получен следующий результат: «Реакция Райта положительная
в титре 1:400».
Задания:
1. Сделайте заключение по результату серологического обследования.
2. Можно ли на этом исследование закончить и выдать окончательный ответ?
3. Что необходимо сделать для подтверждения диагноза заболевания в
данном случае?
Задача № 11.
При бактериологическом исследовании слизи из зева обследуемого В. с
целью выявления коринебактерионосительства на среде Бучина выросли
единичные колонии S-формы фиолетового цвета и колонии голубоватого
цвета.
Задания:
1. Дайте предварительное заключение о виде выделенных микроорганизмов.
2. Какие колонии надо отобрать для дальнейшего бактериологического
исследования?
3. Как провести выделение и накопление чистой культуры и ее
окончательную идентификацию?
Задача № 12.
В кожно-венерологический диспансер поступил мужчина 29-ти лет с
диагнозом «Хроническая гонорея». При микроскопии биоматериала
получен отрицательный результат. При бактериологическом исследовании
отделяемого уретры на чашке Петри с сывороточным агаром выросли
мелкие, голубоватые, блестящие колонии, напоминающие
«капельки росы».
Задания:
1. Сделайте предположение о виде микроорганизма.
2. Наметьте ход дальнейшего бактериологического исследования для
окончательной идентификации возбудителя.
3. Укажите методы лабораторной диагностики хронической гонореи?
Задача № 13.
Пациент Р. доставлен в инфекционную больницу с диагнозом
«Ботулизм?». Ему сразу же начато введение поливалентной
противоботулинической антитоксической сыворотки. Остатки пищевых
продуктов, послуживших причиной отравления были использованы для
постановки биопробы с целью обнаружения ботулинического токсина.
Результат биопробы положительный.
Задания:
1. Нужно ли продолжать введение пациенту поливалентной
противоботулинической антитоксической сыворотки?
2. Что необходимо сделать для окончательного бактериологического
подтверждения диагноза у данного пациента?
3. Охарактеризуйте алгоритм постановки реакции нейтрализации при
ботулизме.
Задача № 14.
Пациент Д., 45 лет, поступил в инфекционную больницу с подозрением на
холеру. В ходе бактериологического исследования материала выделена
копрокультура, которая обладает оксидазной активностью, ферментирует
до кислоты маннит, сахарозу и маннозу, не ферментирует арабинозу,
обладает диастатической и уреазной активностью, дает положительную РА
с холерной О1-сывороткой.
Задания:
1. Сделайте заключение по полученным результатам.
2. Можно ли на этом исследовании закончить и выдать окончательный
положительный ответ?
3. Какие еще тесты необходимо сделать для окончательной идентификации
микроорганизма?
Задача № 15.
При бактериологическом исследовании мокроты ребенка с клиническим синдромом коклюша на скошенном КУА выделена культура, которая не вызвала изменения цвета среды. При ее микроскопическом исследовании выявлены мелкие овоидной формы, грамотрицательные палочки, располагающиеся в мазке по одной и группами.
Задания:
1. Сделайте заключение о виде микроорганизма.
2. Как провести окончательную идентификацию выделенной культуры?
3. Охарактеризуйте алгоритм серологической идентификации бордетелл?
Задача № 16.
Пациент С. поступил в пульмонологическое отделение больницы с диагнозом «Двусторонняя пневмония?». При микроскопическом исследовании мокроты выявлены грамотрицательные капсульные диплобактерии и полиморфная грамположительная кокковая микрофлора.
Задания:
1. Сделайте предварительное заключение о виде микроорганизма.
2. Как продолжить исследование для выделенной чистой культуры?
3. Наметьте ход бактериологического исследования для окончательной идентификации возбудителя.
Задача № 17.
При бактериологическом исследовании гнойного отделяемого из
послеоперационной раны на чашке Петри с СПА выросли плоские,
круглые, слизистые, синевато-зеленоватые колонии с ароматным
сладковатым запахом жасмина, а среда приобрела зеленоватый цвет.
Задания:
1. О каком возбудителе идет речь?
2. Как провести выделение чистой культуры и ее окончательную
идентификацию?
3. Какой тест идентификации является родовым признаком данного
микроорганизма?
Задача № 18.
Ребенок М., трех лет, поступил в инфекционную больницу с
дизентериеподобным заболеванием. В ходе бактериологического
исследования испражнений на среде Ресселя выделена копрокультура,
которая вызвала изменение цвета индикаторной бумажки и цвета косяка и
столбика с видимыми признаками газа.
Задания:
1. Расшифруйте рост микроорганизмов на среде Ресселя.
2. Проведите первичную идентификацию копрокультуры.
3. Наметьте ход дальнейшего бактериологического исследования для
окончательной идентификации выделенной культуры.
Задача № 19.
При бактериологическом исследовании раневого отделяемого на среде Китта-Тароцци была выделена чистая культура грамположительных бескапсульных палочек, имеющих терминально расположенные шаровидные споры, превышающие ширину палочек.
Задания:
1. Сделайте предварительное заключение о виде микроорганизма.
2. Какие тесты необходимо использовать для окончательной идентификации
выделенной культуры?
3. Какова специфическая профилактика заболевания, вызываемого данным
возбудителем?
Задача № 20.
При бактериологическом исследовании пунктата из бубона на скошенном
СПА выделена однородная культура грамотрицательных биполяров
овоидной формы. На среде Клиглера культура вызвала изменение цвета
косяка и столбика без видимых признаков газа и почернение на дне
пробирки.
Задания:
1. Расшифруйте рост микроорганизмов на среде Клиглера.
2. Проведите первичную идентификацию выделенной культуры.
3. Какие еще тесты необходимо провести для окончательной идентификации
данной культуры?
4. Какой тест идентификации является основным для данного
микроорганизма?
Задача № 21.
Пациентка Н. обратилась в кожно-венерологический диспансер по поводу
высыпаний на коже всего туловища в виде красных папул и мокнущих
бледных папул в подмышечных впадинах и на слизистых оболочках
полости рта. В анамнезе имел место случайный половой контакт, после
которого прошло 2-3 месяца. Был выставлен предварительный диагноз
«Сифилис».
Задания:
1. Какие методы микробиологической диагностики используют при
сифилисе?
2. Как подтвердить диагноз заболевания в данном случае?
3. Охарактеризуйте сущность методов исследования.
Задача № 22.
В ходе бактериологического исследования раневого отделяемого на среде
Китта-Тароцци была выделена чистая культура грамположительных
крупных полиморфных капсульных палочек, располагающихся в мазке в
виде коротких цепочек и поодиночке, которая ферментирует лактозу,
глюкозу, мальтозу и сахарозу с образованием кислоты и газа, не образует
индол, образует сероводород.
Задания:
1. Проведите биохимическое типирование выделенной культуры.
2. Какие тесты необходимо провести для окончательной идентификации
культуры?
3. Перечислите средства специфической терапии и профилактики
заболевания, вызываемого данным микроорганизмом.
Задача № 23.
При посеве слизи из верхних дыхательных путей ребенка с клиническим
синдромом коклюша на чашке Петри со средой КУА через 72 часа
отмечен рост крупных, блестящих, куполообразных, вязких колоний,
похожих на капельки ртути, а среда окрасилась в коричневый цвет.
Задания:
1. Сделайте предварительное заключение о виде микроорганизма.
2. Каков ход дальнейшего бактериологического исследования для выделения
чистой культуры?
3. Какие тесты используют для окончательной идентификации данных
микроорганизмов?
Задача № 24.
Пациент К., 36 лет, поступил в инфекционную больницу с диагнозом
«Острый энтероколит?». При посеве испражнений на среде Левина после
инкубации при 220С через 24 часа отмечен рост мелких фиолетовых
колоний с металлическим блеском, а на СПА – рост мелких, блестящих,
прозрачных, голубоватых колоний – «росинок».
Задания:
1. Сформулируйте предварительное заключение о виде микроорганизма.
2. Как провести выделение чистой культуры и ее окончательную
идентификацию?
3. Какие еще лабораторные исследования можно использовать для
диагностики инфекции, вызываемой выделенным возбудителем?
Задача № 25.
В инфекционную больницу поступил мужчина с подозрением на пищевую
токсикоинфекцию. При бактериологическом исследовании промывных вод
желудка выделена культура, которая при посеве по методу Шукевича
растет в виде ползучего голубоватого налета, имеющего резкий гнилостный
запах, а на среде Клиглера вызвала изменения цвета индикаторной
бумажки, изменение цвета столбика с видимыми признаками газа и
почернение на дне пробирки.
Задания:
1. Расшифруйте рост микроорганизмов на среде Клиглера.
2. Проведите первичную идентификацию культуры.
3. Наметьте ход дальнейшего бактериологического исследования для
окончательной идентификации возбудителя?
Задача № 26.
Для подтверждения диагноза лептоспироза были сделаны посевы мочи на
водно-сывороточную среду. На седьмой день культивирования из всех
пяти пробирок из культуральной жидкости были сделаны препараты
«раздавленная капля». В одном препарате были выявлены лептоспиры.
Задания:
1. Можно ли дать окончательный положительный ответ?
2. Если «да», то сформулируйте его.
3. Если «нет», наметьте ход дальнейшего бактериологического исследования для окончательной идентификации возбудителя?
Задача № 27.
Пациент Л., поступил в диагностическое отделение противотуберкулезного диспансера с подозрением на туберкулез легких.
При бактериологическом исследовании мокроты через 25 дней на среде
Левенштейна-Йенсена выделены единичные несливающиеся между собой
колонии R-формы кремового цвета. Культура обладает корд-фактором и
никотинамидазной активностью, восстанавливает нитраты и дает
положительный ниациновый тест.
Задания:
1. Проведите биохимическое типирование выделенных микроорганизмов.
2. Какие еще тесты нужно провести для окончательной идентификации
Выделенной культуры?
3. Какова специфическая профилактика заболевания?
Задача № 28.
При профилактическом медицинском осмотре у ребенка 3-х лет на
слизистой оболочке щек и основании языка отмечено наличие беловато-
желтых творожистых бляшек. При микроскопическом исследовании мазка-
отпечатка со слизистой оболочки щек выявлено большое количество
грамположительных овальных почкующихся клеток.
Задания:
1. Сделайте предварительное заключение о виде возбудителя.
2. На какие питательные среды необходимо сделать первичные посевы
биоматериала для выделения культуры? Укажите режимы инкубации
посевов.
3. По каким тестам проводят окончательную идентификацию возбудителя?
Задача № 29.
Пациент М. поступил в инфекционную больницу с диагнозом «Острый
гастроэнтерит?». В анамнезе – поездка в страну с жарким климатом. При
микроскопическом исследовании испражнений выявлены
грамотрицательные спиральные бактерии, изогнутые S-образно и в виде
«крыла чайки», а в препарате «раздавленная капля» – спиральные
бактерии, совершающие быстрое винтовое движение.
Задания:
1. Сделайте предварительное заключение о виде микроорганизма.
2. На какие питательные среды необходимо сделать первичные посевы
исследуемого материала с целью выделения возбудителя заболевания?
Укажите режимы инкубации посевов.
3. Какие тесты используют для окончательной идентификации возбудителя?
Задача № 30.
Пациент Х. поступил в инфекционную больницу с подозрением на
листериоз? Бактериологическое исследование крови дало отрицательный
результат. С целью серодиагностики была поставлена развернутая РА с
сывороткой обследуемого и листериозным диагностикумом, которая дала
положительный результат в титре 1:200.
Задания:
1. Можно ли на основании проведенного исследования выставить окончательный диагноз заболевания?
2. Если «нет», то, что необходимо сделать для подтверждения диагноза заболевания в данном случае?