Реакционная доктрина Ж. М. де Местра




Функции правопорядка

Функции правопорядка характеризуют роль правопорядка в правовой системе общества и те функциональные нагрузки, которые выполняют различные элементы правопорядка в упорядочении общественных отношений.

Три группы функций правопорядка:

связанные с взаимодействием с внешней средой (правопорядок не только испытывает на себе влияние экономических, политических, социальных и даже международных факторов, но и сам воздействует на них, упорядочивая эти системы, обеспечивая их нормальное функционирование, стабилизируя важнейшие государственные связи и отношения);

упорядочения внутренних связей и отношений (направлена на обеспечение действия правопорядка как единого системного образования, т.е. упорядочение иерархической подчиненности субъектов, программ их поведения, правовых отношений и процессов, обеспечение действия правопорядка во времени, в пространстве и т.д.);

сохранение и совершенствование правопорядка (эта деятельность направлена на "себя" и позволяет сохранить качественную определенность системы собственными средствами; к этим средствам относятся управление правопорядком, совершенствование действующего законодательства, нормативной основы деятельности разнообразных органов, а также правоохранительной деятельности и т.д.).

Правопорядок органично связан с законностью, поскольку является результатом осуществления законности и действия права, т.е. реализации требований норм права, их соблюдения и исполнения всеми и каждым в отдельности. В свою очередь, законность выступает условием установления правопорядка. Правопорядок отражает степень фактической упорядоченности общественных отношений. Правопорядок — это состояние фактической упорядоченности и организованности общественной жизни, основанных на праве и законности.

 

1. Понятие и пределы правового регулирования. Соотношение категорий «правовое воздействие» и «правовое регулирование».

Правово́е регули́рование — процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.

Пределы правового регулирования - границы государственного вмешательства в систему общественных отношений.

Пределы правового регулирования подразделяются на:

· Объективные — зависят от природных, технических, социальных и иных факторов, которые делают невозможным воздействия права на те либо иные общественные отношения (отсутствие технической возможности, финансово-материальных средств и др.);

· Субъективные — всегда зависят от воли законодателя, не желающего по тем или иным причинам регулировать определённые общественные отношения

Правовое регулирование является одним из составных элементов правового воздействия, которое по содержанию намного шире его и включает в себя не только целенаправленную деятельность по упорядочиванию общественных отношений, но и косвенное воздействие правовых средств и методов на субъектов непосредственно не подпадающих под правовое регулирование.

2. Предмет, метод, способ и тип правового регулирования.

В предмет правового регулирования входят устойчивые однородные общественные отношения, которые нуждаются в упорядочивании при помощи специальных правовых средств и методов. Поскольку посредством права невозможно урегулировать практически все социальные связи членов общества, законодателем всегда достаточно точно определяется сфера такого регулирования и условные границы (пределы) правового вмешательства в социальную жизнь общества.

Методы образуют совокупность способов, приёмов и средств, используемых в процессе правового регулирования, и свойственных какому-либо институту, отрасли права или иному элементу системы права[17][18].

· Императивный (субординации) — воздействие на общественные отношения, когда субъекту предписывается строго заданный вариант поведения и он не имеет возможности уклониться от его осуществления под угрозой применения мер принуждения[19]. Присуще отраслям публичного права, где имеют место отношения власти и подчинения.

· Диспозитивный (координации) — при регулировании отношений между субъектами предусматриваются лишь общие рамки возможного поведения, при этом внутри них субъекты вправе самостоятельно предусмотреть иной вариант поведения по своему усмотрению, в том случае, если таким правом они не воспользовались, их отношения будут регулироваться согласно общим предписаниям[19]. Классический метод всех отраслей частного права, основанных на равенстве сторон.

· Поощрительный — субъекту предписывается определённый вариант поведения, при этом за качественно совершённое исполнение предполагается мера дополнительного благоприятного воздействия (поощрение).

· Рекомендательный — субъекту определяется возможный вариант поведения, но он не обязан его придерживаться и может свободно уклониться от исполнения.

Способы правового регулирования представляют из себя основные пути регулирующего воздействия права на общественные отношения, характеризующиеся следующими предписаниями, зафиксированными в норме права[14]:

· Дозволение — предоставление управомоченному лицу возможности совершать определённые действия в своих интересах, при этом такое лицо по своему усмотрению может уклониться от их совершения или вообще не воспользоваться своим правом (например, собственник вещи вправе владеть, пользоваться и распоряжаться ею; граждане вправе избирать и быть избранными в органы власти)[15][16].

· Позитивное обязывание — возложение на лиц обязанности совершить определённое действие, при этом они не имеют возможности уклониться от исполнения или проигнорировать его (например, обязательства по уплате налогов, по исполнению договора; воинский долг)[15][16].

· Запрет (негативное обязывание) — обязанность какого-либо лица воздержаться от совершения определённых действий под угрозой, в случае неисполнения такого требования, применения различного рода санкций (например, при совершении преступлений или административных правонарушений)

3. Понятие, уровни и элементы механизма правового регулирования.

Механизмом правового регулирования является совокупность специальных юридических средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений. Правовые средства выступают в качестве инструментов, используемых в процессе правового регулирования

Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:

1) правовые нормы (соответствуют 1 стадии правового регулирования);

2) правоприменительные акты (соответствуют 2 стадии ПР)

3) правовые отношения; (соответствуют 3 стадии ПР)

4) акты осуществления субъективных прав и юридических обязанностей субъектами. (соответствуют 4 ст. ПР)

В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др.

4. Стадии механизма правового регулирования.

5. Первая стадия (правотворчество) — создаётся норма права, имеющая общее воздействие на общественные отношения, путём обозначения ориентиров о возможности наступления либо позитивных, либо негативных последствий, которое оказывает влияние на волю и сознание людей. Правовыми средствами являются норма права и источники права[26][27][28].

6. Вторая стадия (юридический факт + правоотношение) — происходит индивидуализация и конкретизация нормативных предписаний после наступления юридических фактов, то есть воплощение нормы права применительно к конкретному общественному отношению, где она начинает работать. На этой стадии правовыми средствами являются субъективные права и юридические обязанности[29][27][30].

7. Третья стадия (реализация права) — правовые предписания воплощаются в жизнь и имеют конкретный правовой результат, в том числе посредством правообеспечительной и правоохранительной функций. Правовыми средствами здесь являются акты использования права, исполнения обязанности или соблюдения запрета[31][32][30].

8. Четвёртая стадия (правоприменение) — деятельность компетентных органов, связанная с индивидуализацией предписаний нормы права и оформленная в виде акта применения права. Является факультативной стадией, субъекты прибегают к ней только в случае возникновения такой необходимости, когда реализация правовых предписаний невозможна без вмешательства со стороны компетентных органов (в основном сфере регулятивных и охранительных отношений: регистрация брака, принятие судебного решения). Правовым средством здесь является правоприменительный акт

6. Эффективность механизма правового регулирования и пути ее повышения.

Эффективность правового регулирования – это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.

1. совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационных средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового регулирования, т. е. повысить уровень вероятности в достижении ценности и снизить уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу;

2. совершенствование правоприменения, «дополняющее» действенность нормативного регулирования. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение — учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации. Оптимальное сочетание правотворчества и правоприменения придает гибкость и универсальность правовому регулированию, минимизирует сбои и остановки в действии права;

3. повышение уровня правовой культуры субъектов права, которое также будет влиять на качество правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка.

 

 

3. Консервативные правовые и политические учения в Западной Европе в конце XVIII - нач. XIX в.в.

Реакционная доктрина Ж. М. де Местра

Основные произведения: «Размышления о Французской революции», «Рассуждения о Франции», «Рассуждения о суверенитете», «Санкт-Петербургские вечера».

Государство. Ж. де Местр считал, что государство не может возникнуть в результате общественного договора, его возникновение - тайна. Государство создается в результате действий одного человека (полулегендарный праотец, Ромул и Рем), который получает свою власть не от народа, а по божественному праву. Соответственно этому, отношения подданных к государству определяются не правом, а нравственной обязанностью, основанной на религиозном подчинении.

Государство. По мнению Местра, – это иерархически упорядоченное на основе суверенной власти единство народа. Народ – это группа людей, имеющих собственный язык, территорию, культуру, обычаи, характер.

Форма государства. Де Местр считал, что нет одной идеальной формы правления, того «государства разума», о котором мечтали просветители, а есть множество естественных форм, соответствующих обычаям и характеру народа (идея, заимствованная у Монтескьё), даже если эта форма – деспотизм. То есть «каждый народ имеет такое правление, которого заслуживает». Местр разделял государства на монархию, аристократию и демократию. Однако настоящим полновластным государством по его мнению, может быть только абсолютная монархия, более того теократическая монархия, где власть короля подчинена католической церкви в лице папы Римского. Именно власть папы может удержать монарха от необдуманных действий, примирить народы и государства. Де Местр был против притязаний на власть и демократии, и аристократии, так как считал, что при аристократическом режиме нация раскалывается, при демократии - крошится и от нее ничего не остается, кроме пыли.

Право. Де Местр критикует учение о свободе и равенстве как естественных правах человека, полагая, что неравенство – это естественное состояние людей и необходимое условие всякого общежития, а права человека – не более чем замаскированное желание нести меньше обязанностей. Поэтому лучшие люди страны – это не те, кто обладает какими-то особыми правами, а те, кто несет особые обязанности. Политические права отдельных классов, как и отдельных лиц, нарушают единство общественной жизни.

Особенное внимание де Местр уделял критике известного тезиса Просвещения о всесилии разумного законодательства. Человек, писал он, «не может сочинить конституцию так же, как не может сочинить язык. Задача конституции – найти законы, подходящие для конкретного народа с учетом его нравов, религии, географического положения» и пр. Подлинные конституции складываются исторически из незаметных зачатков, из элементов, содержащихся в обычаях и характере народа.

Аналогичные идеи содержались в произведениях французского политического деятеля виконта де Бональда (1754—1840). Как и де Местр, де Бональд заявлял, что революция произошла от ослабления веры в бога. Революцию он называл разложением общества, властью злодеев и палачей, самым страшным деспотизмом, известным истории.

Бональд писал, что законы человеческих обществ вытекают из природы человека вообще, в силу чего политические общества могут иметь только одно естественное устройство. Законы такого общества выражают божью волю, природу человека и общую волю. Цель любого общества — охрана лица и имущества. Но эта цель не может быть достигнута, если обществом управляет частная воля. Бональд критикует современных ему философов за индивидуалистические начала их теорий. Он стремится построить философию не индивидуального, а общего, философию не "меня", а "нас".

Естественным устройством общества, основанного на природе вещей, по утверждению Бональда, является монархия. Ее прообраз и основной элемент — семья.

Монарх направляет общую силу в соответствии с общей волей, Коль скоро общественная воля едина, власть не может быть разделена. Различные отрасли этой власти — лишь разные ее проявления. В законодательной власти в устроенном государстве надобности вообще нет. Поскольку законы — необходимые отношения, вытекающие из природы вещей, законодателем должна быть сама природа вещей, а не лицо и не собрание. Монарху принадлежит общая охранительная власть.

 

Средневековые идеалы стремился обосновать бернский патриций Карл Людвиг Галлер (1768—1854)

Галлер писал, что богом установлен естественный закон, управляющий всеми человеческими отношениями, согласно которому сильный властвует, слабейший подчиняется. Общественное неравенство проистекает из естественного неравенства людей. Богом определена власть отца, хозяина, вождя, учителя, знающего над незнающим. Вместе с тем бог установил запрет посягать на права другого. Поэтому общий порядок согласуется со свободой каждого отдельного лица. Коль скоро все это зависит от бога, религия является главной гарантией от злоупотребления властью.

Галлер отвергал идею общественного договора, ставящего человеческий произвол на место вечного, установленного богом порядка. Теория общественного договора, писал Галлер, противоречит историческим фактам — ни одно государство не возникло таким образом. Люди всегда жили в обществе, они связаны рядом отношений без всяких договоров, поскольку их силы и потребности не равны и они нуждаются друг в друге.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: