Положение о критериях оценивания знаний
И достижений обучающихся
с умственной отсталостью.
Положение о системе оценивания знаний и достижений обучающихся разработано в целях проверки соответствия знаний обучающихся с различной степенью тяжести дефекта требованиям программ, глубины и прочности полученных знаний, умения их применять в практической деятельности, необходимой для социальной адаптации и интеграции данной категории детей в общество.
Положение разработано на основе Приказа Министерства Образования РФ от 10.04.02г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». «Программ для специальных (коррекционных) учреждений для детей с умственной отсталостью» под редакцией Воронковой В.В.«Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н, Яковлевой. Устава МБОУС(К)ОШ «Злагода».
Положение является локальным актом школы, разработано в целях:
-регламентирования порядка оценивания знаний и достижений обучающихся в усвоении адаптированных образовательных программ для детей с нарушением интеллекта в ходе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации;
-установления единых требований к оценке достижений обучающихся и выставлению отметок (единой оценочной политики) в ходе текущего контроля успеваемости и при проведении промежуточной аттестации;
-организации наблюдения за продвижением обучающихся в своем развитии;
-определения содержания, порядка, форм и сроков проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, обучающихся с нарушением интеллекта.
|
В положении использованы следующие понятия, с точки зрения дидактики, применяемые в педагогической практике:
- оценка представляет собой процесс определения количественных и качественных показателей теоретической и практической подготовки обучаемых, существующим оценочным требованиям, предъявляемым к ним школьными программами;
- отметка – это количественная оценка знаний, навыков и умений, приобретенных обучающимися, являющаяся результатом процесса оценивания, выраженная в баллах;
- выставление оценки – определение балла по официально принятой шкале для фиксации результатов учебной деятельности, степени ее успешности.
Необходимость разработки положения, помимо требований руководящих документов, вызвана также рядом субъективных и объективных причин:
-отсутствием критериев оценки академических знаний различной категории контингента детей с нарушением интеллекта;
-возможностью использования результатов промежуточной аттестации в качестве одной из форм успешного руководства учебным процессом;
-невозможностью разработки единых (типовых) требований оценки знаний обучающихся с выраженными нарушениями процессов познавательной деятельности.
Критерии оценивания успешности продвижения учащихся с ОВЗ.
В системе специальной (коррекционной) школы единого подхода к оцениванию знаний учащихся до сих пор нет. Некоторые авторы, ссылаясь на многочисленные психолого-педагогические исследования, предлагают оценивать знания и умения учащихся с учетом распределения их на клинические группы. В свою очередь В.В. Воронкова (1994) и Б.П. Пузанов (2000) считают, что оценка знаний учащихся коррекционной школы носит индивидуальный характер, а учитель, зная возможности учащихся, вправе повысить или снизить отметку.
|
Формируя у детей с нарушением интеллекта правильное отношение к достигнутым результатам, учитель не должен постоянно завышать отметку, ученик должен понимать, что невозможно получить хорошую отметку без особых стараний. Отметку «1» детям с нарушением интеллекта желательно не ставить.
Выставляемые оценки обучающимся с ОВЗ не могут быть приравнены к оценкам обучающихся общеобразовательных школ в виду значительной неоднородности состава обучающихся по степени дефекта умственной деятельности даже в одном классе, а являются лишь показателем успешности продвижения школьников по отношению к самим себе. Оценка также играет роль стимулирующего фактора, поэтому допустимо работу некоторых учеников оценивать более высоким баллом.
В целях преодоления несоответствия между требованиями к процессу обучения по образовательным программам определенной ступени и реальными возможностями ребенка, связанными со структурой дефекта, необходимо использовать адресную методику оценки знаний и продвижений обучающихся.
При планировании предполагаемых результатов по усвоению рабочих программ по предметам, педагогам необходимо определить уровень возможностей каждого обучающегося (базовый и минимальный).
Базовый уровень: обучающиеся способны усвоить программу специальной (коррекционной) школы. Они обучаются достаточно успешно, понимают фронтальное объяснение учителя, но в силу структуры дефекта, испытывают трудности при усвоении программного материала и нуждаются в разнообразных видах помощи. Они способны применить правила при выполнении аналогичного задания, однако, каждое измененное задание воспринимается ими как новое.
|
Минимальный уровень: дети с комплексными нарушениями в развитии и со сложным дефектом, не способные освоить программу, кроме отдельных разделов, избирательно, в зависимости от степени выраженности дефекта и потенциальных возможностей, под контролем и с помощью взрослого в сопряженном режиме на самом низком уровне. Продвижение обучающегося отслеживается относительно самого ребенка.
В 1 дополнительном и 1 классах система оценивания - безотметочная.
Оценка обучающихся 2-9 классов школы по всем учебным предметам, за исключением коррекционного блока, осуществляется по пятибалльной системе (с измененной шкалой оценивания) по каждому предмету:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно,
«2» - неудовлетворительно. Эта отметка может выставляется в тетради за небрежно выполненные задания, а также педагогом в устной форме, как метод воспитательного воздействия на ребенка.
В специальной (коррекционной) школе для детей с нарушением интеллекта проверяются и оцениваются все письменные работы. В рабочих тетрадях ведется систематическая работа над ошибками. Приоценке знаний, умений и навыков необходимо учитывать индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким уровнем потенциальных возможностей можно предлагать более легкие варианты заданий. При оценке письменных работ обучающихся страдающих глубоким расстройством моторики не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей. К ученикам с нарушениями эмоционально-волевой сферы рекомендуется применять дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять обучающихся в ходе выполнения работ и т.д.).
Оценка качества индивидуальных образовательных достижений обучающихся (базовый и минимальный уровень).
Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков обучающихся специальной (коррекционной) школы для детей с умственной отсталостью. При оценивании устных ответов по учебным предметам образовательного цикла (география, история, обществознание и др.) принимается во внимание:
-правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
-полнота ответа;
-умение практически применить свои знания;
-последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов.
Оценка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельный ответ, привести необходимые примеры, допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; допускает аграмматизмы в речи.
Оценка «3» ставится, если ученик частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен самостоятельно применить знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» может выставляется в устной форме как метод воспитательного воздействия.
Критерии оценивания знаний, умений и навыков учащихся по предмету «Русский язык».
При оценке письменных работ по предмету русский язык следует руководствоваться нормами:
2-4 классы.
-оценка «5» ставиться за работу без ошибок;
-оценка «4» ставиться за работу с 1-3 ошибками;
-оценка «3» ставиться за работу с 4-5 ошибками;
-оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, в которой допущены 6 и более ошибок, как метод воспитательного воздействия.
5-9 классы.
-оценка «5» ставиться за работу без ошибок;
-оценка «4» ставиться за работу с 1-3 ошибками;
-оценка «3» ставиться за работу с 4-6 ошибками;
-оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, в которой допущены 7 и более ошибок, как метод воспитательного воздействия.
В письменных работах не учитываются 1-2 исправления.Наличие трех исправлений на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается: повторение ошибок в одном и том же слове. Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
Две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, РАС, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связанно с нарушением моторики у детей.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов обучающихся.
При грамматическом разборе следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления;
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки;
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в практическом применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий;
Оценка «2» не ставится.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ. Основные виды контрольных работ во 2-м - 9-х классах – списывание и диктанты.
Текст диктанта может быть связанным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включению в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова включаются, их надо записать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятны обучающимся коррекционной школы. Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
Примерный объем текстов контрольных работ:
2 класс - в начале года -11-13 слов, к концу года – 16-18 слов.
3 класс – 23-25 слов;
4 класс – 31-35 слов;
5 класс – 45-49 слов;
6-7 класс – 65-69 слов;
8-9 класс – 75-79 слов.
При оценивании письменных работ не следует учитывать ошибки, обусловленные дисграфией.
Критерии оценивания знаний, умений и навыков учащихся по предмету «Математика».
Обучение математике в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушением интеллекта является одним из средств коррекции и социальной адаптации учащихся, их успешной интеграции в общество.
Знания и навыки по математике оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих и итоговых письменных работ. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.) либо комбинированными.
Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение требовалось:
во 2-3 классах – 25 – 40 минут;
в 4-9 классах – 35-40 минут, причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но и проверить ее.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1-3 простые задачи или 1-3 простые задачи и составная (начиная с 3 класса) или 2 составные задачи, примеров в одно и несколько арифметических действий 9 в том числе и на порядок действий, начиная с 3 класса), математический диктант, сравнения чисел и математических выражений, вычислительные и измерительные задачи или другие математические задания.
Оценивая письменные работы учителю необходимо дифференцированно подходить к каждому ученику. Знания учащихся, занимающихся по разным уровням усвоения учебного материала, оцениваются в соответствии с требованиями той программы, по которой они обучаются. Оценка должна отражать не только уровень знаний в пределах программы, но и те усилия, которые были затрачены учеником в процессе приобретения знаний. В работе с учеником учитель всегда должен замечать малейшие его успехи: не умел – научился, не знал – запомнил. Даже за небольшие достижения учитель может завысить отметку. Отметка «2» обозначает, что ребенку неправильно определен уровень усвоения учебного материала. Важно помнить, что оценка зависит от индивидуальных возможностей обучающегося с проблемами интеллектуального развития и должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его обучения.
При оценке письменных работ обучающихся по математике грубыми ошибками следует считать:
-неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения алгоритма;
- неправильное решение задачи;
- неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур по образцу.
Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если работа выполнена без ошибок;
Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки;
Оценка «3» ставится, если задача решена с помощью и правильно выполнена часть других заданий;
Оценка «2» может выставляться за небрежное выполнение задания в тетради, как метод воспитательного воздействия на ученика.
С пятого класса один раз в четверть проводятся проверочные работы, содержащие только геометрический материал с целью выяснения осознанности усвоения геометрических знаний, овладения навыками измерения и построения геометрических фигур. Все работы на построение выполняются с помощью чертежных инструментов на нелинованной бумаге. Дети, которые испытывают большие затруднения в усвоении наглядной геометрии из-за слабого развития пространственного ориентирования, нарушений моторики, получают облегченные задания 9обводка по трафарету, построение фигуры более простой конфигурации, построение фигур на бумаге в клетку). Отметка за такие работы выставляется за правильность выполнения последовательности построения, качество чертежа при этом не учитывается.
При оценке письменных работ с геометрическим содержанием (решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объемов и т. д., задач на измерение и построение и др.).
Оценка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно;
Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, построение выполнено недостаточно точно;
Оценка «3» ставится, ели не решена одна из двух – трех данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами.
Оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия на ученика.
Критерии оценивания знаний, умений и навыков учащихся по предмету «Чтение».
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника. При оценке принимается во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.
Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты.