Авторитарность
| социально-психологическая характеристика стиля руководителя (лидерства). Проявляется в сосредоточении в руках одного человека всей полноты власти, в устранении других людей от решения совместной деятельности, в подавлении их инициативы, в воздействии на них преимущественно мерами принуждения.
|
Авторитет
| 1) влияние, которым пользуется группа или индивид в различных сферах жизни, основанное на признании их опыта, знаний, нравственных достоинств и т.п.; 2) признание за индивидом права принимать решения в значимых для отдельных лиц или группы ситуациях.
|
Анкетный опрос
| метод социально-психологического исследования с помощью анкет. Проводится в целях выяснения биографических данных, мнений, ценностных ориентаций, социальных установок и личностных черт опрашиваемого.
|
Атрибуция каузальная
| (от лат. causa — причина и attribuo — придаю, наделяю) интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.
|
Аттитюд
| психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта; состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности
|
Аттракция
| (от лат. attrahere — привлекать, притягивать) — понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого; особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.
|
Аффилиация
| стремление человека быть в обществе других людей.
|
Вербальная коммуникация
| (лат. verbalis «словесный») — термин, применяемый для обозначения речевой коммуникации; использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык.
|
Влияние(в психологии)
| процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним.
|
Внутригрупповой фаворитизм
| стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы.
|
Внушение
| Целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на её некритичном восприятии. Человек, осуществляющий внушение, называется суггестор; человек, которому внушают, т.е., выступающий объектом внушения, называется суггеренд. Явление сопротивления действиям суггестора называется контрсуггестией.
|
Гендер
| «социальный пол», не всегда совпадающий с биологическим полом человека и предполагающий, что социальная особенность пола задается историческими и культурными условиями и не предполагает «естественной» заданности ролей. Понятие «гендер» сегодня агрессивно навязывается обществу западной цивилизацией, пропагандирующей «ценности» ЛГБТ-движения, по сути являющееся сатанинским.
|
Гипноз
| (от греч. hypnos — сон) — временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания. Гипноз возникает в результате специальных воздействий гипнотизера или целенаправленного самовнушения.
|
Группа референтная
| реальная или воображаемая социальная общность, на нормы, ценности и мнения которой индивид ориентируется в своем поведении.
|
Групповая поляризация
| социально-психологическое явление, характеризующееся тем, что в ходе групповой дискуссии изначально разноречивые мнения отдельных членов группы к завершению не сглаживаются, а заостряются, разделяя группу на две полярные группировки.
|
Группообразование
| процесс превращения первоначально случайной общности людей в обособленную малую группу, обладающую определенной внутренней структурой и типологическими признаками.
|
Гуманистический стиль
| Стиль общения с целью не изменения другого, а изменение представлений обоих партнёров относительно объекта взаимодействия; относительно же друг друга целью выступает взаимная поддержка
|
Деиндивидуализация
| утрата самосознания и боязни оценки; возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде.
|
Депривация
| (от англ. deprivation – лишение, отнятие) – ощущение острого дефицита, отсутствия материальных и духовных ресурсов, необходимых для полноценного развития индивида.
|
Дизъюнктивные чувства
| чувства, разъединяющие людей людей; в каждом случае такого отношения другая сторона выступает как неприемлемая, может быть, даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству, к совместным действиям.
|
Дистанция социальная
| степень близости или отчуждения классов, социальных групп и лиц по их положению в обществе.
|
Достижения мотивация
| потребность субъекта в достижении успеха в различных видах деятельности, особенно в условиях соревнования с другими людьми.
|
Дружба
| вид устойчивых индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности.
|
Заражение
| бессознательная невольная подверженность индивида определённым психическим состояниям через передачу определённого эмоционального состояния, или «психического настроя». Поскольку это состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей.
|
Идентификация
| Отождествление себя с другим, один из самых простых способов понимания другого человека – уподобление себя ему.
|
Идентификация внутригрупповая
| возникающая в совместной деятельности форма гуманных отношений, при которой переживания одного из группы даны другим как мотивы поведения, организующие их собственную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и на устранение фрустрирующих воздействий.
|
Импринтинг
| (англ. imprint — запечатлевать, оставлять след) — специфическая форма научения у новорожденных высших позвоночных, при котором в их памяти автоматически фиксируются отличительные признаки поведения первых увиденных ими внешних объектов (чаще всего родительских особей, выступающих одновременно носителями типичных признаков вида, братьев и сестер, пищевых объектов, в том числе животных — жертв, и др.).
|
Ингибиция социальная
| (от лат. inhibere — сдерживать, останавливать) — ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей, как реальных, так и воображаемых.
|
Индивидуализация
| развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.
|
Институт социализации
| социальная группа, в которой личность усваивает социальное влияние, приобщается к системам норм и ценностей, выступающая транслятором социального опыта и в которой личность воспроизводит усвоенное ранее социальное влияние и систему социальных связей.
|
Интеграция
| процесс, или действие, имеющий своим результатом, целостность; объединение, соединение, восстановление единства.
|
Интервью
| способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.
|
Каузальная атрибуция
| Механизм межличностного восприятия, приписывание другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация о причинах отсутствует. Потребность понять причины поведения партнёра по взаимодействию возникает в связи с желанием интерпретировать его поступки.
|
Когнитивная сложность
| психологическая характеристика познавательной (когнитивной) сферы человека, отражает степень категориальной расчлененности (дифференцированности) сознания индивида, которая способствует избирательной сортировке впечатлений о действительности, опосредствующей его деятельность.
|
Когнитивный диссонанс
| напряжение, которое появляется при осознании несовместимости каких-либо двух знаний.
|
Компетентность (социальная) коммуникативная
| ориентированность в различных ситуациях общений, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида; способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды.
|
Конкуренция
| (позднелат. concurrentia - от concurrere - сталкиваться), соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определенной общественной сфере. Конкуренция - существенная черта различных видов деятельности, в которых происходит столкновение интересов (политика, экономика, наука, спорт и др.).
|
Контент-анализ
| метод социальной психологии, основанный на качественно-количественном анализе документов, подразумевающий подсчет частоты (и объема) упоминаний тех или иных смысловых единиц исследуемого материала.
|
Конфликт
| наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
|
Конформизм
| изменения поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.
|
Конформность
| (от лат. conformis — подобный, сообразный) — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства, тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнениям окружающих, стремление приспособить его к их требованиям.
|
Конъюнктивные чувства
| чувства, сближающие людей, объединяющие их; в каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям.
|
Кооперация
| Координация единичных сил участников взаимодействия (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил: атрибуты кооперации: взаимопомощь участников, их взаимовлияние, их включенность во взаимодействие.
|
Корпорация
| организованная группа, характеризующаяся замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих интересов.
|
Культура
| понятия, установки, обычаи и особенности поведения, общие для большой группы людей и передающиеся из поколения к поколению.
|
Лидерство
| отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений.
|
Малая группа
| Группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.
|
Манипулятивный стиль
| стиль общения, целью которого является намерение управлять, обучать, оказать влияние, навязать свою позицию; ради осуществления манипуляции применяется широкий набор средств, таких, как отвлечение внимания, перехват инициативы, «эксплуатация» личных качеств объекта манипуляции.
|
Межгрупповая дискриминация
| установление различий между собственной и другой группой и действие на этом основании в пользу своей группы.
|
Межличностные отношения
| субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия.
|
Невербальная коммуникация
| Обмен информацией посредством неречевых знаков (жесты, мимика, пантомимика, просодика, организация пространства и времени коммуникативного процесса, визуальное общение).
|
Нормы групповые
| принятые в данной общности стандарты поведения, регламентирующие отношения людей.
|
Общение
| 1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.
|
Огруппление мышления
| режим мышления, возникающий у людей в том случае, когда поиски консенсуса становятся настолько доминирующими для сплоченной группы, что она склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действий.
|
Перцептивная защита
| разновидность психологической защиты, способ оградить личность от травмирующих переживаний, защитить от восприятия угрожающего стимула.
|
Перцепция социальная
| восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов.
|
Подражание
| следование какому-либо примеру, образцу, воспроизведение определенных вербальных и невербальных паттернов, характерных для образца.
|
Предубеждение
| установка, препятствующая адекватному восприятию сообщения или действия.
|
Пространство социальное
| социально освоенная часть природного пространства как среды обитания людей, пространственно-территориальный аспект жизнедеятельности общества и предметного мира человека, характеристика социальной структуры общества с точки зрения «расположения» социальных групп и слоев, «пространства» (условий, возможностей) их развития.
|
Раппо́рт
| (фр. rapport, от rapporter — возвращать, приносить обратно) — термин в психологии, имеющий несколько смежных значений; подразумевает установление специфического контакта, включающего определенную меру доверия или взаимопонимания с человеком или группой людей, а также само состояние такого контакта.
В иностранной литературе термин раппорт употребляется в широком смысле близких межличностных отношений, базирующихся на интеллектуальной и эмоциональной общности.
Термин раппорт был введен Месмером для обозначения физического контакта, благодаря которому происходила передача «магнетического флюида» от гипнотизера пациенту при «месмеризации».
|
Расизм
| 1) индивидуальные предвзятые установки (предубеждения) и дискриминирующее поведение по отношению к людям определенной расы;
2) институциональная практика (даже если она не мотивирована предубеждениями), выражающаяся в том, что представителям определенной расы навязывается подчиненное положение.
3)индивидуальные предвзятые установки (предубеждения) и дискриминирующее поведение по отношению к людям определенной расы;
4) институциональная практика (даже если она не мотивирована предубеждениями), выражающаяся в том, что представителям определенной расы навязывается подчиненное положение.
|
Референтная группа
| (от лат. referens — сообщающий) — реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.
|
Рефлексия
| Осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнёром по общению. Это уже не просто знание и понимание другого, но знание того, как другой понимает меня.
|
Реципиент
| субъект, реагирующий на сообщение.
|
Ритуальный стиль
| стиль, заданный некоторой культурой, имеющий целью не изменить другого в общении, а просто подтвердить своё присутствие в данной культуре, в данной ситуации, заявить о своей компетентности в ней: например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов
|
Роль
| социальная функция личности, способ поведения человека в соответствии со статусом и позицией в обществе.
|
Роль гендерная
| набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.
|
Роль социальная
| 1) фиксация определённого положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений; 2) функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию; 3) общественно необходимый вид социальной и способ поведения личности.деятельности
|
Социализация
| процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация – двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путём вхождения в социальную среду, систему социальных образований; с другой стороны, процессактивного воспроизводства индивидом системы социума за счёт активной деятельности, активного включения в социальную среду.
|
Социальная дискриминация
| неоправданно негативное поведение по отношению к группе или ее членам, сопровождающееся ущемлением их прав и достоинства.
|
Социальная интеракция
| организация взаимодействия между общающимися индивидами, включающая не только обмен знаниями, идеями, но и действиями.
|
Социальная коммуникация
| обмен информацией между общающимися индивидами
|
Социальная перцепция
| Восприятие и познание партнёрами по общению друг друга и установление на этой основе взаимопонимания.
|
Социальная потребность
| Объективное рассогласование, противоречие между должным и сущим, идеальным и реальным, необходимым и фактическим, «надо» и «есть».
|
Социальная психология
| 1)отрасль психологии, изучающая закономерности, особенности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием;
2) теория и практика освоения психологии деятельности личности и общества в социальной среде, представленной социальными способностями и потребностями, актуализирующимися в социальных деятельностях, на основе которых формируются социальные отношения и институты. С одной стороны социальную психологию интересуют вопросы формирования социальных способностей и потребностей личности, а с другой стороны, как эти потребности и способности проявляются в социальной деятельности личности, а также включенности её в социальные отношения и институты, в ходе реализации деятельности. То же происходит и с обществом/общностями на всех уровнях социального бытия (от малой группы до человечества как целостности). У общества есть социальные потребности и способности, оно осуществляет социальные деятельности, на базе которых формируются социальные отношения и институты. Социальную психологию интересует психологический срез этих социальных образований.
|
Социальные отношения
| Отношение личностей и социальных общностей в общей сфере их деятельности, опосредованные средой.
|
Социальная способность
| социально заданная возможность образования на биосубстрате человека функциональных систем к определенной деятельности. Способность человека – не биологическое и не социальное образование, это интеграция того и другого. Биологическое в способности представлено генетически запрограммированным биосубстратом человека, а социальное – социальным опытом, социокультурными программами, которые осваиваются биосубстратом пожизненно.
|
Социальный институт
| Нормативная общественная организация людей для реализации общей цели.
|
Социометрия
| Методика, предложенная американским исследователем Дж.Морено. Сущность методики сводится к выявлению системы «симпатий» и «антипатий» между членами группы, к выявлению системы эмоциональных отношений в группе путём осуществления каждым из членов группы определённых «выборов» из всего состава группы по заданному критерию.
|
Сплоченность групповая
| один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов.
|
Стереотип социальный
| (от греч. stereos — твердый, прочный и typos — форма, образец) — обобщенная, упрощенная и ригидная система широко разделяемых представлений об опознаваемых группах людей, в которых каждый человек рассматривается как носитель одних и тех же наборов ведущих характеристик, приписываемых любому члену данной группы безотносительно его реальных качеств.
|
Теория социального научения
| теория, согласно которой мы учимся социальному поведению посредством наблюдения и имитации и под воздействием вознаграждений и наказаний.
|
Теория социального обмена
| теория, согласно которой человеческие взаимодействия представляют собой своеобразные сделки, ставящие своей целью увеличить «вознаграждение» и уменьшить «затраты».
|
Толерантность
| соблюдение норм реагирования на высказывание другого, допущение того, что этот другой имеет принципиально отличную точку зрения.
|
Толпа
| скопление людей (бесструктурное), лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
|
Установка
| готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.
|
Установка социальная(аттитюд)
| субъективные ориентации индивидов как членов группы (или общества) на те или иные ценности, предписывающие индивидам определенные социально принятые способы поведения.
|
Фаворитизм внутригрупповой
| (от лат. favor — благосклонность) предпочтение собственной группы, стремление каким-либо образом благоприятствовать ей и ее членам при сравнении с другими релевантными группами и их представителями.
|
Фасилитация социальная
| (от англ. facilitate — облегчать) — повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т.п.) другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида.
|
Фасцинация
| [англ. fascination < лат. fascinatio очарование] – совокупность средств, помогающих принятию информации реципиентом и ослабляющие действие его фильтров «доверия-недоверия».
|
Феминизм
| Направление в современных гуманитарных науках на Западе, и как общественное движение, отстаивающее равноправие женщин, а порою и их превосходства над мужчинами. Некоторые крайние формы феминизма связаны с распространённой в США идеей политкорректности – запрета на проявление каких бы то ни было проявлений пренебрежительного отношения к различным «меньшинствам», в том числе к женщинам. Почему женщины отнесены к «меньшинствам» - вопрос риторический. На практике «меньшинства» неполиткорректно относятся к традиционным бракам, традиционной семье и ее укладу, навязывая большинству свои противоестественные «ценности».
|
Фрустрация
| (от лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов) — 1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; 2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи.
|
Ценности социальные
| общественная значимость материальных объектов, социально-политических и духовных образований (общественных институтов, культуры, истории, семьи и т.д.) для человека, коллектива, социальной группы, общества в целом.
|
Ценностные ориентации
| субъективное, индивидуальное отражение в психике и сознании человека социальных ценностей общества и природы на данном историческом этапе.
|
Эмпатия
| от греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоцио-нального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека, не отождествляясь с ним.
|
Эффект новизны
| феномен социальной психологии, проявляющийся в том, что при восприятии человека человеком по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и запоминающейся оказывается последняя, новая информация о ней, тогда как по отношению к незнакомой персоне наиболее значима впервые появившаяся информация, создающая первое впечатление о человеке.
|
Эффект ореола
| Тенденция переноса предварительно полученную благоприятную или неблагоприятную информацию о каком-либо человеке на реальное его восприятие. Воспринимаемые черты как бы накладываются на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, и выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого, и наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.
|
Эффект первичности
| более высокая вероятность припоминания нескольких первых элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами.
|
Я-концепция
| согласованное и зафиксированное в словесных определениях представление человека о самом себе; итог познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях различных ситуаций, а также через мнения других людей и сопоставления себя с ними.
|