Перечень вопросов для проведения зачёта




Оценочные средства промежуточной аттестации

№ п/п / № темы Формулировка вопросов Ответы
1 / 1-3, 6 Определение понятия «сохранение». Основные принципы.     В реставрационной теории и практике существуют две профессиональные позиции, два мировоззрения – одно отдает приоритет художественному образу, второе мыслит произведение искусства как предмет материальный. Поэтому цели восстановления памятника понимаются по-разному. Одним из специфических свойств декоративно-прикладного искусства является различие между авторским замыслом и его конкретным воплощением в материальной структуре, наличие повторений и вариантов. Применение к предметам декоративно-прикладного искусства понятий «уникальный», «авторский» правомерно лишь в отношении произведений, относящихся ко времени ручного производства, древних, дошедших в единичных экземплярах, единичных авторских изделий. Авторские изделия декоративно-прикладного искусства, как правило, тиражируются, выполняются серийно в рамках массового поточного производства. Реконструкция и консервация предметов декоративно-прикладного искусства могут преследовать общие цели. Специфика данного вида искусства обусловливает правомерность и возможность реконструкции с целью сохранения авторской идеи.
2 / 1-3, 6 Определение понятия «реставрация». Основные принципы.   Развитие практической и теоретической деятельности породило три основные методологии, суть которых выражают три Великие Идеи реставрации. Первая - восстановление произведения в его первоначальном виде; вторая - сохранение объекта в максимально возможной неприкосновенности, третья - выявление и согласование исторических и художественных ценностей объекта. Таким образом, установление цели определит стратегию и тактику реставрационных мероприятий, а также долю разных видов воздействия – реконструкции, консервации и научной реставрации. Существует целый ряд объективных причин, которые исключают единство принципов реставрации произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.  
3 / 4-5 Правовые основы научной реставрации художественных изделий   В соответствии с положениями закона СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (1979 г.) все реставрационные работы производятся специализированными научно-реставрационными организациями или организациями, имеющими в своем составе высококвалифицированных реставраторов, с разрешения и под контролем органов охраны памятников. Проведению реставрационных работ предшествует исследование памятника культуры, его атрибуция*, выявление степени сохранности и степени искажения предшествующими реставрациями, установление первоначального вида. В результате исследования определяют объем и методы реставрационных работ, разрабатывают методику их выполнения.   .
4 / 7-10 Принципы физико-химического метода научно-реставрационного исследования художественных изделий   Использование лабораторных физико-химических анализов происходит при помощи научных приборов таких как инфракрасный спектрометр немецкого производства «Vertex 70 FTI» с Фурье-преобразованием, РФА-спектрометр «ElvaX-ART». Он усовершенствован украинской компанией «Элватех» специально для изучения произведений искусства неразрушающим методом, благодаря чему можно без отбора проб определить состав неорганических составляющих исследуемого предмета с помощью аналитического программного обеспечения. Применение аналитических методов, используемых при технологическом изучении произведений искусства, обусловлено двумя моментами: совершенствованием существующих методов анализа и разработкой новых. Основная цель, которая при этом преследуется, состоит в том, чтобы метод требовал минимального количества вещества для анализа, давая при этом наиболее подробную информацию о составе пробы. Именно этими особенностями отличаются современные физико-химические методы исследования. В 20-х годах XX столетия впервые для изучения неорганических компонентов был применен эмиссионный спектральный анализ. Его использовали тогда французские криминалисты для определения подлинности картин Ренуара. Однако еще в середине 50-х годов эмиссионному спектральному анализу только предсказывали большое будущее при исследованиям в области раставрации. В 60-х годах в Государственном научно-исследовательском институте реставрации (тогда Всесоюзная лаборатория консервации и реставрации) была создана специальная лаборатория. В периодических изданиях, в докладах, прочитанных на международных конференциях последних тридцати лет, периодически появляются сообщения о применении того или иного вновь разработанного аналитического метода для изучения объекта реставрации. Некоторые из предлагаемых методов пока не вышли за рамки эксперимента, другие, как, например нейтронно-активационный анализ, использование которого особенно эффективно при определении элементов, находящихся в малых концентрациях, несмотря на известные трудности, уже нашли себе применение в реставрационном процессе. К числу таких методов принадлежит и масс-спектрометрия, позволяющая по количеству определяемых стабильных изотопов некоторых элементов, входящих в состав вещества, установить происхождение исходного сырья и косвенным путем судить о времени его изготовления.
5 / 7-10 Методы научно-реставрационного исследования художественных изделий   Под методом реставрации понимают способ и образ действий реставратора, под методикой - последовательность и приемы выполнения отдельных операций. В настоящее время существуют два основных метода реставрации памятников истории и культуры: консервация и реконструкция. Консервация- совокупность научно обоснованных мер, направленных на приостановление процесса разрушения памятника, укрепление и поддержание памятника в дошедшем до нашего времени виде. В отношении изделий ДПИ такими мерами являются очистка предмета от загрязнений, дезинфекция, общее и местное укрепление предмета; защита от дальнейшего воздействия внешней среды. Реконструкция – это воссоздание памятников искусства прошлого по сохранившимся их остаткам, изображениям или описаниям. В процессе реставрации могут воссоздаваться заново различные части предмета, в сильной степени разрушенные или утраченные: отдельные конструктивные детали или их части, фрагменты декора (резьбы, мозаики, накладных украшений из металла), а также отделочные покрытия. Задача реставрационной реконструкции - воспроизведение с максимальной точностью первоначального облика как отдельных элементов, так и предмета в целом. Объем реконструкционных работ зависит от состояния памятника, его исторической и художественной ценности, а также от его дальнейшего назначения и характера экспозиции. В некоторых случаях он может быть полностью воссоздан заново. Реставрация может быть фрагментарной и целостной. При этом последняя отличается от фрагментарной реставрации не масштабом производимых работ, а целью - восстановлением памятника в его изначальном состоянии. В таком случае проблема ценности и сохранности более поздних наслоений решается иначе, чем при фрагментарной реставрации, и определяется, прежде всего, датировкой этих наслоений по отношению ко времени, на которое воссоздается памятник. Здесь можно усматривать некоторое сходство между целостной реставрацией, которая не всегда обладает исчерпывающей документацией, и в отдельных случаях предусматривает привлечение архитектурных аналогов, и реституцией, хотя реституция должна применяться в исключительных случаях
6 / 6 Виды реставрационных работ художественных изделий. Классификация. Основная цель консервации — прекращение (приостановление) разрушительных процессов; выявление и стабилизация материальных остатков произведения в том виде, в каком они дошли до наших дней, в их исторической доподлинности; придание им долговременной сохранности. В противовес художественно-восстановительной реставрации в процессе консервации определяется преимущественное значение химико-технологических видов работ, а именно: очистки, обессоливания, дезинфекции, укрепления, гидрофобизации. Одну из операций - соединение фрагментов разрушенного произведения — нередко относят к собственно реставрации. Для проведения таких работ необходимо специальное оборудование и помещение, а исполнитель должен быть соответствующим образом подготовлен к ведению лабораторных и технических операций. Реставрацией(в узком значении этого термина) называются работы по ограниченному объемному (и живописному) восполнению относительно небольших утрат на скульптуре, сохранившейся в наиболее существенных, художественно важных ее частях. Допустимость восполнений, в каждом конкретном случае, должна быть методически обоснованной и убедительно подкрепленной вспомогательным материалом. Технология и материалы, используемые в реставрации, как правило, должны отличаться от авторских во избежание эффекта подделки. Реставрация включает следующие виды работ: — выполнение и отделку объемных восполнений, мастиковок и грунтовок; — различные способы фактурной, текстурной и цветовой имитации; — тонировка, патинировка и различные виды металлизации; — изготовление приспособлений для монтажного и конструктивного укрепления многочастных изделий, а также для возможного экспонирования. Профессиональные требования к исполнителю предусматривают, помимо обязательного владения техническими навыками в различных видах формовки, обработки и отделки восполненных частей, серьезную общехудожественную подготовку, эстетически развитый вкус и определенные знания в этой области. Реконструкция — это совокупность работ по воссозданию полностью или в значительной мере утраченного произведения, выполняемых с различной степенью приближения к оригиналу, его аналогии или же гипотетическому прообразу. Следует различать научно-музейную и производственную реконструкции. Научно-музейная реконструкция, как правило, решает вспомогательные научно-методические или учебно-познавательные задачи (вкупе с хранительскими и экспозиционными), категорически отвергая полную имитацию подлинника. Главной задачей такой реконструкции является максимальное выявление оригинальных сохранившихся частей при условии явной опознаваемости привнесенных дополнений. Это достигается условной, намеренно упрощенной трактовкой доделок: введением инородных материалов, ослаблением выразительности применяемых декоративных средств, отказом от детализации. Производственная реконструкция подразумевает воспроизведение сильно поврежденного или полностью утраченного оригинала с использованием идентичных скульптурных материалов и технических приемов, применяемых при изготовлении оригинала. Для этого вида реконструкции характерно воссоздание крупных по объему и художественной значимости частей, либо произведения в целом. Производственную реконструкцию неправомерно причислять непосредственно к сфере реставрационной деятельности, так как она претендует на вторичное творчество и ставит целью полную подмену утраченного или руинированного памятника за счет максимального использования идентичных материалов, нередко при этом игнорируя сохранившиеся подлинные фрагменты. В подобных случаях уместнее говорить не столько о реконструкции конкретного предмета искусства, сколько о вольном копировании, сопряженном с более или менее успешной попыткой воспроизведения утраченной старой техники, забытого ремесла, секретов технологии. Что касается вспомогательного материала, аналогов, используемых для реконструкций обоих типов, он представлен в одних случаях косвенными, гипотетическими аналогиями, в других — полностью адекватными образцами, копиями.
  7 / 4 Методы научно-реставрационной идентификации художественных изделий. Система экспертизы Экспертиза и атрибуция культурных ценностей с целью идентификации художественных изделий на сегодня является актуальной проблемой. Эти предметы в процессе фондовых сверок или при их реставрации иногда требуют отдельных исследований, уточнений и идентификации, что предусматривает ряд исследований: исторических, искусствоведческих, технико-технологических, а также ведения профессиональной научной документации, описание памятника и тому подобное. Экспертные исследования художественных изделий - это процессы проведения сравнительного анализа характерных признаков предмета с тщательным описанием его формы, технологии изготовления, конструктивных особенностей, декоративного оформления на примере широко и достоверно известных аналогов. Анализ последних исследований и публикаций говорит о том, что проблемы атрибутивной идентификации культурных ценностей произведений искусства рассмотрены в трудах российских и украинских ученых. Атрибуция - это первая ступень научно-исследовательской работы в музее и вместе с тем ее наиболее важный и мзначимый этап. Сфера таких исследований весьма разнообразна и имеет свое воплощение в ряде научных практик. Музейная экспертиза нацелена на поиски имени и предоставлении достоверных сведений о памятнике. Это позволит иметь более полную характеристику по проведению атрибуции. Особое значение в аспекте проблем научной экспертизы получили разработки эффективных направлений ее проведения. Атрибуция памятников декоративно-прикладного искусства - это сложный процесс, в котором анализ формы, декора, цвета, материала, техники составляют взаимосвязанные элементы единого целого. Сегодняшний день требует от исследователей принципиально новых решений проблем исследования памятников истории и культуры. Для того чтобы получить правильный ответ, нужно обратиться к письменным источникам, музейным и архивным. Однако, одного знания литературы недостаточно, необходима постоянная работа с самим предметом, причем важно не только правильное эмоциональное осознание предмета, но и ощущение непосредственного контакта с ним. Наблюдения учёного- практика и освещенные им отдельные теоретические вопросы по научной атрибуции художественных изделий являются обоснованными и убедительными, они подтверждаются фактическим материалом. Современные исследователи сходятся во мнении, что искусствоведческая и атрибутивная работа с историческими памятниками является процессом последовательного накопления научных знаний о памятнике с документальным оформлением найденной информации о нем. Осуществив теоретический анализ специальной литературы, можно утверждать, что проблема проведения атрибуции памятников истории и культуры является корневой для исследовательской работы. Вместе с тем, целый ряд конкретных методологических вопросов, связанных с искусствоведческой экспертизой остаются мало разработанными, например, проблемы исследования музейных произведений ДПИ с учётом исследований технико-технологического характера в ходе проведения их реставрации. Именно здесь вырабатываются основные методы проведения музейной атрибутивной идентификации изделий в процессе искусствоведческих исследований и проведении научной реставрации. Новизна научного исследования заключается в проведении комплексного обследования художественных изделий и рассмотрения истории их научной атрибуции, экспертизы, реставрации. Атрибуция культурных ценностей (лат. Attributio - определение) – это деятельность специалистов, направленная на исследование достоверности предметов, установление авторства, времени и места изготовления произведения. Основными признаками атрибуции является стилистический анализ, рассмотрение композиции и сюжета, иконографии, техники и технологии изготовления изделий. Особенностями экспертизы художественных изделий является выявление основных признаков, определение их исторического названия, назначения и бытования. Если предмет музейный, нужно устаносить его связь с историческими фактами или персонами, расшифровать надписи, клейма, маркировку и другие метки, определить степень сохранности памятника и описать его повреждения. Визуально специалист может отличить художественное изделие XIX века от такого же изделия XIX века. Установление подлинности предмета занимает важное место в определении вещей. Причиной такой роли подлинности есть огромное количество подделок и фальсификатов, причем способы подделок художественных изделий в начале ХХ века настолько усовершенствовались, что проводить установление подлинности стало довольно трудно. Следует отметить, что чаще всего фальсификаты встречаются среди редких ценных изделий, поэтому для установления их подлинности эксперты нередко пользуются специальными каталогами с изображениями художественных изделий разных эпох и каталогами аукционов. Характеризуя изделия ДПИ, определим главные особенности, которые могут подтвердить подлинность или опровергнуть их соответствие оригиналу: - состояние сохранности художественного изделия; - время создания памятника, как важный критерий в проведении атрибуции, предоставляющий данные о соответствии стилистики предмета; -уникальность и раритетность художественного произведения (определяют по технике изготовления, сложности декорирования, раритетность - по минимальному его тиражированию). -наличие клейм на изделии, проставленных различными способами и приемами. Художественные изделия описывают с учетом установленных общих идентичных элементов, а также отдельных специфических деталей. Целью атрибутивной идентификации является сравнение подобных признаков исследуемых фарфоровых и фаянсовых изделий с признаками аналогичного произведения и установка, таким образом, или автора произведения, или предприятия, которое его выпустило. Проблемы музейной атрибуции, экспертизы и реставрации неоднократно обсуждались на отечественных и международных научно-практических конференциях. В этом контексте весьма актуальна необходимость обозначения ряда дискуссионных моментов по определению стилистических особенностей художественных изделий, так как атрибуция включает анализ стилистических особенностей произведения. Понятие стиля означает исторически определенную совокупность образной системы художественных средств и способов. Кроме того, стиль впитывает в себя национальные черты, связанные с конкретными условиями жизни и традициями народа. При исследовании стилистики художественного изделия необходимо учитывать индивидуальную манеру автора. Исследование стилистических особенностей помогает определить время и место бытования предмета. Определение стилистических черт произведения осуществляется на основе анализа его формы и декора. Музейные памятники далеко не всегда имеют яркие стилистические особенности. Определению стиля предмета мешает также существование имитаций, подражаний, копий. Из сказанного выше можно сделать вывод, что атрибутивная работа с изделиями фарфора и фаянса предполагает, прежде всего, рассмотрение их стилистических особенностей, формы и декора.   Важно также отметить, что при разноплановом исследовании музейных предметов, их атрибуцию во многих случаях осуществляют по аналогам, подобным оригинальным произведениями, которые могут быть изготовлены из подобных материалов или иметь элементы аналогичного декора. Аспект проблематики методов аналогий при проведении атрибуции произведений искусства возникает и в области оценивания антикварных предметов. Метод аналогий заключается в том, чтобы найти признаки родства между экспортируемым предметом (аналогом) и уже проданными предметами (прототипами) и построить любое осмысленное не противоречащее умозаключение. Этот метод предусматривает использование операций аналоговой и математической логики, логики предикатов. Атрибуция культурных ценностей осуществляется с помощью аналитических, документальных, лабораторных (технико-технологических) методов исследования путем стилистического, сравнительного анализа и интерпретации. Важным моментом в процессе проведения атрибуции и реставрации произведений искусства является обязательное ведение документации. Документирование включает учет и информативность - введение в научный оборот и создание банка данных. Особого внимания требует факт того, что каждый памятник связан с определенной средой, эпохой, конкретным событием и эту связь нужно установить. Особенно важно выявить предметы, имеющие отношение к выдающимся деятелям или событиям, то есть предметы мемориальные. Данные о принадлежности памятника могут быть зафиксированы в письменных или изобразительных источниках. Искусствоведы и эксперты, ведя теоретическую и практическую работу в исследовании памятников культуры руководствуются научным подходом, что позволяет объективно решать вопросы атрибуции художественных изделий. Важным фактором в проведении экспертизы и атрибуции произведений: определении места изготовления памятника, авторства, времени создания, - является исследование нанесенных, на них различных клейм, марок, геральдических знаков, штампов, клейм, цифровых обозначений, надписей. Для эффективного проведения атрибуции нужно четко определить характерные признаки предмета, детально его осмотреть и выполнить:-фотофиксацию предмета в разных ракурсах; -провести замер изделия (измерить его высоту, ширину, длину, глубину, диаметр и т. д., указывая параметры в сантиметрах); -определить типологические признаки и принадлежность предмета к определенному времени и исследовать стилевые особенности орнаментальной росписи (растительной, геометрической, антропоморфной, зооморфной и др.) и отметить место ее расположения;-выяснить источник поступления информации о памятнике (экспедиция, дар, закупка); -исследовать исторические сведения о создании памятника, его функционирование, поступление в музей.  
8 / 7-10 Принципы микроскопического метода научно-реставрационного исследования художественных изделий   Микроскопический анализ - один из самых информативных видов экспертизы художественных произведений. Он позволяет: — наиболее точно определить состояние сохранности произведения; — сделать вывод о способе нанесения подписи; —предположить ориентировочную датировку произведения по живописным материалам, техническим признакам нанесения грунта и способам построения красочного слоя; — установить технологические признаки оригинальности или вторичности работы; — для решения вопроса об авторстве соотнести результаты микроскопических исследований произведения с банком эталонных данных по технологии картин предполагаемого художника. 1. Микроскопический анализ позволяет максимально точно выявить степень реставрационных вмешательств, в частности распознать старые тонировки и записи, не выявляемые в УФ-лучах из-за лаковых наслоений. Только при исследовании в микроскоп можно увидеть реставрационные тонировки и записи, отличающиеся от авторского слоя по составу пигментов, степени прозрачности и рельефу залегания, но почти сравнявшиеся с ним по прозрачности, близкие по цвету и порой уже имеющие общий с ним кракелюр. Их рентгеновская плотность часто не дает контраста, поэтому выявить их на рентгенограмме так же сложно, как и в УФ-лучах. В отдельных случаях при «творческой» реставрации может быть изменен цвет некоторых деталей: волос, глаз, костюма, фона и пр. Исследование под микроскопом дает возможность по остаткам красочного слоя узнать исходную цветовую гамму произведения. 2. Исследование под микроскопом позволяет определить способ нанесения подписи, так как только при сильном увеличении можно увидеть тончайшие нюансы ее залегания и установить, написана ли она одновременно с красочным слоем или нанесена позже по кракелюру, загрязнениям, потертостям, реставрации. Даже не авторская подпись может быть столь давней, что частично приобретет кракелюр, общий с авторской живописью. Способ нанесения подписи имеет наиболее важное значение, так как начертание автографа можно искусно подделать. Задача идентификации подписи существенно упрощается, если она выполнена: а) по сырому, б) полусырому красочному слою, в) теми же пастами, которыми написана картина. 3. Микроскопическое исследование позволяет ориентировочно датировать картину на основании анализа ее структуры, пигментного состава и приемов построения живописи. Знания о холстах, грунтах, составе, замесе и перетире пигментов, а также диапазоне применения конкретных живописных материалов и приемах построения красочных слоев дают возможность выдвинуть предположительную датировку. Наиболее объективный вывод о времени создания произведения делается в комплексе с результатами иконографического, стилистического и химического анализа. 4. Микроскопический анализ помогает установить вторичность произведения, технологическим признаком которой в отдельных случаях может являться отсутствие подмалевка. 5. При решении вопроса об авторстве учитываются результаты всего комплекса исследований, в котором микроскопический анализ играет немаловажную роль. Исследование грунта, состава и соотношения пигментов, определение последовательности построения изобразительных деталей (например, последовательность завершения элементов лица, одежды или аксессуаров и т.п.), особенностей построения красочных слоев позволяют составить представление о живописных материалах и технических приемах конкретного автора. Детальное технологическое исследование картины дает возможность на фоне общих признаков времени выделить характерные особенности, свойственные индивидуальной манере художника. Весьма существенно то, что микроскопический анализ является экспресс-методом технологической экспертизы, результаты которого совместно с результатами иконографического и стилистического анализа позволяют либо сразу решить вопрос о времени создания, школе живописи и оригинальности картины, либо, при решении вопроса об авторстве и затруднении в датировке, наметить дальнейшую перспективу исследований.
9 / 7-10 Использование химического метода в реставрации художественных изделий Химическая очистка удаляет все продукта коррозии, находящиеся на поверхности металлического предмета. Применять ее допустимо только тогда, когда нет надежды сохранить коррозионный слое в стабильном состоянии. Патинирование: необходимость в патинировании предметов из меди и медных сплавов встречается довольно часто. Например, после химической очистки обнаженный металл имеет яркий цвет свежетравленной меди, не отвечающий эстетическим требованиям музейной экспозиции. Очистка изделий из меди и ее сплавов, украшенных другими металлами: при реставрации инкрустированных изделий или изделий, покрытых другим металлом, требуется знание способов покрытия, закрепления инкрустации, прочности сцепления с основным металлом в зависимости от техники наложения, характера разрушения. Такая работа может выполняться только реставратором с большим практическим опытом. В атмосферных условиях медь и ее сплавы покрываются тонким равномерным слоем продуктов коррозии, Образование пленки - самозатухающий процесс, т.к. продукты коррозии защищают поверхность, металла от взаимодействия с внешней средой. Процесс образования пленки состоит из двух ровных стадий. Коррозия серебра и его сплавов происходит под воздействием атмосферного воздуха. В сухом воздухе без агрессивных агентов при обычной температуре серебро покрывается слоем оксида толщиной 12 А. Толщина оксидных пленок при повышенной температуре составляет 100-200 А, т.е. находится в пределах толщины пассивных пленок. Таким образом, серебро, находящееся в чистом сухом воздухе покрывается бесцветной пассивной пленкой, не приводящей к изменению его внешнего вида. При несоблюдении определенных условий металл может начать разрушаться в сравнительно комфортных музейных условиях. Химическая очистка железа: при химической очистке удаляются все продукты коррозии железа, поэтому допустимо очищать лишь предметы (археологические и музейные) с массивным металлическим ядром, на которых имеются поверхностные коррозионные слои. Промывка: после электрохимической или электролитической обработок, как и после любой химической очистки, предмет должен быть промыт. Электролитическая очистка с применением электрического тока от внешнего источника относится к универсальным сильно действующим способам, применяемым для очистки изделий из любых металлов, при условии хорошей сохранности предмета. Обычно этим способом очищают достаточно крупные предметы. Очистка от загрязнений: Загрязнения на металлических предметах состоят обычно из жировых наслоений, смешанных с пылью, частицами органически веществ, копотью и пр. Все жировые загрязнения могут быть отнесены к двум основным группам: жиры минерального происхождения, удаляемые растворителями, и жиры животного и растительного происхождения, которые взаимодействуют с водными растворами щелочей или солей щелочных металлов, образуя растворимые в тёплой воде мыла. Общие методы очистки от загрязнений и продуктов корозии: очистка предмета от загрязнения, потемнения и наслоений продуктов коррозии является одной из главных и ответственных реставрационных операций, от успешного проведения которых зависит внешний вид предмета и в большей степени его дальнейшая сохранность. Перед началом реставрации предмет необходимо тщательно изучить: определить, из какого металла или сплава сделан предмет, его сохранность, наличие или отсутствие металлического ядра, толщину слоя продуктов коррозии, наличие активных очагов. Это поможет рассчитать общий объем работы, последовательность и методы обработки, сформулировать реставрационное задание. Защита металлов от коррозии ингибиторами (замедлителями) основана на свойстве некоторых химических соединений при введении их в незначительных концентрациях в коррозионную среду уменьшать скорость коррозионного процесса или полностью его подавлять. Электролитическими и электрохимическими способами могут быть очищены археологические и музейные железные предметы, которые имеют достаточно массивное металлическое ядро. Декоративная обработка поверхности железа: тонировка под бронзу. Металл протравливают соляной кислотой, тщательно промывают и выдерживают в парах азотной кислоты, затем быстро нагревают до 300-350°С, выдерживают до тех пор, пока поверхность не примет цвет бронзы
10 / 11-12 Основные научно-реставрационные исследования художественных изделий с применением драгоценных металлов. Многие аспекты реставрации драгоценных металлов находятся в состоянии экспериментальной разработки. Сталкиваясь со сложными реставрационными случаями и большими комплексами изделий, специалисты постепенно вырабатывают собственные методики, которые в дальнейшем помогут решать различные задачи. Сегодня лазерная сварка и лазерная очистка произведений искусства стала привычной техникой и успешно применяется в реставрации шедевров в музеях многих стран мира. Благодаря современным лазерным технологиям появилась возможность реставрировать уникальные экспонаты, в том числе и из драгоценных металлов, находившихся в плохом состоянии сохранности, которые ранее можно было только законсервировать, чтобы они не разрушались дальше, применяя для укрепления деталей традиционные методы – склейку и пайку оловом. Государственный Эрмитаж первый из музеев России использовал в реставрации лазерную сварку последнего поколения, которая отвечает всем музейным требованиям и позволяет сваривать сложнейшие детали – от тончайшей филиграни до толстостенных предметов. Специально для этого спроектированы уникальные установки с адаптированными для реставрации параметрами для сварки и лазерной очистки. В числе передовых технологий, используемых при реставрации экспонатов, следует отметить применение новейших полимеров, 3D моделирования и быстрого прототипирования, субпропорциональной гальванопластики. Только сейчас, благодаря длительной исследовательской работе по созданию тестовых таблиц и программ для лазерной сварки металлов любых типов, появилась возможность восстанавливать ювелирные изделия из драгоценных металлов. Для восстановления хрупких изделий, в декоре которых использованы минеральные краски, жемчуг, эмаль, перья, ткань, мастики и другие органические материалы, в применяют лазерную сварку, которая позволяет реставрировать музейные предметы, не раскрепляя камней и не разрушая органические материалы. Применяются установки трех типов: со стационарной рабочей камерой; индустриальные лазеры открытого типа; с оптико-волоконным кабелем; используются также мобильные системы для передвижения и подвешивания. Оптико-волоконный кабель позволяет проводить реставрационные работы на расстоянии от трех до 10 м от установки. С помощью машины можно удалять загрязнения не только прямым, но и отраженным светом, используя специальные зеркала. Лазеры способны без вреда для экспоната удалять олово, медные, железные окислы и испарять практически любые органические наслоения, которые иногда невозможно удалить с помощью традиционных химических реактивов. Установка позволяет очищать слой загрязнений от пяти микрон без повреждения металлической основы. Применение лазерной сварки и лазерной очистки в музейной реставрации позволяет радикально сократить время реставрации и существенно повысить качество работы. Для реставрации экспонатов с эмалями специалисты применяют обратимые керамически-армированные светоотверждаемые композиты. Особо сложные эмалевые вставки восстанавливают с помощью машин высокого давления в глицерине. Для фиксации всех реставрационных процессов применяется цифровая фото- и видеотехника. Практически во все микроскопы встроены цифровые записывающие устройства, соединенные с компьютером. Для визуального контроля реставраторы используют безокулярные стереомикроскопы, стереоувеличители и 3D видеомикроскопы. Эта техника позволяет улучшить качество реставрационных мероприятий и расширяет спектр возможностей исследователя. Большое значение придается исследовательской работе. Перед реставрационными мероприятиями экспонат тщательно изучают. Для этого используют томографы, рентгеновские установки, электронные и 3D микроскопы, РФА анализаторы металлов и покрытий и другие физико-химические исследования

КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 

Цели и задачи курсовой работы:

Целью курсовой работы является закрепление полученных знаний по дисциплине, развитие творческих способностей студентов и углубление специальной подготовки по реставрации и сохранению художественных изделий.

 

Задачи курсовой работы:

Разработка и обоснование метода, способа реставрации художественного изделия и выбор средств с учетом материала, технологии изготовления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: