Отдельного вида продукции




ЛОГИСТИКА

1. Логистическая концепция организации торговли.

Главенствующая роль коммерческой логистики состоит в фор­мировании системы регулирования и контроля материального, финансового и информационного потоков, обеспечивающей кон­курентоспособное качество товара и снижение издержек производ­ства и обращения, гарантирующих при текущем уровне цен рост прибыли фирмы,

В полном соответствии с указанным выше, логистический подход к организации торговли и торговой деятельности как со­ставного элемента коммерции базируется на обеспечении систем­ности, целостности, оптимизации суммарных издержек. При этом обеспечивается более точная увязка процессов планирования, организации, управления, контроля и регулирования движения материальных, финансовых и информационных потоков в про­странстве и во времени от их первичного источника до конечно­го потребителя.

Современная практика применения логистического подхода к сфере товарных рынков показывает, что именно через посред­ство инфраструктурных элементов оптовая торговая деятельность определяет в рыночных условиях возможности решения задач адап­тации экономики к постоянно изменяющимся условиям внешней среды через механизмы регулирования хозяйственных отношений по цепочке связей от производителей продукции до ее конечных потребителей.

Основная проблема состоит в представлении торгового комп­лекса в качестве логистической системы и разработке концепции, позволяющей на единой методологической основе определить свойства и характеристики инфраструктурных процессов, законо­мерности формирования и развития товарных рынков, установле­ние системной функции торговой деятельности в системе рыноч­ных отношений.

Отличительной особенностью системно логистического под­хода и системного анализа в торгово-посреднической сфере явля­ется то, что системные связи между участниками товарного обмена устанавливаются, регулируются и оцениваются через движение материальных, финансовых, информационных и других потоков экономических ресурсов.

Общей тенденцией систем распределения продукции в совре­менных условиях является переход от традиционных каналов то­вародвижения к вертикальной логистической системе, которая предполагает более тесную интеграцию участников, образующих единую, целостную логистическую систему, в отличие от других структур, где каждый участник логистической цепи выступает как отдельное независимое предприятие, стремящееся максимизиро­вать собственную прибыль даже в ущерб общей прибыльности ка­нала в целом.

Другим принципиальным моментом современной концепции логистики в коммерции является анализ решений по выбору эф­фективных каналов распределения и товародвижения для фирмы, в котором превалируют непрямые продажи, т. е. широкое исполь­зование торговых посредников Эта ситуация является характер­ной и для современных условий системы рыночных отношений в России.

В современных условиях особенности функционирования от­дельных элементов логистической цепи в сферах розничной и оп­товой торговли, а также коммерции в целом в существенной мере зависят от стратегии регулирования со стороны федеральных, ре­гиональных и городских властей.

2. Факторы и тенденции развития логистики в торговле.

Логистика — искусство вычислять, рассуждать История возникновения и развития логистики уходит далеко в прошлое. В период Римской империи существова­ли служители, которые носили титул «логисты», или «логистики», они занимались распределением продуктов питания

Логистика выросла в науку благодаря военному делу

Под воздействием различных факторов логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной прак­тики Первоначально она оформилась как теория управления то­варно-материальными ресурсами в сфере обращения, а затем и производства.

Логистика развивалась и в России Еще в начале XX в петербургские профессора путей сообщения издали труд «Транс­портная логистика» На его основе были построены модели пе­ревозки войск, их обеспечения и снабжения Эти модели полу­чили практическое применение при планировании и проведении ряда кампаний русской армии в ходе первой мировой войны Ло­гистика активно применялась в период второй мировой войны и прежде всего в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действии Четкое взаимо­действие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и систе­матически обеспечивать американскую армию поставками воо­ружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в необходимых количествах

Именно поэтому во многих западных странах логистику ста­ли применять для более эффективного управления материальны­ми потоками в экономике Начало широкого использования ло­гистики в экономике приходится на 60—70-е г.г. XX в и связано с достижениями в области коммуникационных технологий По явившаяся возможность сквозного мониторинга всех этапов дви­жения сырья, деталей и готовой продукции позволила четко уви­деть огромные потери, допускаемые в традиционных схемах управления материальными потоками Явный экономический выигрыш, получаемый от использования логистики в экономи­ке, способствовал ориентации партнеров на сотрудничество в об части продвижения товаров В конце 70-х гг в Ленинграде была разработана логистическая технология взаимодействия различных видов транспорта в рамках транспортного узла Концепции оте­чественных ученых изучались западными специалистами В на­стоящее время они положены в основу развития единой Европей­ской транспортной системы стран ЕС.

В экономике под логистикой понимается научная и практи­ческая деятельность, связанная с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных (сырья, товаров полуфаб­рикатов), информационных и финансовых потоков от источника сырья до конечного потребителя

Факторы, определившие развитие логистики как экономичес­кой науки, условно подразделяются на 3 основные группы

1 Достижение предела эффективности производства До начала 60-х гг в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители не придавали серьезного значения со­зданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками Такое невнимание к этой важной сфере материального производства объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался в этот период за счет расширения и совершенствования непосредственно производства Однако к началу 60-х гг резервы повышения этого потенциала были практически исчерпаны, что вызвало необходимость поиска нетра­диционных путей создания конкурентных преимуществ Предпри­ниматели стали уделять внимание не самому товару, а качеству его поставки Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства В логистически организованных материалопроводящих цепях себестоимость то­вара, доставляемого конечному потребителю, оказалась ниже себе­стоимости того же товара, прошедшего по традиционному пути, что обеспечивало ощутимые конкурентные преимущества.

2 Энергетический кризис 70-х гг

Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпри­нимателей искать методы повышения экономичности перево­зок Причем эффективно решить эту задачу лишь за счет ра­ционализации работы транспорта невозможно Потребовалось внедрение согласованных действий всех участников логистичес­кого процесса — применение теории систем и экономических компромиссов

3 Развитие компьютерных технологии и моментальная связь

Применение логистики стало возможным благодаря внедре­нию компьютерных технологий, которые позволили следить за материальными, финансовыми и информационными потоками и управлять ими на всех этапах перемещения с помощью моменталь­ной связи между элементами логистической системы

3. Взаимосвязь управления запасами с другими функциями логистики.

Три этапа — закупка сырья, материалов и комплектующих; производство продукции или оказание услуг; распределение готовой продукции или услуг — составляют единый экономический процесс, для осуществления которого и создается любое предприятие. Таким образом, л о г и с т и к у можно рассматривать как реальный хозяйственный процесс производства продукции или оказания услуг. Состав этого процесса проиллюстрирован на рис. 7.2.

 

 
 

 

 


Рис. 7.2. Хозяйственный процесс производства

отдельного вида продукции

 

В то же время рассмотрение различных подсистем логистики требует постоянного внимания к реализации отдельных функций управления в рамках конкретной логистической системы. Логистика может быть представлена и как функция управления, так как в ней невозможно отделить друг от друга относительно самостоятельные в иных сферах экономической практики функции управления.

Третьим аспектом изучения логистики, безусловно, является научная составляющая.

В самом деле, логистика представляет собой взгляд на производство товаров и услуг как единый и непрерывный процесс движения предметов труда от их исходной формы до конечного продукта, а также связанной с ним информации. В этом смысле логистика является философией существования и развития экономики, так как содержит совокупность методологических принципов, лежащих в основе эффективного функционирования составляющих ее организаций. С позиций логистики экономика представляет собой (в наиболее общем виде) совокупность условно-замкнутых цепочек поставщиков и потребителей продукции и услуг различного уровня. Пример такой цепочки приведен на рис. 7.3.

Каждое звено условно замкнутой логистической системы экономики представляет собой организацию, которая в свою очередь является открытой развивающейся системой. Каждая такая организация, составляющая определенное звено логистической цепи, связана с поставщиками исходных для ее деятельности продуктов и с потребителями своей продукции. Закупка сырья, материалов или комплектующих для производства конкретного вида продукции или услуги является отдельной операцией в рамках сферы снабжения процесса производства по всей товарной номенклатуре организации. Аналогично, распределение отдельных видов продукции или услуг входит в процесс сбыта продукции организации.

Цели образования и соответствующие им виды запасов могут быть различными, но независимо от этого запасы представляют собой вторую по значимости после партии обработки расчетную составляющую производственного процесса. Их объем, место расположения и динамичная зависимость от потребностей последующих стадий производства в большей степени определяют эффективность материальных потоков внутри организации и во внешней среде. Именно запасы сырья, материалов, комплектующих и готовой продукции непосредственно увязывают организацию с ее поставщиками и потребителями, формируя цепи логистических систем экономики в целом,..

Рис. 7.3. Пример функционирования условно замкнутой



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: