ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ
Аквинат заимствует положение Аристотеля о человеке как «политическом существе » с врожденным стремлением к общению.
Государство – это политическая общность, созданная для достижения «общего блага», обеспечения условий для достойной и разумной жизни.
Однако создателем государства является не человек, который, тем не менее, наделен разумом и свободной волей.
Обоснование тезиса о том, что мир основан на иерархии форм:
1. Чистый разум – Бог, установивший принцип подчинения низших форм высшим.
2. Духовный мир, возглавляемый Папой как наместником Бога.
3. Материальный мир – государство и право (государство выступает частью божественного правопорядка, созданного Творцом для обеспечения достойной и разумной жизни, и реализуемого государями).
Таким образом, на главный вопрос эпохи«папской революции » (имеет ли право церковь ограничивать светских правителей и судить о законности их власти?) Аквинат отвечает однозначно – «ДА ».
В этой связи Фома предлагает различать три элемента государственной власти:
Ø сущность;
Ø происхождение;
Ø использование.
1. Сущность государственной власти –установлена Богом, доказательством чего служат слова апостола Павла: «Существующие власти от Бога установлены ». Власть монарха распространяется на земные дела и устанавливает порядок, основанный на иерархическом принципе, и аналогичный божественному.
2. Происхождение государственной власти – методы и формы приобретения власти могут быть как справедливыми, так и несправедливыми (насилие, подкуп).
3. Использование государственной власти:
Ø использование власти в интересах отдельных лиц (злоупотребление властью тиранами или олигархами);
Ø направленность власти на достижение общего блага
На базе третьегоэлемента, опираясь на типологию Аристотеля, Фома Аквинский развивает учение о формах правления:
1) монархия (абсолютная и политическая / сословно-представительная [ предпочтительнее ]);
2) тирания;
3) аристократия;
4) олигархия;
5) полития;
6) демократия.
Исходя из принципа иерархии форм и элементов государственной власти, Аквинат решает вопрос о разграничении компетенции светской и церковной властей:
1) Идея автономии властей (светская власть должна управлять только внешними действиями подданных; церковь – душами людей: в делах, которые касаются спасения души, следует скорее повиноваться церковной власти, а не светской; в том же, что касается гражданских благ, следует более повиноваться светской власти – «Отдайте кесарево кесарю »).
2) Идея взаимодействия властей (государство должно помогать церкви в борьбе с ересью).
3) Идея примата церковной власти над светской:
Церковь не посягает на власть как на божественный принцип, но оставляет за собой право судить о законности происхождения власти и использовании ее тем или иным правителем.
Если произвол правителя направляется против Церкви и ее догматов, попирает христианскую мораль, угнетает подданных (заботясь только о собственном благополучии), то Церковь может низложить тирана, его же подданные и вассалы освобождаются от присяги.
ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ
Право (jus) – это действие справедливости (justitia) в божественном порядке человеческого общежития.
Justitia – одна из этических добродетелей, которая имеет в виду отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому своего, ему принадлежащего (как у Ульпиана).
Как у Аристотеля, справедливость по Аквинату бывает:
Ø уравнивающая;
Ø распределяющая.
Право характеризуется Аквинатом как известное действие, уравненное в отношении к другому человеку в силу определенного способа уравнения:
Ø естественное право (jus naturale)– уравнение по природе вещей (относящееся только к человеку – jus gentium);
Ø положительное (человеческое) право (jus civile, jus humanum) – уравнение по человеческому волеустановлению (человеческая воля может сделать правом лишь то, что не противоречит естественному праву);
Ø божественное право (jus divinum) – существует в двух формах (естественное божественное право и позитивное божественное право).
В качестве источника права выступает воля Бога и закон:
Закон определяется как общее правило для достижения цели, которым кто-либо побуждается к действию или воздержанию от него.
Следует различать четыре вида законов, три из которых представляют собой иерархию:
1. Вечный закон (lex aeterna) – естественный божественный закон, рациональный проект Бога, который знаком только самому Богу и блаженным святым. Вечный закон нигде не записан, а обнародован Богом в устной форме божественного слова и адресован твари внимающей.
Естественный закон (lex naturalis) – участие вечного закона в разумной твари. Естественный закон – это отражение божьего закона
2. закона человеческим разумом, «печать божественного света на нас ». Человек как разумное создание частично может постигать lex aeterna. Это «свет естественного разума, с помощью которого мы различаем, что хорошо, а что плохо ». Естественный закон представляет собой некие моральные предписания, провозглашенные разумом в результате размышления о природе человека, живущего в обществе. Этот закон предписывает все то, что соответствует существованию человеческого рода: союз мужчины и женщины, воспитание детей и др.
Человеческий позитивный закон (lex humana) – это феодальное право. Этот закон представляет собой «частные распоряжения, выработанные человеческим разумом »: исходит из факта несовершенства людей, поэтому является самым несовершенным в иерархии законов; служит человеку в достижении его земных целей; нужен потому, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю, свобода которой сводится к возможности творить зло; призван четко определить естественный
3. естественный закон (как должны заключаться браки, определить санкции, если совершается правонарушение).
Человеческий позитивный закон должен соответствовать естественному закону: «каждый закон, установленный людьми, постольку является законом, поскольку выведен из закона природы». Иначе – это не закон, а «порча закона ».
Позитивный божественный закон (lex divina) — содержится в Библии. Он адресован «твари читающей», и только этот закон может привести человека к достижению сверхъестественной цели, блаженству сверхприродному.
3.
ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ
МАРСИЛИЯ ПАДУАНСКОГО
Марсилий Падуанский (1280-1343) – итальянский политический и правовой мыслитель.
Биография: Родился в Падуе, изучал медицину в Падуанском университете. Преподавал логику и метафизику Аристотеля в Парижском университете, в 1312-1313 гг. – его ректор. Некоторое время был врачом и советником Людвига Баварского.
Основная работа: «Защитник мира» («Defensor pacis»).
Теоретическая основа учения:
Ø влияние Аристотеля;
Ø ссылки на христианские священные книги;
Ø в отличие от Фомы Аквинского был сторонником теории двойной истины: есть «зем земная истина » (постигается разумом), и «истина небесная » (постигается откровением и верой).
В «Защитнике мира» Марсилий выступил против притязаний католической церкви на светскую власть.
Марсилий считал, что попытки католической церкви вмешиваться в дела светской власти сеют раздоры в европейских государствах. Поэтому священнослужители – главные враги мира.
УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ
Вслед за Аристотелем Марсилий понимает государство как форму человеческого общежития, основанную на общем согласии всех составляющих его лиц и служащую достижению общего блага.
Государство – совершенное сообщество (communitatis perfecta).
Государство возникает естественным путем (в результате разрастания семей): библейское повествование об установлении общественного порядка у евреев через Моисея самим Богом считает лишь недоказуемым предметом веры.
Марсилий впервые обосновывает идею народного суверенитета (а не Бога) как непосредственного источника светской и духовной власти:
1) Законодательная власть всегда должна принадлежать народу или его valentiori parti (почетным сословиям).
Почему народ или его наиболее важная часть должны устанавливать законы?
Ø народ лучше повинуется тем законам, которые сам установил;
Ø эти законы всем известны;
Ø каждый может заметить упущение при создании этих законов.
2) Высшая исполнительная власть выбирается народом и действует на основе принципа подзаконности.
Наилучшими формами правления Марсилий считает:
Ø наследственную монархию;
Ø избирательную монархиию (где монарх избирается народом, правит пожизненно на основе законов) – предпочтительней.
Марсилий выступает за подчинение Церкви государству:
Церковь должна находиться под контролем самих верующих, а не только под контролем духовенства и папы.
Это должно выражаться в праве верующих:
Ø выбирать церковных сановников, включая Папу;
Ø определять случаи отлучения священнослужителей от церкви;
Ø утверждать на церковном соборе соответствующие статьи церковного устава.
Марсилий лишает духовенство религиозной прерогативы – быть посредником между Богом и людьми. Духовенство должно быть только наставником верующих и совершать церковные таинства.
УЧЕНИЕ О ПРАВЕ
Право – это установленное государством приказание, дозволение или запрещение, обладающее принудительной силой.
Право регулирует отношения между людьми и удерживает человеческую власть от произвола. Поскольку люди по-разному определяют критериикритерии справедливого и несправедливого, то у разных народов право – разное.
Марсилий признает многозначность термина «закон ». Он – сторонник понимания закона «в строгом смысле этого слова ».
Марсилий понимает закон прежде всего как закон государства:
Закон – это наставительное и принудительное «правило», которое:
Ø существует во всех communitatеs perfectaе;
Ø подкреплено санкцией, которая имеет «принудительную силу благодаря наказанию или поощрению»;
Ø имеет «конечную цель» – обеспечить «гражданскую справедливость», т.е. земную справедливость, выявляя, что «справедливо или несправедливо, полезно или вредно»;
Ø устанавливается светским законодателем.
Такое понимание закона позволяет Марсилию сделать выводы:
1. Божественный закон не есть закон в собственном смысле. Он сопоставим с предписаниями врача. Цель божественного закона – достижение вечного блаженства. Этот закон определяет различия между грехами и заслугами перед Богом, а также наказания и награды в потустороннем мире мире, где судьей является Христос (поэтому духовенство может только проповедовать христианское учение, но никак не принуждать, а еретик может быть наказан только Богом и только на том свете).
2. Закон церкви не есть закон в собственном смысле, т.к. обеспечен только духовными санкциями. Хотя его можно обеспечить мирскими санкциями согласно воле государства. Но тогда он становится законом государства;
3. Естественный закон не есть закон в собственном смысле, это есть лишь нравственный закон: «есть люди, которые называют "естественным законом" веление справедливого разума касательно человеческих поступков, и естественный закон в этом смысле слова включает и божественный закон».
Значение законов в государстве. В государстве должно быть верховенство законов, ибо «там, где нет верховенства закона, там нет настоящего государства».
Монарх, правительство, судьи должны править на основе законов, которые должны быть обнародованы.