Трудное – запомни».
Учитель показывает ученикам на 25–30 секунд десять слов с трудным написанием и убирает их. Затем ученики пишут эти слова на листке. Выигрывает тот, кто записывает все слова правильно. Это упражнение можно использовать при словарной работе и при повторении любой темы.
Домино».
Это упражнение можно применить после знакомства с любой темой.
Для проведения этой игры понадобятся или набор открыток, или картинки от детского лото, или карточки разрезной азбуки. Участники садятся вокруг стола. Каждому игроку раздают по несколько карт, но так, чтобы изображенное на них было скрыто от того, кому они принадлежат. Первый участник кладет одну из своих карт перед собой картинкой вверх и начинает повествование. Это может быть и сказка, и что угодно, но обязательно включающее в свой сюжет изображенную на картинке вещь. Рассказав свой отрывок, начавший игру участник прикосновением руки передает слово соседу. Тот кладет изображением вверх свою карту и продолжает сюжет рассказа так, чтобы он обязательно захватил и его изображение. Игра движется по кругу. Каждый вплетает в общее повествование свою картинку, и ряд выложенных в кругу изображений становится все длиннее до тех пор, пока не выйдут все карты. По окончании игры ведущий может по памяти восстановить последовательность их расположения.
Заблудившийся рассказчик».
Участники рассаживаются по кругу. Ведущий определяет тему разговора. Один из участников начинает ее, а затем, следуя за случайными ассоциациями, уводит разговор в сторону. Он перескакивает с одной темы на другую, затем на третью, стремится как можно лучше «запутать» свое повествование. Затем говорящий жестом передает слово другому участнику. Слово может быть передано любому, поэтому за ходом игры следят все. Тот, на кого пал выбор, должен «распутать» разговор, то есть кратко пройтись по всем ассоциативным переключениям своего предшественника в обратном порядке – от конца к началу. Он возвращается к исходной, предложенной ведущим, теме. Затем сам «запутывает» разговор, передает слово кому-то, и так далее.
|
Бег ассоциаций».
Участники рассаживаются по кругу. Ведущий произносит два случайных слова. Один из участников вслух описывает образ, соединяющий второе слово ведущего с первым. Затем создавший образ участник предлагает свое слово следующему игроку, тому, кто сидит от него по левую руку. Тот связывает это третье слово со вторым ведущего, а свое собственное слово – уже четвертое в этой цепочке – передает в качестве задания своему соседу слева. Игра движется кругами, и в конце каждого круга ведущий по секундомеру объявляет время, затраченное на его прохождение. Хорошо подготовленные участники могут участвовать в «забеге» на несколько кругов. Ведущий имеет право неожиданно остановить игру и предложить кому-нибудь из участников воспроизвести все слова. Если участник помнит только свои слова, значит, он ориентирован на личное достижение и не участвует в игре.
Разведчик».
Выбирается один из участников – «разведчик». Ведущий произносит:
«Замерли!» – и вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а «разведчик» старается запомнить всех. Внимательно изучив позы и внешний вид участников, «разведчик» закрывает глаза (или выходит из комнаты). В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке или в чем-либо еще. После того как изменения сделаны, «разведчик» открывает глаза, его задача – обнаружить все перемены.
|
Тахистоскоп».
Группа рассаживается по кругу. Один или двое участников становятся в центр круга. Гасится свет, и стоящие внутри круга участники принимают любые позы, неподвижно застывая в них. По сигналу готовности на короткое время включается и тут же выключается свет. В момент вспышки сидящие стараются как можно точнее запомнить положение позирующих. После вспышки в темноте позировавшие в центре участники возвращаются на свои места. Затем включается свет и члены группы, за исключением позировавших, совместными усилиями пытаются восстановить то, что они видели. Натурщиков возвращают в круг и «лепят» из них те же позы, в которых они находились во время вспышки света. После того как споры улягутся и группа придет к какому-то решению или к нескольким альтернативным, участники в центре круга демонстрируют свои действительные позы.
Ассоциации».
В упражнении даются картинки в словах на месте безударных гласных, не проверяемых ударением, образно напоминающих пропущенные гласные и выражающих в некотором смысле значение слова.
Конкретизация абстрактного».
Найдите конкретные зрительные образы, которые могут ассоциироваться с каждым из приведенных ниже слов, например: любовь/сердце и т. д.
Зима Время Бедность
Смерть Жара Терпение
|
Свобода Обед Болезнь
Танец Энергия Скука
Справедливость Скорость Надежда
Нежность Виновность Счастье
9. «"Нелогичные" парные ассоциации слов».
В этом упражнении требуется объединить в воображении два предмета, не имеющих ничего общего друг с другом, то есть не связанных между собой естественными ассоциациями.
– Попробуйте создать в уме образ каждого предмета. А теперь мысленно объедините оба предмета в одной четкой картинке. Предметы могут объединяться по любой ассоциации, дайте волю своему воображению. Пусть, например, даны слова «волосы» и «вода»; почему бы не вообразить волосы, промокшие под дождем, или волосы, которые моют? Постарайтесь нарисовать как можно более яркую картинку.
Примерные пары для тренировки:
Горшок – коридор Солнце – палец
Ковер – кофе Двор – ножницы
Кольцо – лампа Котлета – песок
Жук – кресло Зубной врач – туалет
Ноготь – книга Обезьяна – пальто
Сначала пусть дети потренируются вслух, описывая друг другу свои образы-картинки, затем поработают самостоятельно. На следующих занятиях продиктуйте им по одному слову из каждой пары – они должны вспомнить и записать второе. Обратите их внимание на полученный результат.
Упражнения на развитие
произвольного внимания
Маленький жук».
– Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя.
– Внимание! Начали! Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук.
Цицерон».
– Прочитайте вслух небольшое предложение.
Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.
Можно провести это упражнение в качестве соревнования: кто правильно сосчитал, тот и выиграл. Выигравшие получают, к примеру, красный кружок. Так как на занятии лучше играть несколько раз, подсчет выигрышей проводится в конце занятия, победители чем-нибудь поощряются.
Фигуры».
Необходимо распределить предметы относительно предложенных эталонов фигур. На отдельном бланке изображен стеллаж с эталонами фигур, а плоские предметы вырезаны и раскладываются ребенком на полки стеллажа относительно предложенных эталонов фигур (происходит сравнение эталонов с предметами).
Кто больше?».
Занятие проводится коллективно и включает в себя элемент соревнования. Детям предлагается по сигналу «Внимание!» фиксировать взглядом середину экрана – постараться прочесть предъявляемый на короткое время (0, 5 секунд) материал и записать его. При этом детям сообщается, что если они записали больше 5 букв в двух самых длинных словах, то они выиграли.
Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв,
например:
РБЛВ КТМЦ
ЖКПРЧ ДЗНТК
КПТНСД ШРВТБЧ
ДПВ ШГС
БМДРКЛФ МВХШТСГ и т. д.
Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв.
Предложения, содержащие от 5 до 16 букв.