СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ




Список литературы (основная выделена жирным шрифтом)

Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 1999. - 672 с.

Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. - М., 1998.

Выготский Л.С. Проблема возраста. - М.: Изд-во МГУ, 1998.

Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. - М.: Ноосфера, 1999.

Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с. ISBN 5-88439-097-1 [Источник: https://psychlib.ru/mgppu/zim/zim-001-.htm]

Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000.

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2000.

Мухина В.С. Детская психология. - М.: Апрель-Пресс, 1999. - 352 с.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1997.

Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Academia, 2000.

Слободчиков В.И., Исаев Е.М. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. - М., 2000.

Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. - 1996. - № 5. - С.38-50.

Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо - М.: Педагогическое Общество России, 2001.

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М., 1995.

Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 368 с.

Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.

Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2002.

 

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Возраст (основная категория отечественной психологии развития) - определенная ступень развития индивида, для которой характерны закономерные психологические особенности. Системный анализ категории возраста впервые предложен Л.С. Выготским. Специфика каждого возрастного этапа в отечественной психологии определяется тремя составляющими: центральными психологическими новообразованиями, формирующимися на данной стадии, ведущим типом деятельности и социальной ситуацией развития. Каждый возраст характеризуется специфическими задачами развития, от решения которых зависит успешность дальнейшего развития человека. Возраст психологический может не совпадать с возрастом хронологическим, т.е. исчисляемым от момента рождения. Несовпадение линий физического, психологического и социального развития человека проявляется в акселерации, инфантилизме и задержке психического развития.

Деятельность ведущая – система взаимодействия человека с миром, отличающаяся качественным своеобразием на разных этапах онтогенеза и определяющая возникновение и развитие основных возрастных психических новообразований. Переход к новому онтогенетическому этапу вызывается сменой типа ведущей деятельности. Типы ведущей деятельности: общение, игра, учение, труд.

Зона ближайшего развития (ЗБР) – возможности психического развития ребенка, реализуемые с помощью компетентного взрослого. ЗБР выходит за рамки уровня актуального развития, превышает его, т.к. охватывает потенциальные возможности ребенка.Обучение, создавая ЗБР, ведет за собой развитие.

Игра – тип деятельности, направленный на воспроизведение общественно-исторического опыта, заключенного в предметах, действиях и отношениях людей. Осуществляется в особой, условной форме. Игра сюжетно-ролевая – воссоздание детьми отношений между взрослыми, позволяющее в символической форме овладеть этими отношениями.

Интериоризация (от греч. interior - внутренний) – механизм формирования внутренних структур человеческой психики, обеспечивающий перевод внешних действий, осваиваемых в процессе усвоения общественного опыта, во внутренний умственный план.

Кризис возрастной, или критический период развития – относительно непродолжительный период онтогенеза, который вызывается противоречием между возросшими возможностями человека и условиями его развития и приводит к перестройке системы взаимоотношений. При этом формирование психологических новообразований протекает в резких, бурных формах.

Культурно-историческая теория развития психики – концепция психического развития человека, разработанная Л.С. Выготским. Согласно к.-и. т. развитие высших психических функций осуществляется на основе натуральных функций, присущих человеку от рождения, и происходит в результате присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности.

Методы психологии развития – пути, способы изучения процесса онтогенетических изменений, выбор и применение которых определяется научной концепцией исследователя.

Методики психологии развития – конкретные приемы реализации выбранного исследователем метода. Предпочтение тех или иных методик определяется целями исследования и особенностями изучаемого объекта.

Новообразование возрастное – «тот новый тип строения личности и деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Вокруг основного, или центрального, новообразования данного возраста располагаются и группируются все остальные частичные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности ребенка, и процессы развития, связанные с новообразованиями предшествующих возрастов» (Л.С. Выготский).

Онтогенез (от греч. on, род. падеж ontos – сущее, genesis – рождение, происхождение) - процесс развития отдельного организма. В психологии развития онтогенез – процесс формирования психики и личности человека в течение его жизнедеятельности в результате присвоения социального опыта.

Периодизация психического развития – метод анализа психического развития в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся стадий развития в соответствии с выбранным исследователем критерием.

Психология развития – раздел психологического знания, предметом изучения которого является процесс динамических изменений и возрастные особенности целостной человеческой личности на разных этапах онтогенеза.

Развитие – изменение во времени, сопровождающееся качественным преобразованием имеющихся структур.

Сензитивность возрастная – свойственные определенному возрастному периоду оптимальные условия для развития отдельных психических свойств и качеств личности.

Социальная ситуация развития – специфическая для каждого возрастного периода система отношений ребенка в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими (Абраменкова В.В.)

Творчество – деятельность по созданию новых материальных и духовных ценностей. Деятельность предполагает наличие у личности способностей, знаний, умений, качеств, способствующих созданию оригинальных, уникальных продуктов. Социальное творчество представляет собой открытие психологических механизмов взаимодействия человека с миром и другими людьми для укрепления общности людей между собой, создания гуманных взаимоотношений в социальном обществе.

Уровень актуального развития – состояние психических функций ребенка на момент обучения, определяющее его способность самостоятельно, без помощи взрослого применять умения и навыки.

 

ВОПРОСЫ

1. Предмет возрастной психологии. Актуальные задачи возрастной психологии.

2. Методы возрастной психологии.

3. Закономерности развития психики в онтогенезе.

4. Периодизация психического развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Проблема психологического возраста.

5. Зарубежные концепции развития личности (З. Фрейд, Э.Эриксон)

6. Концепция интеллектуального развития Ж. Пиаже.

7. Психическое развитие в младенчестве.

8. Психическое развитие в раннем возрасте.

9. Развитие личности дошкольника.

10. Умственное развитие дошкольника.

11. Психологическая готовность детей к обучению в школе.

12. Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста.

13. Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников.

14. Психологические особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников.

15. Особенности социальных отношений со сверстниками и взрослыми в дошкольном возрасте.

16. Характеристика основных новообразований психики в дошкольном возрасте.

17. Характеристика основных новообразований психики в младшем школьном возрасте.

18. Неравномерность развития психики человека в онтогенезе.

19. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника.

20. Формирование стремления к учебной деятельности в дошкольном возрасте.

21. Психологические особенности познавательной деятельности младших школьников.

22. Умственное развитие младших школьников.

23. Психологические особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников.

24. Особенности социальных отношений со сверстниками и взрослыми у младших школьников.

25. Особенности развития личности в младшем школьном возрасте.

26. Развитие психических процессов в младенческом и раннем возрасте.

27. Психологические особенности развития в подростковом возрасте.

28. Психологические особенности развития в юношеском возрасте.

29. Развитие личности в подростковом возрасте.

30. Развитие личности в юношеском возрасте.

31. Особенности учебной деятельности и умственное развитие подростка.

32. Особенности учебной деятельности и умственное развитие в юношеском возрасте.

33. Трудовая деятельность и выбор профессии в юношеском возрасте.

34. Ведущая деятельность подросткового возраста.

35. Психологические особенности эмоционально-волевой сферы подростка.

36. Особенности социальных отношений со сверстниками и взрослыми в подростковом возрасте.

37. Особенности социальных отношений со сверстниками и взрослыми в период юности.

38. Основные теории развития психики человека в онтогенезе.

39. Предмет и разделы педагогической психологии. Развитие взглядов на предмет, задачи, методы педагогической психологии в истории науки

40. Методы педагогической психологии.

41. Формирование учебной деятельности.

42. Обучение навыкам (условия, этапы и законы формирования).

43. Понятие мотивации учения. Виды мотивов. Психологическая характеристика мотивов.

44. Уровни усвоения учебной информации.

45. Понятие социализации, механизмы, направления, институты социализации.

46. Воспитание как процесс формирования мотивационной сферы личности

47. Формирование духовности личности в процессе воспитания

48. Механизмы формирования психических новообразований

49. Основные новообразования психики, формируемые в процессе воспитания: самостоятельность, привязанность к людям, общительность

50. Проблемы и задачи современного воспитания.

51. Роль группы и коллектива в воспитании личности ученика.

52. Педагогическая деятельность. Уровни продуктивности.

53. Стили педагогической деятельности и их влияние на учебную деятельность и личность ученика.

54. Структура педагогических способностей.

55. Понятие и специфика педагогического общения. Функции педагогического общения.

56. Структура педагогического общения. Формирование индивидуального стиля общения.

57. Психологические проблемы педагогической оценки и отметки.

58. Психологическая структура учебной деятельности

59. Ориентировочная основа учения. Типы ориентировочной основы.

60. Исполнительные компоненты учебной деятельности

61. Общая характеристика психологического анализа урока

62. Уровни (этапы) психологического анализа урока с точки зрения временных аспектов.

63. Проблема обучения и развития: анализ подходов

64. Психологический анализ концепций развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: