ЛОГИСТИКА
1. Логистическая концепция организации торговли.
Главенствующая роль коммерческой логистики состоит в формировании системы регулирования и контроля материального, финансового и информационного потоков, обеспечивающей конкурентоспособное качество товара и снижение издержек производства и обращения, гарантирующих при текущем уровне цен рост прибыли фирмы,
В полном соответствии с указанным выше, логистический подход к организации торговли и торговой деятельности как составного элемента коммерции базируется на обеспечении системности, целостности, оптимизации суммарных издержек. При этом обеспечивается более точная увязка процессов планирования, организации, управления, контроля и регулирования движения материальных, финансовых и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Современная практика применения логистического подхода к сфере товарных рынков показывает, что именно через посредство инфраструктурных элементов оптовая торговая деятельность определяет в рыночных условиях возможности решения задач адаптации экономики к постоянно изменяющимся условиям внешней среды через механизмы регулирования хозяйственных отношений по цепочке связей от производителей продукции до ее конечных потребителей.
Основная проблема состоит в представлении торгового комплекса в качестве логистической системы и разработке концепции, позволяющей на единой методологической основе определить свойства и характеристики инфраструктурных процессов, закономерности формирования и развития товарных рынков, установление системной функции торговой деятельности в системе рыночных отношений.
Отличительной особенностью системно логистического подхода и системного анализа в торгово-посреднической сфере является то, что системные связи между участниками товарного обмена устанавливаются, регулируются и оцениваются через движение материальных, финансовых, информационных и других потоков экономических ресурсов.
Общей тенденцией систем распределения продукции в современных условиях является переход от традиционных каналов товародвижения к вертикальной логистической системе, которая предполагает более тесную интеграцию участников, образующих единую, целостную логистическую систему, в отличие от других структур, где каждый участник логистической цепи выступает как отдельное независимое предприятие, стремящееся максимизировать собственную прибыль даже в ущерб общей прибыльности канала в целом.
Другим принципиальным моментом современной концепции логистики в коммерции является анализ решений по выбору эффективных каналов распределения и товародвижения для фирмы, в котором превалируют непрямые продажи, т. е. широкое использование торговых посредников Эта ситуация является характерной и для современных условий системы рыночных отношений в России.
В современных условиях особенности функционирования отдельных элементов логистической цепи в сферах розничной и оптовой торговли, а также коммерции в целом в существенной мере зависят от стратегии регулирования со стороны федеральных, региональных и городских властей.
2. Факторы и тенденции развития логистики в торговле.
Логистика — искусство вычислять, рассуждать История возникновения и развития логистики уходит далеко в прошлое. В период Римской империи существовали служители, которые носили титул «логисты», или «логистики», они занимались распределением продуктов питания
Логистика выросла в науку благодаря военному делу
Под воздействием различных факторов логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики Первоначально она оформилась как теория управления товарно-материальными ресурсами в сфере обращения, а затем и производства.
Логистика развивалась и в России Еще в начале XX в петербургские профессора путей сообщения издали труд «Транспортная логистика» На его основе были построены модели перевозки войск, их обеспечения и снабжения Эти модели получили практическое применение при планировании и проведении ряда кампаний русской армии в ходе первой мировой войны Логистика активно применялась в период второй мировой войны и прежде всего в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действии Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в необходимых количествах
Именно поэтому во многих западных странах логистику стали применять для более эффективного управления материальными потоками в экономике Начало широкого использования логистики в экономике приходится на 60—70-е г.г. XX в и связано с достижениями в области коммуникационных технологий По явившаяся возможность сквозного мониторинга всех этапов движения сырья, деталей и готовой продукции позволила четко увидеть огромные потери, допускаемые в традиционных схемах управления материальными потоками Явный экономический выигрыш, получаемый от использования логистики в экономике, способствовал ориентации партнеров на сотрудничество в об части продвижения товаров В конце 70-х гг в Ленинграде была разработана логистическая технология взаимодействия различных видов транспорта в рамках транспортного узла Концепции отечественных ученых изучались западными специалистами В настоящее время они положены в основу развития единой Европейской транспортной системы стран ЕС.
В экономике под логистикой понимается научная и практическая деятельность, связанная с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных (сырья, товаров полуфабрикатов), информационных и финансовых потоков от источника сырья до конечного потребителя
Факторы, определившие развитие логистики как экономической науки, условно подразделяются на 3 основные группы
1 Достижение предела эффективности производства До начала 60-х гг в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители не придавали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками Такое невнимание к этой важной сфере материального производства объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался в этот период за счет расширения и совершенствования непосредственно производства Однако к началу 60-х гг резервы повышения этого потенциала были практически исчерпаны, что вызвало необходимость поиска нетрадиционных путей создания конкурентных преимуществ Предприниматели стали уделять внимание не самому товару, а качеству его поставки Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства В логистически организованных материалопроводящих цепях себестоимость товара, доставляемого конечному потребителю, оказалась ниже себестоимости того же товара, прошедшего по традиционному пути, что обеспечивало ощутимые конкурентные преимущества.
2 Энергетический кризис 70-х гг
Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать методы повышения экономичности перевозок Причем эффективно решить эту задачу лишь за счет рационализации работы транспорта невозможно Потребовалось внедрение согласованных действий всех участников логистического процесса — применение теории систем и экономических компромиссов
3 Развитие компьютерных технологии и моментальная связь
Применение логистики стало возможным благодаря внедрению компьютерных технологий, которые позволили следить за материальными, финансовыми и информационными потоками и управлять ими на всех этапах перемещения с помощью моментальной связи между элементами логистической системы
3. Взаимосвязь управления запасами с другими функциями логистики.
Три этапа — закупка сырья, материалов и комплектующих; производство продукции или оказание услуг; распределение готовой продукции или услуг — составляют единый экономический процесс, для осуществления которого и создается любое предприятие. Таким образом, л о г и с т и к у можно рассматривать как реальный хозяйственный процесс производства продукции или оказания услуг. Состав этого процесса проиллюстрирован на рис. 7.2.
![]() |
Рис. 7.2. Хозяйственный процесс производства
отдельного вида продукции
В то же время рассмотрение различных подсистем логистики требует постоянного внимания к реализации отдельных функций управления в рамках конкретной логистической системы. Логистика может быть представлена и как функция управления, так как в ней невозможно отделить друг от друга относительно самостоятельные в иных сферах экономической практики функции управления.
Третьим аспектом изучения логистики, безусловно, является научная составляющая.
В самом деле, логистика представляет собой взгляд на производство товаров и услуг как единый и непрерывный процесс движения предметов труда от их исходной формы до конечного продукта, а также связанной с ним информации. В этом смысле логистика является философией существования и развития экономики, так как содержит совокупность методологических принципов, лежащих в основе эффективного функционирования составляющих ее организаций. С позиций логистики экономика представляет собой (в наиболее общем виде) совокупность условно-замкнутых цепочек поставщиков и потребителей продукции и услуг различного уровня. Пример такой цепочки приведен на рис. 7.3.
Каждое звено условно замкнутой логистической системы экономики представляет собой организацию, которая в свою очередь является открытой развивающейся системой. Каждая такая организация, составляющая определенное звено логистической цепи, связана с поставщиками исходных для ее деятельности продуктов и с потребителями своей продукции. Закупка сырья, материалов или комплектующих для производства конкретного вида продукции или услуги является отдельной операцией в рамках сферы снабжения процесса производства по всей товарной номенклатуре организации. Аналогично, распределение отдельных видов продукции или услуг входит в процесс сбыта продукции организации.
Цели образования и соответствующие им виды запасов могут быть различными, но независимо от этого запасы представляют собой вторую по значимости после партии обработки расчетную составляющую производственного процесса. Их объем, место расположения и динамичная зависимость от потребностей последующих стадий производства в большей степени определяют эффективность материальных потоков внутри организации и во внешней среде. Именно запасы сырья, материалов, комплектующих и готовой продукции непосредственно увязывают организацию с ее поставщиками и потребителями, формируя цепи логистических систем экономики в целом,..
Рис. 7.3. Пример функционирования условно замкнутой