Пост-Мао период, 1976-78. Эпоха экономических реформ.




Во второй половине 70-х годов часть руководства КПК решилась на проведение реформ. Отправным этапом стал 1978 год, III Пленум –ККПК 11-го созыва, прошедший в декабре этого года. Его результатом стало принятие постановления “о развитии системы производственной ответственности в деревне”, которая, как оказалось потом, стала отправной точкой китайской экономической реформы. Еще более важным результатом этого пленума стали потенциальные возможности, открывшиеся для Китая в сфере управления экономикой.

Деревню деколлективизировали, в экономику допустили негосударственный, в том числе частный, сектор. Континентальный Китай приоткрылся для мирового рынка. Его успехи общепризнаны. За 20 последующих лет КНР более чем вдвое увеличила объем валового национального продукта и доходы граждан. Страна стала одним из весьма заметных субъектов в сфере международных торгово-экономических связей. Существенно изменилось соотношение частного и государственного секторов национальной экономики: на второй приходится уже менее половины промышленного производства.

Основные задача экономической реформы -- придание гибкости системе производственных отношений на период ускоренного развития менее развитых производительных сил. Результатом ее должно стать создание бессбойного, долговечного мехнизма поддержания этого баланса между уровнями производительных сил и производственных отношений, что является основной гарантией стабильного и высокого темпа экономического роста.

Разумеется, такой крутой поворот в официальной экономической науке не мог не сопровождаться и значительным прогрессом в идеологической сфере. Появилось много теоретических разрботок опирающихся на предшествующую историю КНР,опыт венгерских, немецких реформ.

Реформы предусматривали:

1) Хозяйственную самостоятельность предприятий (за исключением оборонных и стратегических) на микроуровне, то есть в отношениях со смежниками и потребителями. Здесь решающую и самоконтролирующую роль должны играть почти исключительно товарно-денежные отношения;

2) Постепенное возведение отношений "государство-предприятие" в ранг отношений между равноправными, экономически самостоятельными единицами. То есть, созданием системы государственного управления товарного производства с помощью государственных контрактов с товаропроизводителями на производство конкретных объемов конкретной продукции;

3) Избегание характерной для свободных, рыночных экономических систем анархии производства в масштабах общества засчет создания трехуровневого механизма принятия хозяйственных решений, обеспечивающего неущемление интересов государства, всех товаропроизводителей от мелких до крупных, и задействованных в них трудящихся.

Наиболее динамично пошла сразу после III Пленума –ККПК 11-го созыва сельскохозяйственная реформа. Уже к концу 1984 года 99 процентов производственных бригад и 99,6 процентов крестьянских дворов использовали систему полной ответственности за производство (семейный или подворный подряд), предусматривающую полную свободу использования продукции, остающейся после рассчетов по государственному договору, по статьям налогового законодательства и после отчислений в местные фонды органов власти. Эта система быстро повысила производительность крестьянского сельского хозяйства.

Но будущее сельского хозяйства Китая ученые связывали с еще одним этапом аграрной реформы, необходимость которой была обусловлена постепенно возрасатющей разницей между ростом потребностей стремительно растущего китайского общества и темпами развития сельско-хозяйственного производства.

В отличие от аграрной реформы, реформа городского хозяйства началась в Китае значительно позднее – по завершению реформ в деревне. Важным толчком для городской реформы послужило неудовлетворение насущных потребностей аграрной реформы. Для ее успешного продолжения город должен был обеспечить создание, во-первых, условий для свободной реализации сельскими производителями излишков производимой продукции, во-вторых, промышленного сектора по производству продукции для товарного обмена с сельским населением.

Центром всячески поощрялось разнообразие создаваемых новых связей между городом и деревней. Поэтому последовало резкое расширение полномочий местных органов власти и самоуправления.

Одним из ключевых моментов вступления на путь реформ стал возврат к многоукладной экономике 50-х годов. При этом поощрение индивидуальных, кооперативных и даже частных хозяйств лежало в рамках незыблемо приоритетного положения общественной формы собственности, как основного признака социалистического общества. В целом официальная линия предусматривала для этих негосударственных секторов, а также иностранного и смешанного капитала вспомогательную роль в экономике Китайской Народной Республики.

Под влиянием реформ китайское общество на континенте перестало быть тоталитарным, поскольку появился сектор экономики, находящийся вне непосредственного государственного управления. В КНР функционировала так называемая "двухколейная" система, весьма неорганично сочетавшая в себе элементы социализма и капитализма.

 

Год.

Январь. Государственный совет Португалии объявляет о своем согласии передать колонию Макао под управление Китайской Народной Республики до 2000 года (13 апреля Португалия подписывает Соглашение о передаче Макао в 1999 г.).

Февраль. Впервые после 1979 года в Москве проходят советско-китайские переговоры об урегулировании пограничных споров.

Март. В Пекине открывается четвертая сессия Всекитайского собрания народных представителей 6-го созыва. Премьер Государственного совета Чжао Цзыян подтверждает приверженность руководства новой либеральной экономической политике.

Июль. На Тайване разрешена деятельность оппозиционных партий.

Октябрь. В столице Тибета Лхасе проходят бурные демонстрации протеста против китайского правления. Проблемы, связанные с регионами, доставшимися нынешнему Китаю в наследство от Поднебесной, опять дают знать о себе. Национальное движение никогда не утихало в Тибете после его "освобождения" Народно-освободительной армией Китая в конце гражданской войны. На ситуацию в Синьцзяне, населенном не принадлежащими к ханьскому этносу меньшинствами, влияет тот факт, что их соплеменники в сопредельных странах имеют собственную государственность.

В это же время в Пекине открывается XIII съезд Коммунистической партии Китая (до 1 ноября). Дэн Сяопин уходит в отставку с поста генерального секретаря и выходит из Политбюро ЦК КПК. Ли Пэн сменяет Чжао Цзыяна на посту премьера Государственного совета.

 

1988 год.

Март. Трехдневные боевые действия между Китаем и Вьетнамом из-за нескольких спорных островов.

 

Год.

Март. Правительство Китая вводит в Лхасе, Тибет, военное положение.

Апрель. На пекинской площади Тяньаньмынь проходит студенческая демонстрация, участники которой требуют проведения в стране демократических преобразований. В разгоне демократически настроенных демонстрантов на пекинской площади Тяньаньмынь участвуют бронетанковые части. В ходе столкновений погибают 2 тысячи участников демонстрации.

Ноябрь. Фактический руководитель Китайской Народной Республики Дэн Сяопин уходит в отставку с поста председателя Центрального военного совета КНР.

 

Год.

Апрель. Участники 2-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 7-то созыва одобряют Основной закон, временную конституцию Гонконга, которая должна начать действовать в 1997 году после присоединения Гонконга к Китаю.

 

Год.

Июль. Сильные наводнения в Китае приводят к затоплению свыше 20 миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий.

 

Год.

Март. Цзян Цземин возглавляет руководство Китаем.

 

Год.

Май. Президент США Клинтон возвращает Китаю статус "нации наибольшего благоприятствования", несмотря на недавнее решительное заявление о том, что восстановление прежних торговых отношений возможно только после улучшения в Китае положения в области прав человека.

Правительство Китайской Народной Республики объявляет о том, что Законодательный совет Гонконга прекратит свою деятельность после того, как Гонконг перейдет под юрисдикцию Китая в 1997 году. Оно отвергает пакет реформ, одобренных в Гонконге 30 июня.

Июль 1994г. -- Оодобрен Закон о труде, который устанавливает минимальный размер заработной платы и восьмичасовой рабочий день и запрещает использование детского труда.

 

Год.

Китай и США заключают соглашение о защите интеллектуальной собственности на территории Китая (США таким образом стремятся защитить права американских авторов от китайских "пиратов").

21-26 июля Китай проводит ракетные испытания вблизи Тайваня.

 

В перспективе нынешняя ситуация не исключает и возможности перехода к плюралистической политической системе. Для нее уже существуют институциональные предпосылки в виде так называемых демократических партий, которые пока не играют серьезной роли, но в случае "позволения" со стороны КПК могут сыграть роль основы новой многопартийной политической системы. Объективно такой же основой можно считать и саму КПК, насчитывающую 52 млн. по-разному настроенных членов. Это обнаружилось уже во второй половине 80-х годов, когда внутри правящей партии вспыхнула борьба вокруг выбора путей демократизации партии и общества. Победа осталась тогда за консервативно настроенными реформаторами.

Если углубление экономической реформы станет фактом, материковый Китай может стать еще более похожим на Тайвань, каким тот был несколько десятилетий назад. В таком случае КПК превратится из тоталитарной политической силы в авторитарную, в гаранта политической стабильности, необходимой для складывающегося капитализма. Для этого грядущий этап экономических реформ должен видоизменить отношения между властью и собственностью, сращивание которых было главной отличительной чертой тоталитарных систем.

Вряд ли следует ожидать в ближайшем будущем драматического изменения политической ситуации в континентальном Китае, пережившем смерть харизматического инициатора реформ - Дэн Сяопина.

Маловероятно и быстрое движение к объединению Китая и Тайваня. Если же власть КПК будет поколеблена, это коренным образом изменит и перспективы объединения, и всю геополитическую ситуацию на Дальнем Востоке.

Итак, если абстрагироваться от трагического сценария развития событий, возможность объединения Китая кажется скорее отдаленной перспективой, чем делом ближайшего будущего. Чересчур велики успехи Тайваня при проведении политики экономической и политической модернизации, и слишком серьезны проблемы, которые предстоит решать КНР - как бы ни удивляли мир ее достижения. Это не означает, что возможное объединение "двух берегов" лишено всякой объективной основы. Стремления китайцев, живущих по обе стороны Тайваньского пролива, совпадают - по крайней мере, в наши дни - в главном: и те и другие заинтересованы в строительстве независимого, единого, развитого Китая.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

 

1. «Экономическая реформа в КНР», М., 1992г.

2. «Китай». Энциклопедический словарь, М., 1993г.

3. «БСЭ», М., 1973г, т.12.

4. «Страны мира», Справочник. М., 1997г.

5. О. Владимиров., В. Рязанцев.«Страницы политической биографии Мао Дзе-дуна»,М., 1975г.

6. «Избранные произведения Мао Цзэ-дуна», изд."Жэньминь чубаньшэ", Пекин,.1960г.

Новогодняя статья агентства «Синьхуа», написанная товарищем Мао Цзэ-дуном 30 декабря 1948 года.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: