И что делает ученик в такой ситуации? — он делает всё, чтобы его оценка не сделала его изолированным, не поставила на нём клейма «неуспевающего»




Экзамены как средство объективирования

Ученик, садясь за школьную скамью, не выбирает предметы, которые он хочет учить, но более жёсткое ограничение он встречает чуть позже — время сдачи контрольных и экзаменационных работ. Ученика постоянно подвергают оценке со стороны, и делает это педагог, которому кем-то сверху (директором, но не родителем) делегированы полномочия для такого оценивания.

Представим ситуацию: человек поступил в первый класс и не знает, как устроена система образования. Ему дают задания, которые он выполняет, потому что так положено, а затем сдаёт (успешно или нет) экзамены, предоставляя себя системе контроля и оценки. Он делает всё это, потому что у него нет выбора, он не знает ничего, кроме этой системы. А главное — он полностью зависим от учителя, пока тот выставляет на нём некоторого рода «метку», иными словами оценку в классный журнал.

Оценка дифференцирует учеников в зависимости от взглядов учителя на их способности, она делает этих учеников объектами оценки, которые вынуждены подчиняться.

И что делает ученик в такой ситуации? — он делает всё, чтобы его оценка не сделала его изолированным, не поставила на нём клейма «неуспевающего»

Экзамен — это своего рода ритуал, которые учащиеся проходят с некоторой периодичностью. Более того, после вынесения оценки, ученик не просто становится «измеренным», но и получает рекомендации: в связи с неудовлетворительной отметкой его «требуется муштровать или исправлять, классифицировать, приводить к норме, исключать и так далее» (Тот же М. Фуко). Если ученик получает хорошую оценку, то он всё равно остаётся подавляемым системой — теперь он будет стремиться не потерять свой статус «хорошиста/ отличника».

Но экзамен — это, скорее, реперная точка, что же происходит прежде, чем ученик дойдёт до неё? Школьник получает знания, образовывается, становится полноценным членом общества. По большому счёту, процесс обучения в школе носит нарративный характер: учитель объясняет ученикам, как устроена реальность (во всяком случае, это предполагается).

Учитель позиционируется как некоторого рода источник, из которого проистекают образовательные реки. Речь идёт не столько о знаниях (сегодня информацию можно почерпнуть в интернете), сколько о системе оцениваемых знаний, которые являются обязательным минимумом.

ети учатся по составленной программе, которую не могут изменить никаким образом. В этом смысле их роль пассивна: в лучшем случае ученики могут молча не соглашаться, в худшем — убедить себя в том, что дела обстоят не так плохо и предметы не такие уж и скучные. Какое образование необходимо ученику, решает не он сам, и даже не его родственники, а группа не знакомых с ним людей.

Дисциплина как часть авторитарной модели образования

В школе ученики имеют свою роль, учителя — свою. Это представляется совершенно нормальным, так как образовательная система не может оперировать личностями, она может управлять только социальными ролями. Ученики обязаны рано вставать, приходить к первому уроку, реагировать на каждый звонок, по которому им нужно встать, сесть, то есть двигаться в принципе.

Пропускать уроки без уважительной причины нельзя. Но что есть уважительная причина?

Почему болезнь позволяет школьнику остаться дома, а то, что он испытывает чувство отчуждения, не понимает смысла в происходящем или просто опасается учителя — это то, что он должен преодолеть в самом себе? Совершая таким образом над собой усилие, плавно перетекающее в насилие, в зависимости от частоты и масштабов таких «усилий». Построение детей во время «торжественной линейки» напоминает роту солдат на плацу: ровный строй, молчание и неподвижность. И подобных примеров можно привести множество.

Учитель в этом процессе руководит соблюдением правил, что является темой отдельного эссе, но здесь кратко стоит пояснить некоторые моменты. Учитель указывает ученику, что является правильным, а что нет. Он имеет право вызвать родителей и изучать личную жизнь ученика (например, куда он ходит после школы, курит ли он во время перерыва), чтобы помочь ему расти как личности. Когда подобного рода функции «осуществляются опекуном и проповедником, это обычно означает, что он убеждает ученика подчинить своё видение правды и своё ощущение правоты общим правилам»

Также учебный процесс со всеми дисциплинарными моментами содержит в себе большое количество случаев, которые прямо не регулируются законодательством по причине малой значимости. Поэтому этот пробел заполняется некоторыми регуляторами в рамках закона. Например, мелкие проступки вроде ответа-выкрика без поднятия руки — это остаётся на рассмотрение учителя, который может быть лояльным, а может и не быть таковым.

Обрекающая архитектура

Архитектура школы представляет собой инструмент управления большим количеством учеников при сравнительно малой численности школьного персонала, что отчасти по аналогии напоминает ситуацию тюремного заключения.

«Принцип власти заключается не столько в человеке, сколько в определённом, продуманном распределении тел, поверхностей, света и взглядов».

«Двери уборных укорочены сверху и снизу (чтобы дежурный надзиратель мог видеть головы и ноги учеников), тогда как поперечные перегородки достаточно высоки (чтобы «находящиеся внутри не видели друг друга».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: