ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ




ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ

 

Аквинат заимствует положение Аристотеля о человеке как «политическом существе » с врожденным стремлением к общению.

Государство – это политическая общность, созданная для достижения «общего блага», обеспечения условий для достойной и разумной жизни.

Однако создателем государства является не человек, который, тем не менее, наделен разумом и свободной волей.

Обоснование тезиса о том, что мир основан на иерархии форм:

1. Чистый разум – Бог, установивший принцип подчинения низших форм высшим.

2. Духовный мир, возглавляемый Папой как наместником Бога.

3. Материальный мир – государство и право (государство выступает частью божественного правопорядка, созданного Творцом для обеспечения достойной и разумной жизни, и реализуемого государями).

Таким образом, на главный вопрос эпохи«папской революции » (имеет ли право церковь ограничивать светских правителей и судить о законности их власти?) Аквинат отвечает однозначно – «ДА ».

В этой связи Фома предлагает различать три элемента государ­ственной власти:

Ø сущность;

Ø происхождение;

Ø использование.

1. Сущность государственной власти –установлена Богом, доказательством чего служат слова апостола Павла: «Су­ществующие власти от Бога установлены ». Власть монарха распространяется на земные дела и устанавливает порядок, основанный на иерархическом принципе, и аналогичный божественному.

2. Происхожде­ние государственной власти – методы и формы приобретения власти могут быть как справедливыми, так и несправедливыми (насилие, подкуп).

3. Использование государственной власти:

Ø использование власти в интересах отдельных лиц (злоупотребление властью тиранами или олигархами);

Ø направленность власти на достижение общего блага

На базе третьегоэлемента, опираясь на типологию Аристотеля, Фома Аквинский развивает учение о формах правления:

1) мо­нархия (абсолютная и политическая / сословно-представительная [ предпочтительнее ]);

2) тирания;

3) аристократия;

4) олигархия;

5) полития;

6) де­мократия.

 

Исходя из принципа иерархии форм и элементов государственной власти, Аквинат решает вопрос о разграничении компетенции светской и церковной властей:

1) Идея автономии властей (светская власть должна управлять только внешними действиями подданных; церковь – душами лю­дей: в делах, которые касаются спасения души, следует скорее пови­новаться церковной власти, а не светской; в том же, что касается гражданских благ, следует более повиноваться светской власти – «Отдайте кесарево кесарю »).

2) Идея взаимодей­ствия властей (государство должно помогать церкви в борьбе с ересью).

3) Идея примата церковной власти над светской:

Церковь не посягает на власть как на божественный принцип, но оставляет за собой право судить о законности происхождения власти и ис­пользовании ее тем или иным правителем.

Если произвол правителя направляется против Церкви и ее догматов, попирает христианскую мораль, угнетает подданных (заботясь только о собственном благополучии), то Церковь может низложить тирана, его же подданные и вассалы освобождаются от присяги.

 

ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ

 

Право (jus) – это действие справедливости (justitia) в божественном порядке человеческого общежития.

Justitia – одна из этических добродетелей, которая имеет в виду отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому своего, ему принадлежащего (как у Ульпиана).

Как у Аристотеля, справедливость по Аквинату бывает:

Ø уравнивающая;

Ø распределяющая.

Право характеризуется Аквинатом как известное действие, уравненное в отношении к другому человеку в силу определенного способа уравнения:

Ø естественное право (jus naturale)– уравнение по природе вещей (относящееся только к человеку – jus gentium);

Ø положительное (человеческое) право (jus civile, jus humanum) – уравнение по человеческому волеустановлению (человеческая воля может сделать правом лишь то, что не противоречит естественному праву);

Ø божественное право (jus divinum) – существует в двух формах (естественное божественное право и позитивное божественное право).

В качестве источника права выступает воля Бога и закон:

Закон определяется как общее правило для достижения цели, которым кто-либо побуждается к действию или воздержанию от него.

Следует различать четыре вида законов, три из которых представляют собой иерархию:

1. Вечный закон (lex aeterna)естественный боже­ственный закон, рациональный проект Бога, который зна­ком только самому Богу и блаженным святым. Вечный закон нигде не записан, а обнародован Богом в устной форме божествен­ного слова и адресован твари внимающей.

Естественный закон (lex naturalis)участие вечно­го закона в разумной твари. Естественный закон – это от­ражение божьего закона

2. закона человеческим разумом, «печать божественного света на нас ». Человек как разумное созда­ние частично может постигать lex aeterna. Это «свет есте­ственного разума, с помощью которого мы различаем, что хорошо, а что плохо ». Естественный закон представляет собой некие моральные предписания, провозглашенные разумом в результате размышления о природе человека, живущего в обществе. Этот закон предписывает все то, что соответствует существованию человеческого рода: союз мужчины и женщины, воспитание детей и др.

Человеческий позитивный закон (lex humana)это феодальное право. Этот закон представляет собой «частные распоряжения, выработанные человечес­ким разумом »: исходит из факта несовершенства людей, поэтому является самым несовершенным в иерархии зако­нов; служит человеку в достижении его земных целей; нужен потому, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю, свобода которой сводится к возможно­сти творить зло; призван четко определить естественный

3. естественный закон (как должны заключаться браки, определить санк­ции, если совершается правонарушение).

Человеческий позитивный закон должен соответство­вать естественному закону: «каждый закон, установленный людьми, постольку является законом, поскольку выведен из закона природы». Иначе – это не закон, а «порча зако­на ».

Позитивный божественный закон (lex divina) — со­держится в Библии. Он адресован «твари читающей», и только этот закон может привести человека к достижению сверхъестественной цели, блаженству сверхприродному.

3.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ

МАРСИЛИЯ ПАДУАНСКОГО

 

Марсилий Падуанский (1280-1343) – итальянский политический и правовой мыслитель.

Биография: Родился в Падуе, изучал медицину в Падуанском университете. Преподавал логику и метафизику Арис­тотеля в Парижском университете, в 1312-1313 гг. – его рек­тор. Некоторое время был врачом и советником Людвига Баварского.

Основная работа: «Защитник мира» («Defensor pacis»).

Теоретическая основа учения:

Ø влияние Аристотеля;

Ø ссылки на христианские священные книги;

Ø в отличие от Фомы Аквинского был сторонником теории двойной истины: есть «зем земная истина » (постигается разумом), и «истина небесная » (постигается откровением и верой).

В «Защитнике мира» Марсилий выступил против притя­заний католической церкви на светскую власть.

Марсилий считал, что попытки католической церкви вмешиваться в дела светской власти сеют раздоры в европейских государ­ствах. Поэтому священнослужители – главные враги мира.

 

УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ

 

Вслед за Аристотелем Марсилий понимает государство как форму человеческого общежития, основанную на общем согласии всех составляющих его лиц и служащую достижению общего блага.

Государство – совершенное сообщество (communitatis perfecta).

Государство возникает естественным путем (в результате разрастания семей): библейское повествование об уста­новлении общественного порядка у евреев через Моисея самим Богом считает лишь недоказуемым предметом веры.

Марсилий впервые обосновывает идею народного суверенитета (а не Бога) как непосредственного источника светской и духовной власти:

1) Законодательная власть всегда должна принадлежать народу или его valentiori parti (почетным сословиям).

Почему народ или его наиболее важная часть должны устанавливать законы?

Ø народ лучше повинуется тем законам, которые сам установил;

Ø эти законы всем известны;

Ø каждый может заметить упущение при создании этих законов.

2) Выс­шая исполнительная власть выбирается народом и действует на основе принципа подзаконности.

Наилучшими формами правления Марсилий считает:

Ø наследственную монархию;

Ø избирательную монархиию (где монарх избирается народом, правит пожизненно на основе законов) – предпочтительней.

Марсилий выступает за подчинение Церкви государству:

Церковь должна находиться под контролем самих верующих, а не только под контролем духовенства и папы.

Это должно выражаться в праве верующих:

Ø выбирать церковных сановников, включая Папу;

Ø определять случаи отлучения священнослужителей от церкви;

Ø утверждать на церковном соборе соответствующие статьи церковного устава.

Марсилий лишает духовенство религиозной прерогати­вы – быть посредником между Богом и людьми. Духовен­ство должно быть только наставником верующих и совершать церковные таинства.

 

УЧЕНИЕ О ПРАВЕ

Правоэто установленное государством приказание, дозволение или запрещение, обладающее принудительной силой.

Право регулирует отношения между людьми и удерживает человеческую власть от произвола. Поскольку люди по-разному определяют критериикритерии справедливого и несправедливого, то у разных народов право – разное.

Марсилий признает многозначность термина «закон ». Он – сторонник понимания закона «в строгом смысле этого слова ».

Марсилий понимает закон прежде всего как закон государства:

Закон – это наставительное и принудительное «прави­ло», которое:

Ø существует во всех communitatеs perfectaе;

Ø подкреплено санкцией, которая имеет «принудитель­ную силу благодаря наказанию или поощрению»;

Ø имеет «конечную цель» – обеспечить «гражданскую справедливость», т.е. земную справедливость, выявляя, что «справедливо или несправедливо, полезно или вредно»;

Ø устанавливается светским законодателем.

Такое понимание закона позволяет Марсилию сделать выводы:

1. Божественный закон не есть закон в собственном смысле. Он сопоставим с предписаниями врача. Цель божественного закона – достижение вечного блаженства. Этот закон определяет различия между греха­ми и заслугами перед Богом, а также наказания и награды в потустороннем мире мире, где судьей является Христос (поэтому духовенство может только про­поведовать христианское учение, но никак не принуждать, а еретик может быть наказан только Богом и только на том свете).

2. Закон церкви не есть закон в собственном смысле, т.к. обеспечен только духовными санкциями. Хотя его можно обеспечить мирскими санкциями согласно воле го­сударства. Но тогда он становится законом государства;

3. Естественный закон не есть закон в собственном смысле, это есть лишь нравственный закон: «есть люди, которые называют "естественным законом" веление спра­ведливого разума касательно человеческих поступков, и естественный закон в этом смысле слова включает и боже­ственный закон».

Значение законов в государстве. В государстве должно быть верховенство законов, ибо «там, где нет верховен­ства закона, там нет настоящего государства».

Монарх, правительство, судьи должны править на осно­ве законов, которые должны быть обнародованы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: