Лекция ГРАММАТИКА (СИНТАКСИС)




 

План:

Синтаксис как раздел грамматики. Предмет синтаксиса.

Синтаксические единицы и их функции.

Словосочетание, предложение. Классификация словосочетаний.

Предложение.

Синтаксические связи, отношения, функции и средства их выражения

Актуальное членение предложения.

 

+ВОПРОС К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Члены предложения (самостоятельно)

 

1. Синтаксис (от греч. syntaxis 'строй, порядок'), в традиционном понимании, - совокупность грамматических правил языка, относящихся к построению единиц, более протяженных, чем слово: словосочетанию и предложению.

Слово «синтаксис» стало впервые употребляться философами-стоиками в 3 в. до н.э. для обозначения логической структуры высказываний. У Аполлония Дискола (3 в.) предметом синтаксиса являются уже собственно языковые явления - связи слов и форм слов в предложении.

История изучения русского синтаксиса берет свое начало с «Российской грамматики» М.В.Ломоносова (1755). Расцвет русской синтаксической науки наступает в XIX - нач. XX в., когда получают развитие основные направления отечественного языкознания: логико-грамматическое (Ф.И. Буслаев, Н.И. Греч, К.С. Аксаков), психологическое (А.А. Потебня, Д.Н. Овсянико- Куликовский), формально-грамматическое (Ф.Ф. Фортунатов, А.М. Пешковский).

Предмет синтаксиса. В ранней лингвистической традиции под синтаксисом подразумевалось учение о предложении и его частях. Анализ предложения осуществлялся во всеобщих понятиях логики (учение о членах пред­ложения). Категории синтаксиса, в отличие от морфологических форм, считались универсальными. Неразграничение синтаксических, логических и психологических понятий продолжалось до начала ХХ в. Таким образом, синтаксис изучал содержащиеся в предложении мысли, т.е. смысловую сторону речи, и противопоставлялся фонетике и морфологии, изучающим сторону выражения. Позднее эта линия развития привела к пониманию синтаксиса как раздела грамматики, в котором явления языка рассматриваются в направлении от значения (функции) к форме (И.О. Есперсен).

В конце XIX в. Ф.Ф. Фортунатов предложил формальный подход к исследованию синтаксиса (впоследствии развитый А.М. Пешковским), в котором свойства словосочетания и предложения выводятся из признаков частей речи входящих в них слов. Представители различных структуралистских школ (первая половина ХХ в.) пытались перенести на грамматику, в том числе на синтаксис, понятия и исследовательские процедуры, которые до этого зарекомендовали себя в фонологии.

Революционное значение для развития синтаксических исследований имела публикация в 1957 первого наброска теории грамматики, предложенной Н. Хомским. С именем Хомского связана не только одна определенная лингвистическая теория - так называемая «порождающая грамматика», но и целый переворот во взглядах на изучение языка - переход от описательных задач к попыткам объяснить языковые и в первую очередь синтаксические факты с помощью теории, опирающейся на математический формальный аппарат, подобно тому, как физические теории объясняют явления природы.

В основе порождающей грамматики лежит идея о том, что важнейшие черты грамматики, и в первую очередь синтаксиса, естественного языка порождает врожденное, генетически наследуемое знание. Наблюдаемые различия между языками строго ограничены рамками врожденного знания языка, одинакового у всех людей. Фундаментальные свойства единиц и правил синтаксиса - структура составляющих, виды фразовых категорий, правила, связывающие единицы разных составляющих, образуют важнейший компонент врожденного знания языка - универсальную грамматику.

Немецкий учёный И. Рис определял синтаксис как учение о сочетаниях слов, описываемых со стороны формы и содержания. Рис противопоставлял синтаксис учению о слове. Направление, начатое Рисом, было продолжено Вилемом Матезиусом, определившим синтаксис как учение о средствах и способах комбинации номинативных единиц. В этом же духе представляли себе предмет синтаксис и многие другие лингвистические школы 1-й половины ХХ в.:

- сторонники формальной и структурной грамматики понимают синтаксис как учение о сочетательных (комбинаторных, валентностных, реляционных) способностях слова - синтагматический синтаксис. Л. Теньер пред­ложил взгляд на предложение как на реализацию синтаксических валентностей слов и установил центральное положение глагола-сказуемого в его структуре;

- дескриптивисты видели задачу синтаксиса в изучении аранжировки слов (или морфем) в высказывании - дистрибутивный синтаксис. В американской дескриптивной лингвистике проводилась разработка дистрибутивных методов синтаксического анализа и понятие трансформации;

- представители логических и психологических направлений в грамматике (шире - сторонники содержательного подхода к языку) разрабатывают синтаксис как учение о предложении (высказывании). И.И. Мещанинов трактует синтаксис как «учение о слове в предложении и о предложении в целом»;

- существуют и более расширительные понимания синтаксиса, восходящие к терминологической традиции семиотики, в соответствии с которыми в понятие синтаксиса включают правила построения любых более сложных языковых единиц из более простых; при этом появляется возможность говорить о внутрисловном синтаксисе или о синтаксисе текста;

- в еще более расширительном понимании под синтаксисом понимаются правила построения выражений любых знаковых систем, а не только вербального (словесного) языка.

В современном понимании, синтаксис - один из уровней языковой системы, единицы которого состоят из единиц более низких уровней: слов и словоформ. Это один из разделов языкознания, изучающий синтаксический строй языка, совокупность действующих в языке закономерно­стей, регулирующих построение синтаксических единиц.

Синтаксис языка - это его синтаксический строй, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц.

Синтаксис как наука - это раздел грамматики, освещающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц. Синтаксис как наука о синтаксическом строе языка позволяет построить и показать систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, из чего и как они составляются, какими средствами соединяются компоненты (элементы) в синтаксические единицы.

Несмотря на широкое развитие синтаксических исследований, синтаксис остается одним из наименее изученных уровней, что связано с объективными трудностями его изучения: 1) необъятное множество конкретных предложений затрудняет их классификацию, 2) связь синтаксиса не только с морфологией, но и с лексикой усложняет исследование любого синтаксического явления.

Границы синтаксиса и морфологии не всегда можно очертить с достаточной уверенностью. Морфология изучает значения и формы слов как эле­менты внутрисловного противопоставления; значения же словесных форм, возникающие в сочетании с другими словесными формами, значения, опре­деляемые законами сочетаемости слов и построения предложения предложе­ний, являются предметом синтаксиса.

Слово (предмет морфологии), как и предложение, обладает определенной иерархической структурой, и морфологические категории, как и синтаксические, связаны с выражением некоторых наиболее частотных значений. Этим объясняется появление обобщающего термина «морфосинтаксис».

Однако структура слова значительно проще, чем структура синтаксических единиц в собственном смысле. Кроме того, предложение способно к теоретически бесконечному усложнению: как правило, в его состав можно включить еще некоторое число единиц, и при этом предложение не утратит грамматической правильности, в то время как слова, способные к потенциально бесконечному усложнению, встречаются редко и далеко не во всех языках (таковы, например, сложные существительные в немецком языке).

Особенность синтаксиса заключается также в том, что в процессе речи говорящий постоянно создает новые предложения, но крайне редко - новые слова. Таким образом, в синтаксисе наглядно проявляется творческий аспект языка, и поэтому синтаксис часто определяют как раздел грамматики, изучающий порождение речи - образование из ограниченного множества слов теоретически неограниченного множества предложений и текстов.

В синтаксисе изучаются единицы синтаксического уровня языка, иерархическая организация этих единиц в разных уровнях синтаксической системы (слово или словосочетание - предложение - сложное предложение - текст) и в разных аспектах рассмотрения (аспект формальной организации единиц, семантический, коммуникативный), а также закономерности соединения синтаксических единиц, способы их соединения (связи) и возникающие при этом синтаксические отношения.

Изучение синтаксиса включает две большие группы проблем: описательные и теоретические.

Цель синтаксического описания - с наибольшей полнотой и точностью сформулировать правила, которые отличают правильно построенные предложения некоторого языка от неправильных.

Описательный синтаксис включает приемы и методы синтаксического анализа, который ставит в соответствие предложению его грамматическую структуру, а также правила, с помощью которых грамматически правильные предложения некоторого языка могут быть отличены от неправильных. Эти правила могут быть:

- распознающими, т.е. позволяющими ответить на вопрос о том, является ли некоторое произвольное выражение правильным или неправильным выражением данного языка;

- порождающими, т.е. осуществляющими синтез правильных предложений данного языка на основе элементарных единиц и правил их соединения;

- интерпретирующими, т.е. устанавливающими соответствие между синтаксической единицей и ее значением; эти правила, собственно говоря, являются в той же степени синтаксическими, в какой и семантическими.

Теоретический синтаксис является частью общей теории грамматики; его задача - выделить универсальный, т.е. свойственный всем языкам компонент синтаксических правил и установить пределы того разнообразия, которое проявляют языки в области синтаксиса.

В теоретическом синтаксисе распознающие правила практически не используются, а соотношение порождающих и интерпретирующих правил можно охарактеризовать следующим образом: порождающие правила отвечают за формальную (грамматическую) правильность предложения, а интер­претирующие - за его правильность относительно некоторого смысла (иначе говоря, за осмысленность предложения). Эти два свойства вовсе не обязательно совпадают.

Предложение *Моя твоя не понимай не является правильным предложением

русского языка, хотя прекрасно осмысляется, а знаменитый пример Н. Хомского Бесцветные зеленые идеи яростно спят грамматически правилен, однако выраженный в нем смысл аномален.

Как и грамматика в целом, синтаксис имеет дело с выражением в языке некоторых наиболее часто встречающихся значений, таких, как «субъект», «признак», «вопрос», «отрицание» и т.п., причем способом выражения этих значений в синтаксисе являются иерархически организованные конструкции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: