Патопсихология
Патопсихология, отрасль психологии, изучающая закономерности нарушений психической деятельности и свойств личности на основе сопоставления с закономерностями их формирования и протекания в норме.
Становление П. тесно переплетается с развитием психиатрии. Первые экспериментально-психологические лаборатории в психоневрологических учреждениях были созданы в конце 19 в. немецким психологом В. Вундтом, русскими психоневрологами В. М. Бехтеревым и С. С. Корсаковым. В начале 20 в. стали публиковаться первые пособия по применению экспериментально-психологических методов исследования психически больных. В развитии П. в СССР большую роль сыграли идеи Л. С. Выготского.
Патопсихологические исследования имеют большое значение для ряда общеметодологических проблем психологии, например для решения вопроса о соотношении биологического и социального в развитии психики.
Данные патопсихологических исследований используются в психиатрии: в качестве диагностических критериев; при установлении степени интеллектуального снижения; при проведении экспертизы (судебной, трудовой, военной); при учёте эффективности лечения, особенно при использовании психофармакологических средств; при анализе нарушений психической деятельности в случае вредных условий труда; при решении вопроса о восстановлении утраченной работоспособности.
Патопсихология использует экспериментальные методы исследования, основным принципом которых является качественный анализ нарушений психики как опосредованной и мотивированной деятельности. Патопсихологический эксперимент предоставляет возможность актуализации не только умственных операций, но и мотивов больного человека. Особое развитие получила П. детского возраста, в которой на основе положения Выготского о "зоне ближайшего развития" разработаны особые методы, в частности метод обучающего эксперимента.
|
Этническая психология
Этническая психология, дисциплина, изучающая особенности психического склада и поведения людей определённой этнической общности. Основные объекты Э. п. — племена, народности, нации, а также специфические в этническом отношении группы населения (например, группы иммигрантов и т. д.). Содержание этнопсихологических исследований — установление взаимосвязи между типом хозяйственной деятельности в определенных природных условиях и характером духовной культуры (традиции, верования и пр.), с одной стороны, и особенностями психики членов исследуемых общностей — с другой. Эти исследования в большинстве своём носят эмпирический, сравнительно-описательный характер.
Возникновение Э. п. первоначально было связано с развитием этнографии и антропологии, а её материал составляли отчёты миссионеров и путешественников. Первую попытку собственно психологического обобщения этого материала предпринял В. Вундт в работах по психологии народов. Хотя эти работы опирались на неверную идеалистическую предпосылку о наличии особого субстациального народного духа, они определили общую культурно-историческую направленность исследований в области Э. п. В ряде стран, особенно в США, распространился подход к Э. п. с позиций фрейдизма и неофрейдизма (см. Этнопсихологическая школа ). На развитие Э. п. оказывают влияние исследования в смежных областях, особенно в лингвистике (исследования специфики мышления народов, принадлежащих к разным языковым группам) и социологии, у которой Э. п. заимствует методы исследования, в частности методику изучения малых групп.
|
В Э. п. не установлено наличия каких-либо особенностей или свойств, позволяющих говорить о преимуществах одних народов перед другими. Она способствует критике националистических и расистских теорий.
ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Военная психология — раздел психологии, изучающий психологические проблемы, возникающие в процессе подготовки военнослужащих и ведения войны.
Задачи
Перечень проблем, исследуемых военной психологией, включает:
- определение психологических критериев отбора личного состава по родам войск и для специальных заданий;
- разработку психологических основ боевой подготовки;
- изучение взаимоотношений между начальствующим составом и подчинёнными, взаимоотношений в малых группах (экипажи танков, самолётов, подводных лодок);
- изучение поведения человека в специфических условиях (например, в самолёте или подводной лодке, в состоянии сильного утомления, ночью и т. д.) и поиск путей повышения эффективности восприятия;
- исследование особенностей мышления военачальников разного уровня;
- разработку методов психологической войны.
Особое место занимает изучение влияния стресса, вызванного боевой обстановкой, на поведение человека.
Мотивация военнослужащих
Важнейшей характеристикой противоборствующих сторон является мотивация военнослужащих к ведению боевых действий. М. И. Дьяченко выделил три вида такой мотивации:
- широкие социальные мотивы (любовь к Родине, ненависть к врагу, чувство воинского долга и т. п.);
- коллективно-групповые мотивы (товарищество, взаимовыручка, страх быть подвергнутым групповому презрению);
- индивидуально-личностные мотивы (стремление отличиться, получить награду, испытать свои возможности, заработать денег и др.).
Опыт показывает, что характер боевых действий военнослужащих (активный или пассивный, самоотверженный или самосохраняющий) во многом зависит от отношения к войне и её целям.