Класс | Базовый уровень (дети без нарушения произношения и с незначительными речевыми нарушениями) Слов\мин. | Минимальный уровень (дети с выраженными речевыми нарушениями, отсутствием речи, РАС) |
10-20 | Проводится с учетом индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей учащихся, отслеживается динамика относительно самого ребенка (учитываются буквы, слоги. Отдельные слова). | |
15-25 | ||
30-35 | ||
40-50 | ||
55-60 | ||
60-70 | ||
70-80 | ||
80-90 |
В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года обучения. Задача проверки техники чтения заключается прежде всего, в выявлении продвижения каждого ученика, причин, испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи.
Класс | Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» | Оценка «2» |
Читает по слогам, самостоятельно исправляет 1-2 допущенные ошибки, отвечает по содержанию на вопросы, может пересказать прочитанное с незначительной помощью. | Читает по слогам, допускает 2-3 ошибки при чтении, допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе, но исправляет с помощью учителя. | Затрудняется в чтении по слогам трудных слов, допускает 4-6 ошибок при чтении, отвечает на вопросы односложно и испытывает трудности при пересказе содержания. | Не ставится. | |
3-4 | Читает целыми словами правильно, с одной-двумя самостоятельно-исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз; отвечает на вопросы и может передать содержание прочитанного правильно с незначительной помощью. | Читает целыми словами, некоторые трудные слова - по слогам; допускает одну-две ошибки при чтении, допускает неточности в ответах на вопросы и пересказе содержания, но исправляет их с минимальной помощью учителя. | Читает, в основном, целыми словами; трудные слова – по слогам; допускает 3-4 ошибки при чтении; отвечает на вопросы односложно и способен к пересказу только с помощью учителя. | Не ставится. |
5-9 | Читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения; способен выделить с незначительной помощью учителя основную мысль; делить текст на части и озаглавливать их; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы и передает по плану содержание прочитанного. | Читает, в основном правильно, выразительно, бегло; допускает 2-3 ошибки при чтении, допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа; называет главных действующих лиц; характеризует их поступки с помощью учителя, допускает незначительные неточности при пересказе содержания. | Читает по слогам, недостаточно правильно, допускает ошибки при чтении, не соблюдает паузы, знаки препинания, выделяет основную мысль только с помощью учителя; затрудняется назвать главных героев произведения и дать характеристику их действий. | Не ставится. |
|
Критерии оценивания знаний, умений и навыков учащихся по предмету «Трудовое обучение».
Оценка трудовых умений в начальной школе ставится с учетом индивидуальных возможностей каждого учащегося. Обучение труду в младшей школе (1-4 классы) осуществляют учителя начальных классов.
|
Трудовое обучение в средней школе (5-9 классы) ведут учителя трудового обучения (столярное и швейное дело).
Оценка ученику по трудовому обучению при промежуточной аттестации во 2-9 классах выставляется на основе двух оценок: за устный ответ (теоретические сведения) и практическую работу.
На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности, готовит необходимый поделочный материал и инструменты, знакомит учащихся с заданиями, учитывающими индивидуальные возможности каждого.
Результат продвижения в развитии определяется продуктивностью деятельности учеников (умением изготовлять поделки) и уровнем развития речи(умением дать словесный отчет о проделанной работе и анализ своего изделия по вопросам учителя).
При проведении промежуточной аттестации (за четверть, учебный год) учащиеся выполняют практические контрольные работы, согласно программным требованиям и профилю обучения.
Учитель самостоятельно определяет контрольные работы для воспитанников, с учетом отработанного программного материала, возможностей конкретного ученика и материально-технического обеспечения мастерской, готовит необходимый материал и инструмент для промежуточной аттестации, теоретические вопросы. Работы хранятся у педагога.
Оценка ученику по трудовому обучению при промежуточной аттестации в 5-9 классах выставляется на основании двух оценок: за устный ответ (теоретические сведения) и практическую работу.
Оценка «5» ставится, если обучающийся применяет полученные знания при выполнении практической работы и может выполнить ее используя план или образец, а также проанализировать и оценить качество своей работы.
|
Оценка «4» ставится, если обучающийся при выполнении трудовых заданий испытывает незначительные трудности и использует помощь учителя при поэтапном выполнении практического задания и его анализе;
Оценка «3» ставится. Если обучающийся может выполнить избирательно задания по аналогии и при различных видах помощи; не имеет способности обобщить и проанализировать свои работы.
Оценка «2» не ставится.
Оценка результатов экзаменов выпускников выставляется учителями трудового обучения в соответствии с разработанными нормами итоговой оценки (см. «Положение о проведении государственной итоговой аттестации - экзамена по трудовому обучению выпускников МБОУС(К)ОШ «Злагода», приказ……).
Критерии оценивания знаний, умений и навыков учащихся по предмету «Физическая культура».
При оценивании успеваемости по физической культуре учитываются индивидуальные возможности обучающихся, согласно заключению врача: уровень физического и психического развития, двигательные возможности.
Главным требованием при оценивании умений и навыков является выполнение изучаемых упражнений, при этом учитывается:
- как ребенок относится к урокам;
-каков его внешний вид;
-как он соблюдает дисциплину.
Последние два требования не влияют на итоговую оценку, но учитель должен напоминать об этом обучающимся.
Критерии оценки по предмету физической культуры:
Оценка «5» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает т выполняет физические упражнения с незначительной организующей помощью учителя;
Оценка «4» ставится, если учащийся усваивает учебный материал частично, с помощью учителя, выполняет физические упражнения с незначительными ошибками и искажениями, но при этом наблюдается стремление к самостоятельности, темп деятельности средний, но к концу урока снижается;
Оценка «3» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает избирательно и частично, выполняет физические упражнения механически и только с помощью учителя, темп деятельности на низком уровне;
Оценка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на ребенка.
Критерии оценивания знаний, умений и навыков учащихся по предмету «Музыка».
Музыкальное воспитание умственно отсталых детей – это специально организованный педагогический процесс, являющийся составной частью коррекционно-развивающего образовательного процесса, цель которого – формирование музыкальной культуры, как совокупности качеств музыкального сознания, деятельности, отношений, коррекция и предупреждение вторичных отклонений в развитии школьников.
Критерии оценивания обучающихся по учебному предмету «Музыка»:
Оценка «5» ставится, если обучающийся проявляет устойчивый интерес к предмету, знает основные музыкальные инструменты, способен различать изученные жанры музыкальных произведений, воспроизводить музыкальные звуки и тексты песен, самостоятельно исполнять знакомые песни, отвечать на вопросы о прослушанных произведениях.
Оценка «4» ставится, если обучающийся проявляет интерес к предмету, знает основные музыкальные инструменты, способен с помочью различать изученные жанры музыкальных произведений, принимает участие в хоровом пении, отвечает на вопросы о прослушанных произведениях с незначительной помощью.
Оценка «3» ставится, если обучающийся эмоционально реагирует на знакомые музыкальные произведения, узнает основные музыкальные инструменты, запоминает и исполняет простейшие мелодии, способен сотрудничать со сверстниками в процессе совместных художественно-эстетических видов деятельности.
Оценка «2» не ставится.
Критерии оценивания знаний, умений и навыков учащихся по предмету«Изобразительное искусство».
Предмет «Изобразительное искусство» решает задачи приобщения обучающихся специальной (коррекционной) школы к творческому социально значимому труду, использование изобразительной деятельности как средства компенсаторного развития детей с нарушением процессов познавательной деятельности на всех этапах обучения в школе.
Критерии оценки обучающихся по предмету «Изобразительное искусство»:
Оценка «5» ставится, если обучающийся самостоятельно располагает лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого; от руки изображает предметы различной формы, использует при этом незначительную помощь; различает цвета и их оттенки; называет основные жанры живописи; умеет пользоваться инструментами для рисования; анализирует свой рисунок, сравнивая его с изображаемым предметом, исправляет неточности; способен видеть, чувствовать и изображать красоту окружающего мира.
Оценка «4» ставится, если обучающийся располагает лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого с опорой на наглядность; от руки изображает предметы различной геометрической формы, пользуется простейшими вспомогательными линиями; различает цвета и основные жанры; называет основные жанры живописи; умеет пользоваться инструментами для рисования; анализирует свой рисунок, сравнивая его с изображаемым предметом, исправляет неточности с помощью учителя; способен видеть, чувствовать и изображать красоту окружающего мира.
Оценка «3» ставится, если обучающийся способен ориентироваться на листе бумаги по образцу; рисовать, обводить изображение по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, умеет пользоваться основными инструментами для рисования избирательно; различать основные цвета и соотносить их с образцом.
Оценка «2» не ставится.
Критерии оценивания знаний, умений и навыков учащихся по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Целью обучения данному предмету является освоение учащимися системы жизненно-необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное поведение в реальной жизни. Обучение организуется с учетом местных и региональных особенностей, в том числе климатических и сезонных изменений в природе. На уроках у учащихся формируются навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, а также первичные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о безопасности жизнедеятельности.
Оценка «5» ставится если, обучающийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает формулировки основных понятий, строит ответ по плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применять полученные знания в практических работах, может с незначительной помощью учителя установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится если, ответ обучающегося показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает формулировки основных понятий с незначительной помощью учителя, сопровождает рассказ примерами, умеет применять полученные знания в практических работах с помощью учителя.
Оценка «3» ставится если обучающийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, умеет применять полученные ранее знания с помощью учителя, однако не в состоянии самостоятельно привести примеры при ответе, не может связать, без помощи учителя, полученные ранее знания с изучаемой темой.
Оценка «2» не ставится.
Критерии оценивания знаний, умений и навыков учащихся по предмету «Социально - бытовая ориентировка».
Целью обучения данному предмету является освоение воспитанниками системы социально значимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни, подготовка учащихся к взрослой жизни через овладение ими навыками самообслуживания, общения, приспособление их к жизни в обществе, воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности. Обучение организуется с учетом местных и региональных социально-бытовых, в том числе климатических, особенностей.
Оценка «5» ставится если, обучающийся усвоил учебный материал, соответственно его уровню обучения, при ответе допускает отдельные неточности или оговорки, но исправляет их с незначительной помощью учителя, допускает незначительные недостатки в планировании и анализе предстоящей работы, может применить полученные ранее зания.
Оценка «4» ставится если, обучающийся в основном усвоил учебный материал, соответствующий его уровню обучения, обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, воспроизводит его, отвечая на вопросы учителя, неточности в ответе исправляет при помощи наводящих вопросов.
Оценка «3» ставится если, обучающийся обнаруживает частичное знание и понимание основных положений темы, может, допуская неточности, ответить на некоторые вопросы по изучаемому материалу.
Оценка «2» не ставится.
Критерии оценивания знаний, умений и навыков учащихся по предмету «География».
Изучение географии в специальной (коррекционной) школе расширяет представление детей с нарушением интеллекта об окружающем мире.Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания предусматривает повторяемость материала. Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.
Оценка «5» ставится если, обучающийся ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты самостоятельно или с незначительной помощью учителя. Понимает смысл вопроса и отвечает полными ответами. Приводит примеры. Классифицирует объекты по группам по существенным признакам, правильно устанавливает причинно-следственные связи с минимально помощью учителя. В тетради самостоятельно выполняет рисунки и схемы, таблицы в полном объеме.
Оценка «4» ставится если, обучающийся ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и показе объекта. Дает полные ответы на вопросы, но нарушена связь в построении предложения. Не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена последовательность в описании. Рисунки и схемы в тетради выполняет в полном объеме, но имеются неточности, исправления.
Оценка «3» ставится если, обучающийся испытывает затруднения в правильном показе изучаемых объектов на карте. Дает неточный и неполный ответ, материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в помощи учителя. Самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить причинно-следственные связи. Рисунки, схемы и таблицы в тетради выполняет небрежно (ели это не связано с нарушением моторики у детей). Задание выполнено на половину.
Оценка «2» за устный ответ не ставится. Может быть поставлена в тетради за небрежное выполнение работы как метод воспитательного воздействия на ученика.
Критерии оценивания знаний, умений и навыков учащихся по предметам «История» и «Обществознание».
Для контроля уровня подготовки учащихся по предметам «История» и «Обществознание» применяются тестовые, контрольные, срезовые, самостоятельные работы. Учащиеся должны ознакомиться с наиболее значимыми событиями из истории нашей Родины, современной общеполитической жизнью страны, получить основы правового и нравственного воспитания. Материалы курсов «История» и «Обществознание» дают представление о наиболее важных сторонах жизни общества.
Оценка «5» ставится, если обучающийся показывает знание, понимание и усвоение всего объема программного материала. Умеет выделять главные положения в изучаемом материале, на основании фактов и примеров обобщать и делать выводы, устанавливать межпредметные связи, применять полученные знания в незнакомой ситуации. Устраняет незначительные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя. При оформлении письменных работ соблюдает культуру письменной речи, не допускает ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится, если обучающийся показывает знание всего изученного материала. Умеет выделять главные положение на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике с помощью учителя или опорных материалов. При оформлении письменных работ может допустить незначительные (негрубые) ошибки или недочеты, при этом соблюдает правила культуры письменной речи, оформления работы.
Оценка «3» ставится, если обучающийся показывает знания и умения на уровне минимальных требований программы, затрудняется самостоятельно воспроизвести изученный материал, при выполнения письменных работ допускает одну-две грубые ошибки или несколько негрубых, показывает незначительное несоблюдение основных правил письменной речи и оформления работ. Обучающемуся требуется постоянная помощь учителя.
Оценка «2» за устный ответ не ставится.Может быть поставлена в тетради за небрежное выполнение работы как метод воспитательного воздействия на ученика.
Критерии оценивания знаний, умений и навыков учащихся по предметам «Биология» и «Окружающий мир».
Знания и умения учащихся по предметам «Биология» и «Окружающий мир» оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.
Оценка «5» ставится, если обучающийся осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы. Допускает единичные ошибки и сам их исправляет.
Оценка «4» ставится, если ответ обучающегося в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится, если обучающийся усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями, в выполнении практических работ допускает ряд ошибок, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка «2» за устный ответ не ставится, Может быть поставлена в тетради за небрежное выполнение работы как метод воспитательного воздействия на ученика.
Оценка продвижения обучающихся со сложным дефектом и комплексными нарушениями в развитии.
Обучение детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, сложным дефектом делится на несколько образовательных этапов и не оценивается. Целью каждого этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит усвоить. Наиболее значимыми этапами являются:
- действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет сто-то делать с ним);
- действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;
- действие выполняется взрослым частичной помощью взрослого;
- действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображение или вербально);
- действие выполняется ребёнком по подражанию или образцу;
- действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.