Требования к результатам освоения программы подготовки




Работа над эскизом.

Техника витражной росписи не сложная, однако требует огромного упорства, опрятности и усидчивости. Особенностью росписи по стеклу считается аккуратное нанесение контурной пасты, равномерность заливки цветом, отсутствие пузырьков воздуха в краске, цветовые сочетания. В технике художественного витража можно выполнить как геометрический или растительный орнамент, так и эпизодические рисунки, натюрморты, пейзажи.

Для своей работы я избрала изображение душистых ирисов.

Сначала обозначаем главные детали, и лишь потом уже прорабатываем эскиз более тщательно и подробно.

Перевод рисунка на изделие

Приступаем к обведению контуров рисунка. Контурные краски необходимо подбирать в соответствии с основными, они должны сочетаться по гамме. В процессе обведения мелкие огрехи можно подтирать ватной палочкой. Некоторые помарки в особо «проблемных» местах имеет смысл высушить и подтереть канцелярским ножом, чтобы не смазать соседние мелкие детали.

Поверхность обезжиривается с помощью ватного тампона, смоченного в спирте. Некоторые мастера ограничиваются только влажными детскими салфетками, но в таком случае краска через некоторое время может слезть. Наносится контур. Осторожно, чтобы не смазать уже нанесенный рисунок. Контур сохнет не менее 2 часов, поэтому после нанесения контура нужно оставить работу высыхать. Нужно создавать рисунки с большим количеством замкнутых деталей. Все линии листиков у цветков должны соединяться, каждый лепесток должен быть закончен, изображения в витраже не терпят разрывов линии. Исключение составляют те узоры контуром, которые представляют собой самостоятельную линию на цветном фоне, к примеру, завитки.


Этапы росписи стиле «Художественный витраж»

Заливка цветом

Начинаем роспись непосредственно витражными красками. Их можно и нужно смешивать на палитре, подбирая требуемый оттенок. При выполнении витражной росписи по стеклу очень важно следить за тем, чтобы не допускать высыхания отдельных участков. При повторном накладывании краски они могут потрескаться, дать так называемый эффект кракелюра. Кроме того, очень грубо и некрасиво будут смотреться зоны переходов.

Синтетической кистью или кистью из натурального волоса наносится роспись. Также для нанесения краски на водной основе можно использовать губки, тампоны и проч. Слой краски не должен быть слишком тонким, или, наоборот, слишком толстым. В первом случае краска может не очень хорошо сцепиться с поверхностью, во втором - возникает риск заливки краски на соседние участки. Один из главных дефектов любого рисунка витражными красками — пузырьки. Их можно убирать с помощью зубочистки.


Просушка

После того, как роспись нанесена, поверхность необходмо просушить в течение двух-трех дней. Иногда срок высыхания может быть и больше. Сушить следует на воздухе в чистом и сухом помещении, не допуская попадания пыли на поверхность декорируемого предмета.


2.4 ДЕКОРАТИВНАЯ ОТДЕЛКА ИЗДЕЛИЯ

2.4.1 Лакировка

Способы нанесения лака.

Существует несколько способов нанесения лака на отделанную поверхность. Каждый из них имеет собственную сферу применения, особенности, которой связанны с использованием той или иной разновидности лака и характером отделываемой поверхности.

Ручной способ

Ручной способ нанесения лака удобен в тех случаях, когда выполняются единичные работы. Нанесение лака производится при помощи кистей и ватных тампонов. Ватные тампоны, обёрнутые мягкой тканью или марлей, применяют тогда, когда покрытие выполняется быстросохнущими спиртовыми лаками, обладающими низкой вязкостью. Кисти применяют при отделке поверхности медленно сохнущими или вязкими лаками. При нанесении лака любым способом на поверхности образуются маленькие пузырьки (из пор древесины выходит воздух). Чем больше будет разбавлен лак, тем меньше будет образовываться пузырьков.

Лакирование при помощи распыления.

Этим способом можно наносить все виды лакокрасочных материалов на любые поверхности. Наиболее распространённый способ нанесения лака сжатым воздухом, который подаётся в пистолет под давлением. Встречая на своём пути сильный поток воздуха, лак распыляется форсункой пистолета и ложится на отделываемую поверхность в виде мелких капель, которые расплываются, образуя сплошное ровное покрытие.

Этот способ самый доступный при лакировании любых поверхностей, от больших до маленьких. Лак наносится ровным гладким слоем. Распыление должно происходить только внутри распылительной кабины, оснащённой вытяжкой.

Лаки должны отвечать следующими требованиями:

1. Давать гладкую, ровную твердую поверхность.

2. Приставать к поверхности, не лучица, и не давать трещин при высыхании.

3. Высыхать сравнительно быстро.

4. Сохранять твердость и прочность долгое время.

5. Для покрытия расписных поверхностей должен быть прозрачным.

Распыление производится с помощью пистолета – пульверизатора в камере воздушного распыления. Этот способ покрытия позволяет нанести наиболее ровный слой лака.

2.4.2 Сушка

Большинство лакокрасочных материалов способны высыхать или отверждаться в естественных условиях в течение десятков минут или нескольких часов. В серийном и массовом производстве деревянных изделий процессы сушки (отверждения) покрытий интенсифицируют. Сушку покрытий производят в сушильных камерах или тоннелях конвективного, или инфракрасного типа. Ускоренное отверждение (полимеризация, поликонденсация) покрытий достигается при помощи инфракрасного, ультрафиолетового или электронного облучения лаковой пленки на специальных установках, входящих в состав автоматических отделочных линий.

 


2.5 ОТБРАКОВКА

Возможным (и чаще всего встречающимся) дефектом, при изготовлении изделий способом прессования, являются пузырьки воздуха, загнанные пуансоном вместе со стекломассой в форму (матрицу).

Так как стекло подлежит 100% переработке без потери качества, отбракованные изделия беспрепятственно могут быть отправлены в емкость для плавления стекла, чтобы потом вновь стать изделие из стекла.

2.6 МАРКИРОВКА

Каждое готовое изделие снабжается внутренней и внешней этикеткой с реквизитами предприятия. К внешней маркировке относятся:

• Название предприятия изготовителя.

• К какому министерству относится.

• Название изделия.

• Комплектация (количество).

• ГОСТы.

• Дата выпуска.

• Штамп ОТК.

На внутренней этикетке обозначается количество изделий в упаковке.

2.7 УПАКОВКА

Изделия в пакете должны быть проложены прокладками и обращены лицевыми поверхностями внутрь пакета. Пакет упаковывается в оберточную бумагу и перевязывается шнуром или шпагатом. На пакете должна быть маркировка, на которой указывается: наименование предприятия-изготовителя, его местонахождение, наименование изделия, индекс государственной регистрации, артикул, обозначение стандарта, дата выпуска, штамп ОТК.

В пределах населенного пункта допускается перевозка изделий открытым транспортом в упаковке или без упаковки при условии предохранения её от повреждений, загрязнений и атмосферных осадков. При междугородных перевозках изделия должны быть упакованы в оберточную бумагу, гофрированный картон, плёночные или другие материалы, обеспечивающие сохранность изделий.

Изделий должны храниться в крытых отапливаемых помещениях при температуре не ниже 10 °С и относительной влажности воздуха 45-70%.

 

 


III. ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И МАТЕРИАЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ РОСПИСИ ИЗДЕЛИЯ

3.1 МАТЕРИАЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ РОСПИСИ ИЗДЕЛИЯ

Лаки.

Пленкообразующие вещества (лаки, олифы) используются в удобной для производства лакокрасочных материалов и их применения форме - и виде растворов.

Лаками называют большую группу материалов, представляющих собой растворы пленкообразующих веществ в органических растворителях или воде. После высыхания они образуют твердую прозрачную (бесцветную или цветную) пленку.

Слово "лак" индостанского происхождения и буквально означает "сто тысяч". Вероятно, это связано с получением в давние времена одного из лаков - шеллака - путем очистки смолистых выделений насекомых, паразитирующих в огромных количествах на некоторых видах тропических деревьев, преимущественно в Индии и Таиланде. Впоследствии термин "лак" распространили и на растворы других смол.

Лаки используют для получения прозрачных покрытий, когда нужно защитить и одновременно сохранить (либо особо подчеркнуть) структуру окрашиваемой поверхности, роспись, декорирование и т.п. В этом случае лаки наносят непосредственно на подготовленную поверхность изделия. Часто лаки наносят в качестве последнего слоя в системе многослойного покрытия для придания ему хорошего внешнего вида или повышения эксплуатационных свойств.

Виды красок

Витражные краски.

Все витражные краски можно разделить на несколько групп по 2 признакам:

По составу.

 

1. Краски на водной основе

2. Краски на спиртовой основе

3. Краски на лаковой (или сольвентной) основе

По способу закрепления на поверхности.

 

1. Обжигаемые (или закрепляемые)

2. Не обжигаемые (или не закрепляемые)

3. Трансферные (в народе, краски-прилипалы)

4. Запекаемые гранулы


3.2 ИНСТРУМЕНТЫИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ РОСПИСИ ИЗДЕЛИЯ

Кисти.

Виды кистей.

Кисть – это не более, чем простейший инструмент, помогающий художнику выполнить задуманное. Но, как и с каждым инструментом с кистями надо тоже уметь обращаться.

Вначале ознакомимся с устройством кисти, являющимся общим почти для всех типов. Кисти художественные состоят из трех основных частей: волосяного пучка, металлической обоймы (капсюля) и деревянной ручки. Волосяной пучок, собственно рабочая часть кисти — это натуральные или синтетические волосы, собранные в пучок определенной формы и размера. Обойма служит для придания формы, сохранности пучка и соединения его с ручкой. Обойма изготавливается из металла и других материалов. Цельнотянутые обоймы наиболее удобны в работе и внешне более привлекательны. Ручку хорошего качества можно сделать лишь из твердой древесины лиственных пород деревьев (бук, береза...)

Кисти колонковые изготавливаются из обработанного волоса хвоста колонка. По форме бывают круглые и плоские, с удлиненной или укороченной волосяной частью. Эти кисти отличаются исключительной упругостью и эластичностью при удовлетворительной мягкости они применяются во всех видах живописи и совершенно незаменимы в работе гуашью и акварелью тогда, когда от кисти требуется большая упругость.

В масляной живописи, главным образом при выполнении мелких деталей, в стенописи для проведения длинных контурных линий применяются круглые кисти, для нанесения тонких живописных слоев - плоские. Колонковые кисти удобны для лессировки по сырому.

Кисть белка

Кисти этого типа изготавливаются из натуральных материалов – волоса белки. Этот материал является одним из лучших для изготовления кистей, ведь он очень мягок, эластичен и прекрасно сохраняет форму пучка. При помощи применения специальных технологий обработки достигается увеличение упругости материала. Все вышеперечисленные свойства способствуют прекрасному удержанию краски. Вы можете наносить мельчайшие штрихи благодаря способности волосков прилегать друг к другу под воздействием влаги. Данную разновидность кистей чаще всего используют для росписи фаянса и фарфора, а также для нанесения акварели.

Каждый мастер особенно серьезно подходит к выбору этого инструмента. Плохой кистью и мазок пластичный не положить, и тонкую линию не провести. Поэтому, прежде чем использовать купленную кисть, мастер ее перебирает. Для этого ворс кисти кладется на стекло или кафельную плитку (обязательно светлую, чтобы ворсинки были хорошо видны), так, чтобы черенок кисти находился к ней под углом 50 – 60°.

Небольшими вращательными движениями ворс укладывается в виде веера. Тонко отточенной палочкой перебирается волосок за волоском. Убираются все жесткие волоски, сломанные, а также вставленные «пеньком», то есть те, которые вставлены наоборот, кончиком волоска в патрон кисти. После того как кисть перебрана, ее укладывают в нормальное положение и проверяют. Наиболее качественные кисти мастера собирают из беличьего хвоста. Хранить кисти обязательно нужно промытыми от красок.


Палитра

Пали́тра - приспособление живописца; небольшая тонкая и легкая дощечка прямоугольной или овальной формы, на которой живописец смешивает краски во время работы. Для масляной живописи палитра делается из различных материалов: дерева, жести, эмалированного металла, фарфора, фаянса, стекла, пластика.

Мастихин

Инструмент из гибкой стали в виде ножа или лопатки с изогнутой ручкой. Мастихин применяется художниками для размешивания краски, для очистки палитры.

 


IV. ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

4.1. ЭСКИЗ

 


4.2. ФОТОГРАФИЯ

Изделия – стеклянные вазы с росписью в стиле «Художественный витраж»

Элементы росписи вазы

 


V. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА

Организация рабочего места — комплекс мероприятий, обеспечивающих на рабочем месте необходимые условия для высокопроизводительного и безопасного труда работников, выпуска продукции высокого качества, а также наиболее полное использование оборудования, повышение содержательности и привлекательности труда, сохранение здоровья работников.

Организация рабочего места зависит: от особенностей технологического процесса; применяемого оборудования; уровня механизации и технической оснащенности труда; степени разделения труда; др. факторов.

При организации рабочих мест необходимо предусмотреть приспособления, облегчающие работу с лакокрасочными материалами, и исключающие соприкосновение с окрашенными изделиями.

Рабочая зона должна иметь индивидуальное освещение, быть хорошо освещена, свет должен падать с противоположной от рабочей руки стороны. На рабочем столе, справа от заготовки, находятся палитра и кисти, которыми ведется роспись.

В мастерской необходима естественная и принудительная вентиляция для удаления вредных испарений от масляных красок и разбавителей. Изделия сохнут и отделываются лаком в отдельном помещении, оборудованном стеллажами для просушки изделий, шкафом для хранения лакокрасочных материалов и заготовок, принудительной вентиляцией.

При выполнении росписи важна правильная постановка руки: четкая фиксация локтя и полная свобода движения кисти и пальцев.

 


VI. ОХРАНА ТРУДА

Техника безопасности на производстве:

Те, кто работает на производстве, обязаны соблюдать технику безопасности.

1. Надо помнить, что ты имеешь дело с легковоспламеняющимися веществами и материалами.

2. Каждый приступающий к работе должен следить за исправностью оборудования. О замечании неисправности, незамедлительно сообщать начальнику цеха или мастеру.

3. Содержать в порядке свое рабочее место.

4. Проходить медосмотры.

5. Уметь оказать первую медицинскую помощь при несчастном случае.

6. Постоянно повышать и усовершенствовать навыки работы и соблюдать дисциплину.

7. Производственные, бытовые и санитарные помещения надлежит содержать в порядке.

8. Своевременно получать предусмотренную нормами одежду и инструменты.

 

Перед началом работы:

1. Надеть специальную одежду

2. Осмотреть рабочее место

3. Если есть недостатки сказать об этом руководителю

 

Во время работы:

1. Должно быть хорошее освещение. Работать в темноте или при недостаточном освещение запрещается.

2. Не принимать пищу во время работы

3. Не пить воду во время работы

 

В аварийных ситуациях

1. В аварийной обстановке следует оповестить об опасности окружающих людей.

2. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании немедленно сообщить о пожаре в пожарную часть.

3. В ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, покинуть опасный участок.

По окончании работы:

1. Привести в порядок рабочее место, убрать оборудование, инструменты и материалы.

2. Снять спецодежду и убрать в шкаф или ящик

3. Помыть руки с мылом

4. Доложить руководителю о завершении работы.


VII. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Характеристика профессиональной деятельности выпускников профессии 072609.01 «художник миниатюрной живописи» *

1.1. Область профессиональной деятельности выпускников: создание эскизов художественного оформления изделий, разработка их композиции и технологическое выполнение художественного оформления изделий разной степени сложности на различных материалах.

1.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: изделия миниатюрной живописи; принадлежности для рисунка и живописи.

1.3. Обучающийся по профессии 072609.01 Художник миниатюрной живописи готовится к следующим видам деятельности:

1.3.1. Подготовка материалов и построение эскизов для рисунка и живописи.

1.3.2. Художественная роспись изделий миниатюрной живописи.

1.3.3. Ведение индивидуальной трудовой деятельности.

Требования к результатам освоения программы подготовки

квалифицированных рабочих, служащих*

1.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

1.2.1. Подготовка материалов и построение эскизов для рисунка и живописи.

ПК 1.1. Выбирать материалы для изделий миниатюрной живописи.

ПК 1.2. Осуществлять композиционное построение эскизов с использованием национальных традиций в изготовлении изделий миниатюрной живописи.

ПК 1.3. Разрабатывать эскизы орнаментального оформления изделий с использованием сведений из истории орнамента.

5.2.2. Художественная роспись изделий миниатюрной живописи.

ПК 2.1. Осуществлять выбор красителей для художественной росписи изделий миниатюрной живописи.

ПК 2.2. Составлять цветовые растворы из готовых красителей (2 - 3 цвета).

ПК 2.3. Производить художественную роспись изделий миниатюрной живописи с использованием различных техник и приемов художественной росписи.

5.2.3. Ведение индивидуальной трудовой деятельности.

ПК 3.1. Планировать производство товаров и услуг.

ПК 3.2. Обеспечивать условия для производства товаров и услуг.

ПК 3.3. Оказывать услуги в области профессиональной деятельности и реализовывать готовую продукцию.

ПК 3.4. Нести имущественную ответственность хозяйствующего субъекта.

ПК 3.5. Вести документацию установленного образца.

 

 

*статьи IV, V Федерального государственного образовательного стандарта

среднего профессионального образования по профессии 072609.01 Художник миниатюрной живописи (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 676)

Художник миниатюрной живописи

Должен уметь:

- владеть основами изобразительной грамоты;

- приемами и техникой рисунка и живописи;

- воспроизводить реалистические формы;

- передавать пластику движений в изобразительном и профессиональном творчестве.

 

Должен знать:

- основы композиции, принципы композиционного построения изображения, особенности композиционного построения изображения для художественного оформления изделий миниатюрной живописи;

- сведения из истории рисунка и живописи.

 


VIII. МАРШРУТНО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Наименование операций Сырье, материалы Оборудование Инструменты, приспособления профессия Технологические требования
  Прессовыдувание Стекло Прессовыдувная машина Щипцы Стеклодув Создание заготовки
  Отжиг Стекло Печь Щипцы Стеклодув Без дефектов
  Обработка изделия Стекло точильный станок стеклорез рабочий Гладкие края
  Разработка эскиза   Краски, Бумага Стол Карандаш, Ластик,кисти Художник Согласно изделию
  Перенос эскиза Нанесение контура Контур стол Кисти, палочки художник Перенос эскиза
  Роспись Изделие, краски стол Кисти, палочки художник Согласно эскизу
  Уточнение деталей Краски, изделие стол кисти художник Согласно эскизу
  Покрытие лаком Изделие, лак Камеры воздушного распыления пульверизатор, кисти Лакировщик Равномерно, без потеков
  Сушка изделие стеллажи поддоны рабочий Полное высыхание
  упаковка Изделие, бумага, наполнитель, скотч стол Ножи канцелярские, ножницы упаковщик Целостная упаковка

 


IX. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Литературные источники:

1. Мария Якушева, Вера Ивановская; Искусство витража. Принципы построения композиции. Издательство В. Шевчук, 2013 г.

2. Г.А. Серикова, Витражи своими руками. Книга по Требованию,2012 г.

3. Татьяна Ткачук, Цветные витражи. Модно и стильно. АСТ,Сталкер, 2009 г.

4. Виктор Карабанов, Витражи. Светильники. Рамки. Профиздат, 2007 г.

5. Вив Фостер, Витражи. Руководство по технологии изготовления. Энциклопедия (на спирали). Арт-Родник, 2007 г.

6. Беляева Е.С. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования. Академия. Москва. 2010.

7. Величко Н. Русская роспись. Техника, приемы, изделия. Энциклопедия. ООО Аст-Пресс Книга. Москва. 2011.

8. А.Гир,Б.Фристоун. Роспись по стеклу. Санкт-Петербург. Яркий город, 2009.

9. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры: Учебное пособие. – Москва, Высшая школа, 2007.

10. Данильченко Л.А. Роспись по стеклу. Феникс. Москва. 2012.

Интернет-ресурсы:

1. Традиционное применение лаковых витражных красок - https://www.artzagotovka.ru/статьи/традиционное-исполь..

2. Витражная роспись по стеклу - https://www.diy.ru/post/3114/

3. Стеклянные товары. Краткая технология производства стеклоизделий - https://www.grandars.ru/college/tovarovedenie/steklyannye-tovary.html

4. Заливной витраж. История заливных витражей - https://artultra.ru/vitrazhi/vidy-vitrazhey/zalivnoy-vitrazh/

5. История стекла. Витражи -https://www.palaceofglass.ru/resources/history/staingl.html

6. Роспись по стеклу акриловыми красками: советы и хитрости
https://zhenskij-interes.ru/125-rospis-po-steklu-akrilovymi-kraskami-sovety-i-malenkie-hitrosti.html

7. Роспись по стеклу. https://www.moikompas.ru/compas/glass_painting

8. Энциклопедия техник и материалов для декора и хобби

https://www.sangina.ru/pedia/decor/glass/musthave.php

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: