Виды восприятия: восприятие предметов, времени, отношений, движений, пространства, человека.




Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Человек может мысленно представить себе то, чего в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. Воображение всегда есть определенный отход от действительности, но в любом случае источник воображения – объективная реальность.

Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы другого объекта в процессе его познания или создания человеком.

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные – пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антициптирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сопереживать.

Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой из вне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков.

Антициптирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. Благодаря способности предвидеть, человек может как бы «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.

Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких операций. Первый – операции, посредством которых формируются идеальные образы, второй – операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Различают следующие виды внимания: внешнее и внутреннее, произвольное (преднамеренное), непроизвольное (непреднамеренное) и послепроизвольное.

Внешним вниманием называется направленность сознания на предметы и явления внешней среды (природной и социальной), в которой существует человек, и на свои собственные внешние действия и поступки. Внутренним вниманием называется направленность сознания на явления и состояния внутренней среды организма.

Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важную роль во взаимодействии человека с окружающим миром, другими людьми, в познании им самого себя, в умении управлять собой.

Если внешнее и внутреннее внимание характеризуется различной направленностью сознания, то внимание произвольное, непроизвольное и послепроизвольное различается по признаку соотношения с целью деятельности.

При произвольном внимании сосредоточенность сознания определяется целью деятельности и конкретными задачами, вытекающими из ее требований и изменяющихся условий. Непроизвольное внимание возникает без предварительной постановки цели (например, реакция на сильный звук, яркий свет, новизну предмета). Послепроизвольное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредотачивает сознание на каком-то предмете или деятельности, иногда с помощью немалых волевых усилий, затем сам процесс рассматривания предмета или сама деятельность вызывает нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без всякого усилия.

Все три вида внимания – это динамичные процессы, связанные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на какое-то время становится преобладающим.

Свойствами внимания называются особенности его проявления. К ним относятся объем, концентрация, устойчивость, переключение и распределение внимания.

Объем внимания характеризуется количеством запоминаемого и производимого материала. Объем внимания можно увеличить путем упражнения или устанавливая смысловые связи между воспринимаемыми предметами.

Концентрация внимания – свойство, выражающееся полной поглощенностью предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека.

При наличии такой сосредоточенности человек практически не воспринимает посторонние факторы. Лишь с трудом его можно отвлечь от мыслей, в которые он погружен.

Устойчивость внимания – способность длительно быть сосредоточенным на определенном предмете или на одном и том же деле. Она измеряется временем сосредоточения при условии сохранения отчетливости отражения в сознании предмета или процесса деятельности. Устойчивость внимания зависит от целого ряда причин: значимости дела, интереса к нему, подготовленности рабочего места, навыков.

Переключение внимания выражается в произвольном, сознательном перемещении его с одного предмета на другой, в быстром переходе от одной деятельности к другой. Оно диктуется самим ходом деятельности, возникновением или постановкой новых ее задач.

Распределение внимания – свойство, благодаря которому возможны выполнения двух или более действий (видов деятельности) одновременно, но только в том случае, когда одни действия привычны для человека и осуществляются, хотя и под контролем сознания, но в значительной мере автоматизировано.

Мышление – это процесс опосредованного и обобщенного отражения, установления существующих связей и отношений между предметами и явлениями действительности. Мышление – познавательный процесс более высокого уровня по сравнению с непосредственным чувственным отражением действительности в ощущениях, восприятиях, представлениях. Чувственное познание дает лишь внешнюю картину мира, мышление же приводит к познанию законов природы и общественной жизни. Мышление выполняет регулирующую, познавательную и коммуникативную функции, то есть, функции общения. Особое значение приобретает выражение мышления в речи. Передаются ли мысли в устной или письменной форме в процессе общения людей, пишется ли научная книга или произведение художественной литературы – всюду мысль должна быть оформлена словами так, чтобы ее поняли другие люди.

