Требования к уровню подготовки обучающихся к концу первого класса




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Учебный предмет: окружающий мир (начальное общее образование).

Класс: 1-Г.

Количество часов: в неделю – 2; всего за год – 66 (33 учебные недели).

Учитель: Буркацкая Александра Эдуардовна, учитель начальных классов.

Планирование составлено на основе программы: учебной программы начального общего образования

УМК «Школа России»(2011 г.), авторской программы «Окружающий мир» А.А. Плешакова.

 

Используемый учебник: Плешаков А.А.: «Окружающий мир.1 класс».

Учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений (М.: «Просвещение», 2014 г.)

Формы и сроки контроля

Вид контроля I полугодие II полугодие Год
Проект      

Тематическое планирование составила ______________ / Буркацкая Александра Эдуардовна/

г. Джанкой

2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (образовательная отрасль «Естествознание и обществознание») для 1-Г классаразработана на основе требований к результатам освоения учебного предмета ФГОС НОО, с учётом авторской программы «Окружающий мир» А.А.Плешакова, Основной образовательной программы НОО МОУ «Школа-гимназия №6», Положения о рабочей программе учебного предмета, курса МОУ «Школа-гимназия №6».

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю, 1 класс – 66 ч (33 учебные недели).

1. Цели учебного предмета:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

 

2. Задачи учебного предмета:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

 

3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета:

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

• название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города;

• государственную символику России: флаг, герб, гимн;

• государственные праздники;

• основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

• уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

• вести наблюдения в природе;

• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;

• называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

• называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру; знать названия дней недели;

• вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;

• выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;

• объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;

• группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей;

• различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);

• различать овощи и фрукты;

• выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);

• особенности труда людей наиболее распространенных профессий;

• оценивать правильность поведения в быту (правила общения);

• правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;

• назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;

• правила сохранения и укрепления здоровья.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу первого класса

- В результате изучения окружающего мира первоклассники научатся:

- распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; де­ревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц;

- распознавать основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;

- приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и куль­турных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), животных;

- характеризовать изученные группы растений, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем);

- характеризовать признаки времён года;

- объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);

- находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;

- понимать правила поведения в природе;

- называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;

- называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;

- называть правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

- называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, бла­годарности, извинения, прощания; знать о культуре поведения в общественных местах.

 

- К концу обучения в первом классе ученик получит возможность научиться:

- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; вести на­блюдения в природе под руководством учителя; выполнять правила поведения в природе;

- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города, трудом людей под руководством учителя;

- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

- использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; выполнять режим дня;

- рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий рассказывать о достопримечательностях родного города;

- объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и жи­вотных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного от­ношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;

- объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;

- моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;

- анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;

- осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здо­ровью.

 

4. Содержание учебного предмета:

 

№ п/п Содержание предмета К-во часов Основные виды учебной деятельности Форма организации занятий
1. Введение.   Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения.   Осваивать первоначальные умения: задавать вопросы; вступать в учебный диалог; пользоваться условными обозначениями учебника; различать способы и средства познания окружающего мира; оценивать результаты своей работы на уроке.    
  • работа с учебником;
  • дидактические игры;
  • коллективное обсуждение вопросов;
  • экскурсия.
2. Что и кто?   Что можно увидеть на небе днём и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звёзды. Созвездие Большая медведица. Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растёт на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника. Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян. Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением. Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы. Наша родина – Россия. Природа, города, народы России. Знакомство с государственными символами России. Флагом, гербом, гимном. Наш город – часть большой страны. Планета Земля, её форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.       Работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей. Сравнивать, различать и описывать герб и флаг России. Рассказывать о малой родине и Москве как столице государства. Сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов. Обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве, узнавать достопримечательности столицы, рассказывать по фотографиям о жизни москвичей – своих сверстников. Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём, моделировать форму Солнца, созвездий. Находить на ночном небе ковш Большой Медведи­цы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой. Группировать объекты неживой природы (камешки) по разным при­знакам, определять образцы камней по фотографиям, рисун­кам атласа-определителя, различать гранит, кремень, известняк. Находить у растений их части, показывать и называть, различать цветки и соцветия. Определять растения с помощью атласа-определителя, узнавать их по рисункам, различать изученные растения. Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях, узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях, определять деревья по листьям. Различать лиственные и хвойные деревья, сравнивать ель и сосну. Узнавать насекомых, рыб, птиц, зверей на рисунках, определять их с помощью атласа-определителя. Характеризовать назначение бытовых предметов, группировать предметы домашнего обихода. Определять составные части компьютера, характеризовать их назначение. Выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода, формулировать правила перехода улицы. Использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты, объяснять особенности движения Земли. Выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.
  • работа с учебником;
  • дидактические игры;
  • работа в парах;
  • практическая работа;
  • моделирование;
  • групповая работа;
  • коллективное обсуждение вопросов;
  • исследование;
  • проект.
   
3. Как, откуда и куда? Река и море. Куда текут реки. Пресная и солёная вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи. Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лёд. Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например, шоколад, изюм, мёд. Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать землю чище.     Называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи, рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; оценивать значение семьи для человека и общества. Обсуждать необходимость экономии воды, выяснять опасность употребления загрязнённой воды, проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку. Запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и элек­троприборами. Сравнивать реку и море, различать пресную и морскую воду; Проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов. Наблюдать за ростом и развитием растений, за жизнью животных, рассказывать о своих наблю­дениях. Изготавливать простейшие кормушки и под­бирать подходящий для птиц корм. Обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении, необходимость раздельного сбора мусора. Исследовать снежки и снеговую воду на на­личие загрязнений, формулировать предложения по защите окружающей среды от загряз­нений. Обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижении и достижения других учащихся.
  • работа с учебником;
  • дидактические игры;
  • работа в парах;
  • практическая работа, опыты;
  • моделирование;
  • групповая работа;
  • коллективное обсуждение вопросов;
  • исследование;
  • проект.
 
4. Где и когда? Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелётные птицы. Где они зимуют и как учёные узнали об этом. Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как учёные изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь. История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.     Анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы. Коллективно составлять рассказ о школе и классе, презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотогра­фиями. Различать прошлое, настоящее и будущее, называть дни недели в правильной последовательности. Соотносить времена года и месяцы, наблюдать сезонные изменения в природе. Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их. Устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природ­ными условиями. Различать зимующих и перелётных птиц, объяснять причины отлёта птиц в тёплые края. Отличать национальную одежду своего народа от одежды других на­родов, различать типы одежды в зависимости от её назначения. Сравнивать старинные и современные велосипеды, запомнить правила безопасной езды на велосипеде. Сравнивать жизнь взрослого и ребенка, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи. Выполнять тестовые задания учебника.
  • работа с учебником;
  • дидактические игры;
  • работа в парах;
  • практическая работа;
  • моделирование;
  • групповая работа;
  • коллективное обсуждение вопросов;
  • исследование;
  • проект.
 
5. Почему и зачем? Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звёзд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди. Почему идёт дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. Объяснение названий растений и животных, например, медуница, недотрога, жук-носорог. Что эти названия рассказывают о своих хозяевах. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну. Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолётов. Устройство самолёта. Самолёты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле. Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – день Земли.     Сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца. Наблюдать за изменениями внешнего вида Луны. Объяснять причины возникновения дождя и ветра. Исследовать возникновение и распростране­ние звуков. Называть цвета радуги, запомнить их последовательность. Рассказывать об уходе за кошкой и собакой, познакомиться с предметами ухода за ними. Определять цветы и бабочек с помощью атласа-определи­теля; объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину. Делать выводы о значении сна в жизни человека. Различать овощи и фрукты, сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма, запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов. Осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук, формулировать основные правила гигиены. Различать средства связи и средства массовой информации, обсуждать назначение Интернета. Классифицировать автомобили, поезда, корабли, самолёты в зависимости от их назначения. Обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте. Рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника. Приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой, оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них. Обсуждать выступления учащихся.   • работа с учебником; • дидактические игры; • работа в парах; • практическая работа; • моделирование; • групповая работа; • коллективное обсуждение вопросов; • исследование; • проект.
  Итого:      

5. Календарно – тематическое планирование по окружающему миру:

Тема урока Кол-во часов Дата по плану Дата проведения
   
Введение (1 час)
  День Знаний. Моя будущая профессия. Задавайте вопросы! Инструктаж по ТБ (Ч.1, с.3-8)   01.09  
Что и кто? (20 часов)
  Что такое Родина? (с.10-11)   06.09  
  Что мы знаем о народах России? (с.12-13)   08.09  
  Что мы знаем о Москве? (с.14-15)   13.09  
  Проект «Моя малая родина» (с.16-17)   15.09  
  Что у нас над головой? (с.18-19)   20.09  
  Что у нас под ногами? (с.20-21)   22.09  
  Что общего у разных растений? (с.22-23)   27.09  
  Что растет на подоконнике? (24-25)   29.09  
  Что растет на клумбе? (с.26-27)   04.10  
  Что это за листья? (с.28-29)   06.10  
  Что такое хвоинки? (с.30-31)   11.10  
  Кто такие насекомые? (с.32-33)   13.10  
  Кто такие рыбы? (с.34-35)   18.10  
  Кто такие птицы? (с.36-37)   20.10  
  Кто такие звери? (с.38-41)   25.10  
  Что нас окружает дома? (с.42-43)   27.10  
  Что умеет компьютер? (с.44-45)   08.11  
  Что вокруг нас может быть опасным? (с.46-47)   10.11  
  На что похожа наша планета? (с.48-49)   15.11  
  Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина» (с.50-54)   17.11  
Как, откуда и куда? (12 часов)
  Как живёт семья. Проект «Моя семья» (с.56-59)   22.11  
  Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Практическая работа. Опыт, показывающий загрязнение и очистку воды. (с.60-61)   24.11  
  Откуда в наш дом приходит электричество? Практическая работа. Сборка электрической цепи из электроконструктора. (с.62-63)   29.11  
  Как путешествует письмо? (с.64-65)   01.12  
  Куда текут реки? Практическая работа. Приготовление «морской» воды. (с.66-67)   06.12  
  Откуда берутся снег и лёд? Практическая работа. Изучение свойств снега и льда. (с.68-69)   08.12  
  Как живут растения? Практическая работа. Приёмы ухода за комнатными растениями. (с.70-71)   13.12  
  Как живут животные? (с.72-73)   15.12  
  Как зимой помочь птицам? Практическая работа. Изготовление кормушки из бумажного пакета. (с.74-77)   20.12  
  Откуда берётся и куда девается мусор? Практическая работа. Сортировка упаковок из-под продуктов. (с.78-79)   22.12  
  Откуда в снежках грязь? Практическая работа. Исследование снежков и снеговой воды. (с.80-81)   10.01  
  Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» (с.82-87)   12.01  
Где и когда? (11 часов)
  Когда учиться интересно? (Ч.2, с.4-5)   17.01  
  Проект «Мой класс и моя школа» (с.6-7)   19.01  
  Когда придёт суббота? (с.8-9)   24.01  
  Когда наступит лето? (с.10-11)   26.01  
  Где живут белые медведи? Практическая работа. Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды. (с.12-13)   31.01  
  Где живут слоны? Практическая работа. Определение на глобусе экватора. (с.14-15)   02.02  
  Где зимуют птицы? (с.16-19)   07.02  
  Когда появилась одежда? (с.20-21)   09.02  
  Когда изобрели велосипед? (с.22-23)   14.02  
  Когда мы станем взрослыми? (с.24-25)   16.02  
  Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» (с.26-30)   28.02  
Почему и зачем? (22 часа)
  Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью? (с.32-33)   02.03  
  Почему Луна бывает разной? (с.34-35)   07.03  
  Почему идёт дождь и дует ветер? (с.36-37)   09.03  
  Почему звенит звонок? Практическая работа. Изучение возникновения и распространения звуков. (с.38-39)   14.03  
  Почему радуга разноцветная? (с.40-41)   16.03  
  Почему мы любим кошек и собак? (с.42-43)   21.03  
  Проект «Мои домашние питомцы» (с.44-45)   23.03  
  Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? (с.46-47)   04.04  
  Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? (с.48-51)   06.04  
  Зачем мы спим ночью? (с.52-53)   11.04  
  Почему нужно есть много овощей и фруктов? (с.54-55)   13.04  
  Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа. Как правильно чистить зубы. (с.56-57)   18.04  
  Зачем нам телефон и телевизор? (с.58-59)   20.04  
  Зачем нужны автомобили? (с.60-61)   25.04  
  Зачем нужны поезда? (с.62-63)   27.04  
  Зачем строят корабли? (с.64-65)   02.05  
  Зачем строят самолёты? (с.66-67)   04.05  
  Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? (с.68-69)   11.05  
  Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? (с.70-71)   16.05  
  Зачем люди осваивают космос? (с.72-73)   18.05  
  Почему мы часто слышим слово «экология»? (с.74-75)   23.05  
  Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питом­цы» (с.76-83)   25.05  
           

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: