ГЛАВА III. Русско-испанские культурные связи в начале XX века




 

Несмотря на то, что дипломатические отношения между Россией и Испанией не были хорошо развиты, культурные связи между этими двумя странами были гораздо прочнее.

Еще в середине XIX века в русском обществе отмечается своеобразная «мода на Испанию», экзотическую страну, окруженную романтическим ореолом. Образ Испании, страны фламенко, коррид и благородных разбойников, стал типичным стереотипом в российском обществе. Родина Дон Кихота и все с ней связанное вошли в моду. Испанская тематика нашла свое отражение в самых различных видах искусства.[35]

В 1907 году в Петербурге Н.В. Дризеном, Н.Н. Евреиновым и К.М. Миклашевским был создан так называемым «Старинный театр». Создатели театра хотели не показать публике средневековый театр в его первозданном виде, но и «реконструировать актера и зрителя», т.е. это была попытка передать не суть испанской драматургии, а её внешнюю атрибутику. В создании спектаклей участвовали композитор И. Сац, художники – члены объединения «Мир искусства» А. Бенуа, М. Добужинский, Н. Рерих, Е. Лансере и В. Щуко. Хотя театр просуществовал недолго, он оказал заметное влияние на творчество деятелей искусства начала XX века, среди которых Вс. Мейерхольд, А. Таиров, В. Комиссаржевская и многие другие[36].

В том же, 1907 году под названием «Остроумно-изобретательный идальго Дон Кихот Ламанчский» появился новый перевод романа Сервантеса «Дон Кихот», автором которого стала писательница Мария Ватсон. Это была первая полная версия произведения Сервантеса, переведенная непосредственно с испанского на русский язык[37].

Испанские мотивы постоянно присутствуют в произведениях композиторов А.С. Даргомыжского (оперы «Эсмеральда» и «Каменный гость»), М.А. Балакирева («Испанский марш», «Испанская серенада») и Н.А. Римского-Корсакова («Испанское каприччио»), а также в музыке к балетам П.И. Чайковского.

Выдающиеся русские художники В.А. Серов (1865-1911), К.А. Коровин (1861-1939), П.П. Кончаловский (1876-1956) запечатлели в своих картинах образы Пиренейского полуострова.

Испанская живопись неодолимо влекла к себе русских художников. С полотнами русские мастера знакомились в Эрмитаже, в музеях Вены, Берлина, Парижа. А затем ездили в Мадрид, чтобы увидеть сокровища Прадо.

По мнению С.А. Амельченковой можно утверждать, «…что и в живописи повторяется та же история, что и с Сервантесом в литературе, и с испанской музыкой для Глинки – испанская живопись, и в частности Веласкес (не стоит забывать, что и голландская живопись сформировалась под влиянием испанской), открыла дверь в иной мир искусства, в иное понимание роли искусства и формы его воплощения. Дала толчок к развитию собственно русской живописи»[38]

В свою очередь, в Испании конца XIX – начала XX века растет влияние русской литературы. Произведения Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и И.С. Тургенева активно переводятся на испанский язык. В начале ХХ века Достоевский был одним из самых читаемых в стране авторов. Его произведения послужили творческим стимулом для многих испанских писателей, в том числе для Мигеля де Унамуно, Пио Барохи, философа Хосе Ортеги-и-Гассета[39].

В первой половине XX века растет присутствие русских артистов и музыкантов на испанской сцене. В Мадриде выступают с концертами композиторы А.К. Глазунов и С.С. Прокофьев, гастролируют «Русские балеты» С.П. Дягилева и великая русская балерина Анна Павлова.[40]

Тесно связана с Испанией деятельность выдающегося русского оперного певца Леонида Витальевича Собинова (1872-1934). Собинов входит в плеяду блестящих деятелей русской культуры, таких как Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, имена которых стали синонимами наивысших достижений музыкального искусства России начала ХХ века. В своем творчестве он сумел соединить различные школы пения, прежде всего - итальянскую школу «bel canto», с традициями русского реалистического искусства и, благодаря этому, поднять вокальное мастерство на небывалую высоту.

Таким образом, русский человек в Испании, несмотря на непохожесть и своеобразие страны, ощущал нечто близкое себе, знакомое, родное и сам удивлялся этому ощущению. Выдающийся русский художник К.А. Коровин, побывавший в Испании в 1888 г. и много позднее записавший свои впечатления, восклицал, вспоминая наиболее острые ощущения: «Почему эти совершенно другие люди похожи на русских?». М.А. Бернов, совершивший путешествие по Испании в начале 1890-х годов, писал: «Затрудняюсь сказать, кто гостеприимней, добрей – испанец или славянин? Я один, в чужой стране, не зная языка, но я гораздо менее одинок, гораздо более у себя…».[41]

Время, проведенное в Испании, русские путешественники считали одним из самых счастливых моментов в своей жизни. По словам одного из исследователей: «они как бы эмоционально раскрепощались в этих южных краях, со столь необычным климатом и природой, столь отличной от русской»[42]. Неизгладимое впечатление производила Андалузия. Самые сухие, сдержанные впечатления в Севилье, Гранаде, Кадисе, Кордове приобретали трепетность, становясь поэтичными и горячими, - русские авторы, причем мужчины, находили сотни слов для передачи оттенков своих эмоций чувств, восторга.

Таким образом, сделаем последние промежуточные выводы по нашей работе.

- испанская культура сыграла огромную роль в развитии русской культуры. Можно говорить о том, что на данном историческом этапе русско-испанское взаимодействие носило глубинный характер и затронуло многие стороны русского общества и культуры, оказав значительное влияние.

Испания была с одной стороны так не похожа на Россию, а с другой очень на неё походила, что позволяло посмотреть на себя как бы со стороны. Еще с середины XIX века в русском обществе отмечается своеобразная «мода на Испанию», экзотическую страну, окруженную романтическим ореолом. Образ Испании, страны фламенко, коррид и благородных разбойников, стал типичным стереотипом в российском обществе. Родина Дон Кихота и все с ней связанное вошли в моду. Испанская тематика нашла свое отражение в самых различных видах искусства.


Заключение

 

Теперь, в соответствии с поставленными целями и задачами, сформулируем основные выводы нашей работы.

Русско-испанские дипломатические отношения знали свои взлеты и падения. Однако со второй половины XIX века и вплоть до Октябрьской революции 1917 г. российско-испанские отношения развивались более спокойно и равномерно.[43] В первую очередь это связано с внешнеполитическими реалиями того времени а именно с повышением международной значимости Российской империи, а также с тем фактом, что Испания того времени, превращается во второстепенную державу.

В 1896 г. русское дипломатическое представительство в Испании было возведено в ранг посольства, однако оно не имело в Испании собственного здания, довольствуясь арендуемыми помещениями. В связи с рядом культурных особенностей испанской столицы начала XX века, русским дипломатам, чтобы быть включенным в испанское высшее общество было необходимо либо разыгрывать из себя испанцев, либо ждать пока испанцы к ним понемногу привыкнут. Это положение, в целом, не способствовало развитию политических контактов.

Российско-испанские торговые связи в период с 1900 по 1914 годов, также не отличались интенсивностью, кроме того в Мадриде (в отличие от большинства европейских столиц) в то время вообще не было русских. Это свидетельствует о формальном характере взаимоотношений между странами в период с 1900 по 1914 годы.

Взаимоотношения двух стран в годы Первой мировой войны, несколько активизировались. Можно также отметить, что российское посольство в Мадриде, во многом неожиданно для российских дипломатов оказалось в какой-то мере в центре европейской политики. Связано это с тем, что объявившая о своем нейтралитете Испания, во многом взяла на себя посреднические функции между воюющими державами, представляя в ряде случаев интересы просты россиян.

Ключевым элементом российско-испанских отношений в годы Первой мировой войны стало тесное гуманитарное сотрудничество, благотворно отразившееся на судьбах многих наших соотечественников. Одновременно Испания приняла на себя миссию защиты граждан воюющих стран, оказавшихся на территории противника. С этого времени и почти до конца войны испанские посольства в Берлине и Вене представляли интересы России;

Еще один аспект русско-испанских взаимоотношений того времени связан с тем вектором, который предала русская революция, рабочему движению в Испании. Полуанархистские и полусоциалистические профсоюзы Испании, заметно активизировали свою деятельность, вдохновлены, в первую очередь успехами русской революции. Можно предположить, что социальное и революционное движение в Испании, развернувшееся под воздействием русских революционных идей, повлекло за собой переход Испании к военной диктатуре, произошедший в 1923 году.

После Октябрьской революции Испания отозвала своего посла из России. В начале января 1918 года дипломат Ю.Я. Соловьев направил министру иностранных дел Испании личную ноту, в которой, «ввиду того, что испанское правительство не признает существующего в России правительства», заявил о том, что считает свою миссию в Мадриде оконченной. Так испано-русские отношения оказались прерваны на пятнадцатилетний период.

Несмотря на то, что дипломатические отношения между Россией и Испанией не были хорошо развиты, культурные связи между этими двумя странами были гораздо прочнее.

Испания была с одной стороны так непохожа на Россию, а с другой очень на неё походила, что позволяло посмотреть на себя как бы со стороны. Еще с середины XIX века в русском обществе отмечается своеобразная «мода на Испанию», экзотическую страну, окруженную романтическим ореолом. Образ Испании, страны фламенко, коррид и благородных разбойников, стал типичным стереотипом в российском обществе. Родина Дон Кихота и все с ней связанное вошли в моду. Испанская тематика нашла свое отражение в самых различных видах искусства.

В целом, испанская культура сыграла огромную роль в развитии русской культуры. Можно говорить о том, что на данном историческом этапе русско-испанское взаимодействие носило глубинный характер и затронуло многие стороны русского общества и культуры, оказав значительное влияние.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексеев М.П. Очерки истории испано-русских литературных отношений. – Л.: ЛГУ, 1964. – 216 с.

2. Амельченкова С.А. Испанское влияние на русскую культуру в XIX веке. Автореф. дисс. к. культурологии: 24.00.01. – М., 2008. – 26 с.

3. Багно В.Е Россия и Испания: общая граница. – М.: Наука, 2006. – 478 с.

4. Волков Г.И. Политическая история Испании ХХ века – М., 2008 – 318 с.

5. История внешней политики России. Конец XIX - начало XX века. - М., 2008. – 646 с.

6. Кулешова В.В. Испания глазами русских путешественников второй половины XIX – начала XX в // Проблемы испанской истории. - М.: Наука, 1984. – С. 34-46.

7. Медников И.Ю. Воспоминания Соловьева Ю.Я. о дипломатической службе в Испании в 1912-1918 // Источниковедческие исследования. М.: МГУ, 2004. - Вып.2. - С. 89-116.

8. Медников И.Ю. Испания в годы Первой мировой войны – М., 2007 – 384 с.

9. Очерк истории Министерства иностранных дел. 1802 - 1902. М.: Внешняя политика, 2002. - 240 с.

10. Россия и Испания. Документы и материалы. 1667-1917. Т2. - М.: АСТ,1997. – 256 с.

11. Соловьев Ю.Я. Воспоминания дипломата. 1893-1922. – М.: Харвест, 2003. – 416 с.

12. Сарабьянов Д.В. Россия и Запад. Историко-художественные связи. XVIII - начало ХХ века. – М: Искусство., 2003. – 296 с.

13. Хвостов В.М. История дипломатии. В 2т. М.: Правда,1963. - Т.2. – 460 с.


[1] Хвостов В.М. История дипломатии. В 2т. М.,1963.Т.2

[2] Волков Г.И. Политическая история Испании ХХ века – М., 2008. С. 16-17.

[3] Россия и Испания. Документы и материалы. 1667-1917. Т2. - М.: АСТ,1997. С. 122.

[4] Там же, стр. 124

[5] Там же, стр. 125.

[6] Там же, стр. 134.

[7] История внешней политики России. Конец XIX - начало XX века. - М., 2008. С. 245.

[8] Россия и Испания. Документы и материалы. 1667-1917. Т2. - М.: АСТ,1997. С. 140.

[9] Кулешова В,В. Испания глазами русских путешественников второй половины XIX – начала XX в // Проблемы испанской истории. - М.: Наука, 1984. – С. 38.

[10] Багно В.Е Россия и Испания: общая граница. – М.: Наука, 2006.С. 213.

[11] Соловьев Ю.Я. Воспоминания дипломата. 1893-1922. – М.: Харвест, 2003. С. 220.

[12] Там же, стр. 221.

[13] Там же, стр. 222.

[14] Кулешова В,В. Испания глазами русских путешественников второй половины XIX – начала XX в // Проблемы испанской истории. - М.: Наука, 1984. – С. 38.

[15] Соловьев Ю.Я. Воспоминания дипломата. 1893-1922. – М.: Харвест, 2003. – с. 304

[16] Россия и Испания. Документы и материалы. 1667-1917. Т2. - М.: АСТ,1997. С. 152.

[17] Хвостов В.М. История дипломатии. В 2т. М.: Правда,1963. - Т.2. С. 214.

[18] Медников И.Ю. Воспоминания Соловьева Ю.Я. о дипломатической службе в Испании в 1912-1918 // Источниковедческие исследования. М.: МГУ, 2004. - Вып.2. - С. 96.

[19] Хвостов В.М. История дипломатии. В 2т. М.: Правда,1963. - Т.2. С. 342.

[20] Хвостов В.М. История дипломатии. В 2т. М.: Правда,1963. - Т.2. С. 238.

[21] Там же, стр. 240.

[22] Волков Г.И. Политическая история Испании ХХ века – М., 2008. С. 110.

24 Россия и Испания. Документы и материалы. 1667-1917. Т 2. - М.: АСТ,1997. С. 168.

 

[24] Соловьев Ю.Я. Воспоминания дипломата. 1893-1922. – М.: Харвест, 2003. С. 287.

[25] Там же, стр. 289.

[26] Там же, стр. 290.

[27] Соловьев Ю.Я. Воспоминания дипломата. 1893-1922. – М.: Харвест, 2003. С. 244.

[28] Там же, стр. 247.

[29] Медников И.Ю. Испания в годы Первой мировой войны – М., 2007. С. 187.

[30] Россия и Испания. Документы и материалы. 1667-1917. Т 2. - М.: АСТ,1997. С. 192.

[31] Приводится по: Волков Г.И. Политическая история Испании ХХ века – М., 2008. С. 126-128.

[32] Волков Г.И. Политическая история Испании ХХ века – М., 2008. С. 134.

[33] Россия и Испания. Документы и материалы. 1667-1917. Т 2. - М.: АСТ,1997. С. 194.

[34] Соловьев Ю.Я. Воспоминания дипломата. 1893-1922. – М.: Харвест, 2003.

[35] Амельченкова С.А. Испанское влияние на русскую культуру в XIX веке. Автореф. дисс. к. культурологии: 24.00.01. – М., 2008. С. 8.

[36] Приводится по: там же, стр. 12.

[37] Алексеев М.П. Очерки истории испано-русских литературных отношений. – Л.: ЛГУ, 1964. – 216 с.

[38] Амельченкова С.А. Испанское влияние на русскую культуру в XIX веке. Автореф. дисс. к. культурологии. – М., 2008. – с.22

[39] Кулешова В,В. Испания глазами русских путешественников второй половины XIX – начала XX в // Проблемы испанской истории. - М.: Наука, 1984. – С. 34-46.

[40] Медников И.Ю. Воспоминания Соловьева Ю.Я. о дипломатической службе в Испании в 1912-1918 // Источниковедческие исследования. М.: МГУ, 2004. - Вып.2. - С. 112.

[41] Там же, стр. 113.

[42] Кулешова В,В. Испания глазами русских путешественников второй половины XIX – начала XX в // Проблемы испанской истории. - М.: Наука, 1984. – С. 37.

[43] Хвостов В.М. История дипломатии. В 2т. М.,1963.Т.2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: