ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ
(по М.А. Поляковой):
1. При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.
2. Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного.
3. Имейте в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАСТЯГИВАНИЯ УЗДЕЧКИ ЯЗЫКА
( Е. М. Косинова, Е. Н. Краузе, О.А.Новиковская ):
«Маляр» | Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. | Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Маляру мы помогаем. |
«Лошадка» | Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. | Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас звала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, А соседки дома нету. |
«Грибок» | Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка. | Я стою на ножке тонкой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шляпкой С бархатной подкладкой. |
«Гармошка» . | Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот | На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К нёбу язычок прижму, Ниже челюсть отведу. |
«Барабан» | Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка). | В барабан мы сильно бьем И все вместе мы поем: «Д – д – д – д!» |
«Качели» | Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна. | На качелях я качаюсь Вверх-вниз, вверх-вниз. Я все выше поднимаюсь, А потом – вниз. |
«Дотянись до носа» | Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны. | |
«Футбол» | Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики. | |
«Котёнок» | На блюдечко положить немного сгущёнки (сметаны, варенья) и предложить ребенку слизать её языком как котёнок. Можно также лизать мороженое. | |
«Грибок» с элементами самомассажа | Предложить выполнить упражнение «Грибок». Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки. | |
«Змейка» | Цель: развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык. Описание: Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»). | А у змейки язычок Узок, тонок, как сучок. Ходит-ходит взад-вперед: Как же он не устает? |
|