Чувственное отражение и мышление – единый процесс познания человеком окружающей действительности. Источником познания служит практика. Начинается все с ощущений и восприятий, то есть с живого созерцания. Никакими другими путями нельзя получить знания о различных предметах и явлениях, о свойствах вещей, о различных формах движения материи. Только потом чувственное познание восходит к мысленному – абстрактному, логическому. Но даже на уровне абстрактного мышления сохраняется его связь с чувственными образами ощущений, восприятий и представлений.

Различают наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Наглядно-действенное мышление называют еще практически действенным или просто практическим мышлением. Оно протекает непосредственно в процессе практической деятельности людей и связано с решением практических задач: производственных, организации учебного процесса. Этот вид мышления является основным на протяжении всей жизни человека.

Наглядно-образное мышление связанно с решением мыслительных задач, основанных на образном материале. Здесь имеет место оперирование самыми разнообразными, но больше всего зрительными и слуховыми образами. Наглядно-образное мышление тесно связано с практическим мышлением.

Словесно-логическое мышление называют еще отвлеченным или теоретическим. Оно имеет форму отвлеченных понятий и суждений и связано с оперированием философскими, математическими, физическими и другими понятиями и суждениями. Это самый высокий уровень мышления, позволяющий проникать в сущность явлений, устанавливать законы развития природы, общественной жизни.

Основными формами мышления являются понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – это выраженная в слове мысль об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Этим оно отличается от представлений, которые только показывают их образы. Понятия формируются в процессе исторического развития человечества. Поэтому их содержание приобретает характер всеобщности. Это значит, что при различном обозначении одного и того же понятия словами в различных языках сущность остается одной и той же. Усваиваются понятия в процессе индивидуальной жизни человека по мере обогащения его знаниями. Умение мыслить всегда связано с умением оперировать понятиями, знаниями.

Суждение – форма мышления, в которой высказывается утверждение или отрицание тех или иных связей и отношений между предметами, явлениями и событиями. Суждения могут быть общими, частными и одиночными.

Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, так или иначе завершающее мыслительный процесс. Различают два основных вида умозаключений: индуктивное и дедуктивное. Также существует еще и умозаключение по аналогии. Оно обычно используется для построения гипотез, то есть, предположений о возможности тех или иных событий, явлений. Таким образом, процесс умозаключения представляет собой оперирование понятиями и суждениями, приводящее к тому ли иному умозаключению.

Мыслительными операциями называются умственные действия, используемые в процессе мышления. Это анализ и синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация и классификация.

Анализ – мысленное расчленение целого на части, выделение отдельных признаков, свойств.

Синтез – мысленное соединение частей, признаков, свойств в единое целое, мысленное соединение предметов, явлений, событий в системы, комплексы и так далее.

Анализ и синтез взаимосвязаны друг с другом. Ведущая же роль того или другого определяется задачами деятельности.

Сравнение – мыслительное установление сходства и различия между предметами и явлениями или их признаками.

Обобщение – мысленное объединение предметов или явлений на основе выделения при сравнении общих и существенных для них свойств и признаков.

Абстракция – мысленное отвлечение от каких-либо свойств или признаков предметов, явлений.

Конкретизация – мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства и признака.

Классификация – мысленное разъединение и последующее объединение предметов, явлений, событий в группы или подгруппы по определенным признакам.

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты практической деятельности человека. Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.

Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, тем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

В эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности.

К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей.

Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим.

Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

 

№33

В переводе с греческого “характер”- это ”чеканка”, “примета”. Действительно, характер- это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому, как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т.д.) и в чертах темперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера.
Определяя понятие можно установить, что характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения.
Индивидуальные особенности, образующие характер человека, относятся в первую очередь к воле (например, решительность или неуверенность, боязливость) и к чувствам (например, жизнерадостность или угнетенность), но в известной мере и к уму (например, легкомысленность или вдумчивость). Впрочем проявления характера являются комплексными образованиями и в ряде случаев практически не поддаются разнесению по разрядам волевых, эмоциональных или интеллектуальных процессов(к примеру подозрительность, великодушие, щедрость, злопамятность и др.).

Структура же характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами.
Среди черт характера некоторые из них выступают как основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений. Наряду с ними существуют и второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут и не гармонировать с ними. Характер человека проявляется, во-первых, в том, как он относится к другим людям: родным и близким, знакомым и малознакомым людям. Устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципиальность, общительность и замкнутость, правдивость и лживость, тактичность и грубость обнаруживают отношение человека к другим людям.
Во-вторых, показательно для характера отношение человека к себе: самолюбие и чувство собственного достоинства или приниженность, или неуверенность в своих силах. В-третьих, характер обнаруживается в отношении человека к делу. Так, к числу наиболее ценных черт характера относятся добросовестность и исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность его результатами.
В-четвертых, характер проявляется в отношении человека к вещам: не только отношение вообще к собственности, но и аккуратное или небрежное обращение со своими вещами, с одеждой, обувью, книгами и т.д.
Природа и проявления характера:

Характер, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на проявления характера, определяя динамические особенности их возникновения и протекания. В конечном счете черты темперамента и характера образуют облик человека, интегральную характеристику его индивидуальности.
Особенности темперамента могут противодействовать или способствовать развитию определенных сторон характера.
Формирование характера, осуществляющееся в группе высокого уровня развития, создает наиболее благоприятные условия для сглаживания так называемых “порочных” черт у разных типов характера.
Возникновение свойств характера, его природа, возможность или невозможность его изменения являются предметом давних дискуссий психологов и нередко поводом для категорических суждений, свойственных обыденному сознанию.
Социальной зрелости индивид достигает, обладая системой сложившихся черт характера. Этот процесс протекает неприметно и человеку кажется, что таким, как сейчас. он был всегда. Так возникает мнение, что черты человеческого характера даны ему от природы, являются врожденными.
Это мнение неверное... Человек рождается с различными особенностями функционирования головного мозга, эндокринной системы. Эти особенности не психологические, а физиологические, но они выступают в качестве первых причин того, что одни и те же воздействия на людей могут вызвать различный психологический эффект. Они определяют условия, в которых будет развиваться психика личности.
Эти различия в физиологических условиях - лишь первая причина различий характеров людей.
В характере аккумулируются привычки человека. Характер проявляется в деятельности людей, но в ней же и формируется. Таким образом мы небезосновательно можем сделать вывод, что быт, условия жизни в семье, а также и в коллективе - являются школой человеческих характеров...
Итак, характер не дан человеку от природы. Нет характера, которого нельзя было бы скорректировать. В разных условиях и обстоятельствах при одних и тех же наследственных предпосылках могут сложиться не только разные, но и прямо противоположные свойства характера.
Итак, характер - это прижизненное приобретение личности, включающейся в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми, и тем самым обретающей свою индивидуальность.

Понятие и сущность направленности личности, основные составляющие направленности, их характеристика Сегодня вопрос о направленности личности, её потребностях, мотивах,интересах недаром ставится на первое место. Задумываясь над особенностямисвоего внутреннего мира, мы вольно или невольно стремимся осознать своипотребности и желания, свои способности и характер. Вглядываясь в другогочеловека, стараясь понять его, мы также как бы спрашиваем: «Чего ты хочешь?»,«Что ты можешь?», «Что ты есть?». Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов,убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенныеповедение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей.Направленность всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе впроцессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности,проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, вдеятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное отосновной деятельности время (например, изобразительным творчеством,физическими упражнениями, рыбалкой, спортом и др.).Во всех этих видах человеческой активности направленность проявляется вособенностях интересов личности: целях, которые ставит перед собой человек,потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях,желаниях, склонностях, идеалах и др.:- влечение - недостаточно полное осознанное стремление к достижениючего-либо. Нередко в основе влечения лежат биологические потребности индивида;- склонность - проявление потребностно-мотивационной сферы личности,выражающееся в эмоциональном предпочтении того или иного вида деятельности илиценности;- идеал (от греч. идея, первообраз) - образ, являющийся воплощениемсовершенства и образцом высшей цели в стремлениях индивида. Идеалом может бытьличность ученого, писателя, спортсмена, политика, а также морфологическиехарактеристики конкретного человека или черты его личности;- мировоззрение - система взглядов и представлений о мире, на отношениечеловека к обществу, природе, самому себе. Мировоззрение каждого человекаопределяется его общественным бытием и оценивается в сравнительномсопоставлении морально-нравственных взглядов и идеологических воззрений,принятых в обществе.Сочетание мышления и воли, проявляемых в поведении и действиях человека,приводит к переходу мировоззрения в убеждения:- убеждение - высшая форма направленности личности, проявляющаяся восознанной потребности действовать в соответствии со своими ценностнымиориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений;- установка - готовность индивида к определенной деятельности,актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивойпредрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведениюиндивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностныеориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни ипрофессиональной деятельности. Она может быть позитивной, негативной илинейтральной. При позитивной установке явления, события и свойства предметоввоспринимаются доброжелательно и с доверием. При негативной - эти же признакивоспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемыедля данного человека.Установка опосредует влияние внешних воздействий и уравновешивает личность сосредой, а знание ею содержания этих воздействий позволяет с определеннойстепенью достоверности прогнозировать поведение в соответствующих ситуациях;- позиция - устойчивая система отношений человека к определеннымсторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Онавключает в себя совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок,которыми индивид руководствуется в своих действиях. В систему факторов,определяющих конкретную позицию человека, включаются также его притязания наопределенное положение в социальной и профессиональной иерархии ролей и степеньего удовлетворения в этой системе отношений;- цель - желаемый и представляемый результат конкретной деятельностичеловека или группы людей. Она может быть близкой, ситуационной или отдаленной,общественно ценной или вредной, альтруистической или эгоистической. Личностьили группа людей ставят перед собой цель на основе потребностей, интересов ивозможностей ее достижения. Личная направленность – создается преобладанием мотивов собственногоблагополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чащевсего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и малореагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудниковили работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможностьудовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников. Направленность на взаимные действия – имеет место тогда, когда поступкичеловека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошиеотношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес ксовместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнениюзадания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и егофактическая помощь может быть минимальной. Деловая направленность – отражает преобладание мотивов порождаемых самойдеятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление кпознанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремитсяк сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтомустарается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполненияпоставленной задачиУстановлено что лица с направленностью на себя имеют такие черты характера:– больше заняты собой и своими чувствами, проблемами– делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о другихлюдях, также ведут себя в дискуссиях– пытаются навязать свою волю группе– окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободноЛюди с направленностью на взаимные действия:– избегают прямого решения проблемы– уступают давлению группы– не высказывают оригинальных идей и не легко понять, что такой человекхочет выразить– не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задачЛюди с деловой направленностью:– помогают отдельным членам группы выражать свои мысли– поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели– легко и доступно излагают свои мысли и соображения– берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи– не уклоняются от непосредственного решения проблемыВся система отношений личности, ее направленность являютсямотивационно–регуляционной подструктурой личности, определяющей общиеособенности ее поведения. Система устойчивых отношений личности подразделяется на следующие группы: 1. Отношение человека к обществу, микросреде, к отдельным людям.2. Отношение человека к самому себе — его самосознание.Самосознание имеет свою структуру — систему самоотношений, котораяопределяется способностью личности к самопознанию.3. Отношение к труду и другим видам деятельности.4. Отношение к вещам как продуктам человеческого труда.Наряду с вышеуказанным подразделением отношений личности по содержаниюразличаются свойства этих отношений, которые также проявляются в видеотдельных качеств характера личности.

№34

Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.

Темперамент — это индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека, и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания. Темперамент слабо меняется в течение жизни, и собственно меняется даже не темперамент, а психика, а темперамент всегда стабилен.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: