ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «ВГУ»)
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
02.09.2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СЕМИНАРА
«Проблемы формирования социальной государственности в России »
М4. Н.2
1. Шифр и наименование направления подготовки:
40.04.01 (030900) Юриспруденция
2. Профиль подготовки: магистерская программа
«Реализация конституционного законодательства в социально-экономической сфере»
3. Квалификация (степень) выпускника: Магистр
4. Форма образования: заочное
5. Кафедра, отвечающая за реализацию дисциплины: конституционного права России и зарубежных стран
6. Составители программы:Бутусова Наталия Владимировна
| ||||||||||||||
7.Рекомендована: Научно-методическим советом юридического факультета Протокол № 1 от 02.09.2015 г. (наименование рекомендующей структуры, дата, номер протокола) |
8. Учебный год: 2015/2016, 2016/2017 Семестр(-ы): 1, 2, 3, 4
9. Цели и задачи научно-исследовательского семинара:
Цель: сформировать у студентов целостное представление о социальном государстве и государственности с учетом соотношения названных понятий, а также об особенностях и основных проблемах и путях их формирования в России.
Задачи: раскрыть содержание, основные черты социальной государственности, международно-правовое и конституционно-правовое закрепление социальной государственности в России и зарубежных странах, современные проблемы социальной государственности, вызванные глобальным экономическим кризисом, а также международной напряженностью в связи с ситуацией на Украине, обосновать направления укрепления конституционного принципа социального государства в России.
10. Место научно-исследовательского семинара в структуре ООП:
Научно-исследовательский семинар является компонентом научно-исследовательской работы в магистратуре. В результате работы в рамках научно-исследовательского семинара студенты должны:
знать: базовые положения современной теории социального государства, а также конституционное закрепление отношений в социальной сфере, проблемы реализации конституционных норм и пути их устранения
уметь: оперировать государствоведческими понятиями и категориями; анализировать нормативные правовые акты, регулирующие основы организации и деятельности современных государств в связи с выполнением ими социальных функций.
владеть: навыками анализа проблем становления социальной государства как многогранного явления и происходящих в нем процессов, сравнения моделей социальных государств, выявления позитивного и негативного в организации и деятельности России как социального государства..
11. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11); способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3); способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
12. Структура и содержание учебной дисциплины:
12.1 Объем дисциплины в зачетных единицах/часах в соответствии с учебным планом
3 ЗЕТ / 108 час.
12.2 Виды учебной работы:
Вид учебной работы | Трудоемкость (часы) | |||||
Всего | В том числе в интерактивной форме | По семестрам | ||||
1 сем. | 2 сем. | |||||
Аудиторные занятия | ||||||
в том числе: лекции | ||||||
практические | ||||||
лабораторные | ||||||
Самостоятельная работа | ||||||
Итого: |
12.3. Содержание разделов дисциплины:
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела дисциплины |
Практические занятия | ||
Понятие социального государства и социальной государственности, современные модели социального государства | Понятие социального государства. Современные модели социального государства. Трансформация парадигмы социального государства: теоретико-правовой аспект. Идея социального государства и либертарно-юридическая теория. Современное социальное государство: сущность, признаки, проблемы формирования. | |
Конституционный принцип социального государства в современных конституциях: Россия и зарубежный опыт. | Концептуальные основы современного социального государства и социальное право. Социальное государство в современном мире: теория и практика. Конституционное закрепление принципа социального государства в российских Конституциях: история и современность. Содержание принципа социального государства в Конституции РФ 1993г. Конституционное закрепление принципа социального государства в зарубежных конституциях: история и современность. Проблема соотношения фактической и юридической Конституции в связи с закреплением принципа социального государства в Конституциях зарубежных стран. | |
Международно-правовое закрепление обязанностей государств в социальной сфере. | Система международно-правовых актов, закрепляющих обязанности государств в социальной сфере. Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах: основные положения. Хартия экономических прав и обязанностей государств: основные положения. Конвенция о правах ребенка: основные положения. Хартия Сообщества об основных социальных правах трудящихся 1989г.: основные положения. Всеобщая декларация о ликвидации голода и недоедания: основные положения. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: основные положения. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию: основные положения. | |
Современная социальная политика российского государства: конституционно-правовой аспект. | Социальная политика Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы реализации. Качество и доступность государственных услуг в социальной сфере как показатель эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Компетенция органов федеральных органов государственной власти в социально-экономической сфере. Компетенция органов государственной власти субъектов РФ в социально-экономической сфере. Компетенция органов местного самоуправления в социально-экономической сфере. Государственная политика в сфере образования. Сущность социального государства и её проявление в сфере образования. Конституционно-правовой режим социального государства и права человека. Сущность и специфика социальной политики и социального государства: конституционно-правовые аспекты. | |
Основные направления укрепления социальной государственности в современной России. | Принцип социальной справедливости: понятие, содержание, роль и значение для построения социального государства. Направление укрепления гарантий социально-экономических прав человека и гражданина в РФ. Принцип эффективного социального государства как элемент реализации его конституционно-правового статуса в экономической сфере. Развитие здравоохранения как направление укрепления социальной государственности в России. Совершенствование системы образования и укрепление гарантий права каждого на получение всестороннего, полного образования. Повышение роли науки в процессе принятия политических решений и укрепления социально-экономических гарантий профессиональной деятельности ученых. |
12.4 Междисциплинарные связи с другими дисциплинами:
№ п/п | Наименование дисциплин учебного плана, с которым организована взаимосвязь дисциплины рабочей программы | № № разделов дисциплины рабочей программы, связанных с указанными дисциплинами |
История политических и правовых учений История и методология юридической науки | 1,2,3,4 1,2,3,4 |
12.5. Разделы дисциплины и виды занятий:
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Виды занятий (часов) | |||
Лекции | Практ. | Самостоятельная работа | Всего | ||
Понятие социального государства и социальной государственности, современные модели социального государства | |||||
Конституционный принцип социального государства в современных конституциях: Россия и зарубежный опыт. | |||||
Современная социальная политика российского государства: конституционно-правовой аспект. | |||||
Основные направления укрепления социальной государственности в современной России. | |||||
Итого: |
13. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
(список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ и используется общая сквозная нумерация для всех видов литературы)
а) основная литература:
№ п/п | Источник |
Авакьян С. А. Конституционное право России: учебный курс: [учебное пособие для студ. вузов, обуч. по направлению и специальности "Юриспруденция"]: [в 2 т.] / С.А. Авакьян; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Юрид. фак. — М.: Юристъ, 2010.— Т. 1.— 3-е изд., стер. — 719 с. | |
Авакьян С. А. Конституционное право России: учебный курс: [учебное пособие для студ. вузов, обуч. по направлению и специальности "Юриспруденция"]: [в 2 т.] / С.А. Авакьян; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Юрид. фак. — М.: Юристъ, 2010. – Т. 2.— 3-е изд., стер. — 778 с. | |
Бутусова Н.В. Конституционно-правовой статус российского государства / Н.В. Бутусова.— М.; Воронеж: Изд-во Моск. гос. ун-та: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2006.— 372 с. | |
Григорьевна В. А. Принцип эффективного социального государства как элемент реализации его конституционно-правового статуса в экономической сфере / В. А. Григорьева // Конституционное и муниципальное право. – 2014. - №10. | |
Конституционное право / М.В. Варлен. — Москва: Проспект, 2015. 582 с. —.— ISBN 978-5-392-13456-4. https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251933 | |
Козлова Е.И. Конституционное право России: учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин; Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА). - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2015. - 578 с.; [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251935. | |
Права человека: аспекты проблемы / А.А. Пронин. — 2-е изд. — М.|Берлин: Директ-Медиа, 2014. 213 с. —.— ISBN 978-5-4475-1588-1. https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241793 |
б) дополнительная литература:
№ п/п | Источник |
Аубакирова И. У. Трансформация парадигмы социального государства: теоретико-правовой аспект / И. У. Аубакирова // Государственная власть и местное сомоуправление. – 2014. - №6. | |
Волгин Н.А. Социальное государство: учебник для студентов вузов / Н.А. Волгин, Н.Н. Гриценко, Ф.И. Шарков. — М.: Дашков и К, 2003. — 414,[1] с. | |
Глотов С.А. Социальная политика Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы реализации: учебное пособие / С.А. Глотов, Л.Н. Кочеткова. — М.: Саратов: Изд. центр ИНСР: Сарат. юрид. ин-т МВД России, 2006. — 333 с. | |
Зипунникова Н. Н. Управление образованием и наукой как функция Российского государства (XVIII – начало ХХ в.) / Н. Н. Зипунникова // Российский юридический журнал. – 2013. - №2. | |
Ерохин И.Ю. Социальное государство в современном мире: теория и практика / И.Ю. Ерохин, Д.В. Тютин, Ю.В. Усова. – Ставрополь: Центр научного знания «Логос», 2013. – 74 с. | |
Еремина О. Ю. Качество и доступность государственных услуг в социальной сфере как показатель эффективности деятельности органов исполнительной власти / О. Ю. Еремина // Журнал российского права. – 2014. - №1. | |
Леонов И.В. Современное социальное государство: сущность, признаки, проблемы формирования / И.В. Леонов. — М.: МГИМО-Университет, 2006. — 94, [1] с. | |
Косов Р.В. Основы социального государства: учебное пособие / Р.В. Косов. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. – 80 с. | |
Комментарий к Конституции Российской Федерации: С учетом изменений, внесенных в Конституцию РФ Федеральными конституционными законами № 6-ФКЗ, 7-ФКЗ, 2-ФКЗ / Е.Ю. Бархатова. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2015. 269 с. —.— ISBN978-5-392-15355-8.https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251930 | |
Кочерга С. А. Государственная политика в сфере образования. – Государственная власть и местное самоуправление / С. А. Кочерга // 2014. - №6. | |
Маргулян Я.А. Концептуальные основы современного социального государства и социальное право / Я.А. Маргулян. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербуржский гос. экономич. ун-т, 2015. – 135 с. | |
Резванова Л.А. Сущность социального государства и её проявление в сфере образования / Л.А. Резванова. – Ростов-на-Дону: РГСУ, 2010. – 139 с. | |
Ростовщиков И.В. Конституционно-правовой режим социального государства и права человека / И.В. Ростовщиков, В.Д. Гончаренко. – Волгоград: Волгоградский гос. мед.ун-т, 2011. – 236 с. | |
Российская государственность: истоки, традиции, перспективы / В.В. Ильин, А.С. Ахиезер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. 382,[1] с. —.— ISBN 5-211-03762 | |
Сазонникова Е. В. Конституционно-правовое регулирование культурных отношений в России: монография / Е.В. Сазонникова.— Воронеж: Издательско-полиграфический центр "Научная книга", 2011.— 174, [1] с Свободный доступ из интрасети ВГУ.— Текстовые файлы.— Windows 2000; Adobe Acrobat Reader 4,0. | |
Челлен, Р. Государство как форма жизни: пер. с швед. / Р. Челлен.— М.: РОССПЭН, 2008.— 319 c. | |
Чиркин В. Е. Современное государство / В.Е. Чиркин; Моск. гуманитарно-социал. акад. Юрид. фак.. — М.: Междунар. отношения, 2001. 411, [1] с. —.— ISBN 5-7133-1087-6. | |
Шериев М. М. Сущность и специфика социальной политики и социального государства: конституционно-правовые аспекты / М. М. Шериев // Юридический мир. – 2014. - №7. | |
Шарков Ф.И. Основы социального государства: учебник для бакалавров / Ф.И. Шарков. - М.: Дашков и К, 2015. - 304 с. |
в) информационные электронно-образовательные ресурсы:
№ п/п | Источник |
Электронный каталог Научной библиотеки Воронежского государственного университета. – (http // www.lib.vsu.ru/). | |
Справочная правовая система «КонсультантПлюс» | |
Справочная правовая система «Гарант» |
14. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
1) основная и дополнительная литература (имеется в наличии в библиотеке);
2) иная учебная и научная литература: учебники, монографии, статьи в сборниках и журналах (имеется в наличии в библиотеке и на кафедре);
3) рабочая программа дисциплины;
4) расширенный список библиографии (в электронной форме на кафедре);
5) справочные правовые системы (Консультант Плюс, Гарант) - в библиотеке и на кафедре;
6) типовое техническое оснащение аудиторий.
15. Форма организации самостоятельной работы:
Для работы в рамках научно-исследовательского семинара студентам рекомендуется:
1) изучить понятие и признаки государства, основные разновидности формы государства;
2) для изучения конституционных статусов государств и личности рекомендуется использовать конституции государств;
3) с целью изучения отдельных вопросов семинара рекомендуется использовать научную литературу в соответствии с расширенным списком библиографии, имеющимся на кафедре.
Успешная работа в рамках научно-исследовательского семинара предполагает активную деятельность на аудиторных занятиях, самостоятельное изучение нормативных правовых актов, учебной и научной литературы.
16. Критерии аттестации по итогам освоения дисциплины:
Текущая аттестация представляет опрос по вопросам из перечня вопросов для промежуточной аттестации: в первом семестре вопросы №1-10, во втором семестре вопросы № 11-18, в третьем семестре вопросы № 19-25, в четвертом семестре вопросы № 26-33. Промежуточная аттестация – зачет с оценкой.
№ | Вопросы к промежуточной аттестации (дифференцированный зачёт) |
Понятие социального государства. История формирования идеи социального государства. | |
Современное социальное государство: сущность, признаки, проблемы формирования. | |
Концептуальные основы современного социального государства и социальное право. | |
Современные модели социального государства. | |
Современные трансформации концепции социального государства: теоретико-правовой аспект. | |
Идея социального государства и либертарно-юридическая теория. | |
Нравственное государство. Культурное государство. | |
Конституционное закрепление принципа социального государства в российских Конституциях: история и современность. | |
Содержание принципа социального государства в Конституции РФ 1993г. | |
Конституционное закрепление принципа социального государства в зарубежных конституциях: история и современность. | |
Проблема соотношения фактической и юридической Конституции в связи с закреплением принципа социального государства в Конституциях зарубежных стран. | |
Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах: основные положения. | |
Хартия экономических прав и обязанностей государств: основные положения. | |
Конвенция о правах ребенка: основные положения. | |
Хартия Сообщества об основных социальных правах трудящихся 1989г.: основные положения. | |
Всеобщая декларация о ликвидации голода и недоедания: основные положения. | |
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: основные положения. | |
Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию: основные положения. | |
Социальная политика Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы реализации. | |
Качество и доступность государственных услуг в социальной сфере как показатель эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. | |
Компетенция органов федеральных органов государственной власти в социально-экономической сфере. | |
Компетенция органов государственной власти субъектов РФ в социально-экономической сфере. | |
Компетенция органов местного самоуправления в социально-экономической сфере. | |
Государственная политика в сфере образования. | |
Сущность социального государства и её проявление в сфере образования. | |
Конституционно-правовой режим социального государства и права человека. | |
Сущность и специфика социальной политики и социального государства: конституционно-правовые аспекты. | |
Принцип социальной справедливости: понятие, содержание, роль и значение для построения социального государства. | |
Направление укрепления гарантий социально-экономических прав человека и гражданина в РФ. | |
Принцип эффективного социального государства как элемент реализации его конституционно-правового статуса в экономической сфере. | |
Развитие здравоохранения как направление укрепления социальной государственности в России. | |
Совершенствование системы образования и укрепление гарантий права каждого на получение всестороннего, полного образования. | |
Повышение роли науки в процессе принятия политических решений и укрепления социально-экономических гарантий профессиональной деятельности ученых. |
Критерии оценок
Зачтено «отлично» | Уровень знаний и владения категориальным аппаратом глубокий, студент имеет опубликованные научно-исследовательские или иные творческие работы по проблематике научно-исследовательского семинара, много внимания уделяет самостоятельной работе |
Зачтено «хорошо» | Уровень знаний и владения категориальным аппаратом достаточный, студент владеет навыками научно-исследовательской работы с различными информационными источниками при подготовке к научно-исследовательскому семинару, уделяет внимание самостоятельной работе. |
Зачтено «удовлетворительно» | Уровень знаний и владения категориальным аппаратом низкий, студент имеет общее представление о проблематике, обсуждаемой в ходе аудиторной работы, самостоятельную работу ведёт эпизодически. |
Не зачтено | Знания по проблематике научно-исследовательского семинара отсутствуют, самостоятельную работу не проводилась. |
Темы магистерских работ
Современное социальное государство: сущность, признаки, проблемы формирования. | |
Современные модели социального государства. | |
Нравственное государство. | |
Конституционное закрепление принципа социального государства в российских Конституциях: история и современность. | |
Содержание принципа социального государства в Конституции РФ 1993г. | |
Проблема соотношения фактической и юридической Конституции в связи с закреплением принципа социального государства в Конституциях зарубежных стран. | |
Социальная политика Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы реализации. | |
Качество и доступность государственных услуг в социальной сфере как показатель эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. | |
Государственная политика в сфере образования. | |
Конституционно-правовой режим социального государства и права человека. | |
Сущность и специфика социальной политики и социального государства: конституционно-правовые аспекты. | |
Принцип социальной справедливости: понятие, содержание, роль и значение для построения социального государства. | |
Направление укрепления гарантий социально-экономических прав человека и гражданина в РФ. | |
Развитие здравоохранения как направление укрепления социальной государственности в России. | |
Совершенствование системы образования и укрепление гарантий права каждого на получение всестороннего, полного образования. | |
Повышение роли науки в процессе принятия политических решений и укрепления социально-экономических гарантий профессиональной деятельности ученых. | |
Принцип эффективного социального государства как элемент реализации его конституционно-правового статуса в экономической сфере. |
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЙