Под экономическим регулированием в области охраны окружающей среды (экономическим механизмом охраны окружающей среды) понимается совокупность средств, с помощью которых у субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, стимулируется экономическая заинтересованность в проведении мероприятий по охране окружающей среды и принятии мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду. В статье 14 ФЗ «Об охране окружающей среды» перечислены основные методы экономического регулирования, некоторые из которых, к сожалению, до сих пор не имеют механизма реализации.
Элементы экономического механизма. В Законе об охране окружающей среды определяется экономическое регулирование в области охраны окружающей среды через систему методов: 1) разработку государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов; 2) разработку федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых про грамм в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации; 3) разработку и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде; 4) установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; 5) установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; 6) проведение экономической оценки природных объектов и природноантропогениых объектов применяется для определения их стоимости; выбора оптимальных параметров их использования; определения экономической эффективности инвестиций в объекты окружающей среды; возмещения ущерба, причиненного окружающей среде.
; 7) проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; 8) предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ; 9) поддержку предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды; 10) возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде.
3 Экологическая функция государства и права
Функции государства - это носящие объективный, системный и взаимообусловленный характер основные направления его деятельности по управлению обществом, отражающие его цели и социальное назначение.
Главное назначение экологической функции государства выражается в том, чтобы обеспечить научно обоснованное соотношение экологических и экономических интересов общества, создать необходимые гарантии для реализации и защиты прав человека на благоприятную для его жизни природную среду.
Основной формой реализации экологической функции государства является осуществление правового регулирования отношений в области охраны окружающей среды. Выполняя экологическую функцию, государство использует правовые и организационные методы.
К правовым методам относятся законотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность. Таким образом, названные правовые формы осуществления экологической функции российского государства реализуются преимущественно в рамках специализированных ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.
К организационным методам осуществления функции государства по природопользованию и охране окружающей среды относятся:
· принятие экономических мер (бюджетное финансирование, выделение кредитов и т.п.);
· нормирование предельно допустимого загрязнения окружающей среды;
· планирование охраны окружающей среды;
· проведение экологической экспертизы, сертификации, мониторинга, экологического контроля и др.
Хотя организационные методы не являются правовыми, но важно иметь в виду, что они опосредуются в праве окружающей среды и соответственно осуществляются в правовых рамках.
Совокупность установленных уполномоченными органами государственной власти правовых актов, призванных регулировать общественные отношения в области охраны окружающей среды и рационального использования ее компонентов, образует самостоятельную отрасль российского права — экологическое право.