Основные парадигмы социологии
Макросоциологические парадигмы | |||||
Название | Характерные черты | Представители | |||
Позитивизм | Создание «позитивной» социологической теории, которая должна стать столь же доказательной и общезначимой, как естественнонаучная: 1) общество должно изучаться теми же методами, что и природа. 2) натурализм: природа и общество едины и развиваются по одним законам; 3) эволюционизм- развитие природы и общества происходит постепенно от простого к сложному, от несовершенного к совершенному. | К. Сен-Симон, Д. Милль, О. Конт, Г. Спенсер | |||
Марксизм | Материалистическое понимание истории как смены общественно-экономических формаций благодаря изменению способа производства, борьбе классов и социальным конфликтам /Влияние марксизма - Макс Хоркхаймер (1895–1973), Герберт Маркуз (1898–1979), Теодор Адорно (1903–1969)./ | К. Маркс Ф. Энгельс | |||
Микросоциологические парадигм ы (Интерпретивные парадигмы)– изучают и интерпретируют поведение человека и социальных групп на микроуровне Своими корнями эта парадигма уходит в идеи понимающей социологии М. Вебера - анализ социальных действий людей и значений, которые они придают своим действиям. | |||||
Особое направление Понимающая социология | (исследовал макроявления - общество, религию, власть - типы легитимного господства). анализ социальных действий людей и значений, которые они придают своим действиям, т.е. заложил основы микросоциологической парадигмы. | М. Вебер | |||
Название | Характерные черты | Представители | |||
Символический интеракционизм (от англ. interaction — «взаимодействие») | Общество это процесс социального взаимодействия. В основе этого процесса лежат коммуникации посредством символов, учет неповторимости и изменчивости индивидуального восприятия социальной реальности. | Дж. Мид, Ч.Кули, У. Томас, Г. Беккер, Х.Блумер, И. Гофман | |||
Теория социального обмена | Люди взаимодействуют друг с другом, взвешивая возможные вознаграждения и затраты | Джордж Хоманс(1910-1989) иПитер Блау(р. 1918) | |||
Управление впечатлениями | Социальные ситуации -это театральные спектакли, где актерами являются партнеры по общению, которые стремятся поддерживать хорошее впечатление. | Эрвин Гофман 1922 - 1982 — амер. социолог канадского происхождения | |||
Феноменологическая социология (от греч. phainomenon — являющееся) | Изучает способы, используемые людьми для осмысления действительности, картины мира. | А. Щютц, Т. Лукман | |||
Этнометодология «этнометод» -обыденныы метод) | Направление в социологии, занимающееся изучением обыденных норм, правил поведения, смыслов языка в рамках повседневного социального взаимодействия. Социальные явления порождены спецификой социокультурного развития конкретных общностей и не могут быть «измерены» посредством культурной специфики другой общности. | Основатель: Г. Гарфинкель. | |||
Интегративные парадигмы (Объединительные парадигмы) раскрывается взаимосвязь социальных структур и деятельных социальных агентов. | |||||
Теория структурации | Гидденс рассматривает структуру социальной системы в качестве средства и результата человеческой деятельности. Поэтому действие и структура образуют неразрывное единство. Общество - процесс воспроизводства социальных систем через совокупность практик, взаимодействие структур и действий в определенном пространственно-временном континууме (continuum — непрерывное, сплошное, "продолжабельность"). | Англ. социолог Энтони Гидденс (р. 1938) | |||
Теория коммуникативного действия | Теория коммуникативного действия – это исследовательский подход, в основе которого лежит представление об обществе как, с одной стороны, о системе, а с другой стороны – о жизненном мире. Хабермас выделил два типа социального действия: 1) целерациональное действие воспроизводит общество как систему; 2) коммуникативное, направленное на достижение взаимопонимания и консенсуса воспроизводит общество как жизненный мир. | немец.философ и социолог Юрген Хабермас Р. 1929 | |||
Конструктивистский структурализм | Социальные структуры обусловливают практики и представления агентов, а агенты производят практики и тем самым воспроизводят и преобразуют структуры. Габитус как набор усвоенных, но неосознаваемых схем восприятия и производства практик | Франц. социолог Пьер Бурдье (1930–2001) | |||
Прочитать гл. 5 учебника Н. Смелзера «Социология». М. 1994. Стр. 130 – 144.
Общенаучных ориентации, методологические подходы
Социологическийреализм (лат. realis — вещественный_ | Социологический номинализм (от лат. nominalis — относящийся к имени) |
О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, функционализм (Р. Мертон, Р. Линд, Л. Козер) П. Лилиенфельд, Р. Вормс, Л. Гумплович, М. Ковалевский, | Г.Зиммель, Л.фон Визе, М.Вебер, Г. Тард Ф. Тённис, О. Шпанн, X. Фрайер (Дж. Морено: социометрия), Феноменология: (Г. Гарфинкель - э тнометодология, И. Гоффман - управление впечатлениями.), Неопозитивисты (Дж. Ландберг, С. Додд, Дж. Хоманс). П.Новгородцев, Б. Кистяковский Л.Петражицкий |
Номинализм отрицает реальность содержания общих понятий, считая, что они представляют собой только имена, существующие лишь в человеческом разуме | |
1. Общество в целом и (социальные институты: государство, народ, семья) - это самостоятельная сущность, не сводимая к взаимодействию отдельных индивидов; (Общество - объективно существующая надиндивидуальная реальность, «высшая действительность» – О.Конт) | 1. Общество — не объективная структура, стоящая над людьми и не зависящая от них, а совокупностьвзаимодействий двух и более индивидов; Для научного познания всей общественной жизни достаточно анализа свойств отдельных людей, их целей, мотивов, ценностей. Г. Тард: «В обществе нет того, что уже бы не существовало в индивидах». |
2. Социальные факты – следует рассматривать как вещи (Э. Дюкгейм) | 2. Социолог изучает не объективные факты, а представления людей об окружающей действительности |
3. Общество развивается закономерно и поступательно (от низших форм к высшим) | 3. Не существует объективных законов общественного развития. Социальная жизнь определяется настроениями и намерениями самих людей. |
4. Социолог должен изучать только социальные факты, которые подлежат логической и эмпирической проверке (единство естественнонаучного и гуманитарного знания) | 4. Методологический субъективизм. Социолог применяет не только научные методы, но и субъективные методы. |