Среднее арифметическое значение признака




Таблица 2.3

Вычисление среднего арифметического значения признака для вариационного ряда распределения курсовой цены акции, тыс.руб.

Середина интервала (тыс.руб.),
20-51   35,5 603,5
51-82   66,5 1263,5
82-113   97,5  
113-144   128,5 385,5
144-175   159,5 797,5
Итого      

тыс.руб.– среднее значение курсовой цены акций, тыс.руб.

Таблица 2.4

Вычисление среднего арифметического значения признака для вариационного ряда распределения дивидендов, начисленных по результатам деятельности, тыс.руб.

Середина интервала (тыс.руб.),
17-18,333   17,6665 229,665
18,333-19,666   18,9995 151,996
19,666-20,999   20,3325 162,66
20,999-22,332   21,6655 281,652
22,332-23,665   22,9985 68,996
23,665-25   24,3325 121,663
Итого     1016,632

тыс.руб.– среднее значение дивиденда, начисленного по результатам деятельности, тыс.руб.

Мода (М о ) – наиболее часто встречающееся значение признака в совокупности.

Если ряд равноинтервальный, то используется формула:

где

начало интервала, содержащего моду,

- величина интервала, содержащего моду,

- частота того интервала, в котором расположена мода,

частота интервала, предшествующего модальному,

частота интервала, следующего за модальным.

Таблица 2.5

Вычисление моды показателей курсовой цены акций, тыс.руб.

20-51  
51-82  
82-113  
113-144  
144-175  
Итого  

Второй интервал содержит моду, значит:

тыс.руб.

тыс.руб.

Подставим эти данные в формулу вычисления моды:

тыс.руб.

Таблица 2.6

Вычисление моды для дивидендов, начисленных по результатам деятельности, тыс.руб.

17-18,333  
18,333-19,666  
19,666-20,999  
20,999-22,332  
22,332-23,665  
23,665-25  
Итого  

тыс.руб.

тыс.руб.

Подставим эти данные в формулу вычисления моды:

тыс.руб.

Вывод: большинство предприятий имеют значения курсовой цены акции около 55,135 тыс.руб., значения дивидендов, начисленных по результатам деятельности, тыс.руб. у большинства предприятий около 21,444 тыс.руб.

 

Медиана (Ме ) – это такое значение признака, которое делит объем совокупности пополам в том смысле, что число элементов совокупности с индивидуальными значениями признака, меньшими медианы, равна числу элементов совокупности с индивидуальными значениями больше медианы.

Численное значение медианы определяется по ряду накопленных частот.

,

где

– начало интервала, содержащего медиану,

– величина интервала, содержащего медиану,

– накопленная частота на начало интервала, содержащего медиану,

– объем совокупности,

– частота того интервала, в котором расположена медиана.

Таблица 2.7

Вычисление медианы для курсовой цены акции, тыс.руб.

Показатель накопленной частоты
20-51    
51-82    
82-113    
113-144    
144-175    
Итого    

50/2=25. Значит, медиана находится во втором интервале.

тыс.руб.

тыс.руб.

тыс.руб.

Таблица 2.8

Вычисление медианы для дивидендов, начисленных по результатам деятельности, тыс.руб.

Показатель накопленной частоты,
17-18,333    
18,333-19,666    
19,666-20,999    
20,999-22,332    
22,3332-23,665    
23,665-25    
Итого    

тыс.руб.

тыс.руб.

тыс.руб.

Вывод: половина предприятий имеют значение курсовой цены акции меньше 64,053 тыс.руб., другая – больше 64,053 тыс.руб.

Половина предприятий имеют значение дивидендов, начисленных по результатам деятельности меньше 20,333 тыс.руб., другая – больше 20,333 тыс.руб.

 

Дисперсия () – это среднее из квадратов отклонений от средней величины, для вариационного ряда она определяется по формуле:

Если ряд интервальный, то в качестве варианты (xi), также как при расчете средней, берется середина интервала.

Среднее квадратическое отклонение () – показатель, который представляет собой квадратный корень из дисперсии. Среднее квадратическое отклонение – это обобщающая характеристика размеров вариации признака в совокупности; оно показывает, на сколько в среднем отклоняются конкретные варианты от их среднего значения и выражается в тех же единицах, что и варианты признака.

Таблица 2.9

Вычисление среднего квадратического отклонения для курсовой цены акции, тыс.руб.

Середина интервала (тыс.руб.),
  35,5 -37,2 1383,84 23525,28
  66,5 -6,2 38,44 730,36
  97,5 24,8 615,04 3690,24
  128,5 55,8 3113,64 9340,92
  159,5 86,8 7534,24 37671,2
         

тыс.руб.

 

 

Таблица 2.10

Вычисление среднего квадратического отклонения дивидендов, начисленных по результатам деятельности, тыс.руб.

Середина интервала (тыс.руб.),
  17,6665 -2,6665 7,110 92,43
  18,9995 -1,3335 1,7782 14,23
  20,3325 -0,0005 0,00000025 0,000002
  21,6655 1,3325 1,7755 23,082
  22,9985 2,6655 7,1049 21,315
  24,3325 3,9995 15,996 79,98
        231,07

тыс.руб.

Вывод: по полученным данным среднего квадратического отклонения можно сделать вывод об однородности исследуемых совокупностей. Первая совокупность (курсовая цена акций, тыс.руб.) неоднородна. А вторая (дивиденды, начисленные по результатам деятельности, тыс.руб.) – однородна. Среднее квадратическое отклонение – мерило надежности средней: чем меньше среднее квадратическое отклонение, тем лучше среднее арифметическое отражает собой всю представленную совокупность.

Коэффициент вариации (V) – относительный показатель колеблемости признака в данной совокупности.

Он позволяет сравнивать вариации различных признаков, а также одноименных признаков в разных совокупностях. Его используют для характеристики однородности совокупности.

 

Для значений курсовой цены акций, тыс.руб.:

Для значений дебиторской задолженности на конец года, тыс.руб.:

Вывод: совокупность считается количественно однородной, если коэффициент вариации не превышает 33%. По нашим расчетам имеющиеся совокупности неодинаковы. Колеблемость признака в совокупности признак-фактора составляет 52,26% (совокупность неоднородна), признак-результата – 10,57% (совокупность однородна).

Задание № 3

Пользуясь табл. 2 и 3, сформировать таблицу исходных данных. Определить индивидуальные индексы:

физического объема,

цены;

стоимости.

Определить общие индексы:

физического объема,

цены;

стоимости.

Объяснить экономический смысл каждого из индексов, показать взаимосвязь между ними.

Определить абсолютное изменение стоимости произведенной продукции в текущем периоде по сравнению с базисным, в том числе за счет изменения цен и за счет изменения выпуска продукции.

Считая продукцию однородной, определить, как изменилась средняя цена единицы продукции и как при этом повлияло изменение цен и изменение структуры выпускаемой продукции. Объяснить полученные результаты.

Используя данные табл. 5, рассчитать, как в среднем изменилась себестоимость единицы и выпуск продукции.

Таблица 2

  Базисный период Текущий период
Вид продукции Выпуск продукции, тыс. шт. Цена за единицу, тыс. руб./шт. Выпуск продукции, тыс. шт. Цена за единицу, тыс. руб./шт.
  А   Г  
I II III        

Решение:


Формируем таблицу исходных данных.

Таблица 3.1.

Вид продукции Базисный период Текущий период Индиви-дуальный индекс физиче-ского объема Индиви-дуальный индекс цены Индиви-дуальный индекс стоимости Стоимость продукции в сопоставимых ценах, тыс.руб.  
Выпуск продукции, тыс.шт Цена за единицу, тыс.руб./ шт   Стои мость продук ции, тыс.руб.   Выпуск продук ции, тыс.шт Цена за единицу, тыс.руб./шт   Стоимость продук ции, тыс.руб.  
 
І             0,9509 1,05 1,0052  
ІІ             1,9048 1,154 2,1978  
ІІІ               1,2 1,2  
Итого:                    

Индивидуальный индекс физического объема показывает как изменится объем выпуска продукции в текущем периоде по сравнению с базисным по каждому виду продукции и рассчитывается по формуле:

.

В нашем случае объем выпуска продукции І вида уменьшился в текущем периоде по сравнению с базисным на 4,9%, по второму виду увеличился на 90,4%, по третьему виду объем выпуска продукции не изменился.

Индивидуальный индекс цены рассчитывается по формуле: и показывает как изменились цены по каждому виду продукции. У нас по всем трем видам продукции произошло увеличение цен на 5,72%, 15,39 % и 20% соответственно.

Индивидуальный индекс стоимости показывает изменение стоимости продукции по ее видам и рассчитывается по формуле: . Таким образом по всем видам продукции произошло увеличение на 0,52%, 119,78% и 20% соответственно.

Общий индекс физического объема будет иметь вид:

или 117,3%,

Т.е. выпуск продукции в текущем периоде по сравнению с базисным увеличился на 17,3%.

Общий индекс цены показывает как в целом на предприятии изменились цены на продукцию и рассчитывается по формуле:

или 116,2%,

Т.е. цены на всю продукцию предприятия в текущем периоде по сравнению с базисным увеличились на 16,2%.

 


Общий индекс стоимости показывает как в среднем изменилась стоимость продукции в текущем периоде по сравнению с базисным и рассчитывается по формуле:

или 136,3%,

Т.е. стоимость продукции в среднем по предприятию увеличилась на 36,3% в текущем периоде по сравнению с базисным.

Проверка:

Абсолютное изменение стоимости произведенной продукции в текущем периоде по сравнению с базисным определяется по формуле:

тыс.руб.

в том числе:

· За счет изменения цен на отдельные виды продукции

тыс.руб.

· За счет изменения физического объема продукции

тыс.руб.

Проверка: 2056 + 1817 =3927 тыс.руб.

Таким образом, увеличение стоимости продукции в текущем периоде по сравнению с базисным на 3927 тыс.руб. произошло в основном за счет увеличения цен на отдельные виды продукции (2056 тыс.руб.), а за счет изменения объема выпускаемой продукции ее стоимость увеличилась на 1871 тыс.руб.

Изменение средней цены единицы продукции определяем, считая эту продукцию однородной, следовательно:

Т.е. средняя цена единицы продукции увеличилась в текущем периоде по сравнению с базисным на 12,8%. В том числе а) за счет непосредственного изменения цен на отдельные виды продукции:

, цена увеличилась на 16,2% за счет повышения цен и структурного сдвига.

За счет изменения структуры (объема) продукции:

, средняя цена на продукцию предприятия уменьшилась на 3 % за счет изменения объема продукции.

Проверка: 1,162*0,9707=1,128

Сформируем таблицу, используя таблицу 5 задания.

Вид продукции Изменения стоимости в текущем периоде по сравнению с базисным (%) Изменение физического объема продукции в текущем периоде по сравнению с базисным Затраты на продукцию
Базисный период Текущий период
 
А        
В        
С        
Сумма        

 

Определим как изменилась себестоимость произведенной продукции в текущем периоде по сравнению с базисным.

, т.е. себестоимость продукции уменьшилась в текущем периоде по сравнению с базисным на 3,96%.

Определим как изменился выпуск продукции в текущем периоде по сравнению с базисным:

, т.е. выпуск продукции увеличился в текущем периоде по сравнению с базисным на 14,85 %.

 

Задание № 4

1. Используя результаты расчетов, выполненных в задании № 2 контрольной работы 1 по признаку 1, и полагая, что эти данные получены при помощи собственно случайного 10 %-го бесповторного отбора, определить:

а) пределы, за которые с доверительной вероятностью 0,954 не выйдет среднее значение признака, рассчитанное по генеральной совокупности;

б) как нужно изменить объем выборки, чтобы снизить предельную ошибку средней величины на 50 %.

2. Используя результаты расчетов, выполненных в задании № 2 контрольной работы 1 по признаку 2, и полагая, что эти данные получены при помощи повторного отбора, определить:

а) пределы, за которые в генеральной совокупности не выйдет значение доли предприятий, у которых индивидуальные значения признака превышают моду (уровень доверительной вероятности установите по своему усмотрению);

б) как изменить объем выборки, чтобы снизить предельную ошибку доли на 20 %.

Решение:

Возможные расхождения между характеристиками выборочной и генеральной совокупности измеряются средней ошибкой выборки, которая представляет собой среднее квадратическое отклонение возможных значений выборочных характеристик (оценок) от генеральных. Она определяется в зависимости от метода отбора.

При бесповторном отборе, при котором повторное попадание в выборку одних и тех же единиц исключено, средняя ошибка выборки определяется следующим образом:

,

Средняя ошибка выборки для признака 1:

Величина выборки: n = 50 предприятий – 10%

Значит: N = 500 предприятий – 100%

Теория устанавливает соотношение между предельной и средней ошибкой выборки, гарантируемое с некоторой вероятностью:

, где

∆ - предельная ошибка выборки

µ - средняя ошибка выборки

t - коэффициент доверия.

При этом, коэффициент доверия определяется в зависимости от того, с какой достоверной вероятностью надо гарантировать результаты выборочного исследования. Для определения коэффициента доверия пользуются готовыми таблицами. Некоторые наиболее часто встречающиеся значения этого коэффициента приведены ниже:

Доверительная вероятность Коэффициент доверия
0,683  
0,954  
0,990 2,5
0,997  

 

Предельная ошибка выборки для признак-фактора

∆ = 5,1947* 2 = 10,3894

Таким образом, границы доверительного интервала признак фактора могут быть представлены как:

то есть ;

 

Границы доверительного интервала признак-фактора могут быть определены:

;

или 62,3106 < x < 83,0894

Чтобы снизить предельную ошибку средней величины на 50% (в 2 раза) необходимо, чтобы предельная ошибка выборки (∆) уменьшилась в два раза, поэтому необходимая численность выборки составит:

.

предприятий

Следовательно, для того, чтобы снизить предельную ошибку средней величины на 50%, необходимая численность выборки должна составлять 500 предприятий.

Возможные расхождения между характеристиками выборочной и генеральной совокупности измеряются средней ошибкой выборки, которая представляет собой среднее квадратическое отклонение возможных значений выборочных характеристик (оценок) от генеральных. Она определяется в зависимости от метода обора.

Доля альтернативного признака в выборочной совокупности определяется по формуле:

р = m / n,где

m – число элементов совокупности, которые больше моды

n – объем выборочной совокупности

р = 31 / 50 = 0,62

При повторном отборе, когда каждая отобранная и обследованная единица возвращается в генеральную совокупность, где ей опять предоставляется возможность попасть в выборку, средняя ошибка выборки определяется следующим образом:

 

 

Теория устанавливает соотношения между предельной и средней ошибкой выборки, гарантируемая с некоторой вероятностью. Выберем доверительную вероятность 0,954. Значит, коэффициент доверия равен 2.

∆ = µ * t, где

∆ - предельная ошибка выборки

µ - средняя ошибка выборки

t - коэффициент доверия.

∆ =0,066 *2= 0,132

Определим пределы, за которые не выйдет значение доли регионов, у которых объем промышленной продукции выше моды:

то есть

.

.

При повторном отборе необходимая численность выборки:

(1)

Считая w маломеняющейся при изменении выборки, имеем:

(2)

Разделив (1) на (2) имеем:

n = 50/0,64=79 предприятий..

При повторном отборе необходимая численность выборки должна составлять 79 предприятий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: