на тему: «ИКТ в образовательном процессе»




Эссе

 

Выполнила: учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ № 5» г. Абакана

Козедубова Анастасия Сергеевна


Проблема грамотного и эффективного использования электронных средств обучения - одна из важнейших в организации современной учебной деятельности. Часто некомпетентность, нежелание, а может быть, боязнь неудачи заставляют учителя отказаться от применения инноваций. А ведь обучение в начальной школе - это фундамент, на котором строится вся дальнейшая деятельность ученика. На сегодняшний день перед каждым современным учителем стоит ответственная задача - формирование человека, умело и эффективно владеющего технологиями и информацией, имеющего новый стиль мышления.

Из подслушанного на перемене: «Представляешь, сегодня учительница рассмешила весь класс. Сказала: «Ваши компьютеры только от учебы отвлекают!» А разве можно без компьютера сейчас учиться?». Признаться, за коллегу стало немного стыдно. И понятно недоумение школьников и их сарказм. Ведь использование ИКТ на сегодняшний день позволяет учителю значительно расширить возможности обучения, а ученикам получить новые знания и закрепить имеющиеся.

К сожалению, многие педагоги относятся к использованию новых компьютерных технологий в обучении с осторожностью. Таким образом, ощущается противоречие между желанием и возможностями учеников работать с компьютерными учебными средствами и недостаточной готовностью учителей к их применению. Поэтому каждый педагог должен спросить себя: могу ли я работать по-новому? Способен ли я учиться, чтобы быть интересным и нужным своим ученикам?

Многие педагоги до сих пор считают, что основное назначение домашнего компьютера или планшета – игры и просмотр видео. Во многом они правы: отмечается высокий интерес детей к компьютеру, в частности, к социальным сетям и играм. Компьютер и компьютерные игры являются атрибутами современной жизни, поэтому их нельзя просто запретить. Однако обращение с ними требует особой осторожности. Если компьютерный мир детей оставить без внимания и контроля взрослых, то можно получить очень неожиданный и противоположный воспитательным целям результат. В лучшем случае есть серьезный риск породить поколение упрощенных, «машинообразных» людей, а в худшем нам угрожает получить поколение отшельников, изолированных от действительности в киберпространстве. Чтобы этого избежать, педагогу необходимо изучить самому, а также познакомить родителей с основными правилами организации использования компьютера школьниками [1].

Еще один пример из жизни: в магазине родители выбирают компьютер для ребенка. Вопрос консультанта: «Какие параметры компьютера вы хотели бы?». Родители в замешательстве, не могут дать четкий ответ, так как не знакомы с техническими характеристиками «железного друга». Консультант задает более простой вопрос: «Для чего вам нужен компьютер?». Ответ родители дают моментально и практически хором: «Для ребенка! Он учится в девятом классе». «Тогда понятно», – кивает головой консультант, – вам нужен хороший и мощный игровой компьютер. Родители с облегчением соглашаются. Выбор сделан.

В качестве эксперимента я попросила шестерых родителей своих учеников назвать хотя бы три причины, по которым они приобрели компьютер (планшет) для своих детей. Основными причинами являлись: поиск информации в интернете и возможность создания письменных работ (рефераты). И это ответы родителей второклассников, которые еще не выполняют работы на компьютере! Все родители также отметили, что компьютер необходим детям для возможностей общения. Еще раз уточняю: второй класс. Некоторые признались, что отсутствие современной техники может снижать социальную адаптацию детей в коллективе сверстников. На вопрос о том что мешает учащимся использовать информацию из книг, журналов, методических пособий, энциклопедий, имеющихся в библиотеках, а также возможность написания письменных работ вручную все родители ответили, что использование компьютера просто ускоряет данный процесс. Следует отметить, что проведение такого небольшого опроса несколько смутило родителей. И всего лишь двое из них признались, что, по факту, компьютер дома используется в качестве игрового средства или использования соцсетей.

Такой же небольшой опрос был проведен с педагогами младших классов. Учителям был задан вопрос о том каким образом они используют ИКТ в своей работе. К сожалению, большинство из опрошенных не использует ИКТ непосредственно в работе с детьми. Педагоги используют компьютер, чаще всего, для написания собственных письменных работ, а также для распечатки средств наглядности, в редких случая, карточек, таблиц, рисунков и т.п.

Важнейшей проблемой является непонимание некоторыми учителям сущности и возможностей ИКТ для педагогической работы. Соответственно, такой информацией педагоги не могут поделиться и с родителями. В такой ситуации можно свидетельствовать о низком уровне ИКТ-компетентности учителей: как общепользовательской, так и общепедагогической и предметно-педагогической. Снижение развития данной компетенции подразумевает, прежде всего, слабое качество работы учителя в информационной среде, визуальной коммуникации, в том числе с помощью концептуальных диаграмм и видеомонтажа, невозможность оценивания качества цифровых образовательных ресурсов [2].

Тем не менее, применение ИКТ в образовательном процессе имеет массу положительных фактов, что позволяет педагогам использовать, говоря современным языком, дополнительные «бонусы»:

- объяснить и продемонстрировать в динамике те понятия и способы деятельности, которые с меньшей эффективностью иллюстрируются в традиционных наглядных средствах;

- предоставить ребенку возможность свободно манипулировать (создавать, разделять, соединять, перемещать, трансформировать, визуальными образами реальных предметов и абстрактными научными понятиями;

- формировать универсальные приемы учебной деятельности, индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

Кроме того, использование ИКТ способствует:

- повышению профессионального мастерства педагога;

- повышению у школьников мотивации к учебе;

- созданию условий для раскрытия практической значимости изучаемого материала;

- проявлению творческого мышления учащихся;

- развитию индивидуальных особенностей школьника (персональная работа за компьютером создает комфорт при выполнении заданий, каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой);

- расширению возможностей получения информации и, как следствие, познавательному развитию детей [1].

На сегодняшний день именно от педагога зависит многое: перестанет ли ученик видеть компьютер только в роли «электронного игрового друга», как средство бесполезного проведения времени за играми. Учитель с помощью ИКТ может и обязан показать ученику, что компьютер можно использовать для развития, получения новых знаний. Несомненно, стоит отметить важность повышения компетенции педагогов по использования ИКТ в образовательном процессе.

 

 

Список используемых источников

  1. Медвецкая, Е.И. Компьютерные игры: чему учатся наши дети? / Е.И. Медвецкая // Пачатковая школа, 2013. – №9. – С.62-64
  2. Невская, О.В. Совершенствование ИКТ-компетентности современного педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог» / О.В. Невская// Перспективы развития информационных технологий, 2016. – № 28. – С. 114-118.
  3. Стеценко Н. Е., Мигуро Е. И. Интерактивные компьютерные модели. Применение электронного средства обучения на уроках математики во II классе / Н.Е. Стеценко, Е.И. Мигуро // Пачатковая школа, 2012. – № 3. – С. 41.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: